Неделя математики в общеобразовательной школе
методическая разработка по алгебре на тему

Данная разработка предназначена для проведения недели математики. Содержит полный пакет мероприятий и занятий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nedelya_matematiki_2014.doc419 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                             

 

 

 

КСУВУ «Убеевская специальная общеобразовательная школа закрытого типа» Министерства образования и молодежной политики Чувашской республики                                    

                                                                            Утверждаю

Заместитель директора  по УПР

____________ С. А. Григорьева

                                                                            «__» _____________ 2014 г    

 Методическая разработка

внеклассного мероприятия

«Неделя математики»

Автор: Михайлова Надежда Валерьяновна,

учитель математики первой категории

КСУВУ «УСОШЗТ» МО и МП ЧР

         

Убеево 2014 г.

                                                  Паспорт проекта

Наименование проекта

«Неделя математики»

Основные разработчики проекта

Михайлова Надежда Валерьяновна – учитель математики.

Цель и задачи проекта

Цель проекта:

формирование у учащихся положительных мотивов к учебному труду, привитие интереса к предмету математики, развитие логического мышления, сплочение коллектива учащихся в совместной работе.

Задачи:

  • Создание мотивационной среды к участию в неделе математики.
  • Расширение кругозора учащихся.
  • Проявление школьника в качестве активного участника или хотя  бы      активного болельщика.
  • Развитие умения взглянуть на давно привычные вещи с новой, неожиданной точки зрения .

Сроки и этапы реализации проекта

1 этап – организационный (10 января - 13 января)  выбор даты проведения недели , определение зон ответственности.

2 этап – подготовительный (14 января - 18 января) сбор и обработка материалов для проведения недели;

определение затрат на проведение конкурсов;

подготовка команд для проведения мероприятий.

3 этап – практический (20 января – 27 января)

изготовление брошюры с задачами;

работа с ОУ (приглашение команд);

подготовка презентационных пакетов для команд-участниц;

организация работы жюри;

проведение турнира.

4 этап – аналитический (апрель-май) — анализ проведенных мероприятий, корректировка планов

Перечень основных мероприятий

  1. Создание организационной группы;
  2. Определение темы турнира;
  3. Подбор задач для турнира, их дифференциация;
  4. Создание сборника задач для участников турнира и задачника с решениями для преподавателей для дальнейшего использования в работе;
  5. Организация и проведение турнира;
  6. Отчет

Исполнители проекта и основных мероприятий

Педагоги МОУ ООШ № 3

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

Мотивировать обучающихся на изучение физики и математики, сделать его увлекательным, показать какие поразительные явления исследуют математики и физики, насколько захватывающе постижение тайн природы, как заманчиво и полезно стремление использовать открытые эффекты и закономерности на практике.

Пробудить интерес к предметам, который поможет им успешно преодолеть все трудности изучения и осознанно выбрать свой жизненный путь.

  Введение

Одним из путей повышения интереса к изучению школьного курса математики является хорошо организованная внеклассная работа. Она углубляет знания, расширяет кругозор, развивает творческие способности, интеллект.

Как показывает педагогическая практика, наиболее приемлемыми и часто используемыми формами внеклассной работы по математике являются математические кружки, факультативы, олимпиады. Но регулярные занятия по данным формам интересны и доступны далеко не всем детям. А в условиях  школы с малой наполняемостью классов количество учащихся просто не позволяет по существующим нормам наполняемости вести учителю либо кружок, либо факультатив. Нужны такие виды деятельности, которые были бы интересны не только сильным учащимся. Нужны всплески эмоций, ощущение праздника, а самое главное для ученика – чувство личной значимости. Можно и нужно говорить о полезности такой деятельности, которая, с одной стороны, стимулирует учебный процесс, повышает познавательную активность учащихся, с другой – несет в школу праздничность и дух состязательности. Особое место в системе внеклассной работы по математике занимает предметная неделя.

Предметная неделя по математике является комплексной формой работы по предмету, своеобразным итогом работы ученика, парадом детской фантазии и творчества. Для школ с малой наполняемостью классов - это еще и возможность проявить себя в той или иной степени для каждого, пусть даже плохо успевающего ученика. Это возможность для совместной деятельности учащихся разных возрастов.

Но проанализировав результат проведения школьной недели математики и, сравнивая фактический результат с представлением о желаемом, получаем проблему обновления содержания недели математики в школе с привлечением новых форм участия школьников, нового обширного информационного материала, умело подобранного, не входящего в рамки школьного учебника.

     

 Цель:

Составить методическую разработку «Школьная неделя математики».

      Задачи:

                  1.Изучение информационного материала, его анализ и обработка.

                  2. Подготовка методической разработки «Неделя математики в школе»

                                          Реферативная часть

Предмет математики настолько серьёзен,
что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным”
.

Б. Паскаль

Активизация внеклассной деятельности по математике призвана не только возбуждать и поддерживать у учеников интерес к предмету, но и желание заниматься ею дополнительно, как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности по приобретению новых знаний. Одной из форм внеурочной работы по предмету является неделя математики. Учитель математики не может ограничивать рамки своей деятельности только обучением детей в классе. Чтобы быть хорошим и воспитателем учащихся, необходимо не только прививать им данную сумму математических знаний, но и навыки коммуникативной культуры и будить активную творческую мысль.

Программа и имеющееся в распоряжении учителя время не  всегда дают ему возможность останавливаться на уроках на важных и интересных вопросах математической науки, и необходимость внеурочной предметной деятельности очевидна. Внеклассные занятия с учащимися повышают и квалификацию самого учителя. Ни к одному уроку учитель так много не готов как к внеклассному мероприятию. Если учитывать исключительно интерес, с которым школьники относятся к этим формам учения, то любой учитель, умело организуя работу, будет вознагражден ее результатами.

Внеклассная работа по математике  формирует и развивает способности  и  личность ребёнка. Управлять  этим процессом - значит не только  развивать  и  совершенствовать  заложенное в человеке природой, но формировать  у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так  как  каждый  человек воспитывает себя  прежде всего сам,   здесь   добытое   лично  - добыто на всю жизнь.

Неделя математики проводится с целью развития познавательного интереса, индивидуальных, творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Тематические предметные недели способствуют развитию личностных качеств учащихся, сближают учителя и ученика.

Вопросы и задания предметной недели подобраны и составлены так, что будут по «зубам» не только отличникам по математике, но и любителям других дисциплин. Все смогут проявить себя в лучшем свете, и вряд ли кто останется безучастным и скучающим. Веселые познавательные игры, конкурсы значительно оживят изучение такой строгой, «сухой», а для многих даже и «страшной» дисциплины, какой является математика, научат ребят пользоваться полученными знаниями, терминологией, разовьют их память и логику. 

Проведение предметных недель в школе    вызывает у учащихся повышенное внимание и желание поучаствовать. Ведь помимо формирования и развития интереса к математике у самого широкого круга ребят, соревнования “Предметные недели” сплачивают,  школьников, делая настоящей командой, развивают творческие способности.

У организации недели математики в школе должны быть следующие оправдавшие себя принципы:

  1. Углубление и расширение учебного материала.
  2. Привитие учащимся практических навыков.
  3. Сообщение сведений из истории развития математики.
  4. Решение примеров и задач повышенной трудности.
  5. Использование занимательной математики.

Основные задачи предметной недели: создать условия для проявления и дальнейшего развития индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей каждого ученика; организовать плодотворное сотрудничество при взаимном уважении друг к другу участников совместной деятельности; поддержать у детей состояние активной заинтересованности овладением новыми, более глубокими знаниями по математике.

     Мероприятия предметной недели должны быть актуальны, направлены на решение задач, поставленных перед её участниками. Содержать информацию и эмоциональные переживания, обеспечивающие активное восприятие происходящего; учитывать  возрастные особенности, интересы, потребности учащихся; обеспечивать дальнейшее положительное общение в ученическом коллективе.

     Содержание мероприятий должно соответствовать формам их проведения.

     Учащиеся должны испытывать удовлетворённость проведёнными мероприятиями.

     Должна чётко просматриваться культура проведения каждого мероприятия: последовательность, этапность, свобода проявления чувств, переживаний, культура поведения учащихся, их самостоятельность и инициатива.

         Ожидаемые результаты:

- приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможности;

- развитие коммуникативных качеств личности, доверия, уступчивости и в то же время инициативности, навыков делового общения, терпимости;

- развитие осознанных мотивов учения, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности.

                                      Неделя математики в школе.

Цель: формирование у учащихся положительных мотивов к учебному труду, привитие интереса к предмету математики, развитие логического мышления, сплочение коллектива учащихся в совместной работе.

 Задачи:

     1.Создание мотивационной среды к участию в неделе математики.

     2.Расширение кругозора учащихся.

     3.Проявление школьника в качестве активного участника или хотя  бы

      активного болельщика.

4.Развитие умения взглянуть на давно привычные вещи с новой, неожиданной точки зрения .

Ученик:

- активный субъект деятельности

- удовлетворяет личный интерес

- инициативен

- самостоятелен в поиске решения проблемы

- проявляет способности, талант, творчество.

      Для реализации поставленных целей в неделю математики, представленной мною в данной методической разработке, были включены следующие внеклассные мероприятия:

математическая олимпиада;

заочная викторина;

викторина «Час занимательной математики»;

из истории математики;

конкурс стенгазет;

конкурс на лучший математический кроссворд;

конкурс «Волшебное слово»;

План проведения недели.

День недели

Этапы предметной недели

Форма проведения мероприятий

Деятельность учащихся по классам

Отслеживание результатов

Понедель-ник

Ознакомле-ние с планом проведения недели.

Оформительская работа. Ознакомление с первым выпуском математической газеты «В мире математики»

Объявление конкурса «Грамота»

Обсуждение плана проведения недели, внесение предложений представителями всех классов.

Наблюде-ние за деятель-ностью учащихся.

Вторник

«День истории математики»

Презентация «Лист Мебиуса»

Классный час на тему «Лист Мебиуса»   Приложение 1

В мире интересного «О математике» Презентация.

Мероприятие для 6- 7 классов

Мероприятие для 6 класса.

 Наблюде-ние за деятель-ностью учащихся по ходу мероприятия, изучение продуктов деятель-ности учащихся.

Среда

«День заниматель-ной математики»

Презентация «Головоломка», урок занимательной математики.

Приложение 2

Мероприятие для 7, 8 классов.  

 

Наблюдение за деятельностью учащихся

Четверг

«День спортивных, математических состязаний»

Школьная олимпиада по математике.

Урок «Геометрия на спичках»

Мини игра «Веселая математика»

Мероприятие для учащихся 6-10 классов

Мероприятие для учащихся 9,10 классов

Мероприятие для учащихся 5-10 классов

Наблюде-ние за деятель-ностью учащихся

Пятница

День математических игр

«Математическое кафе»

Приложение 4

Мероприятие для учащихся 5-10 классов

Наблюде-ние за деятель-ностью учащихся

Суббота, воскре-сенье

Дни "Прикладной математики"

Выполняют практические задания.

 Мероприятие для 5-10  классов

Наблюде-ние за деятель-ностью учащихся

Понедель-ник

Подведение итогов

Награждение победителей конкурсов.

Подведение итогов, внесение новых предложений учащимися

Беседы с учащимися, анкетирование учащихся по материалам предметной недели

Заключение

 В данной работе рассмотрен один из видов внеклассной работы по математике – предметная неделя.  

Из изложенного выше, можно сделать вывод, что неделя математики содержит сценарии разнообразных конкурсов, викторин, игр и других мероприятий, рассчитанных на школьников разных возрастов.  Ее правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к математике, мероприятия могут послужить отправной точкой в возникновении познавательного интереса.     Игровые ситуации активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим.  Участие в неделе математики   повысит интерес к математике, внесет разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимет утомление, разовьет внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.  

Главное назначение недели математики – не только расширение и углубление теоретического материала, изученного на уроках, но и развитие умений применять полученные на уроках знания к решению – нестандартных задач, воспитание у учеников определенной культуры работы над задачей.

«Предмет математики настолько серьезен,

что полезно не упускать случая

 сделать его немного занимательным»

Паскаль.

Открытый урок

Геометрия на спичках.

Цель урока: осуществлять проверку знаний, умений и навыков нетрадиционными  методами; дифференцированный подход к оценке знаний;                          побуждать учащихся к самооценке; создавать ситуацию успеха;                          развивать креативное мышление каждого ученика индивидуально.

Оборудование: коробок спичек, таблицы для вывешивания, карточки для отметки   баллов.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

В начале учебного года у вас появился новый предмет – геометрия, значение которого трудно переоценить. Геометрия является составной частью большой науки – математика. Со многими геометрическими  фигурами вы уже знакомы: круг, окружность, треугольник, квадрат и т.  д. покажите их в классе.

Геометрия – это наука о свойствах геометрических фигур. Слово «геометрия» - греческое , в переводе на русский язык означает «землемерие», так как состоит из двух слов: гео и метрия. Геометрия  находит широкое применение в повседневной деятельности человека. В Древней Греции на воротах Академии высечены слова: «Да не войдет сюда, не знающий геометрии». Свойства фигур познавали опытным путем с помощью построений и измерений. Позже заметили, что некоторые свойства можно определить, опираясь на полученный опыт. Наконец, пришли к выводу, что многие свойства геометрических фигур можно определить путем умозаключений.

Геометрию, которую изучаем в школе, называют евклидовой, по имени Евклида  – древнегреческого ученого (третий век до нашей эры).

Коробок спичек – отличное пособие для геометрических задач и развлечений, требующих сообразительности. Из спичек можно составить всевозможные прямолинейные фигуры, превращать одну фигуру в другую путем перекладывания спичек, составлять слова. Даже теоремы можно доказывать на спичках! Причем спички – самое демократичное пособие , которое есть в любом доме. Никаких тебе дорогостоящих головоломок и электронных игр, а эффект тот же. (Конечно, если при этом не играть с огнем.) поиски решения любой задачи развивают мышление, повышают уровень математической грамотности, учат мыслить нестандартно. Поэтому я предлагаю сегодня вашему вниманию урок геометрии на спичках под названием «Операция «Осторожно, спички!».

  1. Задача для разминки «Домик».  Переложив 1 спичку, нужно повернуть домик в другую сторону. (потребуется 11 спичек.)

              Ответ          

  1. Арифметическая задача. Переложив 1 спичку, превратите равенство из неверного в верное. Задача имеет несколько решений.

                       

Ответ:

        

  1. Задача на сообразительность. Как из пяти спичек, не ломая их сделать восемь?

Ответ:          

  1. Задача с квадратами.(Потребуется 16 спичек.). переложив с одного места на другое 2 спички, сделайте из пяти квадратов четыре квадрата таких же размеров.

     

        Ответ:

        

  1. Задача «Золотая рыбка». (Потребуется 8 спичек) Передвинув 3 спички, заставьте рыбку плыть в противоположную сторону.

        Ответ:              

       

  1. Задача – шутка. Из тринадцати спичек , длиной в 4 см каждая, нужно сложить метр.

        Ответ:           

  1. Шпионская задача «Осада крепости». Из 16 спичек выложен «план крепости», окруженной глубоким рвом. Как при помощи двух досок – спичек, длина которых равняется ширине рва, пробраться в крепость?

                    Ответ:

                           

        

  1. Абстрактная задача. Из 6 спичек построить четыре равносторонних треугольника.

         Ответ: задача в пространстве: тетраэдр.

Подведение итогов. Наиболее активных учеников выставить за урок по геометрии «отлично».

Дополнительная информация.

(после четвертой задачи_)

Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека при условии соблюдения правил пожарной безопасности он послушен. Но если дать ему волю, то добро превращается в зло. Большая часть пожаров происходит по вине людей из-за их беспечности. А каждый шестой пожар в жилом секторе происходит по вине детей. В нашей стране от детских шалостей с огнем ежегодно гибнет много людей. И становится обидно, когда дома, квартиры и все, что создано руками человека, – все уносит пожар за несколько часов.

Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать и своевременно устранять причины пожаров. В большинстве случаев школьники не придают значения скрытой опасности огня, играя со спичками, взрывоопасными предметами и легковоспламеняющимися веществами. В огне ежегодно погибают тысячи людей, в том числе дети. Травмы и ожоги различной степени тяжести получают сотни пострадавших детей, которые после пожаров еще долгое время нуждаются в психологической реабилитации.

Пожары часто происходят из-за обычной неосторожности при курении. В одной из школ небрежно брошенный школьником окурок стал причиной возгорания хранившегося  для столярной мастерской пиломатериала, что повлекло за собой задымление школы, пожар и экстренную эвакуацию детей, поэтому надо помнить то , что СПИЧКИ ДЕТЯМ НЕ ИГРУШКА.

Классный час «Лист Мебиуса»

Цели:

  • прививать интерес учащихся к предмету математика,
  • расширять кругозор учащихся,
  • познакомить учащихся с понятием «Лист Мёбиуса», с его свойствами, применением.

Эпиграф: «Геометрия есть познание всего сущего». Платон. (слайд 2)

Ход занятия

I. Что такое «Лист Мёбиуса»

У каждого из нас есть интуитивное представление о том, что такое "поверхность". Поверхность листа бумаги, поверхность стен класса, поверхность земного шара известны всем. Может ли быть что-нибудь неожиданное и даже таинственное в таком обычном понятии? Пример листа Мёбиуса показывает, что может.

Лист Мёбиуса очень легко сделать, подержать в руках, разрезать, поэкспериментировать как-нибудь еще. Изучение листа Мёбиуса - хорошее введение к элементам топологии.

 Таинственный и знаменитый лист Мебиуса (иногда говорят: "лента Мёбиуса") придумал в 1858 г. немецкий геометр Август Фердинанд Мёбиус (1790-1868), ученик "короля математиков" Гаусса. Мёбиус был первоначально астрономом, как Гаусс и многие другие из тех, кому математика была обязана своим развитием. В те времена занятия математикой не встречали поддержки, а астрономия давала достаточно денег, чтобы не думать о них, и оставляла время для собственных размышлений. И Мёбиус стал одним из крупнейших геометров XIX в.

E:\data\articles\63\6347\634776\f_clip_image002.jpg

В возрасте 68 лет ему удалось сделать открытие поразительной красоты.Это открытие односторонних поверхностей, одна из которых - лист Мёбиуса. (слайд 3)

Лист Мёбиуса - один из объектов области математики под названием "топология" (по-другому - "геометрия положения"). Удивительные свойства листа Мёбиуса - он имеет один край, одну сторону, - не связаны с его положением в пространстве, с понятиями расстояния, угла и тем не менее имеют вполне геометрический характер. Изучением таких свойств занимается топология.

В топологии изучаются свойства фигур и тел, которые не меняются при их непрерывных деформациях (как если бы они были сделаны из резины).

II. Получение листа Мёбиуса.

(слайд 4) Перекрутить на пол-оборота один конец прямоугольной бумажной полоски и приклеить его к другому концу той же полоски. Эту модель и называют: «лист Мёбиуса».

 

E:\data\articles\63\6347\634776\f_clip_image004.jpg 

Сколько сторон у листа Мёбиуса?

У ленты, из которой сделан лист Мёбиуса, две стороны. А у него самого, оказывается, есть только одна сторона!

  • Если на внутреннюю сторону обычного кольца посадить паука, а на наружную - муху и разрешить им ползать как угодно, запретив лишь перелезать через края кольца, то паук не сможет добраться до мухи, не так ли? А если их обоих посадить на лист Мёбиуса, то бедная муха будет съедена, если, конечно, паук ползает быстрее!
  • Если муравей захочет поползать по одной стороне, он может угодно это делать это, но чтобы попасть на другую сторону, он должен обязательно перелезть через кромку, поэтому, и, говорят, что полоса имеет две стороны.

Гравюра Эсхера (слайд 5)

E:\data\articles\63\6347\634776\f_clip_image006.jpg

 

III. Свойства листа Мёбиуса.

(слайд 6, 7)

Граница у листа Мёбиуса одна, а не распадается на две части, как у обычного кольца.

E:\data\articles\63\6347\634776\f_clip_image008.gif 

IV. Сиамский лист Мёбиуса.

(слайд 8)

E:\data\articles\63\6347\634776\01.jpg

V. Лист Мёбиуса и техника.

(слайд 9)

Если у релейной передачи ремень сделать в виде ленты Мёбиуса, то его поверхность будет изнашиваться в два раза медленнее, чем у обычного кольца, в работе ремня принимает участие вся поверхность, а не только внутренняя ее часть, как у обычной ременной передачи.

E:\data\articles\63\6347\634776\f_clip_image013.gif

VI. Лист Мёбиуса в магнитофоне.

(слайд 10)

Были созданы особые кассеты для магнитофона, которые дали возможность слушать магнитофонные кассеты “с двух сторон”, не меняя их местами.

E:\data\articles\63\6347\634776\02.gif

VII. Эксперимент №1.

(слайд 11)

Проделываем в полосе щель и проденем сквозь неё один конец полосы. Склеим как на рисунке и разрежем. 

E:\data\articles\63\6347\634776\f_clip_image015.jpg 

Получили два отдельных листа Мёбиуса.

VIII. Эксперимент №2.

(слайд 12) 

Склеим обычное кольцо и ленту Мёбиуса под прямым углом и разрежем по пунктирной линии

E:\data\articles\63\6347\634776\f_clip_image017.jpg 

У нас получилась квадратная рамка! 

IX. Эксперимент №3.

(слайд 13)

Это кольцо склеено из перекрученной бумажной полоски, если её перекрутить на полтора оборота.

E:\data\articles\63\6347\634776\f_clip_image019.jpg 

                                        Тема урока “Математические головоломки. Флексагон.”.

Тип урока: развивающий

Цели: развивать творческие способности;

Задачи:

  • развитие познавательного интереса, логического мышления, умения рассуждать, обосновывать мысли и делать выводы;
  • закрепить умение и навык построения треугольника по трем сторонам;
  • побудить интерес к изучения предмета.

Форма организации урока: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование урока:компьютер, медиа-проектор,интерактивная доска или экран, учебная доска, листы формата А3 (по количеству учащихся),цветной мел, цветные карандаши, линейка, циркуль, презентация к уроку, ножницы, бумажная модель флексагона, клей,

Этапы урока.

  1. Организационный. Постановка цели.(2мин)
  2. Актуализация знаний.Теоретический материал.(3мин)
  3. Построение флексагона. Теоретическая и практическая части. (35мин)
  4. Итог урока.Подведения итогов и формулирования выводов. (3мин)
  5. Домашнее задание.Определение и разъяснение домашнего задания. (2мин)

I этап. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не обычный урок. Он посвящен математическим головоломкам, а точнее одной из них, но вначале нам необходимо вспомнить правило построения треугольника по трем сторонам.

II этап. Повторение изученного.

 Как построить правильный треугольник используя линейку и циркуль с фиксированной стороной?

Учитель под диктовку учащихся выполняет построение равностороннего треугольника на доске.

III этап. Предлагается посмотреть презентацию о математической головоломке.

Давайте познакомимся с историей появления нашей головоломки.

Текст на слайдах зачитывают учащиеся.

 Ребята, запишите в тетрадях тему урока “Математические головоломки. Флексагон.”. В конце урока вы сможете ответить на вопрос: “Что же интересного кроется в этой головоломке?”  После прочтения учащимися материала учитель еще раз обговаривает с ними план построения.

- Учащиеся по плану начинают построение на листах формата А4, а учитель на доске.

- После выполнения построения, учитель помогает отставшим учащимся.

- На бумажной модели учитель показывает, как правильно свернуть флексагон.

IV этап

Учащиеся показывают свои флексагоны. Учитель поводит итог занятия.

Учитель:

- Подведем итоги нашего урока. Как называется наша математическая головоломка?

- Какие навыки помогли нам смастерить эту игрушку? Где возникли затруднения?

- Что же интересного кроется в этой головоломке?

- Спасибо всем за урок!

V этап

Учитель: Домашнее задание сделать флексагон в подарок другу.

                                                                      «Утверждаю»

                                                                                           Зам. Директора по УПР

___________  С.А. Григорьева

                                                                                                «____» ____________ 2014г.

Школьная олимпиада по математике 5 – 7 классы.

    Вопрос № 1     ( 5 баллов)

Малыш съедает 600 г варения за 6 минут, а Карлсон - вдвое быстрее. За сколько минут Малыш и Карлсон съедят 600 г варения вместе?

              2 минуты

              3 минуты

              4 минуты

              5 минут

              1 минута

    Вопрос № 2      ( 5 баллов)

Сейчас Кириллу 6 лет, а папа старше его в пять раз. Сколько будет лет Кириллу, когда папа будет старше его в три раза?

             18

             24

             10

             12

             15

    Вопрос № 3            ( 5 баллов)

Если каждый мальчик класса принесет на праздник по 5 штук яблок, а девочки по 3 яблока, то всего будет принесено 117 яблок. Учеников в классе 29. Сколько же в этом классе мальчишек?

             6

            10

            12

            15

            17

     Вопрос № 4            (4 балла)

Три подруги вышли погулять в белом, зеленом и синем платьях. Их туфли были одного из тех же цветов. Известно, что только у Ани цвет, платья и туфель совпадают. Ни платье, ни туфли Вали не были белыми, а Наташа была в зеленых туфлях. Определите цвет платья каждой из подруг.

             Аня в белом платье; Валя в зеленом платье; Наташа в синем платье.

             Аня в синем платье; Валя в белом платье, Наташа в зеленом платье.

             Аня в зеленом платье; Валя в синем платье; Наташа в белом платье.

             Аня в белом платье; Валя в синем платье; Наташа в зеленом платье.

                                                                          «Утверждаю»

                                                                                           Зам. Директора по УПР

___________  С.А. Григорьева

                                                                                                «____» ____________ 2014г.

Школьная олимпиада по математике 8 - 10 классы.

     Вопрос № 1              (5 баллов)

Из ряда чисел -9, -7, -5, 2, 4, 6 выбрали два числа и перемножили их. Какое наименьшее возможное число при этом можно получить?

                 -63

                 -54

                 -18

                 -10

                   8

     Вопрос № 2             (5 баллов)

Четверо ребят: Алексей, Борис, Владимир и Григорий - участвовали в лыжных гонках. На следующий день на вопрос, кто какое место занял в соревнованиях, они ответили так: Алексей: «Я не был ни первым, ни последним», Борис: « Я не был последним», Владимир: «Я был первым», Григорий: «Я был последним». Известно, что три из этих ответов были правдивыми, а один - ложным. Кто был первым?

           

                Алексей

                Владимир

                Борис

                Георгий

      Вопрос № 3           (5 баллов)

В некотором месяце три воскресения пришлись на четные числа. Каким днем недели было 20-е число этого месяца?

                Понедельник

                Вторник

                Среда

                Четверг

                Пятница

     Вопрос № 4             (3 балла)

Какая из следующих дробей самая большая?

                 7/8

                 66/77

                 555/666

                 4444/5555

                 33333/44444

«Утверждаю»

                                                                    Директор КСУВУ

                                                                        «Убеевская специальная общеобразовательная

школа закрытого типа»

                                                                 Министерства образования и молодежной

                                                                             политики Чувашской Республики

                                                            ____________ Ю. А. Васильев

Положение о конкурсе творческой работы «Грамота»

Цель:

  • создать условия для развития творческого потенциала и поисковой деятельности воспитанников.

Задачи:

  • активизация навыков творческого и познавательного мышления;
  • развитие и поддержка воспитанников в реализации творческих замыслов;
  • расширение кругозора воспитанников, углубление и закрепление знаний, умений, навыков по математике;
  • развитие поисковой деятельности.

Участники конкурсов.

В конкурсах могут принимать участие воспитанники 5 – 10 классов.

Содержание конкурса

Объявляется конкурс грамот с математической символикой.

Ответственные: учитель ИЗО, воспитатели

Время и порядок проведения.

        Конкурсы творческих работ проводятся с 20.01.14 по 25.01.14 гг.

        Итоги подводятся 27.01.14 г.

Требования к работам.

        Творческая работа воспитанника должна удовлетворять следующим требованиям:

- аккуратно и эстетично оформленные;

- чистота исполнения;

- оригинальность замысла;

- в ходе выполнения работ должны осуществляться поиск, перебор возможных вариантов;

- грамоты выполняются на листах А4 в цветном варианте.

Положение

о проведении спортивного мероприятия «Веселая математика».

Цель мероприятия: Способствовать проявлению индивидуальных способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности.

Задачи мероприятия:

1. Обучающая (дидактическая) задача: В увлекательной игровой форме углубить знания по математике, способствовать развитию находчивости, смекалки, быстроты реакции.

2. Развивающая задача: Развивать интуицию, эрудицию, расширить кругозор учащихся, интерес к математике.

3. Воспитательная задача: Воспитывать культуру общения, культуру математического мышления.

Форма проведения мероприятия: веселые старты.

Организаторы

За проведение мероприятия несет ответственность учитель математики Михайлова Надежда Валерьяновна.

Участники

     В конкурсе принимают участие воспитанники 1, 2 экипажей. Численность каждой команды должна составлять 4 воспитанника, включая командира отряда.

Этапы мероприятия:

1-я эстафета  (Ведение баскетбольного мяча с броском в кольцо).

Физическая культура. Участник команды ведет баскетбольный мяч до стены, и возвращается с ведением мяча обратно и передает мяч другому участнику из рук в руки. Побеждает команда, выполнившая упражнения быстрее и без штрафных очков. Штрафные очки начисляются: если участник команды не коснулся рукой стены и если при передаче мяча, мяч был не передан из рук в руки, а брошен.

 Математика. Во время касания стены вы должны сказать любое математическое правило, правила у команды не повторяются. Если вы повторились, то говорите другое правило. Если вы не назвали не математическое понятие, балл не засчитывается.

 2-я эстафета  (Кто дальше прыгнет).

 Физическая культура. Первый участник прыгает от стартовой линии, от тог места, куда он прыгнул, прыгает следующий и т.д. Побеждает команда прыгнувшая дальше.

 Математика. После прыжка. Участники команды называет математические понятия на каждую букву алфавита. Отвечают спокойно, не кричат. Задержка в течение трех секунд – команда заканчивает выступление. Побеждает та команда, которая продвинулась по алфавиту дальше.

3-я эстафета (Перенос теннисного шарика на теннисной ракетке).

 Физическая культура Участник на теннисной ракетке несет теннисный шарик до стены, выполняем математическое задание и возвращается обратно. Побеждает команда, выполнившая данное упражнение быстрее и без штрафных очков.

 Штрафные очки начисляются: если упал шарик с ракетки, если шарик придерживали рукой, если участник не коснулся рукой стены.

 Математика. У стены получаете карточку с примером в одно действие (приложение 1), нужно его выполнить. Правильно!!!

 4-я эстафета (Прыжки через скакалку). 

 Физическая культура. Каждый участник команды прыгает через скакалку до стены и обратно, предает эстафету другому участнику команды. Побеждает команда, выполнившая данную эстафету быстрее и без штрафных очков. Штрафные очки начисляются: за то, что участник команды не прыгал через скакалку или не коснулся рукой стены.

 Математика. Когда команда закончит задание по физкультуре, вы получаете листок с цифрами в таблице (приложение 2). Ваша задача соединить цифры от 1 до 36. Побеждает та команда, которая выполнила задание быстрее.

Подведение итогов

Действие команды оценивает жюри по пятибалльной системе. За невыполнение какого-либо элемента ставится оценка «0». Оценки суммируются и по количеству баллов определяются места.

Место и время проведения.

Мероприятие проводится  в спортивном зале 23 января 2014 года в 14.00

Положение

о проведении дня «Прикладной математики».

Цель мероприятия: Способствовать проявлению индивидуальных способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности.

Задачи мероприятия:

1. Обучающая (дидактическая) задача: В увлекательной форме углубить знания по математике, способствовать развитию находчивости, смекалки, быстроты реакции.

2. Развивающая задача: Развивать интуицию, эрудицию, интерес к математике.

3. Воспитательная задача: Воспитывать культуру общения, организованность, чувство товарищества.

Форма проведения мероприятия: турнир.

Организаторы

За проведение дня несут ответственность воспитатели экипажей .

Участники

     В конкурсе принимают участие воспитанники 1, 2 экипажей.

Этапы мероприятия:

День "Прикладной математики".  В этот день учащиеся выполняют практические задания, что- то измеряют, считают, сравнивают, вычисляют.

1. Сосчитайте

 сколько в школьных кабинетах окон, не считая в столовой;

 количество ступенек в школе, не считая ступеньки в новом корпусе;

 количество дверей в школе.

 2. Измерьте:

 длину и ширину спортзала;

 длину и ширину центрального коридора второго этажа;

 расстояние от 6 палаты до столовой.

 3. Вычислите:

 площадь спальной комнаты № 5, 6;

 суммарный возраст учащихся каждого класса, с точностью до одного дня.

 

4.Сравните:

 размер ноги у мальчиков в сантиметрах.

 

Подведение итогов

Результаты оцениваются по пятибалльной системе. За невыполнение какого-либо этапа ставится оценка «0». Оценки суммируются и по количеству баллов определяются места.

Место и время проведения.

Мероприятие проводится  в субботу и воскресенье 25-26 января 2014 года.

Математическое кафе

Цели.

  1. Активизация деятельности учащихся.
  2. Развитие умений формулировать и излагать мысль, моделировать ситуацию.
  3. Развитие творческого интереса к математике.
  4. Развитие кругозора учащихся.
  5. Воспитание стойкости, находчивости, любознательности.

Программа проведения мероприятия. 

  1. Вступление.
  2. Приветствие команд (название, девиз).
  3. Конкурсные задания.
  4. Подведение итогов.

Для проведения данного мероприятия необходимо в кабинете или актовом зале создать обстановку, приближенную к кафе. Заранее можно подготовить скатерти, салфетки, разносы, свечи, музыка.

На каждом столике, за которыми будут сидеть команды, надпись: “СТОЛ ЗАКАЗАН”. В качестве ведущих учителя, которым приписана временная роль: “ШЕФ - ПОВАРА”. В помощь достаточно взять двух официантов (учеников класса). На столике жюри надпись: “БУХГАЛТЕРСКАЯ КОНТОРА”.

“Хорошо усваиваются только те знания, которые поглощаются с аппетитом”.

МЕНЮ.

  • Салат “Незабудка” под соусом из загадок.
  • Борщ “Скороспел” со сметаной “ кто успел, тот и съел”.
  • “От нашего стола – вашему столу…”
  • Рагу “из логических смекалок с острыми приправами из внимания и мышления”
  • Десерт: “Мороженное с взбитыми сливками с начинкой из геометрических фигур”.
  • “Мезим – для желудка не заменим”
  • Фирменное блюдо (за счет заведения):  “Математический рулет с начинкой из обгонялок, навеянный непреодолимым желанием учиться, учиться и ещё раз учиться…”

1.Вступление .

Мы рады приветствовать всех собравшихся. Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математику, кто занимается и увлекается математикой.

Мы обещаем приятное проведение времени. Вы будете в восторге от наших эксклюзивных блюд.

ПРИЯТНОГО ВСЕМ АППЕТИТА! (Официанты ставят на столики команд таблички с надписью “Приятного аппетита!”).

В нашем рационе вы сможете найти низкокалорийные блюда, горячие и холодные закуски, незабываемые и расслабляющие напитки и десерты.

Позвольте, милые посетители, узнать, что вы за гости, как зоветесь, на каком языке общаетесь и вообще, как платить собираетесь?!

2.Приветствие команд.

Команды представляют свое домашнее задание – название команды, девиз, приветствие.

Далее идет заказ блюд из предоставленного меню.

3.Салат “НЕЗАБУДКА” под соусом из загадок.

Командам по очереди задают вопросы. Команды имеют возможность ответить на вопрос соперника в случае их неудачи.

ВОПРОСЫ.

  • Что отличает один поезд от другого с точки зрения математики? (Номер поезда).
  • Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби).
  • Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень).
  • Какая геометрическая фигура используется для наказания детей? (Угол).
  • Какая геометрическая фигура дружит с солнцем? (Луч).
  • Какая дуга вошла в историю ХХ – го века? (Курская дуга).
  • Как было названо военно-историческое кольцо? (Блокада).
  • На какой фигуре основана форма любой снежинки? (Шестиугольник).
  • Многогранник из Египта. (Пирамида).
  • Географический конус? (Вулкан).

4.Борщ “СКОРОСПЕЛ” со сметаной “ кто успел, тот и съел”.

Командам предоставляется набор чисел. Их задача как можно быстрее   за одну минуту сосчитать больше цифр  

 Каждая команда получает конверт с карточками на внимание.

image1

5.“ОТ НАШЕГО СТОЛА – ВАШЕМУ СТОЛУ”.

 У некоторых народов семь почиталось, как отголосок того времени, когда числовые понятия ещё не были развиты дальше семи. На веру в то, что число семь предвещает или причиняет зло, повлиял культ Луны. В течение лунного месяца Луна пребывает и убывает, проходя при этом четыре фазы. Фазы Луны сменяются каждые семь дней, это привело к созданию лунного календаря, основанного на семидневной неделе. В древнем Вавилоне почитали семь богов – планет, семь духов ветров. В библии семь упоминается больше ста раз. В христианской церкви – семь таинств, семь смертных грехов, семь добродетелей. Древние греки насчитывали семь чудес света.

Задание

Каждой команде зачитывает начало пословицы, а другая команда заканчивает её..

Один с сошкой (семеро с ложкой).

Семеро (одного не ждут).

Одним махом (семерых убиваем).

Семь раз отмерь (один раз отрежь).

Семь бед (один ответ).

Семь пятниц (на неделе).

У семи нянек (дитя без глазу).

Чеснок и лук (от семи недуг).

Сам не дерусь (семерых не боюсь).

Семь верст до небес (и все через лес).

6. Не хотите ли отведать наше фирменное блюдо

РАГУ “из логических смекалок с острыми приправами из внимания и мышления”?

Официанты разносят на столики команд подготовленные задания.

img1
1. Фигура состоит из 12 спичек. Переложите три спички так, чтобы получилось три равных квадрата.

Переложите две спички так, чтобы получилось 10 квадратов.
img2

 В тот момент, пока команды выполняют задания, можно организовать конкурс вопросов и загадок для болельщиков.

  • Некоторые мужские имена имеют математическое происхождение. Назовите их. (Константин – от латинского стойкий, постоянный; Максим – от лат. Величайший, самый большой).
  • Эмблемой какого автомобиля являются четыре кольца? (Ауди).
  • Какие существуют математические созвездия? (Треугольник, южный треугольник, циркуль).
  • Какой многоугольник является высоким военным начальством в США? (Пентагон, форма пятиугольника).
  • Считает весь век, а сам не человек. (Часы).
  • Я горячее храню, и холодное храню.
  • Я и печь и холодильник вам в дороге заменю. (Термос).
  • В каком европейском городе есть улица Пифагора, Архимеда, Ньютона и Коперника? (В столице Нидерландов Амстердаме).

7.Десерт: “Мороженое с взбитыми числами с начинкой из геометрических фигур”

img3

Сколько квадратов и треугольников изображено на чертеже? (3 квадрата и 18 треугольников)

8. Для самых больных животиков, для тех, кто много съел и плохо усвоил, мы предлагаем подвижное задание “МЕЗИМ”.

Изобразите в виде пантомимы (движения без слов). Другая команда должна угадать то, что изображается.

1.команда:

  • прибор, измеряющий силу тока (амперметр),
  • кипящий чайник.

2.команда:

  • прибор, измеряющий тепловой уровень жидкости (термометр),
  • заглохшую машину.

9. Мы подошли к заключительному этапу нашего мероприятия. Предлагаем вам наше фирменное блюдо, предоставляемое за счёт нашего заведения:

“Математический рулет с начинкой из обгонялок, навеянный непреодолимым желанием учиться, учиться и ещё раз учиться…”

За отведённое время учащиеся должны дать ответы на наибольшее количество вопросов.

Вопросы 1 команде:

  1. Чему равна сумма углов в треугольнике? (180).
  2. Прямая, имеющая только одну общую точку с окружностью. (Касательная).
  3. Математическое предложение, не требующее доказательства. (Аксиома).
  4. Как называется направленный отрезок. (Вектор).
  5. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны. (Медиана).
  6. Какую часть числа составляют 25%.(Четверть).
  7. Два числа , произведение которых равно 1. (Взаимно-обратные).
  8. Наименьшее натуральное число. (1).
  9. Сумма одночленов. (Многочлен).
  10. Сколько различных биссектрис можно провести в треугольнике? (Три).
  11. Значение переменной при решении уравнений. (Корень).
  12. Отрезок, соединяющий две точки окружности. (Хорда).
  13. Инструмент для измерения углов на плоскости. (Транспортир).
  14. Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения. (Виет).
  15. Площадь квадрата равна 49 см2. Чему равен периметр этого квадрата? (28).
  16. Единица измерения скорости на море? (Узел).
  17. Целое число кг в пуде? (16).
  18. Графиком квадратичной функции является… (Парабола).
  19. На какой угол поворачивается солдат по команде “кругом”? (180).
  20. Как называются цифры, употребляемые в десятичной системе счисления. (Арабские).

Вопросы 2 команде:

  1. Луч, делящий угол пополам. (Биссектриса).
  2. Количество делителей простого числа. (2).
  3. Четырёхугольник, у которого только две стороны параллельны. (Трапеция).
  4. Предложение, истинность которого нужно доказать. (Теорема).
  5. Кратчайшее расстояние от точки до прямой. (Перпендикуляр).
  6. Отрезок, соединяющий середины сторон. (Средняя линия).
  7. Вычислите площадь квадрата, если его периметр 40 см. (100 см2).
  8. Наименьшее чётное натуральное число. (2).
  9. Чему равна четверть часа. (15 минут).
  10. Параллелограмм, у которого все стороны равны. (Ромб).
  11. Наибольшая хорда в окружности. (Диаметр).
  12. Число П равно … (3,14).
  13. Натуральное число, имеющее больше двух делителей. (Составное).
  14. Графиком линейной функции является… (Прямая).
  15. Что определяет положение точки на плоскости. (Координата).
  16. Какая дробь меньше 1. (Правильная).
  17. Сколько осей симметрии у равностороннего треугольника. (Три).
  18. Сотая часть числа. (Процент).
  19. Один угол 50 градусов, а другой 100 градусов. Могут ли они быть смежными? (Нет).
  20. Сколько цифр в математике? (10).

10.  Подведём итоги. 

В результате каждой команде предоставлен “счёт” за услуги в виде выставления баллов за конкурсы. (По усмотрению итоги можно подводить после каждого конкурса). 

С задачами мы уже позанимались, с математиками познакомились. А теперь посмотрим, как участники знают математические понятия. Для них мы предлагаем кроссворд. Каждой команде будет выдан кроссворд, и как только первая команда разгадает его, все остальные прекращают работу. Все вместе проверяем правильность заполнения.

img4

Вопросы: 

  1. Вторая степень числа.
  2. Запись, содержащая числа и буквы.
  3. Арифметическое действие.
  4. Чертежный инструмент.
  5. Величина, характеризующая быстроту движения.
  6. Геометрическая фигура.
  7. Современная шпаргалка.
  8. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с противоположной стороной, проведенный под прямым углом.

V конкурс: Конкурс болельщиков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя математики в коррекционной школе 8 вида

Предметная неделя повышает интерес к математике,развивает математические способности.Формирует умения использовать знания в нестандартных ситуациях.Учит взаимопомощи доброжелательному отношению к сопе...

неделя математики в коррекционной школе

План проведения недели математики...

Неделя математики в малокомплектной школе

Материал содержит различные конкурсы для математического вечера....

Неделя математики в коррекционной школе

В материале описание мероприятий, проводимых на недели математики в школе VIII вида....

Неделя физики в общеобразовательной школе

В материале представлена методическая разработка предметной недели по физике для общеобразовательной школы....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Неделя математики" в общеобразовательной школе.

Данный материал можно использовать как во внеклассной деятельности, так и на уроках математики в целях развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету. Внеклассная работа являет...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Неделя математики» в общеобразовательной школе

Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их способностей, расширяет кругозор, а также развивает интере...