Рабочая программа кружка по математике 6-7 классов
рабочая программа (алгебра, 6 класс) по теме

Рабочая программа разработанная  на 68 часов, проводимая раз в неделю по 80 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_matemat.kruzhka_6-7kl_1.docx15 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

математического кружка

для  6-7 классов.

Разработал: учитель математики

Мустафин А.М.

Пояснительная записка

Данная программа поможет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данной науки

Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики. Уровень сложности подобранных заданий позволяет привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Для тех школьников, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут положить начало в развитии их интереса к предмету и вызвать желание увлечься математикой. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.

В содержание занятий включены олимпиадные, старинные, логические и нестандартные задачи, исторический материал, геометрический материал. Предлагаемая программа рассчитана на 68 часов, где кроме решения задач и самостоятельной работы планируются конкурсы, викторины, КВНы, игры и часы занимательной математики.

 Содержание программы может изменяться, расширяться или углубляться в рамках тем, выбранных для самостоятельного изучения. Программа может содержать разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы для определенной группы учащихся, ее можно расширять, изменять с учетом конкретных педагогических задач и запросов детей.

Цели программы :

  • Привитие интереса учащимся к математике.
  • Углубление и расширение знаний учащихся по  математике.
  • Повышение  математической  культуры учащихся и создание условий для развития творческих способностей школьников.

Задачи: 

  • Обеспечить усвоение математических знаний и умений.
  • Развить логическое мышление и пространственное воображение.
  • Воспитать настойчивость, инициативу.
  • Развивать коммуникативные навыки путем включения школьников в различные виды деятельности.

Ведущие принципы.

  • Содержание и структура программы  рассматривается как особая  дидактическая конструкция, создаваемая с учетом возрастных особенностей учащихся (психофизических интересов, склонностей);

  • В основу содержания и структуры программы положен дидактический принцип  личностно-ориентированного обучения, в качестве главного объекта учебно-воспитательного процесса рассматривающий учащегося с его индивидуальными особенностями восприятия и осмысления;

  • Принцип компетентностного подхода, т.е. конечный результат обучения определяется не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни, использовать для развития чувственных, волевых, интеллектуальных и других качеств личности учащегося.

Организация работы кружка.

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих. В течение года кружковые занятия увязаны с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке которых активное участие принимают члены кружка.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 80 минут.  При построении учебного процесса, основной формой проведения кружковых занятий является комбинированное тематическое занятие.

Примерная структура данного занятия

  • Объяснение учителя или доклад учащегося по теме занятия.
  • Самостоятельное решение задач по теме занятия, причем в числе этих задач должны быть задачи и повышенной трудности. После решения первой задачи всеми или большинством учащихся один из учащихся производит ее разбор. Учитель по ходу решения задач формулирует выводы, делает обобщения.
  • Решение задач занимательного характера, задач на смекалку.
  • Подведение итогов занятия (ответы на вопросы учащихся, обсуждение математической газеты, следующей встречи, сценки, домашнее задание).

При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников. На занятиях кружка можно использовать различные современные образовательные технологии и сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

           Для эффективной организации курса используются различные формы проведения занятий: эвристическая беседа, практикум, интеллектуальная игра, дискуссия, творческая работа, викторина.

      

Требования к уровню подготовки. 

В результате реализации программы учащиеся должны:

  • Знать нестандартные методы решения различных математических задач.
  • Научиться ярко демонстрировать свои находки,  искать красивые , изящные решения задач.
  • Добывать нужную информацию из различных источников.
  • Проводить доказательные рассуждения, логически обосновывать выводы.

Ообладать опытом самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы  группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

Используемая литература.

1. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. – М.:Айрис-пресс, 2005. – 144 с. – (Школьные олимпиады).

2. Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин. Математическая шкатулка: пособие для учащихся.-4-е изд.,-М.: просвещение, 1984.

3. Спивак А.В. Математический кружок. 6-7  классы. М.:Посев, 2003. С.128.

4. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы.( 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся). / автор-составитель Н.В.Заболотнева.-Волгоград: Учитель, 2006.

5. Задачи для внекласной работы по математике в 5-6 классах / сост.В.Ю.Сафонова, М.:МИРОС, 1995

6. Д.В. Клименченко. Задачи по математике для любознательных: Кн. для учащихся 5-6 классов сред. шк.-М.: Просвещение.

7. Материалы районных олимпиад по математике.

Содержание программы

1.Вводное занятие (1ч)

           Техника безопасности при работе в кабинете математики. Правила работы с различными чертежными инструментами и инструментами ручного труда. Правила поведения в коллективе. Знакомство с коллективом. Опрос на тему «Зачем человеку нужна математика?» Беседа об этике общения в коллективе, о взаимовыручке. Знакомство с планом работы кружка.

2. История развития математики. Системы исчисления(15ч)
История развития математики. Древнеримская и другие нумерации. Системы счисления. Приемы быстрого счета. Из жизни математиков. Олимпиада. Математическая игра «Счастливый случай».

3. Делимость чисел (4ч).
Признаки делимости на 4,6,7,8,11,13,19. Решение задач с использованием признаков делимости.

4. Решение задач (26)

 Задачи, решаемые с конца. Задачи на переливания. Задачи на взвешивание. Задачи на переправы. Математические ребусы. Задачи на расстановку скобок и знаков. Логические задачи. Олимпиадные задачи. Некоторые старинные задачи. Задачи на составление уравнений. Задачи на проценты.Задачи на движение. Задачи на принцип Дирихле. Нестандартные  задачи. Математические конкурсы и соревнования.

5. Геометрия (13ч)

Разрезание и перекраивание фигур. Головоломки со спичками. Танграм . Кроссворды и чайнворды. Лист Мебиуса. Пропорции. Симметрия вокруг нас (осевая, центральная, зеркальная).  Знакомство с пространственными фигурами. Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. Геометрическая викторина.

6.  Элементы комбинаторики и теории вероятности (8ч)
Перестановки. Размещения. Сочетания. Случайные события. Решение задач на определение вероятности событий
.

7.Итоговое занятие (1ч)

Подведение итогов работы кружка. Устная олимпиада.

Тематическое планирование курса

№/№

п/п

Тематика кружковых занятий

Форма проведения занятий

Кол-во

часов

Примерные сроки проведения занятий

1

Организационное занятие. Знакомство с планом работы. Математическая смесь.

Эвристическая беседа

1

Тема 1. Из истории развития математики. Системы счисления.

2

Счет у первобытных людей. История развития математики: Древний Восток (Египет, Вавилон, Китай), Древняя Греция, Индия, страны Ислама.

Эвристическая беседа.

Мини- доклады уч-ся

1

3

История развития математики: Западная Европа, Россия.

Поиск информации

Мини- доклады уч-ся

1

4

Запись цифр и действий у других народов.

Эвристическая беседа

Мини-доклады

1

5

Древнеримская и другие нумерации.

Поиск информации

Мини-доклады

1

6

Десятичная система счисления.

Комбинированное занятие

1

7

Двоичная система счисления.

Комбинированное занятие

1

8

Перевод из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления.

Практическая работа

1

9

Восьмеричная система счисления.

Комбинированное занятие

1

10

Перевод из восьмеричной в десятичную систему счисления.

Практическая работа

1

11

Некоторые приемы устного счета.

Практическая работа

1

12

Занимательные истории из жизни математиков.

Мини-доклады

Работа в парах

13

14

Проведение школьной математической олимпиады.

Выполнение конкурсных заданий

2

15

Разбор заданий школьной математической олимпиады.

Практическая работа

1

16

Математическая игра «Счастливый случай»

Интеллектуальная игра

1

Тема 2. Признаки делимости.

17

Признаки делимости на 4,6,8.

Комбинированное занятие

1

18

Признаки делимости на 7 и 11.

Комбинированное занятие

1

19

Признаки делимости на  13 и 19.

Практическая работа

1

20

Решение задач с использованием признаков делимости.

Практическая работа

1

Тема 3.Решение задач.

21

Решение задач методом «с конца».

Комбинированное занятие

1

22

Задачи на переливания.

Комбинированное занятие

1

23

Задачи на взвешивание.

Практическая работа

1

24

Задачи на переправы.

Практическая работа

1

25

Математические ребусы.

Комбинированное занятие

1

26

Математическая карусель.

Интеллектуальная игра

1

27

Задачи на расстановку скобок и знаков.

Практическая работа

1

28

Повторение методов решения задач, рассмотренных ранее.

Самостоятельная работа

1

29

Логические задачи.

Комбинированное занятие

1

30

Решение олимпиадных задач.

Практическая работа

1

31

Математическое соревнование (математическая драка).

Интеллектуальная игра

1

32

Принцип Дирихле.

Комбинированное занятие.

1

33

Решение задач на принцип Дирихле.

Практическая работа

34

Круги Эйлера. Графы.

Эвристическая беседа

1

35

Применение графов к решению задач.

Практическая работа

1

36

Текстовые задачи (математические игры, выигрышные ситуации).

Практическая работа

1

37

Решение нестандартных задач.

Практическая работа

1

38

Задачи-шутки.

1

39

Математический КВН.

Открытое занятие

1

40

Некоторые старинные задачи.

Комбинированное занятие.

1

41

Арифметическая викторина.

Викторина

1

42

Задачи на составление уравнений.

Комбинированное занятие.

1

43

Задачи на проценты.

Комбинированное занятие.

1

44

Задачи на движение.

Комбинированное занятие.

1

45

Решение олимпиадных задач.

Практическая работа

1

46

Математическое соревнование (математическая карусель).

Выполнение конкурсных заданий

1

Тема 4. Геометрия .

47

Геометрия на клетчатой бумаге: рисование фигур на клетчатой бумаге, разрезание фигур на равные части.

Практическая работа

1

48

Геометрические задачи на разрезание и перекраивание фигур. 

Практическая работа

1

49

Решение и составление задач со спичками.

Практическая работа

1

50

Сотни фигур из 7 частей (танграм, полимино).

Математическая игра

1

51

Кроссворды и чайнворды.

Комбинированное занятие

1

52

Творческая работа по составлению кроссвордов и чайнвордов.

Личное первенство

1

53

Лист Мебиуса.

Практическая работа

1

54

Красота и гармония пропорций (Презентация работы)

Эвристическая беседа, презентация,

1

55

Симметрия вокруг нас (осевая, центральная, зеркальная).

Эвристическая беседа, презентация

1

56

Знакомство с пространственными фигурами. Конструирование фигур.

Эвристическая беседа,

1

57

Геометрия в пространстве: задачи, связанные с прямоугольным параллелепипедом.

Практическая работа

1

58

Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур.

Практическая работа

1

59

Геометрическая викторина.

Открытое занятие

1

Тема 5. Комбинаторика

60

Элементы комбинаторики.

Эвристическая беседа

Практическая работа

1

61

Простейшие комбинаторные задачи.

Практическая работа

1

62

Перестановки.

Практическая работа

1

63

Размещения.

Практическая работа

1

64

Сочетания.

Практическая работа

1

65

Случайные события и их вероятности.

Практическая работа

1

66

Решение задач на определение вероятности событий.

Практическая работа

1

67

Решение олимпиадных задач по теории вероятности.

Практическая работа

1

68

Итоговое занятие. Устная олимпиада.

Открытое занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Любители математики" 10-11 класс

Объединение дополнительного образования, рассчитанное на 144 ч (4,5 ч в неделю) дополняет базовую программу, способствует развитию познавательной активности, интереса к математике, повышению математич...

рабочая программа кружка по математике для 6 класса

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и мет...

рабочая программа кружка по математике для 6 класса

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и мет...

Рабочая программа кружка «Занимательная математика» в 7 классе

Программа курса «Занимательная математика» по составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерных программ внеуроч...

Рабочая программа кружка по математике «Эрудит» 8 класс

В рамках подготовки учащихся основной школы, которая, в частности, предполагает изучение школьниками кружков по выбору, разработана данная программа, которая составлена на основе программы по алгебре ...

Рабочая программа кружка "Здоровая математика" для 5 класса

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное пр...

Рабочая программа кружка по математике для 6 класса

Рабочая программакружка ,,Вмире чисел и задач составлена в соответствии с треблваниями ФГОС....