Внеклассное мероприятие по математике «Колесо истории» (для учеников 5- 7 класса)
методическая разработка (5 класс) на тему

Мезенева Радмила Матвеевна

 Целью мероприятия является: создать условия для повышения мотивации к изучению предмета.

Задачи:

·        познакомить учеников с жизнью и деятельностью М. Ломоносова;

·        активизировать познавательные способности;

·        способствовать развитию креативных способностей;

·        развивать математическое мышление;

·        формировать научное мировоззрение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Колесо истории»

(игра для учащихся 5-7 классов)

Цель: создать условия для повышения мотивации к изучению предмета.

Задачи:

  • познакомить учеников с жизнью и деятельностью М. Ломоносова;
  • активизировать познавательные способности;
  • способствовать развитию креативных способностей;
  • развивать математическое мышление;
  • формировать научное мировоззрение.

Оборудование: ИАК

Домашнее задание: придумать название команды, приветствие.

 сочинить математическую сказку, написать стихотворение о каком-нибудь математическом термине.

Ход мероприятия.

(сл 2) Ведущий. 8 ноября 2011 года исполнилось 300 лет со дня рождения великого русского ученого — первого русского учёного -естествоиспытателя мирового значения, энциклопедиста, химика и физика. Ломоносов интересовался всем, что окружало его. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог и поэт. Михаил Васильевич утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. И сегодня наше «Колесо истории» будет вращаться около этого замечательного человека.

Итак, мы начинаем. Сегодня в этом зале собрались знатоки математики и истории. Поприветствуем их.

- слово предоставляется 5 классу.

- слово предоставляется 6 классу.

-слово предоставляется 7а классу.

- слово предоставляется 7б классу.

(сл 3) Ведущий:

Лучшими моментами в детстве М. В. Ломоносова были его походы с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. М. В. Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет.

Сценка:

М.: Батько, а батько, возьми меня с собою в море, хочу тебе помогать, рыбу ловить.

Отец: Нет, мал еще. Мне помощник нужен, сети ставить, грести, а ты не годишься.

М.: Я смогу,  я же самый сильный, быстрый и умный среди сверстников, в любой игре всех побеждаю.

Отец: побеждать не главное. Главное для рыбака, выдержка и упорство, уметь добиваться своего. Нужно иметь хитрость рыбацкую, придумать как рыбу изловить и в деревню вест улов доставить.

М: Ну возьми, я научусь, я способный, уже все морские пути выучил.

О.: хорошо, коль считаешь, что способности у тебя большие. Пойдем в море, попробуем поймать хоть что-нибудь.

  Ведущий. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями.

(сл 4) Ведущий:  Грамоте обучил Михайлу Ломоносова дьячок местной церкви С. Н. Сабельников. Рано  зародилось в Ломоносове сознание необходимости «науки», знания. В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал.

 (сл 5) Задание от дьякона:

Перед вами  баллы  за предложенный вопрос. Кто первым правильно ответит на мой вопрос, тот и будет  выбирать поле с очками.

Вопрос: (если ответа нет, покупают его у дьякона, за 50 баллов)

  1. Назовите день рождение М.В. Ломоносова. ( 8 ноября 1711)
  2. Во сколько лет Михайло начал  ходить с отцом в море? (в 10 лет)
  3. Назовите фамилию дьякона, который обучил Ломоносова грамоте? (Сабельников)

Решить пример – ребус.

100. Л + Л = АД, а Л х Л = ДА. Чему равно число ЛАД?(918)

200.   СОР+СОР=УРОН (602+602=1204)

300. АБ·ВГ=БББ (37·21=777 или 15·37=555)

(сл  9 )  Ведущий: Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. И чем шире становились интересы юноши, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность. В декабре 1730 года в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел две рубахи, тулуп, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. В начале января 1731 года Ломоносов прибыл в Москву, где он никого не знал.

(сл 10) Спасские школы.

Л: Здравствуйте!

Ректор:  приветствую вас, молодой человек? Чем могу быть полезен?

Л: В вашу школу хочу поступить, знаниями овладеть и с миром теми знаниями делиться.

Ректор: Позвольте, а сколько же лет вам?

Л: уже 19, недавно исполнилось.

Ректор: Так, так, так. И в какой же класс вы хотите поступить?

Л: Ясно в какой, в 1

Ректор: Да ты что, в 1 классе у  нас ребята осьми и девяти лет. Засмеют.

Л: Ну и что! Я за 1 год по три класса проходить буду.

Ректор: Вот потеха ну, что ж посмотрим, чем дело кончится! Иди учись в 1 класс.

( сл 11) Ведущий:

 Удивительная целеустремлённость была присуща М. В. Ломоносову. В то время как многие его товарищи в свободные от занятий часы проводили беззаботно, Михайло пропадал в библиотеке, он читал летописи,  издания светского содержания и философские, и даже — физические и математические сочинения. Из академической биографии известно, что по прошествии первого полугодия он был переведён из нижнего класса во второй, и в том же году — в третий. Через год, в достаточной мере овладев латынью, и будучи уже способен на латинском сочинять небольшие стихи, начал учить греческий. Извлекая урок из «наказания»  за учинённый им школьный проступок, Михайло Ломоносов в стихотворной форме излагает перевод латинской нравоучительной притчи.

«

СТИХИ НА ТУЯСОК 

Услышали мухи
Медовые духи,
Прилетевши, сели,
В радости запели,
Егда стали ясти,
Попали в напасти;
Увязли бо ноги:
Ах! — плачут убоги,
Мёду полизали,
А сами пропали.

»

Учитель пишет на это: pulchre (лат. превосходно)…

(сл 12) Спасская школа:

Учитель словесности:  Перед вами  баллы  за предложенный вопрос. Кто первым правильно ответит на мой вопрос, тот и будет  выбирать поле с очками.

Вопросы учителя словесности: (ответ стоит 100 баллов)

  1. Во сколько лет Ломоносов отправился с обозом в Москву?(19)
  2. Какие учебники взял с собой Михайло, когда собрался с рыбным обозом? («Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого)
  3. Сколько классов закончил Ломоносов за первое  полугодие обучения?             (3 класса)

Задание от учителя словесности:

200. Назовите известный  русских математиков? (1 ученый – 50 баллов)

400. Продолжи последовательность:
8, 27, 64, 125, ___(216)

600. Преподавателями в Спасских школах у Михайло были Герман Канцевич, Герман Канашевич, Тарасий Посников, Феофилакт Кветницкий. На вопрос какие предметы они преподавали, учителя ответили так:

Т. Посников: ни ректор, ни латинскую азбуку;

Г. Канцевич: не русскую и латинскую поэзию(один предмет);

Г. Канашевич: латинскую азбуку.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: кто же вел синтаксис?

(сл 16) Ведущий: В 1734 году Ломоносов отправляется в Киев, где на протяжении нескольких месяцев обучается в Киево-Могилянской академии, но не найдя там материалов для физики и математики, он «прилежно перечитывал летописи и творения святых отцов».     В следующем, 1735 году,  Ломоносов был вызван в Академию Наук, и в числе избранных , двенадцати учеников Спасского училища, отправлен в Петербург, где зачислен в студенты университета при Академии Наук.

 (сл 17) Первое время положение Ломоносова и его товарищей в Петербургской Академии Наук было весьма неопределённым. Одним из существенных пробелов в их образовании было то, что они не знали немецкого языка.

Учитель:

Л: не владеем мы вашим языком, латынь знаем, греческий знаем, русский знаем, а немецкий еще не учили.

Учитель: Так как же вы науками овладевать будете, ведь научные труды все на немецком языке напечатаны, все лекции на немецком вам читать будут.

Л: И что же, выучу ваш язык, еще на русский переводить для товарищей буду.

У: Ха- ха, где же, переведешь. В русском языке даже понятий научных нет, не приспособлен ваш язык для наук.

Л: Вот выучусь и все нужные понятия введу, и все на русском языке!

(сл 18) Ведущий: М. В. Ломоносов стал первым публиковать научные труды на русском языке. Он ввел такие понятия как: корпускула(молекула),  термометр, формула, поршень, упругость, атмосфера, барометр, манометр, полюс магнита. Построил «аэродинамическую машину», которая была первым в мире вертолетом.

(сл 19) Вопросы профессора: (ответ стоит 200 баллов)

Профессор: Я задам вам несколько вопросов, ответ на мой вопрос даст вашей команде 200 баллов.

  1. Во сколько лет Ломоносов поехал учиться в Академию Наук? (24 года)
  2. Сколько учеников поехало вместе с ним учиться в Академию Наук?(11)
  3.  В каком городе находилась Академия Наук? (Петербург)

Задание от профессора:

Составить словарь математических терминов.(каждый термин 10 баллов)

  (сл 20) Ведущий: В Сибири работала экспедиция из Академии наук, но в ее составе не хватало химика, знающего горное дело. Западноевропейские химики отказывались от предложения ехать на большое расстояние порядка 10 тысяч вёрст. Тогда и было решено послать русских студентов на обучение в Германию. В марте 1736 года Академия Наук принимает решение отправить 3 наиболее способных молодых людей, для учёбы в Европу.

(сл 21) Президент Академии Наук Иоганн Корф представил правительству два списка учеников, предлагавшихся для отправки обучаться в Германии горному делу.

Сценка:

Корф: В первом списке значатся те, кто знают немецкий и латинский, во втором — только латинский.

Чиновник: Хорошо, берем молодых людей из первого списка, так как едут в Европу, нужно находить общий язык с простым людом, со студентами и преподавателями.

Корф: Позвольте. Но во втором списке значится  Ломоносов и Виноградов , их крайне необходимо взять, они все те свойства имеют, каких помянутой берг-физикус требует… Хотя Дмитрий Виноградов с Михайло Ломоносовым немецкого языка и не знают, однако ещё в бытность свою здесь через три месяца столько научиться могут, сколько им надобно…

В Германию могут быть посланы:

  1. Густав Ульрих Райзер, советника Берг-коллегии сын, имеет от роду семнадцать лет.
  2. Дмитрий Виноградов, попович из Суздаля, шестнадцати лет.
  3. Михайло Ломоносов, крестьянский сын из Архангелогородской губернии Двинского уезда Куростровской волости, двадцати пяти лет.

Ведущий: Это показывает, что способности Ломоносова были настолько очевидны, что правительство и руководство Академии не смутило его крестьянское происхождение.

( сл 22) Ведущий: За границей Ломоносов пробыл пять лет: около 3 лет обучался в Марбургском университете и 2 года во Фрайберге учился металлургии. Из Германии Ломоносов вынес обширные познания в области математики, физики, химии, горном деле.

(сл 23) Мастер  горных дел, Генкель:  Перед вами  баллы  за предложенный вопрос. Кто первым правильно ответит на мой вопрос, тот и будет  выбирать поле с очками.

Вопросы: (ответ стоит  300 баллов)

  1. Почему правительство России решило отправить своих студентов в Европу? ( нужны были химики)
  2. В какой стране учились русские студенты? ( в Германии)
  3. Сколько времени провел Ломоносов за границей?

В горном деле важное умение, делать правильно разрезы горных пород.

Задание:  

300: Сколько нужно сделать распилов, чтобы распилить бревно на 12 частей? (11)

600: Разрезать квадрат на 4 равные  предложенные фигуры.

800: Разделить фигуру на 3 равные части.

( сл 27) Ведущий: В 1741 году Ломоносов смог вернуться в Петербург.  

10 июня 1741 года Ломоносов был направлен к профессору  ботаники и естественной истории И. Амману для изучения естествознания, где приступил к составлению Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры.  В 1745 году он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке.

(сл 28)  В 1753 году, Ломоносову удается устроить фабрику мозаики. Здесь был создан шедевр «Полтавская баталия» (14 футов×9футов), который находится в здании Академии Наук г.Петербурга, мозаичная работа «Петр Первый».

  (сл 29) Под влиянием Ломоносова совершается в 1755 году открытие Московского университета, для которого он составляет первоначальный проект, основываясь на «учреждениях и обрядах» иностранных университетов, сейчас этот университет носит имя М.В.Ломоносова.

Сценка:

Миллер:  университет, конечно, хорошее дело, но здесь нужно хорошенько подумать. С одной стороны хоть наши детки учеными дома смогут стать!

Л: Не только ваши детки, но и детки крестьян…

Миллер: Как крестьян, как крестьян, куда им тягаться с учеными людьми, да и вообще зачем России ученые люди нужны ?

Л: Учёные люди — нужны для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистые веры, земледельства и предзнания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом»

 Ведущий: В 1759 году  Ломоносов занят устройством гимназии и составлением устава для неё и университета при Академии, причём опять всеми силами отстаивает права низших сословий на образование, возражая на раздававшиеся вокруг него голоса.

(сл 30) Вед:  В университетах люди получают универсальные знания, которые могут им пригодится в дальнейшей работе. Все команды получили домашнее задание. Сейчас у вас есть возможность продемонстрировать свою версию определения математических  терминов.

Выступление команд:

(сл 31) Ведущий: В течение всей своей жизни Михаил Васильевич делает ряд важнейших открытий в астрономии (выявил наличие атмосферы у Венеры), химии, объяснил  природные явления: землетрясение, молнии, северное сияние и другие.  Мы думаем, что вы заинтересовались деятельностью М.В. Ломоносова и то, о чем мы вам не рассказали, узнаете сами.

Среди этих неустанных трудов Ломоносов умирает 4 апреля 1765 года. В конце жизни Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской и Болонской академий наук.

(сл 32) Многогранность таланта М.В. Ломоносова признали только после его смерти.  Так его характеризует А. С. Пушкин:

«

Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, даёт законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытие Франклина, учреждает фабрику сам сооружает махины, дарит художественные мозаические произведения, и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка

»

Ведущий: Слово для награждения предоставляется жюри.



Предварительный просмотр:

https://yadi.sk/d/quIrcmv3cjdRW  (презентация)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие по физике «Колесо истории»

Эта игра-викторина разработана для  учащихся 9-х классов, которая может проводиться в школе в рамках предметной неде...

Внеклассное мероприятие по физике «Колесо фортуны» для 8 – 9 классов

внеклассное занятие по физике подготовлено в игровой форме с целью проверки знаний учащихся....

Внеклассное занятие по математике "Колесо истории"

Исторический материал, используемый на уроках и внеклассных занятиях, способен воспрепятствовать однобокому развитию математических способностей, призван повышать уровень грамотности, расширять знания...

Конспект внеклассного мероприятия с презентацией "Колесо истории"

Внеклассное мероприятие«Колесо истории».(игра для учащихся старших классов)  «Считай несчастным тот день или тот час, в котором ты не усвоил ничего, ничего не прибавил к своему образованию» ...