«Формирование учебных компетенций учащихся основной школы на основе интеграции математики с предметами естественнонаучного цикла». 
учебно-методический материал по алгебре (8 класс) на тему

В работе представлено обощение опыта по межпредметным связям математики с предметами естественного научного цикла. Приведен пример бинарного урока по теме "Закон Ома для участка цепи". Имеется презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhpredmetnye_svyazi.pptx1.43 МБ
Файл mezhpr._svyazi.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование учебных компетенций учащихся основной школы на основе интеграции математики с предметами естественнонаучного цикла». Подготовила: Корельская Г.Ю. учитель математики высшей категории МБОУ СОШ № 33

Слайд 2

Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества.

Слайд 3

Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними; делает знания практически более значимыми и применимыми; помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов; дает возможность применять эти знания в конкретных ситуациях.

Слайд 4

Можно выделить три наиболее общие направления межнаучного взаимодействия: 1. Комплексное изучение разными науками одного и тоже объекта. 2. Использование методов одной науки для изучения разных объектов в других науках. 3. Привлечение различными науками одних и тех же теорий и законов для изучения разных объектов.

Слайд 5

Задача : для повышения качества успеваемости учащихся по школьным предметам оказать методическую помощь учителям в процессе проведения занятий с реализацией возможностей межпредметных связей.

Слайд 6

Проведено: анализ учебных программ по предметам: русский язык, литература, история, физика, математика, география, биология, химия, экономика, технология; составлены сводные таблицы, где указаны общие вопросы для данных предметов и сроки их изучения; составлены таблицы с математическим материалом для повторения с целью успешной учебы по физике, химии, экономике; бинарный урок по теме «Закон Ома для участка цепи»; конкурс задач и кроссвордов с межпредметным содержанием; для 5-9 классов «Своя игра» с использованием материала по математике и физике.

Слайд 7

Изучение всех предметов естественнонаучного цикла взаимосвязано с математикой. На основе знаний по математике у учащихся формируются общепредметные расчетно-измерительные умения. При изучении смежных дисциплин раскрывается практическое применение получаемых учащимися математических знаний и умений, что способствует формированию у них научного мировоззрения, представлений о математическом моделировании как обобщенном методе познания мира.

Слайд 8

В курсе алгебры 7-9 классов последовательность расположения тем обеспечивает своевременную подготовку к изучению физики и химии. Таким образом, начиная изучать новый предмет, ученики уже имеют необходимый математический аппарат для решения задач из смежных дисциплин.

Слайд 9

Существует и обратная связь. Привлечение знаний о масштабе и географических координатах из курса физической географии позволяет на уроках математики наполнить конкретным содержанием абстрактные математические понятия.

Слайд 10

Одна из важнейших целей, присутствующих на любом уроке – научить детей правильно говорить и грамотно писать.

Слайд 11

Использование на уроках математики материала из художественных произведений, имеющего отношение к предмету, цитат известных людей о необходимости изучения математики позволяет внести в урок элементы занимательности и продемонстрировать связь математики с таким важным школьным предметом, как литература.

Слайд 13

Написание самими учениками математических сочинений, сказок и стихов по определенной теме или выполнение ими рисунков. Эта работа вызывает интерес у большинства учеников и при подготовке задания, и при выступлении перед одноклассниками. Такие задания могут быть предложены в качестве домашних, что позволит разнообразить самостоятельную деятельность учеников.

Слайд 14

Для построения прямого угла землемеры использовали следующий прием. Веревку узелками делили на 12 равных частей и концы связывали. Затем ее растягивали на земле так, чтобы получился треугольник со сторонами 3, 4 и 5 делений. Угол, лежащий напротив стороны с 5 делениями был прямой. В связи с указанным способом построения прямого угла треугольник со сторонами 3, 4 и 5 единиц называют египетским.

Слайд 15

Традиционным стало проведение межпредметных внеклассных мероприятий: викторины, игры, конкурсы. А также проведение бинарных уроков как одной из форм реализации межпредметных связей.

Слайд 16

Урок по теме: «Закон Ома для участка цепи» (8 класс) Цель урока : Показать на основе изучения закона Ома для участка цепи проявление межпредметных связей.

Слайд 17

Задачи: Образовательная – сформировать понятия о закономерностях, связывающих силу тока, напряжение и сопротивление, используя знания прямой и обратной пропорциональной зависимости, полученные на уроках алгебры. Развивающая – развитие абстрактного мышления на основе связи математических и физических понятий. Воспитательная – воспитание культуры умственного труда, культуры коллективной работы, чувства уверенности в себе, в своих знаниях, возможностях, воспитание умения слушать других; показать объективность проявлений закономерностей между силой тока, напряжением и сопротивлением на практике.

Слайд 18

Ожидаемый результат: по математике – применять математические знания при решении физических задач; по физике – усвоить закон Ома, научиться применять его при решении простейших задач.

Слайд 22

Межпредметные связи: содействуют выработке умения использовать свои знания в различных ситуациях; помогают изучать явления с разных сторон и в разных аспектах; убеждают, что знания имеют универсальный характер, то есть могут быть применены к разным областям; помогают убедить учеников в пользе знаний; способствуют формированию единых представлений об устройстве мира и его картине; содействуют появлению убежденности о всеобщей связи явлений и их обусловленности; обеспечивают расширение кругозора учащихся.

Слайд 23

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания.

Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга, и особенно проникновением математики и физики в другие отрасли знания.

     1.      Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества.

В связи с увеличением объема информации, подлежащего усвоению в период школьного обучения, и в связи с необходимостью подготовки всех учащихся к работе по самообразованию особо важное значение приобретает изучение роли межпредметных связей в активизации познавательной деятельности учащихся.

Необходимость связи между учебными предметами диктуется также дидактическими принципами обучения, воспитательными задачами школы, связью обучения с жизнью, подготовкой учащихся к практической деятельности.

     2.  Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми. Это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни.

     3.    При всем многообразии видов межнаучного взаимодействия можно выделить три наиболее общие направления:

1. Комплексное изучение разными науками одного и тоже объекта.

2. Использование методов одной науки для изучения разных объектов в других науках.

3. Привлечение различными науками одних и тех же теорий и законов для изучения разных объектов.

В связи с этим вопрос о межпредметных связях стал темой одной из творческих групп нашей школы, в состав которой я входила. Перед группой была поставлена

     4.   задача: для повышения качества успеваемости учащихся по школьным предметам оказать методическую помощь учителям в процессе проведения занятий с реализацией возможностей межпредметных связей.

       Работала группа в течение учебного года.

5.      В процессе работы нами было проведено:

- анализ учебных программ по предметам: русский язык, литература, история, физика, математика, география, биология, химия, экономика, технология;

- составлены сводные таблицы, где указаны общие вопросы для данных предметов и сроки их изучения;

- т.к. при изучении точных наук необходима математическая база, то мною были составлены таблицы с математическим материалом для повторения с целью успешной учебы по физике, химии, экономике;

- бинарный урок по теме «Закон Ома для участка цепи»;

- конкурс задач и кроссвордов с межпредметным содержанием;

- для 5-9 классов «Своя игра» с использованием материала по математике и физике.

Хотя работа нашей творческой группы была краткосрочной, работа по межпредметным связям продолжается.

Остановлюсь на тех вопросах, что касаются меня,как учителя математики.

6.   Изучение всех предметов естественнонаучного цикла взаимосвязано с математикой. На основе знаний по математике у  учащихся формируются общепредметные расчетно-измерительные умения. При изучении смежных дисциплин раскрывается практическое применение получаемых учащимися математических знаний и умений, что способствует формированию у них научного мировоззрения, представлений о математическом моделировании как обобщенном методе познания мира.

7.   В курсе алгебры 7-9 классов последовательность расположения тем обеспечивает своевременную подготовку к изучению физики и химии. Например, при изучении равноускоренного движения используются сведения о линейной функции, при изучении электричества – сведения о прямой и обратной пропорциональной зависимости. При изучении физики целенаправленно применяются понятия пропорции, вектора, производной, функций, графиков и др. Знания о процентах и  умения решать уравнения используются в курсе химии. Таким образом, начиная изучать новый предмет, ученики уже имеют необходимый математический аппарат для решения задач из смежных дисциплин.

8.  Однако существует и обратная связь. Привлечение знаний о масштабе и географических координатах из курса физической географии позволяет на уроках математики наполнить конкретным содержанием абстрактные математические понятия. (для этого как раз и нужны сводные таблицы и карточки).

Математику можно связать не только с точными науками, но и с историей, литературой, русским языком и другими предметами, что я и стараюсь осуществлять на уроках.

9.   Одна из важнейших целей, присутствующих на  любом уроке – научить детей правильно говорить и грамотно писать. На своих уроках я всегда требую от учеников правильного написания математических терминов, четкого обоснования выполняемых действий, постоянного повторения правил и формулировок теорем, грамотной речи при устной работе.

10.  Использование на уроках математики материала из художественных произведений, имеющего отношение к предмету, цитат известных людей о необходимости изучения математики позволяет внести в урок элементы занимательности и продемонстрировать связь математики с таким важным школьным предметом, как литература.

11. Мне нравится такой пример: « Человеческий характер Толстой представлял в виде дроби, в числителе которой были нравственные качества личности, а в знаменателе –  ее самооценка. Чем выше знаменатель, тем меньше дробь, и наоборот. Чтобы становиться совершеннее, нравственно чище, человек должен постоянно увеличивать, наращивать числитель и всячески укорачивать знаменатель».

12.  Другая форма работы, которая  дает возможность заинтересовать учеников изучаемым материалом и  позволяет им проявить свои творческие способности, – написание самими учениками математических сочинений, сказок и стихов по определенной теме или выполнение ими рисунков. Эта работа вызывает интерес у большинства учеников и при подготовке задания, и при выступлении перед одноклассниками. Такие задания могут быть предложены в качестве домашних, что позволит разнообразить самостоятельную деятельность учеников.

Элемент историзма в обучении математике – это любое единичное высказывание, любой единичный факт, имеющий непосредственное отношение к истории математики (например, биографическая справка, цитирование первоисточника, демонстрация портретов математиков).

13.  Например: Из истории хорошо известно, что в Древнем Египте было развито земледелие. Для построения прямого угла землемеры использовали следующий прием. Веревку узелками делили на 12 равных частей и концы связывали. Затем ее растягивали на земле так, чтобы получился треугольник со сторонами 3, 4 и 5 делений. Угол, лежащий напротив стороны с 5 делениями был прямой. В связи с указанным способом построения прямого угла треугольник со сторонами 3, 4 и 5 единиц называют египетским.

14.  Методическое объединение, в которое я вхожу, объединяет учителей разных предметов: математики, физики, химии, информатики, географии, экономики, биологии. Поэтому традиционным стало проведение  межпредметных внеклассных мероприятий:    викторины, игры,  конкурсы. Эти мероприятия часто проводятся с разновозрастными командами.

 Также традиционным стало проведение бинарных уроков как одной из форм реализации межпредметных связей.

15-20.  Мною совместно с учителем физики был проведен урок по теме: «Закон Ома для участка цепи» (8 класс).- на презентации

21. Обобщая проделанную работу можно сделать следующие Выводы:

межпредметные связи:

- содействуют выработке умения использовать свои знания в различных ситуациях: при изучении различных предметов и в общественно полезном труде;

- помогают изучать явления с разных сторон и в разных аспектах;

- убеждают, что знания имеют универсальный характер, то есть могут быть применены к разным областям;

- помогают убедить учеников в пользе знаний;

- способствуют формированию единых представлений об устройстве мира и его картине;

- содействуют появлению убежденности о всеобщей связи явлений и их обусловленности;

- обеспечивают расширение кругозора учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы".

Описание опыта работы на обобщение по теме  "Обучение  написанию  сочинений как  способ  формирования  коммуникативной  компетенции учащихся  основной  шко...

Статья на тему: "Решение проблем формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы как условие успешного выполнения части С1 ГИА"

В регионах Российской Федерации проводится государственная аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. По его результатам можно судить о подготовке по русскому языку выпускников школ страны,...

Межпредметная интеграция в обучении предметам естественнонаучного цикла.

Данная статья раскрывает особенности межпредметной интергации естественно- научного цикла .В методике естественных дисциплин накопилось большое количество проблем, связанных с разветвленной системой е...

Презентация к статье "Связь интегральной и проектной технологий в преподавании математики и предметов естественнонаучного цикла"

Возможно, данный материал окажется востребованным у учителей математики и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе. Подготовка учащихся, сочетающая интегрированные уроки и проектные тех...

Формирование целостного образовательного пространства в школе на основе интеграции основного и дополнительного образования

Обеспечить познавательную активность детей, развить творчество в процессе обучения в школе являются помогают интегрированные уроки. Это эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении к...