Уровневая дифференциация при обучении математике 5-9 классы специальной (коррекционной) школы VIII вида
методическая разработка по теме

Антонова Наталья Александровна

Для восполнения пробелов в знаниях учащихся и устранения фактических ошибок весьма эффективно использовать технологию уровневой дифференциации (УД).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urovnevaya_differentsiatsiya.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Уровневая дифференциация при обучении математике учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIIIвида

Антонова Наталья Александровна,

учитель математики КГКСКОУ СКШИ 8 вид № 12

В связи со становлением новых экономических и общественных отношений в России наблюдается изменение отношения к общечеловеческим ценностям, в том числе и к знаниям. Если взрослые люди осознают важность получения образования и видят в нем залог будущей экономической самостоятельности, то среди молодежи, а тем более среди учащихся коррекционной школы, наоборот, резко снизился интерес к учению.

Перед специальной (коррекционной) школой VIII вида стоит сложная задача повышения интереса к учению, в частности, к математике, как основе развития личности.

Особую актуальность на данном этапе развития системы образования приобретают разработка и внедрение в школьную жизнь различных форм дифференциации, индивидуализированной педагогической помощи школьникам, через использование элементов новых технологий обучения.

Для восполнения пробелов в знаниях учащихся и устранения фактических ошибок весьма эффективно использовать технологию уровневой дифференциации (УД).

Технология УД – одно из направлений реформирования школы:

- признание права ученика  на выбор содержания своего образования и уровня его усвоения;

- обеспечение учителем своевременного достижения каждым учащимся, как минимум, обязательного уровня;

- формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении;

- формирование положительной мотивации школьников (все дети могут достигнуть обязательных результатов обучения);

- применение технологии УД как здоровьесберегающей  технологии обучения.

При обучении математике учащихся специальной (коррекционной) школой VIII вида технология уровневой дифференциации имеет особое значение, что объясняется спецификой самого учебного предмета. Ориентация же на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения детей с нарушением интеллекта математике, учитывала потребности всех школьников.

Если в основу обучения математике положить личностно-ориентированный подход к детям и на основе этого рассматривать и применять формы и методы дифференцированного обучения, то это позволит повысить качество знаний учащихся, будет способствовать достижению творческой, продуктивной деятельности, удовлетворенности учащимися  с нарушением интеллекта образовательным процессом.

На уроках математики мы применяем следующие дифференцированные формы  учебной деятельности учащихся:

- групповая дифференцированная (учащиеся одной группы выполняют задание коллективно, затем организуется отчет каждой группы);

- индивидуальная дифференцированная (учащиеся выполняют задания индивидуально, и оценивается  работа каждого учащегося).

Дидактический материал  разрабатывается по типологическим группам учащихся:

- группа А (учащиеся с хорошим уровнем знаний и умений);

- группа В (учащиеся с минимальным  уровнем знаний и умений);

- группа С (учащиеся, не достигшие минимального уровня).

Разработка дидактического материала выстраивается с учётом:

- возрастных психологических особенностей детей с нарушением интеллекта;

- индивидуальных особенностей детей;

- особенностей общеобразовательного учреждения.

Виды материалов:

- тесты;

- карточки для самостоятельной работы.

Так, например, на уроках математики в 8 классе при изучении темы «Сложение и вычитание десятичных дробей» учащимся предлагаются задания 3-х уровней на карточках разного цвета: группе С (учащиеся, не достигшие минимального уровня) – карточка розового цвета, группе В (учащиеся с минимальным  уровнем знаний и умений) – карточка желтого цвета, группе А (учащиеся с хорошим  уровнем знаний  и умений) – карточка зеленого цвета. Приведем примеры заданий, содержащихся на данных карточках:

С-1  ( на оценку «3»)

Низкий

9,4 + 1,6

2,75 + 14,09

7,66 – 1,54

15,3 – 3,2

В-1 ( на оценку «4»)

Средний

2,9 + 4,271

11,309 + 0,18

6,45 – 0,5976

53,001 – 9,2972

А -1 ( на оценку «5»)

Высокий

(91,1 – 33) – (0,43 + 7,7)

56 – (23,7 – 18,85) + 11,08

Решите уравнение

х + 7,564 = 8,245

Варианты дифференциации, применяемые на уроках математики:

- объединение учащихся в малые группы (3-4 человека);

- объединение учащихся в пары;

- индивидуальное обучение.

Использование уровневой дифференциации на уроках математики позволяет достичь следующих результатов: работа в малых группах и парах развивает творческие способности учащихся, развивает уверенность учащихся в себе, ученик находит своё место в коллективе; индивидуальное обучение учащихся формирует творческие способности и приобретение навыков самообразования; совершенствует знания, умения и навыки, развивает  личностные качества детей.

Способом контроля в условиях дифференцированного образования являются тесты с выбором ответов и на  заполнение пропусков.

Виды контроля:

- зачеты (тематические, текущие);

- самостоятельные работы.

Дифференцированный устный счет на уроках математики проводится в форме игры; на скорость; на количество правильно решенных примеров; на развитие зрительной памяти; на развитие слуховой памяти.

Таким образом, применение технологии уровневой дифференциации, как механизма достижения образовательного стандарта в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида, на уроках математики способствовало повышению качества знаний по предмету, внедрению и реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Усилилась положительная мотивация к обучению, самооценка детей стала более реальной, слабые школьники стали достигать необходимого минимума знаний, а по некоторым темам даже превышать его, а сильные учащиеся не перестали стараться. На уроках математики была создана комфортная атмосфера, располагающая к совместной деятельности педагога и учащихся.

Литература 

  1. Байбакова,  Л. А. Педагогическое мастерство и  педагогические технологии / Л. А. Байбакова,  Л. К. Гребенкина. – М. : Просвещение, 2001 – 156 с.
  2. Воспитательный процесс: изучение эффективности. – М. : ТЦ «Сфера», 2003. – 124 с.
  3.  Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике (формирование умений самостоятельной работы) : сб. статей / сост. С. И. Демидов, Л. О. Денищева. – М. : Просвещение, 1985. – 114 с.
  4. Селевко,    Г. К.    Современные    образовательные    технологии / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
  5.  Степанов, Е. Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога / Е. Н. Степанов. – М. : ТЦ «Сфера», 2003. – 128 с.
  6. Щуркова, Н. Е. Культура современного урока / Н. Е. Щуркова. – М. : Дрофа, 2001. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока математики в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы"

Проект урока математики в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы"....

Педагогический проект на тему: "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках математики в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида»

В настоящее время специалисты коррекционной педагогики единодушно признают, что игра должна выполнять образовательные, воспитательные и коррекционные функции для наиболее полного совершенств...

Урок математики в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Письменное сложение и вычитание четырехзначных чисел»

Данный материал может быть использован на уроках математики в 6 классе специальной (коррекционной) школы....

«Межпредметные связи уроков математики и трудового обучения, математики и СБО в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

В докладе рассмотрены вопросы организации межпредметных связей уроков математики, труда, коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировки как условие подготовки учащихся к социально-трудовой ад...