Проектирование урока математики в режиме технологии модульного обучения
статья по алгебре по теме

Андреева Татьяна Викторовна

На протяжении нескольких лет целью образовательного процесса считался выпускник, овладевший знаниями в пределах школьной программы, а также умениями и навыками учебного труда. На современном этапе большой объем информации и новых знаний по изучаемым предметам и невозможность освоить их, привели к противоречию между требованиями, предъявляемыми к уровню подготовленности выпускников основного, среднего общего образования  и недостаточной научно-методической разработанностью  системы, обеспечивающей требуемый  уровень подготовленности. 

Поэтому важнейшей задачей школы на сегодня  является - научить обучающихся самостоятельно добывать знания и применять их на практике, способствовать формированию самостоятельности мышления обучающихся. Это требование времени, социальная задача, которую призвана решать прежде всего школа. В моей практике решить данную задачу помогает  модульная технология обучения, которая предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_statya.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование урока математики

Андреева Татьяна Викторовна

учитель математики

 МБОУ СОШ № 166 г.о. Самара

На протяжении нескольких лет целью образовательного процесса считался выпускник, овладевший знаниями в пределах школьной программы, а также умениями и навыками учебного труда. На современном этапе большой объем информации и новых знаний по изучаемым предметам и невозможность освоить их, привели к противоречию между требованиями, предъявляемыми к уровню подготовленности выпускников основного, среднего общего образования  и недостаточной научно-методической разработанностью  системы, обеспечивающей требуемый  уровень подготовленности.  

Поэтому важнейшей задачей школы на сегодня  является - научить обучающихся самостоятельно добывать знания и применять их на практике, способствовать формированию самостоятельности мышления обучающихся. Это требование времени, социальная задача, которую призвана решать прежде всего школа. В моей практике решить данную задачу помогает  модульная технология обучения, которая предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем.

Теория модульного обучения подробно изложена в работах И.Б. Сенновского, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, П.А. Юцявичене и др. Модульное обучение основывается на главном понятии теории поэтапного формирования умственной деятельности.

 Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. В состав модуля входят:

•   целевой план действий;

•   банк информации;

•   методическое руководство по достижению дидактических целей.

  Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу деятельности ученика.

• Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

• Задачи учителя - мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль и непосредственно их консультировать.

В модульной программе предусмотрены задания, выполнение которых требует

• парной,

• групповой,

 коллективной

     форм организации деятельности, способствующей развитию коммуникативных умений.

 Приступая к разработке модульного урока, необходимо помнить, что он должен занимать не менее 2 академических часов, т.к. на подобном занятии необходимо определить исходный уровень знаний и умений учащегося по изучаемой теме, дать новую информацию, отработать учебный материал и провести выходной контроль.

При составлении модуля используют следующие правила:

1) В начале модуля проводят входной контроль умений учащихся, чтобы определить уровень их готовности к дальнейшей работе. При необходимости проводится коррекция знаний путем дополнительного объяснения.

2) Обязательно осуществлять текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента. Чаще всего это самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцами и т.п. Его цель - выявить уровень пробелов в усвоении учебного элемента и устранить их.

3) После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Его цель - выявить уровень усвоения модуля с последующей доработкой.

На модульных уроках учащиеся могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава. Форма посадки свободная, каждый из них имеет право выбора: один он будет работать или с кем-либо из товарищей.

Роль преподавателя на уроке заключается в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержке учеников.

Технология модульного обучения создает надежную основу для индивидуальной и групповой самостоятельной работы обучающихся и приносят до 30% экономии учебного времени без ущерба для полноты и глубины изучаемого материала. Кроме того, достигается гибкость и мобильность в формировании знаний и умений обучающихся, развивается их творческое и критическое мышление.

Достоинства модульного обучения:

1. Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика.

2. Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками.

3. На уроке в режиме модульной технологии ученик работает в оптимальном для него режиме, не испытывая страха и стресса, следуя плану технологической карты, получая положительные результаты в изучении темы.

4. Поэтапный - модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения.

5. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства учителя.

6. Обеспечение высокого уровня активизации учащихся на уроке.

7. Первоочередное формирование навыков самообразования.

Недостатки и ограничения модульного обучения:

1. Большая трудоемкость при конструировании модулей.

2. Разработка модульных учебных программ требует высокой педагогической и методической квалификации, специальных учебников и учебных пособий.

Алгоритм составления модуля:

1. Определение места модульного урока в теме;

2. Формулировка темы урока;

3. Определение и формулировка цели урока (в данном случае эта цель - интегрирующая) и конечных результатов обучения;

4. Подбор необходимого фактического материала;

5. Отбор методов и форм преподавания и контроля;

6. Определение способов учебной деятельности учащихся;

7. Составление модуля данного урока;

8. Подготовка необходимого количества копий текста урока (разработка модульного урока должна быть у каждого учащегося).

Первый шаг - определение интегрирующей цели модуля.

Второй шаг - Разбиение на учебные элементы в соответствии с логикой того или иного типа учебного занятия.

Третий шаг - формулирование цели каждого учебного элемента.

Четвертый шаг - определение содержания каждого учебного элемента.

Пятый шаг - формулирование рекомендаций (советов) учащимся.

Данную технологию я применяю на уроках математики в 9-11 классах. В качестве примера я привожу разработку технологической карты урока по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме: «Вычисление наибольшего и наименьшего значения функции с помощью производной».

Этапы        

Деятельность учителя        

Деятельность ученика        

Универсальные учебные действия

Результат

I. Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель этапа: создание условий для возникновения внутренней потребности к деятельности

Раздаёт каждому ученику модуль (технологическую карту ученика) для изучения темы  «Вычисление наибольшего и наименьшего значения функции с помощью производной».

Проявление доброжелательного внимания.

Проверка наличия учебных средств, рациональное размещение на парте

        

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Возникновение внутренней потребности к деятельности.

II. Изучение нового материала.

УЭ-1

Цель: Познакомиться с планом вычисления наибольшего и наименьшего значений функций на отрезке.

Наблюдает, консультирует

Работают, используя учебник: читают п.25, разбирают пример 1, знакомятся с теоремой Вейерштрассе составляют план вычисления наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке. Выполняют задание: Найти наименьшее значение и наибольшее значение функции у=2х3-9х2+12х-12 на отрезке [0;3]. Проверяют свою работу по приложению 1 и оценивают.

(15 минут)

Регулятивные: планирование – составление плана и последовательности действий, самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Познавательные: работа с информацией, смысловое чтение.

Личностные: самоконтроль, самооценка

Самостоятельное приобретение знаний, составление плана. Работа по плану отыскания наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке. Умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

III. Изучение нового материала.

УЭ-II

Цель: научиться отыскивать наибольшее или наименьшее значение функции на интервале.

Консультирует         

Учащиеся работают в группах. Выполняют задание: найти наибольшее значение функции у = х3 -6х2+9х-4 на интервале (0;2).

Делают вывод: как перейти от отыскания наибольшего или наименьшего значения функции на отрезке к отысканию наибольшего или наименьшего значения функции на интервале. Проверяют работу по приложению 2, оценивают.

 (10 минут)

Личностные: самоконтроль и самооценка.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и ее результата с заданным эталоном; умение строить логические рассуждения и делать выводы.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество со сверстниками.

Познавательные: работа с информацией, смысловое чтение.

Умение делать вывод. Умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

IV. Реализация полученных знаний.

УЭ-III

Цель: Применение полученных знаний к решению задач.

Наблюдает, консультирует

Работают, используя учебник. Решают задачу: Число 24 представьте в виде суммы двух неотрицательных слагаемых так, чтобы сумма квадратов этих чисел была наименьшей.

Проверяют по образцу приложение 3, оценивают (15 минут)

Познавательные: работа с информацией, смысловое чтение.

Личностные: самоконтроль и самооценка.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и ее результата с заданным эталоном.

умение примененять знания по данной теме. Умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

V Выходной контроль

УЭ-IV

Цель: проверка уровня усвоения материала

контролирует

Выполняют рейтинговую работу.

(35 минут). Взаимопроверка по образцу. Проводят оценивание по критериям.

Коммуникативные: осуществлять взаимоконтроль

Познавательные:

Применять полученные знания

1 уровень- отыскивать наибольшее или наименьшее значение функции на отрезке;

2 уровень – на интервале:

3 уровень – применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели: фиксирование достижения цели, выявление условий, которые позволили достигнуть цель

 фиксирует новое содержания, изученное на уроке;

организовывает рефлексивный анализ учебной деятельности учащихся;

 организовывает оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

организовывает фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности;

организовывает обсуждение и запись домашнего задания.

Подводят итоги совместно с учителем. Заполняют таблицу оценок.

Познавательные:

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Для достижения образовательного результата необходимо выполнение критерий эффективности урока:

  1. если ученик готов к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности;
  2. если ученик самостоятельно планировал путь достижения цели;
  3. если ученик умеет организовывать учебное сотрудничество;
  4. если ученик умеет делать выводы, составлять план;
  5. если ученик умеет осознанно использовать полученные знания;
  6. если ученик выполняет самоконтроль по образцу;
  7. если ученик выполняет взаимоконтроль по образцу;
  8. если ученик умеет самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Итак, модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. При этом необходимо чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль учителя при модульном обучении сводится к управлению работой учащегося. При такой организации он имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабоуспевающим и поощрять «сильных». Особенность еще и в том, что в ходе урока учащиеся получают много оценок (баллов), которые выставляются только в тетради. При этом получается, что даже двойка становится баллом. В журнал выставляются оценки только «выходного контроля», который проводится в конце изучения темы.

Список литературы

1. Третьяков П.И., Сенновский И.Б.  Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография/ Под ред. П.И. Третьякова. - М.: Новая школа, 1997. - 352с.

2. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения - Каунас, 1989.-286с.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998. - 344с.

4. Голощёкина Л.П., Збаровский B.C. Модульная технология обучения: Методические рекомендации. - СПб: ЮНИТИ-ДАНА, 1993. - 135с.

5.  www.festival. 1 september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектирование урока истории в режиме технологии проблемного обучения».

Примером работы учителя истории в режиме технологии проблемного обучения может быть модель урока по изучению темы «Земледельцы Аттики теряют свободу» с составлением технологической карты. ...

Проектирование урока химии в режиме технологии личностно-ориентированного обучения

Современная российская школа находится в сложном периоде поиска и обретения нового смысла своего существования, без постижения которого невозможно исполнения её функций как ведущего института образова...

«Проектирование урока истории в режиме технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"»

  Критическое мышление — это способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения.•...

Проектирование урока литературы в режиме технологии проектного обучения

Среди  широкого спектра современных образовательных технологий, которые применяются в учебном процессе для повышения результативности педагогической деятельности, можно выделить  технологию ...

Проектирование урока литературы в режиме технологии проектного обучения

Среди  широкого спектра современных образовательных технологий, которые применяются в учебном процессе для повышения результативности педагогической деятельности, можно выделить  технологию ...

«Проектирование урока математики в режиме технологии дифференцированного обучения»

Если в условиях города у  родителей есть выбор образовательного учреждения, и они стараются реализовать образовательные потребности ребенка через подбор образовательного учреждения или класса с у...

Методический семинар «Формирование познавательной учебной деятельности на уроках математики с применением технологии интегрированного обучения»

В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности....