Реализация в практической деятельности деятельностно – ориентированной технологии (технология проблемного обучения, элементов информационной технологии)
опыты и эксперименты по алгебре (10 класс) на тему

Федорова Вера Петровна
Реалии времени диктуют изменения в процессе обучения. Но задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это воспитание и развитие личности. Основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность, развитие творческих способностей с помощью разнообразных форм и методов обучения. Поиск и внедрение, приоритетность тех или иных каждый учитель для себя определяет сам. Несомненно, главным в образовательном процессе является школьник. Деятельностный подход в моей работе связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности. Проблемное обучение – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая для ученика является интеллектуальным затруднением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_sistemno-deyatelnostnogo_podkhoda.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация  в практической деятельности

деятельностно – ориентированной технологии

(технология проблемного обучения, элементов информационной технологии)

     «Сущность педагогического опыта в том заключается, что перед учителем каждый год открывается что – то новое, и в стремлении постигнуть новое раскрываются его творческие силы».  

В.А. Сухомлинский

     Для педагога необходимо умение анализировать результаты своей профессиональной деятельности, видеть причины успехов и неудач, определять пути дальнейшего совершенствования.

Представленный самоанализ  –  итог педагогической рефлексии, которая очень важна для управления собственной профессиональной деятельностью.

    В соответствии с Концепцией модернизации российского образования я сформулировала цель своей профессиональной деятельности – формирование основных ключевых и предметных компетенций на уроках математики, без которых человеку невозможно жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

   Достижение поставленной цели я вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса путём внедрения современных образовательных технологий, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника.

    Данная  цель предусматривает следующие задачи:

  • формировать высокий уровень общеучебных умений и навыков;
  • развивать творческие способности, самостоятельность, навыки исследовательской деятельности;
  • формировать мотивации к изучению математики, ответственность у учащихся за результаты своего труда, стимулировать работу учеников в зависимости от их индивидуальных способностей;
  • совершенствовать  информационную культуру учащихся.

Для решения данных задач я веду работу по следующим направлениям:

  • изучение новых нормативных документов в образовании, новых педагогических технологий и методик  и  возможности их использования в учебном процессе;
  • обеспечение достойного участия учащихся в олимпиадах и творческих конкурсах;
  • изучение компьютерных программ, создание демонстрационных и обучающих презентаций к урокам;

    Реалии времени диктуют изменения в процессе обучения. Но задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это воспитание и развитие личности. Основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность, развитие творческих способностей с помощью разнообразных форм и методов обучения.  Поиск и внедрение, приоритетность тех или иных каждый учитель для себя определяет сам. Несомненно, главным в образовательном процессе является школьник.

     На своих уроках я применяю в основном деятельностно – ориентированные технологии (технология проблемного обучения, элементы информационной технологии), они формируют значимые качества личности, готовность к самостоятельной деятельности, что приводит к изменению качества образования.

     Деятельностный подход в моей работе связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся.  Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности.

     Проблемное обучение – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая для ученика является интеллектуальным затруднением.

Можно выделить три группы проблемных ситуаций:

  1. Познавательные ( теоретическое мышление);
  2. Оценочные ( критическое мышление);
  3. Организационно – производственные ( практическое мышление).

    Познавательные проблемы решаются сравнением, выдвижением гипотез, предположений и т.д. В результате появляются новые знания, новые понятия, новые теоремы, новые способы решения…

    Оценочные проблемы требуют критической оценки предметов и результатов труда.

    Для создания проблемной ситуации на уроке использую противоречивые факты, научные теории, взаимоисключающие точки зрения, личный опыт ребенка,  ответы учеников на задаваемый вопрос. Предлагаю: проблемные творческие задания; задания, позволяющие ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).  Выполняя их, ученик открывает тот или иной математический факт, выдвигает гипотезу.  На уроке создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы.

     Использование элементов информационных технологий в процессе преподавания математики даёт то, что учебник дать не может; компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствуя развитию самостоятельности. Компьютерные технологии на уроке математики экономят время, повышают мотивацию, позволяют провести многостороннюю и комплексную проверку знаний, умений, усиливают интерес к уроку, наглядно и красочно представляют материал.

     Обоснованно использую элементы ИКТ на разных этапах урока:

а) устный счёт (устные упражнения, необходимые либо для закрепления, либо для дальнейшего изучения нового материала);

б) на этапе первичного закрепления (предложенные мною задания по новой теме позволяют определить степень усвоения нового материала);

в) при проверке домашнего задания (проверяются самые важные домашние работы или наиболее проблемные задания);

г) при объяснении нового материала;

д) при закреплении и (или) повторении материала;

е) на этапе контроля ЗУН (эффективное повторение материала по темам школьного курса, решения тренировочных заданий при подготовке к ГИА, ЕГЭ).

      При проведении уроков и при подготовке к ним я использую материалы нового поколения единой коллекции цифровых образовательный ресурсов, размещённой на сайте в Интернет: http://school-collection.edu.ru/catalog/, http://fipi.ru/  , http://1september.ru/, http://ege.edu.ru/

      На своих уроках:

  • применяю разнообразные передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания;
  • использую различные формы контроля и оценки знаний учащихся: тестирование, перфокарты, срез знаний, самостоятельные и контрольные работы; 
  • накапливаю вариативный дидактический материал: задания для контроля, тесты по всем темам, карточки – задания; веду подборку методических пособий, журналов, газет;
  •  организовываю деятельность учащихся по поиску, открытию и усвоению новых знаний и способов действий;
  • работаю над формированием и развитием универсальных учебных действий.

Все это дает положительные результаты: происходит подготовка учащихся к жизни в условиях информационного общества, создаются условия для самореализации и самоактуализации личности, повышается мотивация учебной деятельности, растет интерес учеников к предмету и уровень качества знаний.

  Знания  моих учеников достаточно хорошие, что  подтверждается результатами годовой аттестации  (по данным АСУ РСО).

    Мои ученики принимают активное участие во всероссийских олимпиадах и конкурсах: Молодёжный  математический чемпионат (г. Пермь), Межрегиональная заочная физико–математическая олимпиада (Всероссийская школа математики и физики «Авангард») и др., а также в творческих конкурсах районного и окружного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированные технологии. Технология диалогового обучения

Личностно-ориентированные технологии2.1. Технология диалогового обученияСущность диалоговых технологий. Функции учебного диалога.  Образование вне диалога превращается в искусственную, мертвую си...

Предметно-ориентированные технологии. Технология дифференцированного обучения

1. Предметно-ориентированные технологии1.1. Технология дифференцированного обучения Современное информационное общество предъявляет к школьникам высокие требования в отношении усвоения учебного м...

Технология проблемного обучения на уроках технологии

Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения пр...

Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...

Реализация личностно ориентированной технологии через интерактивное обучение

В статье содержиться материал о результативном практическом опыте по использованию личностно ориентированной технологии на уроках биологии в 5-9х классах....

Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...