Урок математики в 5 классе по теме "Проценты"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Марьинская Татьяна Юрьевна

Конспект и презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Проценты".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon protsenty.zip2.56 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

«Фабричная основная общеобразовательная школа пгт Лальск»

Конспект урока по математике в 5 классе

«Проценты»

Подготовила

Марьинская Татьяна Юрьевна

учитель математики

 

2015г.

  1. Предмет, класс, в котором используется продукт: математика, 5 класс
  2. Авторы учебника, учебно – методического комплекса:Н.Я. Виленкин, В. И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд
  3. Тема: Проценты (урок «открытия новых знаний»)

Цель: создать условия для получения  и осознания новой учебной информации по данной теме, способствовать осмыслению связей нового материала и жизненных ситуаций

Задачи:

  1. образовательные: познакомить обучающихся с понятием «проценты», учить записывать проценты в виде десятичных дробей и десятичные дроби в виде процентов, совершенствовать вычислительные навыки; учить решать основные типы задач на проценты( проценты от числа, числа по проценту, процентное отношение);
  2. развивающие: активизировать умственную деятельность с помощью использования на уроке приемов ИКТ; способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи; способствовать развитию устной и письменной математической речи;
  3. воспитательные: формировать навыки взаимоконтроля и самоконтроля и оценки своей деятельности; повышать заинтересованность в изучении предмета математики; воспитание чувства коллективизма, радости сопереживания успехам товарищей.
  1. Время реализации: урок (40 минут)
  2. Оборудование: интерактивная и меловая доска, проектор.
  3. Планируемый результат:

Предметные умения

- сформированность понятия «процент»

- обращение десятичных дробей в проценты;

- обращение процентов в десятичные дроби.

Личностные УУД:

-формирование учебной мотивации,

- формирование адекватной самооценки,

- необходимость приобретения новых знаний.

Регулятивные УУД:

-самостоятельно формулировать тему урока;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- работать по алгоритму, с правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

 - проводить анализ учебного материала;

- извлекать информацию, представленную в разной форме;

- формулировать конечный результат

  Коммуникативные УУД:

-  слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- использовать  знаково-символические записи математического понятия.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме
  3. Организация восприятия и осмысления новой информации
  4. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу
  5. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний  
  6. Подведение итогов, определение домашнего задания
  7. Рефлексия


№ этапа

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Форма обучения

Результативность

Настроить учащихся к работе на уроке.

Добрый день, ребята! Настроимся на работу. Пожелайте себе запоминать крепко и быть внимательными.  

Девизом урока у нас  будут слова: слушать и слышать, смотреть и видеть, думать и рассуждать.

- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей.

Приветствуют учителя.

Подписывают карточки самооценивания.

Метапредметные: коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

регулятивные

организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на подготовку к изучению нового материала.

(Слайд2)Выполните устно

  1. Найдите одну сотую часть от каждого числа: 300; 800; 2600; 70; 23; 56,3;180,5;9.
  2. Найдите сотую часть каждой величины:

1рубль,1м;1км;1ц;1а.

Работают устно (свои ответы аргументируют), оценивают свою работу и работу товарищей.

Фронтальная

Предметные

познавательныеструктурирование собственных знаний.

Метапредметные

коммуникативные организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

регулятивные контроль иоценка процесса и результатов деятельности. Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

Привлечь учеников к формированию темы и целей урока.

Привлечь учеников к самостоятельной работе с источниками информации с целью изучения правил перевода процентов в десятичные дроби и наоборот десятичные дроби в проценты

Молодцы! Как находили сотую часть в примерах?

В переводе с латинского «на сто (сотню)» слово «procentum» означает «процент».

Как вы думаете, какая тема урока?  

Тема сегодняшнего урока – «Проценты».

(Слайд3)

Для краткости слово «процент» после числа заменяется знаком «%»

Итак, 1%=1/100 величины, то вся величина 100%.

Ребята, а где еще в повседневной жизни встречались с понятием процент? Примерные ответы учащихся:

( По телевизору, в газетах, в банках, на вкладах с разной процентной ставкой, при получении кредитов, на этикетках продуктов, акции в магазинах и др.).

Кроме того, полученные знания на уроках математики,  помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии  (например: узнать концентрацию кислоты в растворе), физике (КПД), географии (% сельское население). А также при сдаче экзамена по математике.  

Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока.

Учащиеся озвучивают свои предположения, где встречаются проценты в повседневной жизни.

Фронтальная

Предметные

познавательныеумение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,

Личностные: самоопределение

Метапредметные

регулятивные целеполагание.

Коммуникативные

умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Восприятие и осмысление учащимися нового материала первичная проверка понимания.

(Слайд4)

Задание: 1) запишите в виде десятичной дроби: 1%, 9%, 63%, 158%, 7,2%, 0,3%;

Если мы научились переводить % в дроби, значит, сможем это сделать и наоборот.

Переведём числа в проценты

2)запишите в процентах десятичные дроби: 0,84; 0,09; 5,69; 0,094; 3,478; 30,6

Таким образом:

Как перевести проценты в десятичную дробь?

1) Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100.

Как записать в процентах десятичную дробь?

2) Чтобы перевести десятичную дробь в проценты, надо её умножить на 100.

Молодцы!

Если мы можем найти 1% , значит, сможем найти и 2% и 3% и т.д. Как?

(Слайд5)

Решите задачу.

Швейная фабрика выпустила 1200 костюмов. Из них 32% составляют костюмы нового фасона. Сколько костюмов нового фасона выпустила фабрика?

(Слайд6)

Работают у доски, переводя десятичные дроби в проценты и проценты в десятичную дробь, выводят правила перевода.

Проговаривают правила.

Оценивают свою работу и работу товарища.

Учащиеся отвечают на вопрос, озвучивают свои предположения.

Решают и записывают решение в тетради и на доске.

Оценивают свою работу и работу товарищей.

Работа в тетради  и у доски.

Работа  в парах.

Предметные познавательные:работа  с информацией, использование знако-символических средств, общих схем решения

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Метапредметные

коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

регулятивные:планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Организация закрепления и контроля усвоения учащимися знаний и умений по теме «Проценты».

(Слайд7)Физкультминутка.

Давайте немного отдохнем.

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны по - шире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

(Слайд8)Выполнение заданий №1561, 1562,1566.

Физкультминутка.

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.

Решают задачи в тетради. Проверяют в парах. Взаимопроверка. Оценивают свою работу и работу товарища.

Фронтальная.

Самостоятельная работа.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные:

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

Подвести итоги работы, оценить работу.

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Подошёл к концу наш урок. Давайте подведем итоги урока:

  1. Что называют процентом?
  2. Как называют 1% от центнера, метра, гектара, километра?
  3. Сформулируйте правила обращения процентов в десятичную дробь и наоборот.
  4. Как найти несколько % величины?

(Слайд9)Д/З№1598,1599,1612(а)

Подготовить творческую работу по одной из предложенных тем:

- Из истории процентов;

-Проценты в окружающем нас мире;

-Если есть возможность работать на компьютере, то подготовьте презентацию по теме «Проценты»;

-Придумайте и оформите  с решением свою задачу (задачи) на  проценты.

Обратите внимание на то, чтобы ваши работы были интересны по содержанию, содержали верную математическую информацию по теме, были красиво оформлены.

Записывают номера задач. Выбирают и записывают тему выбранной творческой работы.

Фронтальная.

Метапредметные

регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

Личностные: формирование позитивной самооценки

Рефлексия

(Слайд10)Кто из вас выскажет мнение о пройденном уроке, вот фразы, с которых вы можете начать

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я научился…        
  • у меня получилось …
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

(Слайд11)

Учащиеся высказывают своё мнение, сдают карточки самооценивания.

Фронтальная

Метапредметные

регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Список использованной литературы 

1.Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. Математика.6 класс М,:Мнемозина. 2009

2.В.В.Выговская. Поурочные разработки по математике. 6 класс.-М.:Вако.2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики в классе - комплекте (5,6 класс) по теме "Решение уравнений и задач при помощи уравнений"

Презентация составлена к уроку математики в 5 и 6 классах по теме: "Решение уравнений и задач при помощи уравнений" в классе - комплекте сельской малокомплектной школы....

Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС

1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Урок математики 5 класс.Технологическая карта к уроку

технологическая карта урока математики 5 класс. Тема: Делимостьь чисел.Свойства делимости.(в соответствии с ФГОС)...

Технологические карты на уроках математики, 5 класс;алгебры 7.8 классы

Технологическая карта является продуктом  на завершающем этапе  работы  городской экспериментальной площадки  на базе нашей школы. Работа по такому маршруту на уроке  существе...