Интегрированный курс для 8 класса «Исторические события глазами математиков»
учебно-методический материал по алгебре (8 класс) на тему

Чуйко Елена Владимировна

Математика и история – две  неразрывные области науки.

Математика, в отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин имеет предметом своего изучения не непосредственно вещи, составляющие окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам. Этой особенностью математической науки в первую очередь объясняются те хорошо известные методические трудности, которые неизбежно встают перед преподавателем математики и которых почти не знают преподаватели других наук: перед  учителем математики стоит нелегкая задача - преодолеть в сознании учеников возникающее со стихийной неизбежностью представление о «сухости», формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики.

Этой же особенностью математической науки в значительной мере объясняется и специфика задач, встающих перед учителем математики, который хочет использовать преподавание своей науки в воспитательных и образовательных целях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_kurs_dlya_8_klassa.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный  курс для 8 класса

«Исторические события глазами математиков»

Математика и история – две  неразрывные области науки.

Математика, в отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин имеет предметом своего изучения не непосредственно вещи, составляющие окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам. Этой особенностью математической науки в первую очередь объясняются те хорошо известные методические трудности, которые неизбежно встают перед преподавателем математики и которых почти не знают преподаватели других наук: перед  учителем математики стоит нелегкая задача - преодолеть в сознании учеников возникающее со стихийной неизбежностью представление о «сухости», формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики.

Этой же особенностью математической науки в значительной мере объясняется и специфика задач, встающих перед учителем математики, который хочет использовать преподавание своей науки в воспитательных и образовательных целях.

Пояснительная записка

   Курс «История и математика. События и цифры» представляет собой элективный курс, интегрированный на основе областей знаний: история и  математика.

Обратиться к историческому материалу на уроках математики меня, безусловно, подвигло моё давнее увлечение историей в целом и историей математики в частности.

Естественным в данной ситуации я считаю и огромный интерес детей к данной проблеме. Уроки с привлечением исторического материала никого не оставляют равнодушными: ни тех, для кого логика - «наука первая…из всех», ни тех, для кого важна эмоциональная окраска получаемых знаний.

Особое место об обучении математике занимают задачи, в основу которых положен исторический материал, разнохарактерные письменные источники, например, старинные задачи, сказки, свидетельства античных авторов.

Меняются школьные программы, учебники и методики обучения, взгляды учёных на отдельные исторические явления и целые эпохи. Но исторические документы обладают непреходящей ценностью. Общеизвестно, что науки не только граничат друг с другом, но и взаимно обуславливают и дополняют друг друга.

Математика и история-две неразрывные области знания.

Сведения из истории, исторические задачи сближают эти два школьных предмета. История обогащает математику гуманитарным и эстетическим содержанием, развивает образное мышление учеников. Математика, развивающая логическое и системное мышление, в свою очередь занимает достойное место в истории, помогая лучше её понять.

Как, решая проблему формирования интереса учеников к учению, использовать возможности двух школьных предметов? Сведения из истории математики, задачи исторического характера, софизмы-лишь немногие «точки соприкосновения» этих, казалось бы, далёких, но достаточно близких наук.

Цели изучения  курса

  • повышение  уровня  грамотности, расширение  знаний, кругозора, увеличение  интеллектуального  ресурса  учащихся;
  • развитие навыков мышления, принятия решений;
  • развитие способности к межличностному взаимодействию - коммуникативным умениям и навыкам, способности и разрешению конфликтных ситуаций.

Программа курса предполагает поэтапное развитие исследовательской культуры обучающихся, введение общих и частных методов научного познания, обозначая перед детьми  поисково – исследовательские задачи, стимулирует учеников к актуализации их жизненного опыта.

Курс рассчитан на 30 часов  в  8 классе.

Примерный тематический план

Тема занятия

Основные вопросы темы

Кол-во
часов

Раздел I. Европа в XIX веке.

1.Индустриальная революция

 Функции и их графики.

Достижения и проблемы: паровые машины, железные дороги, пароходы, конвертер, мартен, автомобили, дороги, мосты, развитие воздухоплавания: Монгольфье, планёры, аэростаты, дирижабли, аэропланы; новые источники энергии, средства связи

 Уравнения и системы уравнений.

2 Материальная культура

Решение задач составлением уравнений и систем уравнений

Фотография, пишущая машинка, водоснабжение, лампы, мода

3. Развитие науки

Числовые дроби и дроби, содержащие переменные. Решение задач составлением уравнений

Работы Фарадея, Максвелла, Рентгена, Резерфорда, Бора, Кюри, Дарвина, Пастера, Коха

4. Литература

Пропорции.

Золотое сечение.

Математика в произведениях писателей.

Проценты.

Романтизм, реализм, натурализм. Бальзак, Гейне, Байрон, Гюго, Диккенс, Золя

5. Искусство

Многоугольники.

Золотое сечение.

Круглые тела

Формулы (дальность горизонта, радиус земного шара). Объем.

Гойя, Жерико, Делакруа, Домье, Курбе, Милле, Мане, Моне, Ренуар, Роден, Сезанн, Ван Гог, Шуберт, Верди, Шопен, Дебюсси

Кино

Архитектура

Раздел II. Россия в XIX  веке.

6 – 8.  Развитие науки.

Биология: Двигубский, Дядьковский. Медицина: Пирогов. Геология.

Математика: Остроградский, Лобачевский, Чебышев.

Физика: Петров, Якоби, Ленц, Шиллинг, Столетов, Попов, Якоби.  Химия: Кирхгоф, Гесс, Соболевский, Любарский, Зинин, Бутлеров.

География: Крузенштерн, Лисянский, Беллинсгаузен, Лазарев, Невельской, Путятин

9. Русская архитектура, скульптура, живопись  XIX века.

Площади плоских фигур, абсолютная и относительная погрешность, приближенные значения. Действия над приближенными значениями.

Решение задач составлением уравнений.

Романтизм.

Модерн.

Неоклассицизм.

Архитектура периода эклектики.

Живопись эпохи “передвижников”.

10. Театр, музыка, печать и книгоиздательское дело.

Оценка значений выражений. Решение неравенств с одной переменной.

Драматический театр в столицах и провинции. Русская музыка. Печать и книгоиздательское дело

11. Сельское хозяйство после отмены крепостного права

Решение задач с помощью квадратных уравнений

12 Итоговое занятие

Защита рефератов:

Итого

30 часов



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ключи к экологии глазами математики

Цель курса:  Дать представление о практическом применении математики в окружающем мире.   Экология Сибири...

Детские книги глазами математика. Задачи по математике 5 класс

Внеклассная работа по математике 5 класс.Материал представляет собой презентацию, в которую включены задачи по математике, встречающиеся в известных литературных произведениях детских авторов, и решен...

Статья "Дети с синдромом Дауна глазами математика"

Данная статья опубликована  в книге "Особенный" ребенок в образовательном пространстве города (создание оптимальных условий для комплексного сопровождения ребенка с синдромом Дауна") в рамках Меж...

Внеклассное мероприятие по математике в 5-6 классах «Исторические страницы математики»

Внеклассное мероприятие по математике в 5-6 классах «Исторические страницы математики»...

УУД глазами...математика, химика...

Хочется всем, кто начинает работать по новым стандартам,пожелать терпения, творчестваи достижения хороших результатов!...

Образовательное событие по математике «Школа моей мечты» (решение проектных задач).

Методическая разработка образовательного  события  по математике  «Школа моей мечты»  (решение проектных задач). Цель события: составить сметную документацию на о...

Дополнительная общеразвивающая программа «Мир вокруг нас - глазами математика»

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. Математику можно отнести к всеобщим наукам. Устойчивый интерес...