Из опыта использования ИКТ на уроках математики и во внеурочное время
статья по алгебре на тему

В статье описаны возможности применения информационных технологий в учебном процессе (элементы программ Microsoft Office PowerPoint и Microsoft Office Publisher).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Байдак Татьяна Анатольевна,

учитель математики

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 6 г. Гуково

ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь двигателем мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовательной системе, развивая познавательные способности человека, влияя на содержание и преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование гражданина необходимо для его успешной жизни в современном обществе [1]. 

Последние десятилетия отмечены бурным развитием информационно-коммуникативных технологий в образовании. Сегодня практически во всех школьных учебных кабинетах появилось новое современное оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски) - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных предметов. Использование компьютера на уроках и во внеурочной деятельности создаёт учителю славу человека продвинутого и передового. Поэтому перед каждым учителем встаёт задача - научиться профессионально совмещать собственный преподавательский стиль с теми техническими возможностями, которые предоставляют новые информационные технологии.                                                                                                                                   В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учитель должен выстраивать учебный процесс, используя возможности средств ИКТ, и соответственно уметь:

  •         управлять учебным процессом;
  •         создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;
  •         индивидуально и коллективно создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы...;
  •         размещать, систематизировать и хранить (накапливать) материалы учебного процесса (в том числе обучающихся и педагогических работников; используемые участниками учебного процесса информационные ресурсы);
  •         ... [2].

Первоначально использование компьютера в образовательном процессе для меня было в качестве “печатной машинки с памятью”: набор текстов, составление различных отчётов, изготовление простейших раздаточных дидактических материалов; систематизация и хранение документов в компьютере.

Позже я открыла для себя новые возможности применения информационных технологий в учебном процессе. И, в первую очередь, это основные элементы программ Microsoft Office PowerPoint и Microsoft Office Publisher.

Компьютер прочно вошёл в нашу жизнь, нашел своё место в каждой школе, в каждой семье. Всё большее число обучающихся осваивают первоначальные навыки пользователя компьютером ещё в начальной школе. А потому отказаться от использования компьютера на уроках математики и во внеурочное время просто нельзя. Целесообразность его использования объясняется тем, что появляется возможность достичь тех результатов обучения, какие нельзя получить без применения такового.

Преимущество современного педагога заключается в свободе выбора методик и технологий, учебников и программ. Формы и место использования информационных технологий на уроке, конечно, зависят от содержания самого урока, его целей и решаемых задач. Опыт работы в этом направлении показал, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках математики на следующих этапах его проведения:

  •         вхождение в тему урока;
  •         создание условий для осознанного восприятия нового материала, когда появляется возможность дополнить устное объяснение различными иллюстрациями - слайдами, схемами, чертежами с применением анимации, что позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, вызвать интерес и повышенное внимание обучающихся;
  •         проведении устного опроса на тренажёре;
  •         организация исследовательской деятельности обучающихся.

Остановлюсь на некоторых, на мой взгляд, удачных приёмах из опыта использования информационных технологий на уроках математики и во внеурочное время.

Вхождение в тему урока.

Урок математики в 5 классе, тема урока зашифрована в виде ребуса.

Используя правила разгадывания ребусов, обучающиеся сами формулируют тему урока "Деление".

Урок геометрии в 7 классе, тема урока "Сумма углов треугольника".

На экран выводится слайд, созданный в программе Microsoft PowerPoint с изображением простого уголкового процесса: ОТРЕЗОК - СТОРОНА ТРЕУГОЛЬНИКА - ПЕРИМЕТР ТРЕУГОЛЬНИКА. По предложенной схеме-цепочке в верхней части слайда обучающимся необходимо составить аналогичную схему-цепочку в нижней части слайда, начиная со слова УГОЛ. Изучив схему, они  устанавливают, что на первом месте стоит математический термин - геометрическая фигура, на втором – элемент треугольника, а на последнем – сумма указанных элементов. Значит, недостающие слова в нижней схеме: УГОЛ ТРЕУГОЛЬНИКА, СУММА УГЛОВ ТРЕУГОЛЬНИКА. Слайд снабжён анимацией; появляются недостающие надписи и тема урока "Сумма углов треугольника".                                                                                                        Использование тренажёров для проведения устного опроса, разработанных в программе Microsoft PowerPoint с помощью Visual Basic for Applications.

На экран при помощи проектора выводится слайд с определённым количеством вопросов, закодированных номерами. Чем больше вопросов, тем выше возможность опроса большего числа учеников. Ученик сам выбирает номер вопроса и задание ему предъявляет компьютер.  Если ученик дал верный ответ, то опрос продолжается дальше. Если же ответ ученика неверен, то компьютер "просит повторить вычисления". Проведение такого опроса позволяет ученику за небольшое время выполнить большой объём вычислений, отработать различные вопросы теории и практики. А учителю - оперативно осуществить контроль и скорректировать результаты такой работы.

Использование опорных конспектов, выполненных в программе для создания презентаций Microsoft PowerPoint с применением цвета, звука, анимации.

Компьютерные презентации – это самые современные технологии представления информации. Применять их можно на любом этапе урока: при ознакомлении с новым материалом, при закреплении изученного, на обобщающих уроках, при проверке и коррекции знаний и умений обучающихся.

Когда я провела свои первые уроки, основанные на демонстрации компьютерных презентаций, то увидела неподдельный интерес у обучающихся. Ведь нередко урок математики в традиционном обучении проводился преимущественно с использованием объяснительно-иллюстративного метода: посмотри, как делаю я, повтори и запомни. В таких случаях при объяснении нового материала большинство учеников являются лишь пассивными наблюдателями.

Каждый учитель знает, как важно немного остановиться после предъявления определения, формулировки утверждения или в доказательстве теоремы, чтобы дать возможность обучающимся глубже вникнуть в их суть. При устном объяснении это сделать трудно – класс может дезорганизоваться. Компьютер же позволяет сделать необходимую паузу: выделить главное, дополнить построения, многократно повторить логические цепочки. Пауза становится не пассивной, а заполненной экспериментальной работой - игрой с "живыми картинками" [3].

Организация исследовательской деятельности обучающихся.

Активное использование средств ИКТ позволяет обучающимся умело ориентироваться в бурном потоке информации: поиск информации в сети Интернет, самостоятельная работа с электронными образовательными ресурсами, отбор и сравнение материала, подготовка выступлений и докладов с помощью различных компьютерных технологий. Результатом такой работы являются подготовленные и публично представленные проекты обучающихся на школьных и городских научно-практических конференциях "Исследовательская деятельность обучающихся ".  

Создание различных публикаций: буклетов, открыток, визиток и т.д.

Буклет – это документ, изготовленный на одном листе, сложенном параллельными сгибами. Раскрывается напечатанный буклет, как ширма.

Программа Microsoft Publisher представляется мне наиболее удобной для создания информационного буклета, так как в ней имеются шаблоны публикаций для печати, что позволяет упростить процесс их создания. Приступая к созданию буклета нужно четко представлять себе, для чего и для кого готовится данная публикация. Следуя этому принципу, буклеты, на мой взгляд, можно разделить на три группы.

  1. Информационный буклет для учащихся. Такой буклет изготавливается мною совместно с учениками после изучения определенной темы и является логическим её завершением.
  2. Буклет для представителей педагогического сообщества.  Такой буклет изготавливается непосредственно перед заседанием ШМО или ГМО учителей-предметников.
  3. Информационный буклет для родителей. Такой буклет изготавливается мною непосредственно перед проведением различных мероприятий, таких, как родительское собрание, родительский лекторий.

При подготовке буклета необходимо придерживаться единого стиля оформления. Поскольку буклет является достаточно компактным по своему объёму, то и представленная в нём информация должна быть представлена в компактном виде. Буклет может содержать рисунки, фотографии, графики, схемы, таблицы.

При подготовке любого буклета, как никогда, особенно важными качествами, определяющими его содержание и культуру подачи материала, являются точность, ясность и краткость изложения. Здесь нужно хорошо продумать иллюстрации, эпиграфы, девизы, которые определяют основную идею публикации, создают положительный имидж его изготовителю.

Важно понять, что традиционный процесс обучения в школе, несомненно, давал образовательные результаты, но эти результаты были востребованы прежним обществом, с его ценностями и идеалами. Новые образовательные результаты, качественное математическое образование гражданина, можно получить только в условиях обучения в информационной образовательной среде, функционирование которой обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников, её использующих и поддерживающих [4].  

Литература

  1. Концепция развития математического образования (проект) от 21.11.2013 http://www.math.ru/conc/vers/conc-2111.pdf 
  2. Приказ Минобрнауки России от 04 октября 2012 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений" http://mon.gov.ru/dok/akt/8264
  3. А.В. Соколов Тема "Равенство треугольников" отрабатывается на компьютере Математика в школе, 1993, №5
  4. Е.В. Чернобай Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде М.:-Просвещение, 2012

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время с использованием информационно-коммуникационных технологий

 Развитие внутренних сил человека- это не только социальный заказ общества, но и потребность самого человека, осознающего свою опосредованность от объективного мира практикой и желающего реализовать с...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики и во внеурочное время.

Обобщение опыта работы учителя математики МБОУ Авдеевской СОШ Зарайского района Московской области Курносовой Татьяны Анатольевны...

Обобщение передового педагогического опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"

Цель данного  опыта – активация  познавательной  деятельности  студентов  при изучении  математики,  развитие творческого потенциала личности студента, как залог его...

Доклад на МО учителей математики и физики: « Использование развивающих заданий на уроках математики и во внеурочное время, как важнейшее направление работы с одарёнными детьми»

МКОУ « Александровская основная общеобразовательная школа»Докладна МО учителей математики и физики:« Использование развивающих заданий на уроках математики и во  внеурочное время, как важнейшее н...

Формирование математической грамотности на уроках математики и во внеурочное время с использованием активных форм обучения( из опыта работы )

В 2018 году девятиклассники нашей школы приняли участие в международном исследовании PISA. Наш опыт участия оказался успешным. Учащиеся показали достаточно высокий уровень компетенций по трем нап...

Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»

Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...