Интегрированный урок математики, географии, информатики "Атмосфера и столбчатые диаграммы"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Балан Валентина Михайловна

Обучение  учащихся построению диаграмм количества осадков, вычислению среднесуточной температуры и суточной амплитуды колебания  температуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ,

МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

"АТМОСФЕРА И СТОЛБЧАТЫЕ ДИАГРАММЫ"

Автор: учитель математики, информатики и ИКТ I категории

Балан Валентина Михайловна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Парканская ООШ № 2 им. Д.И.Мищенко»

Цели урока:

  • научиться строить столбчатые диаграммы, используя возможности электронных таблиц (компьютерные программы: Microsoft Office Excel, “Мастер диаграмм”);
  • научить учащихся строить диаграммы количества осадков, вычислять среднесуточную температуру и суточную амплитуду колебания  температуры;
  • развивать: развивать интерес к родному краю, коммуникативные навыки, компьютерную грамотность учащихся, внимание, умение структурировать информацию, развивать память, логическое мышление, математические способности.

Оборудование: компьютерный класс, сеть, презентация, раздаточный материал.

Ход урока.

I.Организационный момент.

        Учителя математики и  географии приветствуют учащихся, создают доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяют готовность рабочего места.

Учитель математики и информатики: Ребята! Сегодня у нас необычный урок, мы попробуем объединить три предмета: географию, математику и информатику. И поможет нам в этом компьютер. Думаю, что будет для вас познавательно и очень интересно, ведь информатика – это, прежде всего наука, которая помогает нам с вами получать знания по другим предметам. И в этом мы еще раз убедимся на нашем нестандартном уроке.

        

Учитель географии: В последнее время успешно продолжается исследование живой природы. И данные этих исследований обрабатываются с помощью компьютера и специальных программ.

Учитель математики и информатики: Ну а для более наглядного представления данных мы будем использовать на нашем уроке диаграммы. Давайте начнем наш урок!

Инструктаж. Правила техники безопасности в кабинете информатики.

II. Изучение нового материала.

Учитель математики и информатики:

Диаграмма в переводе с греческого обозначает «изображение», «рисунок», «чертёж». Что такое диаграмма?

Какие виды диаграмм вы знаете?

Для чего используется круговая диаграмма?

 (Слайд 3)

Учитель географии: 

Что такое атмосфера?  

Из каких газов состоит атмосфера? (Слайд 4)

Газы

Процент содержания в воздухе

азот

78 %

кислород

21%

Другие газы

1%

Что нам показывает диаграмма на Слайде5?

Учитель географии:

Какими показателями характеризуется состояние тропосферы? Для изображения температуры мы строили графики (Слайд 6,7), а вот чтобы показать осадки необходимо  построить диаграмму, но не круговую, а столбчатую.

   

III. Первичное закрепление знаний.

Учитель математики и информатики:

         Ребята, вы правильно сказали, что в пятом классе мы с вами изучали круговые диаграммы, а сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним видом диаграмм – столбчатыми, которые используются для наглядного изображения числовых данных (Слайд 8). В таких диаграммах высота столбиков пропорциональна числовым данным. Столбики могут быть как вертикальные, так и горизонтальные (Слайд 9). Столбчатые диаграммы, как и большинство диаграмм с которыми мы еще познакомимся, строятся в прямоугольной системе координат. Применяются для сравнения данных в пределах одного временного периода.

Диаграмма – это графическое изображение в виде линейных отрезков или геометрических фигур, наглядно показывающее соотношение каких-либо величин, дающее наглядное изображение о соотношении каких либо величин или нескольких значений одной величины, об изменении значений (Слайд 10).

Представьте, что вы окончили школу и получили образование. На вашей новой, интересной работе вам необходимо продемонстрировать какие-либо данные, проанализировать их и дать дальнейшие рекомендации. Что можно сделать для того, чтобы скучные цифры «ожили» и ваш доклад стал бы наиболее убедительным? В этом нам поможет табличный процессор Excel и, в частности, построение диаграмм.  Excel предлагает на выбор из 14 типов диаграмм 70 видов (Слайд 11).

Ваша задача сегодня состоит в том, чтобы преобразовать полученные данные в столбчатые диаграммы. Ребята, алгоритм построения диаграмм у вас на столах, приступайте. А вот как выглядит ваше задание – № 1 в трёх вариантах, выполненное с помощью компьютера. (Слайд 12).

Задача 1(см. приложение)

Учащиеся получают алгоритм построения диаграмм на отдельных листках, садятся за компьютеры и под руководством учителя начинают заполнять таблицу № 1 и строить диаграмму, потом таблицу №2. (Таблицы № 1 и № 2 учащиеся также получают на листочках в приложении в трёх вариантах) (Слайд 13).

IV. Физкультурная минутка. (2 минуты) (Слайд 14),

А сейчас отвлекитесь от экрана – немного отдохнем!

  1. Закройте глаза, очень сильно зажмурьтесь, резко откройте глаза. Проделайте это 4 раза.
  2. Голову держим прямо, глаза подняли вверх, опустили вниз, посмотрели влево, посмотрели вправо (4 раза).
  3. Голову откиньте назад, опустите вперед так, чтобы подбородок уперся в грудь (2 раза).

V. Закрепление нового материала.

Учитель географии: …..(Слайд 15)

При изучении темы «Атмосфера» очень тесной является связь программы географии с математикой. В курсе математики 5-6 класса рассматриваются столбчатые и круговые диаграммы, вычисляют среднее арифметическое, читают графики. Все это используется  для выведения среднемесячной, среднегодовой температуры воздуха. Ребята учатся отвечать на вопросы, используя графики зависимости температуры от времени года, от высоты. Определяют преобладающее направление ветра по графику розы ветров. Чтобы увидеть наглядное представление о количестве осадков в течение года и по месяцам, строят столбчатые и круговые диаграммы. 

Давайте послушаем отрывок из книги шведской писательницы С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», где рассказывается о глупом Тролле, который решил:

«Построю дом поближе к солнцу, пусть оно меня греет» (Слайд16). И Тролль принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть не до самых туч.

- Вот теперь, пожалуй, хватит! – сказал Тролль. Теперь я построю себе дом на вершине этой горы. Буду жить у самого солнца под боком. Уж рядом с солнцем не замерзну. И Тролль полез на гору.

Только что такое? Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался он до вершины.

« Ну, - думает, - отсюда до солнца рукой подать!». А у самого от холода зуб на зуб на попадает. Тролль этот был упрямый, - если уж ему в голову, что  западет – ничем не выбьешь. Решил на горе строить дом – и построил. Солнце вроде ближе, а все равно мороз до костей пробирает. Так этот глупый  Тролль и замерз (Слайд17).

Вопросы. 

Объясните, почему замерз упрямый Тролль? Чего он не знал? (Слайд 18)

Атмосферный воздух прозрачен, поэтому солнечные лучи беспрепятственно проходят сквозь него. При этом воздух не нагревается, а солнечное тепло получает земная поверхность. Нагретая поверхность отдает тепло воздуху. Чем дальше от поверхности, тем ниже температура воздуха. Он не знал, что воздух нагревается от земной поверхности, поэтому, чем выше над ней, тем холоднее.

Известно, что температура воздуха при  поднятии вверх понижается на 6 градусов на 1 километр (Слайд 19,20).

Учитель математики и информатики:

  Задача 2   (Слайд 21) (см. приложение)

Вы знаете, что в течение суток температура воздуха изменяется. Самая низкая температура воздуха бывает перед восходом солнца. А самая высокая – в 14-15 часов. Разность между самой высокой и самой низкой температурой (в течение промежутка времени) называют амплитудой колебаний температуры (Слайд 22,23).

 

Задача 3 (Слайд 24) (см. приложение)

Чаще всего в течение суток термометр показывает разную температуру. Для сравнения температуры воздуха разных суток, вычисляют среднюю суточную температуру.

Вспомните из уроков математики, как вычислить среднее арифметическое?

Задача 4 (Слайд 27) (см. приложение)

Учителя математики и информатики и географии подводят итоги, выставляют оценки.

V. Контроль и проверка знаний.

Учитель математики и информатикиРебята, а теперь ответьте на вопросы по построенным диаграммам и как вы строили эти диаграммы. 

Ребята, чем мы занимались на уроке? Что такое диаграмма?

– В чем заключается смысл диаграммы?

– Какие два способа построения диаграмм вам известны?

– Какой из них более рациональный? Почему?

– Какие есть другие формы представления информации? (Графики, рисунки, тексты, схемы, карта).

VI. Домашнее задание

VII. Итог урока.

Итак, ребята мы поработали с вами ….

Рефлексия. Закончите фразу:

  1. На сегодняшнем уроке я:
  • узнал…
  • понял…
  • научился…
  1. Лучше всего у меня получилось…
  2. Основные трудности вызвали…
  3. Изменения, происшедшие у меня:
  • в знаниях по предмету;
  • в моих творческих способностях;
  • в умении осознавать себя

Учитель математики и информатикиА сейчас выразите свои эмоции от урока. И поможет вам в этом графический редактор Microsoft Paint!!!

Спасибо за урок!

Приложение                      

Задача 1. Составить столбчатую диаграмму атмосферных осадков в городах Приднестровья по вариантам.

Алгоритм построения диаграмм:

  1. Заполнить таблицу данных.
  2. Выделить ее.
  3. Подвести указатель и щелкнуть левой клавишей мышки по кнопке «Мастер диаграмм».
  4. Выбрать тип диаграммы.
  5. Задать различные параметры.
  6. Оформить по своему вкусу.

Таблица 1 Климат Приднестровья

Сумма атмосферных осадков, мм в Каменке

(средние многолетние данные)

Метеостанция

М е с я ц ы

Год

янв

фев

мар

апр

май

июн

июл

авг

сен

окт

ноя

дек

Каменка

22

22

22

31

49

63

58

49

36

33

34

27

446

Дубоссары

24

25

25

30

43

65

57

43

30

30

35

26

433

Тирасполь

22

23

18

31

43

68

49

46

33

19

32

33

427

Задача 2.   Определите температуру воздуха за бортом самолета, летящего на высоте  5 км, если у земной поверхности она равна  18 С,(-12).

Задача 3. Рассчитайте годовую амплитуду (разность между самой высокой и самой низкой температурой года) колебаний среднесуточной температуры воздуха в Каменке № 2.

Таблица 2. Климат Приднестровья

Среднесуточная температура воздуха

(средние многолетние данные)

Метеостанция

М е с я ц ы

янв

фев

мар

апр

май

июн

июл

авг

сен

окт

ноя

дек

Каменка

-4,6

-3,5

1,5

8,8

15,4

18,6

20,8

20,1

15,4

9,5

2,8

-1,8

Дубоссары

-3,6

-2,7

2,6

9,7

16,3

19,8

22

21,1

16,3

10,2

3,9

-0,9

Тирасполь

-3,2

-2,3

2,6

9,7

16,2

19,5

22

21

16,2

10,3

4,2

-0,6

Задача 4. Вычислите среднегодовую температуру для Каменки, Дубоссар и Тирасполя по вариантам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок по географии, математике, информатике

Слайд 2

"Атмосфера и столбчатые диаграммы" Подготовила: Учитель математики и информатики Балан В.М.

Слайд 3

Что такое диаграмма? Диаграмма в переводе с греческого обозначает «изображение», «рисунок», «чертёж». Какие виды диаграмм вы знаете? Для чего используется круговая диаграмма? Круговая диаграмма отображает отношения целого и его частей. Диаграмма – один из способов наглядного представления разных числовых данных или (графическое изображение информации).

Слайд 4

Атмосфера Что такое атмосфера? Из каких газов состоит атмосфера?

Слайд 5

Что нам показывает эта диаграмма? Какими показателями характеризуется состояние тропосферы?

Слайд 6

Для изображения температуры мы строили графики

Слайд 7

График - это изображение с помощью вертикальной и горизонтальной линии, которое показывает зависимость одной величины от другой (температуры от времени)

Слайд 8

Столбчатые диаграммы

Слайд 10

Столбчатая диаграмма – это графическое изображение в виде линейных отрезков или геометрических фигур, наглядно показывающее соотношение каких-либо величин, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины, слежения за изменением значений и т.п..

Слайд 11

Построение диаграмм в табличном процессоре Excel.

Слайд 12

Приложение Алгоритм построения диаграмм: Заполнить таблицу данных. Выделить ее. Подвести указатель мышки к кнопке «Мастер диаграмм» и щелкнуть левой клавишей. Выбрать тип диаграммы. Задать различные параметры. Оформить по своему вкусу. Таблица 1. Климат Приднестровья Атмосферные осадки, мм в Каменке (средние многолетние данные) МЕСЯЦЫ Год янв фев мар апр май июн июл авг сен окт ноя дек 22 22 22 31 49 63 58 49 36 33 24 37 449

Слайд 13

Задача 1. Составить столбчатую диаграмму атмосферных осадков в Каменке, Дубоссарах, Тирасполе по результатам таблицы № 1 в приложении.

Слайд 14

Физкультурная минутка Закройте глаза, очень сильно зажмурьтесь, резко откройте глаза. Проделайте это 4 раза. Голову держим прямо, глаза подняли вверх, опустили вниз, посмотрели влево, посмотрели вправо (4 раза). Голову откиньте назад, опустите вперед так, чтобы подбородок уперся в грудь (2 раза).

Слайд 15

В книге шведской писательницы С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» рассказывается об удивительных приключениях мальчика Нильса. Однажды на его пути встретился тролль.

Слайд 16

Тролль решил: «Построю дом поближе к солнцу, - пусть оно меня греет». И Тролль принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть не до самих туч. Вот теперь, пожалуй, хватит! – сказал тролль. – Я построю себе дом на вершине этой горы. Буду жить у самого солнца под боком. Уж рядом с солнцем не замерзну!

Слайд 17

И полез Тролль на гору. Только, что такое? Чем выше он поднимался, тем холоднее становилось. От холода зуб на зуб не попадает. Тролль этот был упрямый, - если уж ему в голову что западет – ничем не выбьешь. Решил на горе строить дом – и построил. Солнце как будто близко. А холод все равно до костей пробирает. Так этот глупый тролль и замерз. Почему же замерз упрямый Тролль?

Слайд 18

Почему замерз Тролль?

Слайд 19

t° в о з д у х t° t° Поверхность Земли Атмосферный воздух прозрачен, поэтому солнечные лучи беспрепятственно проходят сквозь него. При этом воздух не нагревается, а солнечное тепло получает земная поверхность. Нагретая поверхность отдает тепло воздуху. Чем дальше от поверхности , тем ниже температура воздуха.

Слайд 20

Задача 2. Определите температуру воздуха за бортом самолета, летящего на высоте 5 км, если у земной поверхности она равна 18 С

Слайд 21

С поднятием на 1 км температура понижается на 6 ° С. 1 км 2 км 3 км 6 ° С 0 ° С 12 ° С 18 ° С 0 км

Слайд 22

Вы прекрасно знаете, что в течение суток температура воздуха изменяется. Самая низкая температура воздуха бывает перед восходом солнца. А самая высокая – в 14-15 часов.

Слайд 23

Разность между самой высокой и самой низкой температурой (в течение суток, недели, месяца и т.д.) называют амплитудой колебаний температуры. А ° = t max - t min А ° – амплитуда t max - самая высокая температура t min – самая низкая температура

Слайд 24

Задача 3 . Рассчитайте годовую амплитуду (разность между самой высокой и самой низкой температурой года) колебаний среднесуточной температуры воздуха в Приднестровье, а именно в Каменке, Дубоссарах, Тирасполе по результатам таблицы № 2 в приложении.

Слайд 25

Чаще всего в течение суток термометр показывает разную температуру. Для сравнения температуры воздуха разных суток, вычисляют среднюю суточную температуру.

Слайд 26

Вспомните из уроков математики, как вычислить среднее арифметическое?

Слайд 27

Задача 4 . Вычислите среднегодовую температуру для Каменки, Дубоссар и Тирасполя. Рассчитаем среднегодовую температуру (СГ t ) по формуле: СГ t = сумма среднемесячных температур : 12.

Слайд 28

Вывод круговые диаграммы лучше использовать для показа соотношения между частями и целым Столбчатые диаграммы лучше использовать – для сравнения величин, показа роста или уменьшения

Слайд 29

РЕФЛЕКСИЯ А сейчас с помощью растрового графического редактора Microsoft Paint выразите свои эмоции от урока!!!

Слайд 30

Кому было на уроке комфортно. А кто чувствовал себя так? Кто уйдет с урока недовольный ?

Слайд 31

СПАСИБО ЗА УРОК!



Предварительный просмотр:

Приложение                            Алгоритм построения диаграмм:

  1. Заполнить таблицу данных.
  2. Выделить ее.
  3. Подвести указатель мышки к кнопке «Мастер диаграмм» и щелкнуть левой клавишей.
  4. Выбрать тип диаграммы.
  5. Задать различные параметры.
  6. Оформить по своему вкусу.

Таблица 1. Климат Приднестровья

Сумма атмосферных осадков, мм в Каменке

(средние многолетние данные)

Метеостанция

М е с я ц ы

Год

янв

фев

мар

апр

май

июн

июл

авг

сен

окт

ноя

дек

Каменка

22

22

22

31

49

63

58

49

36

33

34

27

446

Приложение                            Алгоритм построения диаграмм:

  1. Заполнить таблицу данных.
  2. Выделить ее.
  3. Подвести указатель мышки к кнопке «Мастер диаграмм» и щелкнуть левой клавишей.
  4. Выбрать тип диаграммы.
  5. Задать различные параметры.
  6. Оформить по своему вкусу.

Таблица 2. Климат Приднестровья

Сумма атмосферных осадков, мм в Дубоссарах

(средние многолетние данные)

Метеостанция

М е с я ц ы

Год

янв

фев

мар

апр

май

июн

июл

авг

сен

окт

ноя

дек

Дубоссары

24

25

25

30

43

65

57

43

30

30

35

26

433

Приложение                            Алгоритм построения диаграмм:

  1. Заполнить таблицу данных.
  2. Выделить ее.
  3. Подвести указатель мышки к кнопке «Мастер диаграмм» и щелкнуть левой клавишей.
  4. Выбрать тип диаграммы.
  5. Задать различные параметры.
  6. Оформить по своему вкусу.

Таблица 3. Климат Приднестровья

Сумма атмосферных осадков, мм в Тирасполе

(средние многолетние данные)

Метеостанция

М е с я ц ы

Год

янв

фев

мар

апр

май

июн

июл

авг

сен

окт

ноя

дек

Тирасполь

22

23

18

31

43

68

49

46

33

19

32

33

427



Предварительный просмотр:

Анализ интегрированного урока

математики, географии и информатики

в 6 классе МОУ «Парканская ООШ№2 им. Д.И.Мищенко»

Провели: Балан В.М.-

учитель математики и

информатики,

Обручкова Л.Д.-

учитель географии

Тема урока: "Атмосфера и столбчатые диаграммы".

Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Так как основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Такие уроки снижают утомляемость головного мозга, создают комфортные условия для ребенка как личности, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает в разряд не любимых. 

        Более комфортная для учеников и нетрадиционная ситуация совместного преподавания не всегда легко дается учителям. Однако, в данном случае, считаю, что учителям, которые проводили этот урок и играли активную роль в проведении занятия, это удалось. Здесь чувствовалась согласованность всех этапов и эпизодов урока, и хорошее взаимопонимание педагогов.

Данный интегрированный урок информатики математики, географии и информатики отличался от обычных уроков большой информативностью и поэтому требовал четкой организации познавательной деятельности учащихся. Этот урок был предельно четким, компактным, продуманным на всех этапах. Здесь очень органично переплетались математика, география и информатика так, что границ между этими предметами практически не было заметно.

        Урок сопровождался красочной презентацией, в которой нашли отражение сведения из информатики, географии, а так же рассказывается о глупом Тролле, который решил: «Построю дом поближе к солнцу, пусть оно меня греет». Ну и, конечно же, решали задачи, строили диаграммы. Например, вычисляли среднегодовую температуру для Тирасполя, Каменки и Дубоссар.

        Считаю, что такая интеграция, произошедшая на этом уроке, несомненно, удалась. Урок творческий, совместные усилия учителей по формированию общеучебных навыков и умений учащихся достигли целей. И показали возможность преподавания нескольких предметов на одном уроке, нахождения общности тем, сходства изучаемых объектов и явлений, единства ведущих идей, заложенных в учебных программах.

Директор                                                                           /Обручков В.И./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок математики и информатики «Графический способ решения уравнений.»

В 9 классе был проведен интегрированный урок математики и информатики "Графический метод решения систем уравнений"...

Интегрированный урок математики и информатики в 6 классе по теме "Диаграммы".

Разработка и презентация интегрированного урока математики и информатики в 6 классе по теме "Диаграммы" по УМК Зубаревой И.И., Мордковича А.Г....

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Интегрированный урок математики и информатики. 8-й класс. Использование информационных технологий на уроке математики. Тема "Геометрический метод определения количества корней квадратных уравнений "

Психологические исследования подтверждают, что некоторые обучающиеся испытывают значительные трудности при работе с информацией,  представленной в формализованном и формальном виде,  не восп...

Презентация к уроку математики в 6классе по теме: "Столбчатые диаграммы"

Презентация к уроку математики в 6 классе по теме:" Столбчатые диаграммы".Презентация  содержит 14 слайдов к уроку и 6 слайдов с творческими работами учащихся 6 клксса. Данная презентац...

Урок математики в 6-м классе "Столбчатые диаграммы"

Цель урока: расширить знания учащихся о диаграммах, дать понятие о столбчатых диаграммах, учить применять изученный материал к решению задач, применению в повседневной жизни.Задачи:Образоват...

Разработка интегрированного урока математика-география "Атмосфера в диаграммах и графиках"

Урок разрабатывался совместно с учителем географии для демонстрации педагогического опыта на семинаре по теме "Методические аспекты использования инновационных педагогических технологий в соответ...