Использование интерактивной доски на уроке математики
учебно-методический материал по алгебре на тему

Михайленко Любовь Александровна

 

Важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, становится повышение эффективности урока – как основной формы обучения и воспитания учащихся и как следствие - качества обученности.  Для соответствия развития науки и восприятия школьниками окружающего мира необходим несколько иной подход к системе обучения, базовым элементом которого должна стать интерактивная школа. Положительно изменить многое в отношении детей  к учению может применение интерактивного оборудования на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование интерактивной доски на уроке математики

Михайленко Любовь Александровна

Учитель математики и физики МБОУ СОШ №6

 муниципального образования Каневской район Краснодарского края

Скажи мне, и я забуду.  Покажи мне,  и, может быть, я запомню. Но вовлеки меня,  и я пойму (Конфуций, 450 г. до н.э.). Факты, открытые учащимися самостоятельно, усваиваются ими лучше, чем преподнесённые учителем в готовом виде.

Важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, становится повышение эффективности урока – как основной формы обучения и воспитания учащихся и как следствие - качества обученности.  Для соответствия развития науки и восприятия школьниками окружающего мира необходим несколько иной подход к системе обучения, базовым элементом которого должна стать интерактивная школа. Положительно изменить многое в отношении детей  к учению может применение интерактивного оборудования на уроке.

Учитель, внедряющий в свою практику интерактивные средства обучения, должен быть уверенным пользователем ПК, уметь работать в Интернете, владеть методикой конструирования урока с применением интерактивного оборудования и мультимедийных ресурсов, как готовых, так и созданных им.

Интерактивная доска - это монитор с возможностью ввода данных в компьютер непосредственно с рабочей поверхности доски. Она соединяет в себе возможности компьютера, видеопроектора и тактильно-интерактивные функции пользователя (учителя, учащихся). Ее интерактивность заключается в возможности реагировать на действия пользователя, совершаемые на ее поверхности.

Интерактивная доска соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

Любые мыслительные операции основываются на простейших операциях визуального мышления. Основой визуального мышления выступает наглядно-действенное и чувственно-образное мышление, где при употреблении предметно-практических и чувственно-практических действий свойствами объектов в деятельности человека формируется построение предметного образа. Интерактивная доска помогает визуально отображать процесс мышления. Тактильное управление объектами по поверхности доски облегчает восприятие новой информации. "Контактное зрение" позволяет видеть лучше: предмет, до которого дотрагиваемся, лучше воспринимается и визуально. Включение к зрительному анализатору ещё и кожно-мускульного через использование неподвижных и подвижных иллюстраций, звуковых эффектов, заданий на тактильные ощущения, учитель активизирует у учащихся различные органы чувств, участвующие в восприятии нового материала.

Но интерактивная доска, благодаря заложенным в интерактивную доску возможностям, может стать инструментом, поддерживающим активные формы обучения только в случае организации учителем на уроке взаимодействия, постоянного обмена информацией между педагогом и учащимися. При этом она будет выступать как поле информационного обмена. Интерактивная доска является уникальной поддержкой в осуществлении обучения, при котором на нее выносятся:

  • материалы, демонстрирующие проблемную ситуацию;
  • материалы для организации обсуждения, дидактического диалога, эвристической беседы, проблемной лекции;
  • материалы, являющиеся результатом работы групп с последующим обсуждением;
  • виртуальные лабораторные работы, модели, интерактивные схемы, рисунки, таблицы, диаграммы, карты;
  • интерактивные задания, тесты.

По-новому может быть организована работа с часто используемыми педагогами презентациями. Возможности доски позволяют вносить в демонстрационном режиме презентации изменения, дополнения, создавать новые слайды, на которые учащиеся могут записывать результаты своей деятельности. Совместно созданные материалы по необходимости могут быть: сохранены (и не только в формате презентации); использованы на последующих уроках; распечатаны для домашней работы учащихся.

Видеозапись всех действий, производимых на доске, позволяет педагогу создавать дидактические материалы для поддержки самостоятельного изучения или повторения учащимся учебного материала.

Практика моей работы показывает, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках математики:

  • при проведении устного счёта (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);
  • при изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами; мотивация введения нового понятия; моделирование);
  • при проверке фронтальных самостоятельных работ (быстрый контроль результатов);
  • при решении задач обучающего характера (выполнение рисунков, составление плана работы; отработка определенных навыков и умений);
  • при организации исследовательской деятельности учащихся;
  • при интегрировании предметов естественно-математического цикла.

 Математика отличается абстрактностью объектов, а исследовательская деятельность с математическим содержанием носит преимущественно мыслительный характер. С помощью заданий на интерактивной доске можно сделать видимыми, наглядными изучаемые процессы, сложные для понимания.

Использование возможностей интерактивных досок вносит в учебный процесс новое качество. С помощью программного обеспечения, поставляемого вместе с интерактивной доской, несколькими прикосновениями маркера рисуем прямую линию, треугольник, прямоугольник или круг. При необходимости можно изменить размеры фигуры, перевернуть или перенести на другой участок доски. На уроках геометрии можно, разобрав задачу, сделать быстро цветной, аккуратный, четкий чертеж, а потом решать задачу, записывая решение, выделяя главное на чертеже. Используя шаблоны моментально можно начертить координатную прямую, координатную плоскость; показать измерение с помощью линейки и транспортира. При проверке домашнего задании можно дать не только правильные ответы, но и образец решения, отсканировав верно выполненную домашнюю работу.

С использованием интерактивной доски эффективнее проводятся обучающие самостоятельные работы. Рядом с каждым заданием можно написать не только ответы, но и решения. Проверяя свою работу, учащиеся видят свои ошибки, тут же исправляют их. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание материала.

Проведение уроков в форме презентаций увеличивает объем информации для усвоения. Создание презентаций — творческий, интересный, хотя, трудоемкий процесс. Но, как показывает опыт, потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.

Применение интерактивной доски на уроках математики, как показывает практика, оправдано, так как дает целый ряд преимуществ, как учителю, так и учащимся:

  • обеспечение более ясной, эффективной и динамичной подачи материала за счет использования презентаций и других ресурсов, возможности рисовать и делать записи поверх любых приложений, сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени;
  • развитие мотивации учащихся благодаря разнообразному увлекательному и динамичному использованию ресурсов;
  • использование различных стилей обучения (учитель может обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям);
  • обеспечение хорошего темпа урока;
  • упрощение проверки усвоенного материала на основе сохраненных файлов;
  • обеспечение многократного использования педагогами разработанных материалов, обмена материалами друг с другом;
  • стимулирование профессионального роста педагогов, побуждение их на поиск новых подходов к обучению

В центре любого образовательного процесса стоит ученик, ведомый учителем к знаниям. И если школьник от мотива «надо» придет к мотиву «мне интересно, я хочу это знать», то путь этот будет более радостным и плодотворным. Решению этой задачи как раз и способствует использование в процессе обучения интерактивной доски.

Литература

  1. Гомулина Н.Н. Особенности создания электронных образовательных ресурсов для интерактивных досок. Коллекции мультимедиа-компонентов «Умник-ПО» //Вопросы информатизации образования. Электронный ресурс. 2006, №10.
  2. Савченко Н.А. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/80306
  3. Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий: программа Intel «Обучение для будущего»: Учеб.-метод.пособие для студ.вузов. -М.: Интуит.ру, 2006.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование интерактивной доски на уроках математики при изучении темы "Проценты" в 5 классе"

До нынешнего года я на уроках пользовалась только мелом и доской. В этом году нам поставили интерактивную доску и мультимедийный проектор. Уроки стали проходить интереснее, даже самые слабые ученики с...

Использование интерактивной доски на уроках математики

Главным условием успеха каждого человека в эпоху информатизации становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличию умений с ней работать. Необходимо учесть, что ...

Использование интерактивной доски на уроках математики

Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет преподавателям выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать хо...

Эффективные приемы использования интерактивной доски на уроках математики

Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и р...

Использование интерактивной доски на уроках математики

Использование интерактивной доски на уроках математики...

Использование интерактивной доски на уроках математики

Из опыта организации урока математики с использованием интерактивной доски  Smart Board с программным обеспечением Notebook. Использование интерактивной доски на уроках математики позв...

Использование интерактивной доски на уроках математики

В статье рассмотрены преимущества использования интерактивной доски на уроках по сравнению с традиционной доской....