Урок алгебры в 9 классе (занятие элективного курса) по теме «Решение уравнений и неравенств, содержащих модули».
учебно-методический материал по алгебре (9 класс) на тему

Лодина Виолетта Сергеевна

На занятии изучается методика решения уравнений и неравенств, содержащих модули. Даётся полная классификация уравнений и неравенств с модулем. К каждому типу уравнений и неравенств подобраны примеры. Теория и практика даны в виде таблиц. Также материал представлен в виде презентации. Данный урок можно проводить в 9,10,11 классах для подготовки к ЕГЭ и ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация1.75 МБ
Файл Разработка урока49.26 КБ
Файл Тезисы14.45 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

уравнени я и неравенства с модулем Урок алгебры в 9 классе (занятие элективного курса) по теме «Решение уравнений и неравенств, содержащих модули». Учитель математики МБОУ СОШ №6 г. Железнодорожного Московской области Лодина Виолетта Сергеевна.

Слайд 2

Введение. Определение модуля и его геометрический смысл . « Модуль» (от лат. modulus -мера) ввёл английский математик Р . Котес ( 1815-1716г.г .) Знак модуля - немецкий математик (в 1841г.) К. Вейерштрасс (1815-1897г.г.) Модуль числа есть расстояние от нуля до точки , Модуль разности двух чисел равен расстоянию между точками числовой прямой, соответствующим этим точкам. Используя определение модуля и его геометрический смысл, можно решить простейшие уравнения и неравенства с модулем. Простейшие уравнения и неравенства удобно решать с помощью равносильных преобразований: возведение в квадрат и т.д.

Слайд 3

Классификация уравнений и неравенств с модулем На занятии изучается методика решения уравнений и неравенств, содержащих модули. Даётся подробная классификация уравнений и неравенств с модулем .

Слайд 4

1 раздел Простейшие уравнения и неравенства уравнения Н еравенства 2) 3)

Слайд 5

2 раздел Простейшие уравнения и неравенства Уравнения Неравенства 1) =2 x -1 2) =3 x -1 =1 x x+2 x +x 1 x+2

Слайд 6

3 раздел совокупность двух систем Уравнения Н еравенства 1) 2) 3) 1) 2) 3)

Слайд 7

4 раздел Два модуля Уравнения Н еравенства 1) 2 ) 3 ) 1) 2) 3)

Слайд 8

5 раздел несколько модулей Уравнения Н еравенства Метод промежутков. Находим корни подмодульных выражений. Составим совокупность нескольких систем. 1)2 2) =4 3) 1) 2 ) 3 )

Слайд 9

6 раздел Замена переменной Уравнения Н еравенства 1) 2) 3) +5=0 1) 2) 3 )

Слайд 10

Решение уравнений и неравенств с модулем Уравнения Неравенства Совокупность систем Замена переменной Уравнения Неравенства Совокупность систем Замена переменной

Слайд 11

1 -2 раздел Простейшие уравнения с модулем самостоятельно Пример № 2 Ответ Пример № 1 Решение Ответ Пример № 1 = 2x-1 Решение Ответ

Слайд 12

1 -2 раздел Простейшие неравенства с модулем самостоятельно Пример № 2 Ответ Пример №1 Решение Ответ Пример №1 Решение Ответ

Слайд 13

1 -2 раздел Простейшие уравнения и неравенства с модулем самостоятельная работа Пример № 2 Решение Ответ Пример №2 Решение Ответ

Слайд 14

3 раздел совокупность двух систем самостоятельно Пример №2 Ответ Пример № 1

Слайд 15

3 раздел совокупность двух систем Самостоятельная работа Пример №2 Ответ

Слайд 16

4 раздел два модуля самостоятельно Пример №2 Ответ №1 = Решение Ответ №1 Решение Ответ

Слайд 17

5 раздел несколько модулей Метод промежутков Пример №1 . 2 Решение a) б ) в) -не уд. Ответ Пример №2 . Ответ Уравнения

Слайд 18

5 раздел несколько модулей Метод промежутков Пример №1 . Решение. a ) , б ) в) г) Ответ Неравенства

Слайд 19

6 раздел Замена переменной самостоятельно Пример №2 Ответ №1 Решение. , Ответ Пример №1. Решение. , , Ответ

Слайд 20

№2. Решение. , , Ответ 1 ) =1 5 x+2 x+2 7 ) ) 9) 10 ) 11 ) 1 2 ) 13 ) +5=0 14 ) Домашнее задание . Примеры №3 ( 1-6 разделы). Замена переменной Домашнее задание



Предварительный просмотр:

227-275-197  Преподавание математики

Урок алгебры в 9 классе (занятие элективного курса) по теме        «Решение уравнений и неравенств, содержащих модули».     Учитель математики МБОУ СОШ №6  г. Железнодорожного Московской области    Лодина Виолетта Сергеевна.

На занятии изучается методика решения уравнений и неравенств, содержащих модули. Даётся подробная классификация уравнений и неравенств с модулем.

Введение. Определение модуля и его геометрический смысл.

«Модуль»  (от лат. modulus-мера)  ввёл английский математик Р. Котес  ( 1815-1716). Знак модуля - немецкий математик (в 1841г.) К. Вейерштрасс (1815-1897).

Модуль числа  есть расстояние от нуля до точки ,  

Модуль разности двух чисел равен расстоянию между точками числовой прямой, соответствующим этим точкам.

Используя определение модуля и его  геометрический смысл, можно решить простейшие уравнения и неравенства с модулем. Простейшие уравнения и неравенства удобно решать с помощью равносильных преобразований:  возведение в квадрат и т.д.

Изучение нового материала

Учитель даёт систематизацию материала,  классификацию уравнений и неравенств с модулем. Показывает презентацию. Таблица №1

Таблица №1  Классификация уравнений и неравенств с модулем

Уравнения

Неравенства

1

1

2

2

3

3

Совокупность двух систем  ,

4

Два модуля

4

Два модуля

,  

5

Несколько модулей.

Метод промежутков. Находим корни подмодульных выражений. Определим знак каждого подмодульного выражения. Составим  совокупность нескольких систем.

6

Замена переменной.

Обозначим  

Полезны формулы

Решение примеров на закрепление

Учащиеся получают таблицу №1 (классификация уравнений и неравенств с модулем) и таблицу №2 ( дидактический материал).

Таблица №2  Семинар « Решение уравнений и неравенств, содержащих модули».

Уравнения

Неравенства

1

 

1

2),

3)

 

     

         

2

2

1)=2x-1

2)=3x-1

=1

x

x+2

x

+x1

x+2

3

Совокупность двух систем

1)

2)

3)

3

Совокупность двух систем

1)

2)

3)

4

Два модуля

1)

2)

3)

4

Два модуля                                      

          

1)

2)

3)

5

Несколько модулей.

1)2

2)=4

3)

5

Несколько модулей. Метод промежутков.

1)

2)

3)

6

Замена переменной

 

1)

2)

3)+5=0

6

Замена переменной.

1)

2)

2)

Примеры №1 из каждого раздела подготовленные ученики  (консультанты)  показывают решение с помощью презентации. Примеры №2 все учащиеся решают самостоятельно, консультанты проверяют и помогают (периодически демонстрируются слайды с решениями).  Примеры №3 – домашнее задание.

1 раздел. Простейшие уравнения и неравенства с модулем.

1 ученик. Пример №1.                     

Решение.                  Ответ

Пример №2.     (учащиеся решают самостоятельно).

Решение.                   Ответ

2 ученик. Пример №1.                 

Решение.        

Ответ

Пример №2.      (учащиеся решают самостоятельно).

Решение.   

Ответ     

3 ученик. Пример №1.                       

Решение.      

Ответ

Пример №2.      (учащиеся решают самостоятельно).

Решение.        

Ответ

2 раздел.                                                                                          

4 ученик. Пример №1. =2x-1,                    

Решение.                ,

 но     ,           Ответ

3 раздел. Совокупность двух систем.

5 ученик. Пример №1. 1) 

Решение.            

Ответ

Пример №2.     (учащиеся решают самостоятельно).

Решение.                   Ответ .

4 раздел.  Два модуля

6 ученик. Пример №1. =,      

Решение.              

        Ответ

7 ученик. Пример №1.     

Решение.

 ,  

                  Ответ

Пример №2.        (учащиеся решают самостоятельно).

 ,    

Ответ.

5 раздел. Несколько модулей. Метод промежутков.

8 ученик. Пример №1.       2

Решение.

a)         

б)         

в)          -не уд.               Ответ

9 ученик. Пример №1.    

Решение.                  

a)   ,          ,    

б)  ,      ,          ,            

в)  ,      ,           ,               

г)   ,                      Ответ.  

6 раздел. Замена переменной.

10 ученик. Пример №1            

Решение.  

 ,    , .     ,     ,         

 Ответ

Пример №2.                       (учащиеся решают самостоятельно).

Решение.  

 ,    , .    

                                    Ответ     

11 ученик. Пример №1.

Решение.  

 ,   , .  , ,  Ответ

Домашнее задание.

 Примеры №3 (1-6 разделы).



Предварительный просмотр:

227-275-197   Преподавание математики

 Тезисы к уроку алгебры в 9 классе (занятие элективного курса) по теме  «Решение уравнений и неравенств, содержащих модули».    

 Учитель математики МБОУ СОШ №6  г. Железнодорожного Московской области    Лодина Виолетта Сергеевна

На занятии изучается методика решения уравнений и неравенств, содержащих модули. Даётся полная классификация уравнений и неравенств с модулем. К каждому типу уравнений и неравенств подобраны примеры. Теория и практика даны в виде таблиц. Также материал представлен в виде презентации. Данный урок можно проводить в 9,10,11 классах для подготовки к ЕГЭ и ГИА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по теме "Решение уравнений и неравенств с параметрами"

Элективный курс по теме " Решение  уравнений и неравенств с параметрами" позволяет познакомится с методами решения уравнений и неравенств содержащих параметр, способствует повышению уровня логиче...

Элективный курс по теме "Решение уравнений и неравенств с параметром"

Данный курс позволит научиться решать линейные и квадратные  уравнения и неравенства с параметрами с помощью следующих методов и приёмов: графической интерпретации, расположения корней квад...

Элективный курс по теме "Решение уравнений и неравенств с параметром"

Данный курс позволит научиться решать линейные и квадратные  уравнения и неравенства с параметрами с помощью следующих методов и приёмов: графической интерпретации, расположения корней квад...

Разработка урока по теме «Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль» в 10-м классе (профил.уровень)

Разработка урока по теме «Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль» в 10-м классе (профильная группа). Урок систематизации и обобщения изученного материала. (По учебнику Алгебра 10-11 класс. ...

Урок систематизации и обобщения знаний умений и навыковпо теме "Решение логарифмических уравнений и неравенств"

Цели урока:1. Обучающие цели: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Логарифмическая функция», закрепление методов решения уравнений и неравенств с использованием ИКТ, подгото...

Модуль числа. Уравнения и неравенства содержащие модуль

В данной презентации вводиться понятие модуля числа, рассматриваются числовые промежутки....

Открытый урок по алгебре и началам анализа в профильном 10А классе (физико-математическая группа) по теме: Решение иррациональных уравнений и неравенств.

На уроке рассматриваются сложные иррациональные уравнения и их решения.Решение неравенств рассматриваются двумя способами: методом интервалов и классическим.Урок подготовки к ЕГЭ-"С" часть....