Урок математики 6 класса по теме "Делители и кратные"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Данный урок первый в теме: «Делимость натуральных чисел», который проводится с использованием ИКТ и роль его во введении понятия делителя числа и кратного числа.

Аннотация- Данный урок ориентирован на учащихся 6-го общеобразовательного класса, работающих по  учебнику «Математика 6». Авторы: Зубарева И.И. и Мордкович А.Г.. К уроку я создана  презентация.

Цели урока: - Ввести понятие делителя числа и кратного числа;

                       - Проверить уровень первичного усвоения.

Задачи: - Отработать понятие делителя и кратного числа, умение находить делители и кратные данного нату­рального числа; совершенствовать устные и письменные вычис­лительные навыки;

- Прививать учащимся умение аргументировать свое мнение, повышая самооценку, самоконтроль, взаимоконтроль.

- Продолжить развивать математическую речь; расширять кругозор учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_6_v_klasse.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 6 В классе

Учитель: Шарыпова Татьяна Викторовна

Учебный предмет – Математика

Тема - «Делители и кратные»

Тип урока – Изучение нового материала и первичного закрепления.

Место урока в учебном плане -  Данный урок первый в теме: «Делимость натуральных чисел», который проводится с использованием ИКТ и роль его во введении понятия делителя числа и кратного числа.

Аннотация- Данный урок ориентирован на учащихся 6-го общеобразовательного класса, работающих по  учебнику «Математика 6». Авторы: Зубарева И.И. и Мордкович А.Г.. К уроку я создана  презентация.

Цели урока: - Ввести понятие делителя числа и кратного числа;

                       - Проверить уровень первичного усвоения.

Задачи: - Отработать понятие делителя и кратного числа, умение находить делители и кратные данного натурального числа; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки;

- Прививать учащимся умение аргументировать свое мнение, повышая самооценку, самоконтроль, взаимоконтроль.

- Продолжить развивать математическую речь; расширять кругозор учащихся.

Методы:

Оборудование:  интерактивная доска, карточки с самостоятельной работой

Ход урока.

                                  Математика повсюду

                                       Глазом только поведёшь

                                       И примеров сразу уйму,

                                        Ты вокруг себя найдёшь.

                                                          М. Бозаковский ( Слайд 2)

1. Организационный момент.

Вводная часть .С древних времен для решения практических вопросов людям приходилось считать предметы и измерять величины: например, сколько овец в стаде, сколько величин мер зерна собрано с поля. Стали появляться более сложные задачи, связанные с действием деления. Выходя на охоту, охотники должны знать, какое наименьшее число добычи они должны принести, чтобы ее можно разделить между собой поровну. Первым, кто стал изучать вопрос о делимости чисел уже в VI в. до н.э. был древнегреческий ученый – математик Пифагор и его ученики. 

 Вот и мы сегодня будем решать задачи, связанных с делением.( Слайд 3)

2.Сообщение темы урока

В тетрадях записывается число, тема.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми понятиями «делители и кратные»

 Слово «крата» — старинное русское слово, означающее раз;

Слово «кратный» означает известное число раз. Сколь кратно говорено тебе! Однократный, многократный проступок. (Такое толкование этих слов дает толковый словарь Даля

3.Знакомство с новым материалом

1 задача.( Слайд 4)

28 яблок надо разделить поровну между 4 ребятами. Сколько яблок получит каждый ребёнок?

 ( Ответ: 7 яблок)

Сколько яблок получит каждый , если детей будет шестеро?

( Ответ: поровну не получится).

Работа по слайдам 5 -11.

— На какие группы можно разделить данные числовые выражения? Почему? (На 2 группы: 1 группа — деление без остатка, 2 группа — деление с остатком; на 3 группы (по делимому): I группа — делимое = 100, 2 группа — делимое = 66 3 группа — делимое = 72; на 3 группы (по делителю): 1 группа — делитель равен 1, 2 группа — делитель равен самому числу 3 группа — делитель равен другим числам.)

Вернёмся еще раз к задачам о яблоках ( Слайд 12-13)

Введение понятия делителя.( слайд 14).

4.Закрепление материала.

Отработка навыков определения делителей по слайду 15.

Вспомним компоненты действия деления. (Как называются числа при делении?

а Ь = с (Ответ: а — делимое, Ь — делитель, с — частное)

— Как найти неизвестное делимое? (Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель.)

— Как найти неизвестный делитель? (Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.)

( Слайд 16).

— Назовите наименьшее натуральное число. (1.)

— Какие числа называют натуральными? (Числа, которые используются при счете предметов.)

— Назовите наибольшее натуральное число. (Нельзя, так как любое натуральное число можно увеличить на единицу.)

  • Физкультминутка Любые упражнения выполняются при условии мысленного и эмоционального настроя на формировании красивого, здорового и «умного» тела.

— Положите голову на парту. Закройте глаза. Расслабьтесь.

— Вспомните самое приятное, что с вами произошло во время каникул.

— Потянитесь, как маленькие котята. Улыбнитесь.

— И с таким прекрасным настроением продолжим нашу работу.

Вводится определение делителя ( Слайд17)

Вводится определение кратного ( Слайд 18)

5.Занимательная задача.

- Я прочитаю вам сказку с заданиями, а вы внимательно слушайте задания, постарайтесь как можно быстрее ответить на вопросы, которые встретятся в этой сказке, и поднять руку.

а) 28 сентября число 28 решило пригласить в гости всех своих делителей, меньших, чем оно само. Первой прибежала единица, за ней двойка, за ней…

Назовите список всех гостей числа 28.

б) Когда все гости собрались, число 28 удивилось что их немного. Оно огорчилось и предложило, чтобы каждый из гостей привёл ещё и своих делителей.

Сколько придёт новых гостей?

в) Единица объяснила числу 28, что при таком условии новые гости к нему не придут:

г) Чтобы утешить число 28, его гости соединились знаком «+», и, о чудо, сумма оказалась равной самому числу 28.

Единица сказала, что всякое число, которое равно сумме своих меньших делителей, называется совершенным. Так что 28 – совершенное число. Число 28 обрадовалось и спросило, какие есть ещё совершенные числа? Всезнающая единица объяснила, что совершенные числа встречаются очень редко: среди чисел до миллиона только 4 совершенных. Число 28 – единственное двузначное совершенное число, есть только одно трехзначное совершенное число – 496 и только одно однозначное.

д)  Наступило 29 января, и число 29 тоже решило пригласить в этот день в гости своих меньших делителей. Первой пришла, как всегда, единица.

Кто ещё пришёл в гости? Что можно сказать про число 29? Какое оно?

е) Числам понравилось приглашать в гости своих делителей. Кто пришёл в гости 30 января, вы знаете, что. И в феврале продолжался тот же обычай. Только одно число не дождалось гостей.

Что это за число? Сколько раз оно само побывало в гостях?

ж) У каких чисел был только один гость?

Что это за гость? Что это за числа?

Работа по слайдам 19-20.

6.Самостоятельная работа

Вариант 1

1. Напишите все делители числа 12

2. Напишите два первых числа, кратных числу 9

3. Напишите число, которое является делителем любого натурального числа

4. Запишите одно число, которое является кратным 4 и 6

5. Докажите, что 72 является делителем 1728

Вариант 2

1. Напишите все делители числа 15

2. Напишите два первых числа, кратных числу 7

3. Напишите число, которое является кратным 3 и 8

4. Запишите одно число, которое является кратным любому числу

5. Докажите, что 47 является делителем 846

7.Подведение итогов урока

— С какими новыми понятиями мы познакомились на этом уроке?

— Назовите делители числа 8 и три числа, кратные числу 8.

8.Домашнее задание: «Сказка ложь, да в ней намек – математический урок». Придумать математическую сказку с использованием новых понятий.

9. Рефлексия. Подведение итогов

У вас на столе фигуры

 – Я хорошо понял, как раскладывать числа на простые множители.

  – Я не понял, у меня были ошибки 

 – Я не понял, как раскладывать числа на простые множители

Учащимся предлагается выбрать символ и оценить свою деятельность. Дети сами вывешивают свои символы на магнитную доску.

 

Самоанализ урока.

Урок построен по принципу: используя задачу, в ходе решения которой (обоснование каждого шага) подводит  учащихся к понятию делителя и кратного числа. Используются разного вида задания, которые позволяют учащимся самим сформулировать определение делителя и кратного числа; интересная форма организации закрепления и проверки знаний.

Урок, в котором используется презентация, очень эстетичен со всех точек зрения, компактен, вызывает интерес у ребят.

Использование презентации на уроке позволяет решать ряд проблем:

  • Чистота рук и места у доски
  • Наглядность
  • Быстрая смена заданий.
  • Учащимся интересно то, что в ногу со временем.
  • Можно обеспечить каждого учащегося работой, которую он будет выполнять в индивидуальном режиме.

Данную презентацию можно использовать в классах, работающих по другим учебным комплектам 5-6 класса.  Каждый учитель может изменить организацию урока, как считает нужным и целесообразным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 6 классе на тему: «Решение задач на разностное и кратное сравнение».

Цель урока: закреплять умения решать задачи на разностное и кратное сравнение, Развивать мышление, математическую речь учащихся, прививать интерес к предмету.презентация находится на   http:...

Урок математики 6 класс. Делители и кратные.

Материал представлен в виде презентации, в которой акцентируется внимание на новые термины, которые учащимся необходимо запомнить: кратное и делитель....

Технологическая карта урока математики "Делители и кратное" для 6 класса с указанием ЭОР и УУД

В данном материале находится технологическая карта урока по математике "Делители и кратное для 6 класса с указанием ЭОР (ссылка на сайт Инфоурок и YouTube) и указанием УУД (познавательные, регуля...

Технологическая карта урока математики по теме: «Делители и кратные» в 6 классе. Учебник «Математика, 6 класс» Г.К. Муравина, О.В. Муравин.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.Цель урока: Формирование навыка употребления термина «делитель» не в привычном для них смысле одного из компонентов деления, а в связи с возможностью деления числ...

Сценарий проведения урока математики в 5-м классе по теме: "Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное"

Урок демонстрирует творческое применение учащимися алгоритма Евклида для нахождения НОД и использование формулы для отыскания НОК чисел при решении задач централизованного тестирования. Удобство краси...

Конспект урока математики в 6 классе "Делители и кратные"

Это второй урок по теме «Делители и кратные». На данном уроке формируются умения  находить делители и кратные чисел и умение применять данные понятия  при решении задач. Сформированные по да...

Интегрированный урок математики : класс

Интегрированный урок математики и экологии...