Урок по теме «Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений»
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Галустян Светлана Леоновна

Урок по теме «Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений»

До начала урока за 3 минуты играет музыка «Учат в школе»

1.Целеполагание и мотивация.

Добрый день, ребята! Учат в школе прибавлять и вычитать. Буквы разные писать.. Это про вас? Вы изучаете очень важную тему алгебры  действия с многочленами.  А эпиграфом к нашему уроку я взяла такие строки:
Три пути ведут к знанию: 
Путь размышления самый благородный,
Путь подражания самый легкий 
И путь опыта это путь самый горький
 
Конфуций (китайский
ученый 551-479г. до н.э.) 

 2.Актуализация

«Разминка». 
Цель «разминки» подготовить учащихся к изучению новой темы. 

Ребята вычислите устно 312, 492  Минута на вычисления! В конце урока вы сможете устно вычислить значение выражения. Для этого нам нужно открыть две важные формулы..

Чтобы  открыть формулы  нам необходимо, вспомнить, что мы знаем и умеем.

ВОПРОС-ОТВЕТ.

- Даны выражения a и b , записать символьно:

- Квадрат a :    a2

- Квадрат b :    b2

- Разность квадратов a и b :    a2 – b2

- Сумма квадратов a и b :     a2 +b2

- Произведение a и b :      ab

- Удвоенное произведение a и b :     2ab

- Сумма a и b :     a+b

- Разность a и b :    a-b

- Квадрат суммы a и b  (a+b)2

- Квадрат разности a и b :  (a-b)2

  1.  Найдите  произведение  5 b  и  3 с. Чему  равно  удвоенное  произведение  этих  выражений?
  2. Прочитайте  выражения.

а)  х + у                   в) (к + 1)2                д)  (а –b)2

б)  с2 + р2                г)  р – у                    е)    с2 – х2

  1. Перемножить  данные  многочлены.

( 4 – а) · (3 + а) = 12+4a-3a-a2=12+a-a2.

  1. Объясните, как умножить многочлен на многочлен.

3. 

Изучение нового материала. Исследование

Объяснение новой темы: 
Цель: вывести формулы: (a ± b)2 = a2 ± 2ab + b2. 
Увидеть закономерность. 
Сделать вывод. 

Записать конкретную тему урока.

Формулировка темы урока . Цель урока. Запись в тетрадь.

Создание проблемной ситуации

Даны одночлены и многочлены, возведите в квадрат. 52=5*5=25,

Выполните умножение многочлена на многочлен:

(х + у)2    (c + d)2; ;  (2p + s)2;         (a + b)2 =a2+2ab+b2    x2+2xy+y2

(2m – 3n)2;  (x – 4y)2;   (3p – 4s)2; ;     (a – b)2

Подчеркните левые и правые части.

Есть ли нечто общее в условиях и в ответах предложенных упражнений? 
Можно ли выражения в левом столбике записать короче (открыть экран). 
Фактически мы уже приступили к исследованию темы урока, поскольку находили произведение двух одинаковых двучленов, т.е. возводили в квадрат сумму двух выражений, что представляет результат умножения. Что служит результатом умножения?
Результатом умножения служит трехчлен, у которого первый член представляет собой квадрат первого слагаемого, второй – удвоенное произведение первого и второго слагаемых, а третий – квадрат второго слагаемого. 

Обсуждение полученных результатов

Анализ  III  столбца:

После  приведения  подобных  членов  подсчитайте,  сколько  получилось  членов  в  каждом  многочлене?    (ответ:  трёхчлен)

Что представляет  собой 1й, 2й  и  3й  члены  по  сравнению  с 1-м  и  2-м  выражениями, стоящими  в  основании  соответствующей  степени?

1-й  член – квадрат  первого  выражения.

2-й  член – удвоенное  произведение  первого  и  второго  выражений.

3-й  член – квадрат  второго  выражения.

Мы записали сокращённо: это формулы сокращенного умножения. А какие две формулы мы вывели?

Запишем формулу: 
(a + b)2 = a2 + 2ab + b2

Прочитать формулировку в учебнике на странице 189

Изменится ли результат, если будем возводить в квадрат не (a + b), а двучлен (a + b)2. замените знак «+» на «-» и выполните умножение. 
Делаем вывод. Записываем формулу (a - b)2 = a2 - 2ab + b2 прочитать формулировку в учебнике на странице 190. 

Значит, какие формулы сокращенного умножения мы сегодня узнали? Запишите подтему в тетради.

Первичное закрепление. 
Цель: выработать у учащихся умение применять формулы (a ± b)2 = a2 ± 2ab + b2. 

Таблица на слайде, первый пример проговариваем.

Выражение

Квадрат

1 выражения

Удвоенное

произведение

Квадрат

2 выражения

Итог

(а + 4)2

a2

2*4*a

42

a2+8a+16

(8 - х)2

64

16x

X2

64-16x+x2

(2y + 1)2

4y2

4y

1

4y2+4y+1

(0,5b - 2)2

0,25b2

2b

4

0,25b2-2b+4

Этап предварительного контроля.

Тест

(y - 9)2

(5x+4y)2

(2a – 0,5x)2

1

y2 - 9y +81

25x2  - 20xy +16 y2

4a2  - 2ax +0,25 x2

2

y2 + 18y +81

25x2 + 40xy +16 y2

4a2  + 2ax +0,25 x2

3

y2 -18y +81

25x2 +20xy +16 y2

4a2  - ax +0,25 x2

4

y2 + 9y +81

25x2 - 40xy +16 y2

4a2  + ax +0,25 x2

312= (30+1)2 =900+60+1=961,    492  =(50-1)2 =2500-100+1=2401

Работа с учебником. Индивидуальная

726-«3» , 727-«4», 728-«5» первые 5 выражений. Ответы проверить самопроверка. Выбор. Разбор ошибок.

Итог урока.

Откроем небо. Разгоним тучи.

-С какими формулами мы познакомились сегодня на уроке?

-Почему эти формулы называются формулами сокращенного умножения?

-Чему равен квадрат суммы двух выражений?

-Чему равен квадрат разности двух выражений?

-Как вы думаете, зачем нужны нам эти формулы и стоит ли их запоминать?

(С помощью формул результат можно получить гораздо проще и быстрее). 

Дз. № 729, 731. доказать  геометрический  смысл  формулы (a-b)2 стр.189.

Рефлексия. Выставление отметок.

Оценочные листы, выставить отметки. Вернемся к эпиграфу нашего урока.

Путь размышления самый благородный, кто размышлял, получил положительные оценки. Украсьте дерево красными цветами.
Путь подражания самый легкий …подражал, делал по образцу, белыми…
Во время ухода детей музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему: Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений.

Урок -объяснение на тему: Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. 7 класс....

урок алгебы 7 класс по теме Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений

Разработка урока алгебра в 7 классе по теме Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений...

Презентация по теме «Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений»

Презентация  по теме «Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений»...

Урок алгебры по теме "Формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений"

Первый урок в данной теме. На уроке использован тест, созданный учителем в программе MyTestX. Урок длится 30 минут....

Урок алгебры в 7 классе по теме "Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений"

Первый урок при изучении темы "Формулы сокращенного умножения". Урок изучения нового материала....

Конспект урока по алгебре для 7 класса по теме: "Возведение в квадрат суммы и квадрат разности двух выражений"

Закрепить умение возводить в квадрат сумму и разность двух выражений, выработка навыка применения формул             к различным вариантам з...

Урок по алгебре по теме : "Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений"

Презентация по алгебре  по теме: "Квадрат суммы и квадрат  разности  двух выражений"...