Рабочие программы по элективным курсам по математике 5,6 и 8 классы
рабочая программа по алгебре (5, 6, 8 класс) на тему

Башкова Галина Викторовна

Элективные курсы "Текстовые задачи" для 5 и 6 классов и "Геометрия вокруг нас" для 8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_8_klass.docx25.97 КБ
Файл elektiv_6_klass.docx32.02 КБ
Файл elektiv_5_klass.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Геометрическая линия является одной из центральных линий курса математики. Она предполагает систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовку, необходимую для изучения смежных дисциплин (физики, черчения и т. д.). В связи с сокращением числа часов по геометрии в 8 классе с 3 ч  до  2 ч в неделю, многие вопросы курса геометрии изучаются обзорно, в том числе решение треугольников, применение тригонометрии  и подобия при решении практических  задач. Вопросы, связанные с практическим применением  подобия, связи элементов треугольников с тригонометрическими функциями углов, играют немаловажную роль в развитии математического мышления учащихся, привития интереса к предмету. Многие задачи  описывают ситуации, с которыми учащиеся встречаются   в реальной жизни, но на уроках  в основном их успевают решать учащиеся с высоким уровнем подготовки. Важность практических задач описывающих реальные ситуации, ориентация на выбор профессии, связанной  со знанием геометрических формул и законов, обусловила выбор курса «Геометрия вокруг нас» для учащихся  8 классов.

    Цели данного курса: создание  учащимся условий для самореализации и самоопределения в профессиональном выборе на основе расширения и углубления знаний при изучении курса «Геометрия вокруг нас».

    Задачи курса:

  • расширение и углубление знаний по геометрии, воспитание научного мировоззрения учащихся;
  • развитие умений применять полученные знания при решении  практических задач на местности;
  • приобщение учащихся к работе с математической литературой;
  • вовлечение учащихся в практическую, проектную деятельность как фактор личностного развития.

Данный курс рассчитан на 17 часов, предполагает систематизацию и обобщение по теме «Решение треугольников» и «Подобие фигур», применение тригонометрии к решению практических задач, а также связь с другими науками (географией, геодезией, астрономией). В программу  курса включены вопросы решения прямоугольных  и разносторонних треугольников, применение тригонометрии и подобия к решению задач на местности. Включенный в программу материал представляет познавательный интерес и может применяться для разных групп учащихся, а также для тех, чей  выбор профессии будет связан с различными работами на местности. Установление степени достижения учащимися промежуточных и итоговых результатов проводятся на занятиях в виде практических и зачетных работ. Формой итоговой отчетности учащихся являются творческие проекты, по выбранной тематике. Итоговое занятие - конференция, где учащиеся выступают  с презентациями своих работ по курсу «Геометрия вокруг нас». На этом занятии также подводятся итоги работы по выбранному курсу, обобщается и систематизируется изученный  геометрический материал, уделяется особое внимание вопросам практического применения полученных знаний.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • знать /понимать: 

- основные формулы тригонометрии;

 - признаки подобия треугольников;

- связь элементов в треугольнике;

- теоремы синусов и косинусов.

  • уметь:

- решать задачи на местности различными способами;

- применять теоретические знания на практике при решении задач на определение высоты предмета, расстояний на местности, климатических задач;

- работать с дополнительной литературой.

Содержание программы

Тема 1.  Введение. Геометрия вокруг нас (2ч)

Вводная беседа о геометрии вокруг нас. Организационный этап работы по методу проектов: выяснение целей и задач работы, выбор тем, деление на группы. Экскурсия на местности (лес, река).

Тема 2.  Применение подобия к решению задач на местности (3ч)

Повторение признаков подобия треугольников, решение прямоугольных треугольников, приближенных вычислений и прикидок. Используя подобие треугольников, решение задач по вычислению высоты предмета, определению расстояний на местности. Решение поставленных практических задач на выбранной  местности, различными способами. Оформление отчета о проделанной  практической работе.

Тема 3. Применение тригонометрии к решению практических задач (3ч)

Повторение тригонометрических формул, теорем синусов и косинусов, значений тригонометрических функций, решения треугольников. Решение задач на вычисление углов в климатических задачах (высота солнца, угол над горизонтом, высота в атмосфере)  с использованием тригонометрии. Зачетная работа (решение задач).

Тема 4. Связь геометрии с другими науками (2ч)

Вычисление размеров небесных светил, расстояний между ними, до Земли. Связь астрономических величин с тригонометрией Применение геометрии в геодезии. Сообщения учащихся.

Тема 5. Итоговое занятие (2ч)

Представление результатов своего труда по выбранной теме курса «Геометрия вокруг нас». Подведения итогов работы, обобщение и систематизация полученных знаний, выработка умений выполнять презентации.

Методические рекомендации

   Первое занятие рекомендуется провести на местности, рассказав учащимся о задачах с практическим применением, или организовать экскурсию в строительную компанию. В беседе с учащимися рекомендуется рассказать о профессиях, для которых необходимы знания по геометрии, а также о связи геометрии с другими науками (географией, астрономией, геодезией). Рекомендуется организация групповой формы работы, а также организация практических работ на местности и экскурсий, наиболее эффективней работой с учащимися на элективных курсах служит организация работы по методу проектов.

     Используя проектную деятельность, учащимся предоставляется возможность проявить свои творческие способности, самореализоваться. Приобретенные  в ходе проектной деятельности  умения и навыки самостоятельной, исследовательской работы, пригодятся учащимся в дальнейшей учебе, самообразовании.

      При решении практических задач учащиеся должны обосновать все вычисления, с точки зрения геометрических свойств подобных и равных фигур, соотношений в треугольнике. По мере изучения тем данного курса учащиеся готовят сообщения  и доклады по предложенной учителем тематике. Итогом  работы по данному курсу является  проведение конференции, где выступают учащиеся с подготовленными докладами по курсу «Геометрия вокруг нас ».

Календарно-тематическое планирование

элективного курса «Геометрия вокруг нас» для учащихся 8 класса

Наименование темы

Кол-во часов

Контроль

Дата проведения

1

Введение. Геометрия вокруг нас

2

Взаимоконтроль

2

Применения подобия к решению задач на местности

4

Самостоятельные работы

3

Применение тригонометрии к решению практических задач

5

Оценка товарищами

4

Связь геометрии с другими науками

3

Тест-контроль

5

Итоговое занятие

3

Защита докладов

Учебно-методический комплект:

  1. Березин  В. Н.  Сборник задач для факультативных занятий по математике: Кн. для  учителя.– М.: Просвещение, 1985.  - 175с.
  2. Геометрия 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений  / Л. С. Атанасян и др. -  М.: Просвещение, 2008. - 384с.
  3. Гусев В. А. и др.     Внеклассная работа по математике в 6 – 8 классах: Кн. для учителя.   – М.: Просвещение,1984. – 268с.
  4. Зив Б. Г.  и   др. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов. – М.: Просвещение,1991. – 171с.
  5. Карпушина Н. М. Математика и астрономия //  Математика для школьников.-  2005. - №1. – с.58-62
  6. Малиновская Н. В.     Понятие угла в курсах математики и географии //  Математика в  школе . -  2005.  - №4, с.14 -16.
  7. Перельман Я. И.     Занимательная геометрия. -  М.: Гос. Издат,1955. -289с.
  8. Перельман Я. И.     Веселые задачи. – М.: Пилигрим,1997. -206с.
  9. Шарыгин И. Ф.     Геометрия  9 – 11 кл: От учебной задачи к творческой: Учеб. пособие. -  М.: Дрофа, 1997. -326с. 



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    “Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельно приложение этих сведений”.

Л.Н. Толстой

    Текстовые задачи широко используются как на школьных экзаменах, так и на вступительных экзаменах. К сожалению, в школьных учебниках объем задач не достаточен, да и в общеобразовательной программе недостаточно времени отводится на решение задач.

    У некоторых учащихся слово "задача" вызывает страх. Часто ученики при изучении новой темы задают вопрос: "Где это в жизни нам понадобится?" Предлагаемый элективный  курс "Текстовые задачи " своим содержанием заинтересует учащихся 6 классов, которые хотят научиться решать задачи. Курс является дополнением школьного учебника по математике для 6 класса, направлен на формирование и развитие у учащихся умения решать текстовые задачи. Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышения уровня математической подготовки, на развитие умения составлять задачи, имеющие практическое значение.

    Материалы курса содержат различные методы, позволяющие решать большое количество задач, которые вызывают интерес у всех учащихся, развивают их творческие способности, умения самовыражаться каждому ученику, повышают математическую культуру и интерес к предмету, его значимость в повседневной жизни.

Целью изучения курса  являются:

  • повышение уровня умения решать текстовые задачи,
  • развитие мышления и математических способностей учащихся,
  • расширение знаний учащихся

Задачи курса:

  • развитие устойчивого интереса учащихся к математике;
  • расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
  • развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой;
  • расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математике в различных областях и отраслях;
  • расширение знаний учащихся о культурно-исторической ценности математики; разностороннее развитие личности;
  • осуществление индивидуализации и дифференциации; научить решать задачи любой сложности;
  • помочь оценить ученику свои возможности и способности с точки зрения образовательной перспективы.

    Данный курс рассчитан на 17 часов, предполагает решение задач, самостоятельную работу, создание сборника задач. В программе приводится примерное распределение учебного времени, план занятий. Занятия делятся на две части: задачи, решаемые с учителем, и задачи, подобранные или составленные учениками самостоятельно. Формы учебных занятий: объяснение, практические работы, творческие задания. Разнообразный дидактический материал позволяет отобрать задачи для учащихся с разной степенью подготовки. Все это позволяет прививать интерес к предмету, расширить учебный материал, научить решать задачи различного уровня сложности.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • знать /понимать:

- что значит решить математическую задачу;

- что для решения какой-либо новой нестандартной задачи, надо ее разбить на несколько простых подзадач, по возможности стандартных или ранее решенных;

- что для решения стандартной задачи достаточно определить ее вид, вспомнить изученный алгоритм и применить его.

  • уметь:

- ставить цель, планировать,  анализировать, сравнивать, делать выводы;

- связать новую информацию с уже изученным материалом;

- самостоятельно осуществлять анализ и отбор информации,  преобразовывать ее  и представлять  в доступном виде;

 - анализировать текстовую задачу, получать продукт анализа (краткая запись, графическая интерпретация, рисунок,  схема, таблица);

- осуществлять выбор разумного метода решения текстовой задачи;

- составлять план решения задачи  и осуществлять его;

- осуществлять проверку решения задач;

- проводить исследование задачи и правильно формулировать ответ;

- применять полученные математические знания при решении задач по химии и физике;

 - использовать дополнительную математическую литературу;

- работать с окружающими людьми и  в группах: делиться своими идеями и мнениями,  помогать товарищам и поддерживать их, четко формулировать свои мысли, задавать вопросы об изучаемом объекте, выдвигать собственную версию ответа, защищать и отстаивать свое мнение перед другими,  определять, чем взгляды товарищей отличаются от собственных,  критиковать идеи, а не  людей.

Содержание программы

Тема 1. Делимость чисел (2ч)

Цель: повторить и уточнить знания учащихся по данному вопросу; рассмотреть новые методы делимости и применить знания к решению задач.

Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных заданий.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач.

Общие сведения: признаки делимости, четность и нечетность, НОД, НОК.

Ход занятия

1. Признаки делимости на 8:

На 8 делится любое трехзначное число, у которого двузначное число, образованное цифрами сотен и десятков, связанное с половиной числа единиц, делится на 4

2. Рассмотрим четыре десятизначных числа:

2 438 15 760; 3 785 942 160; 4 753 869 120; 4 876 391 520

В каждом из них есть все цифры от 0 до 9 , но каждая цифра записана по одному разу и каждое из этих чисел делится на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18.

3. Тест (да "+", нет "-")

  • Сумма двух чисел четна
  • Сумма двух чисел нечетна
  • Сумма двух четных и одного нечетного нечетна
  • Сумма трех чисел нечетна
  • Произведение двух нечетных чисел четно
  • Произведение двух нечетных чисел нечетно
  • Каждое натуральное число делится на 1 без остатка
  • Два простых числа взаимно простые
  • Если натуральное число делится на 4 и на 3, то оно делится на 12
  • Если число n четное, то 3 n делится на 6

Задачи:

1. В одной рукописи приведено описание города, расположенного на 8 островах. Острова между собой и с материком соединены мостами. На материк выходит 5 мостов: на 4 островах берут начало по 4 моста; на 3 островах берут начало по 3 моста и на один остров можно пройти только по одному мосту. Почему такого расположения мостов быть не может?

2. Жили дед и баба. Была у них курочка Ряба. Курочка несет каждое второе яичко простое, а каждое третье - золотое. Может ли такое быть?

3. Имеются две деревянные планки длиной 119 см. и 35 см. Как разделить их на одинаковые части, не имея под руками измерительных инструментов? Чему равна длина каждой такой части? (используем алгоритм Евклида)

4. Три ученика договорились пропускать занятия в разные дни, чтобы учитель не заметил. Первый стал пропускать занятия каждый 4-й день занятий, второй – каждый 3-й день, третий- каждый 6-й день. Один из них сказал, что наступит день, когда всех троих не будет в школе. Прав ли он? Если да, то когда наступит этот день? Можно ли выбрать дни пропусков так, чтобы такого не произошло в течение первых 80 дней занятий?

Домашнее задание: подобрать задачи на применение делимости чисел.

Тема 2. Задачи  на нахождение дроби от числа (2ч).

Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных задач.

Общие сведения: овладение способами решения задач на нахождение целого по его дроби и его части.

  1. Саша делал уроки 1,5 часа. Математику он сделал за 0,4 всего времени. На русский язык он потратил 4/9 всего времени. Остальные уроки Саша решил списать у друзей. Оставшееся время он посвятил компьютерной игре. Сколько времени Саша играл?.
  2. Первый тайм футбольного матча между школами составил 6/7 от времени второго тайма. Сколько времени длился второй тайм, если весь матч длился 1 час и 31 минуту?
  3. Для кошки купили 3 кг "Вискас". В первую неделю она съела 1/6 часть корма. Соседский кот забрался в кладовку и съел 4/25 остатка. Останется ли кошка голодной?

Тема 3. Задачи  на составление пропорции, прямую и обратную пропорциональные зависимости (3ч)

Общие сведения: повторить понятие пропорции, познакомить с понятием среднего пропорционального между числами, решать задачи на определение прямой и обратной пропорциональной зависимостями между двумя и боле величинами.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач.

Ход занятия

1. Проверка домашнего задания

2. Объяснение нового материала

3. Решение задач:

1) Белка за сутки съедает 18 кедровых шишек. Сколько семян съедает белка за сутки, если в одной шишке содержится 150 семян?

2) Полуостров Ямал уменьшается за счет понижения суши приблизительно на 6 мhttp://festival.1september.ru/articles/511073/Image854.gifв год. Какую площадь суши поглотило море за 5 тысяч лет?

3) Сердце человека перекачивает за сутки 8 тонн крови. Сколько тонн крови сердце перекачивает за один год? За 12 лет?

4) В нашем городе около 20 тысяч автомобилей. Ежегодно автомобиль в среднем рассеивает в воздухе около 10 кг резины, расходует около 4350 кг кислорода и загрязняет воздух, выбрасывая 3250 кг углекислого газа. Сколько всего за год:

А) рассеивается резины в воздухе;

Б) выбрасывается углекислого газа в воздух;

В) забирается кислорода из воздуха?

Тема 4 . Задачи на совместную работу (3ч)

Цель: познакомить учащихся с решением некоторых типов задач. 

Общие сведения: в ходе изучения математики учащиеся изучают трудный для них тип задач на совместную работу. Необходимо организовать работу так, чтобы ученики сами "открыли" способ решения таких задач. Наиболее трудным моментом для учащихся является обозначение единицей всего целого (пути, объема работы и т.д.).

Ход занятия

1. Проверка домашнего задания.

2. Решения задач.

1. Чтобы выкачать из цистерны нефть, поставили два насоса различной мощности. Если бы действовали оба насоса, то цистерна оказалась бы пуста через 12 мин. Оба действовали в течение 4мин, после чего работал только второй насос, который через 24 мин выкачал всю остальную нефть. За сколько минут каждый насос, действуя один, мог бы выкачать всю нефть?

Решение задачи можно оформить в виде таблицы:

 

Решение

Количество насосов

Время работы насосов

1

2. Один ученик может убрать класс за 20 мин, а второй - за 30мин. За сколько минут они могут убрать класс, работая вместе?

Тема 5. Задачи на проценты (2ч)

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач.

1. Объяснение нового материала

2. Решение задач:

А) Из муки получается 135 % печеного хлеба. Сколько хлеба получится из 360 кг муки?

В) Три тракториста вспахали поле в 940 га.   Первый вспахал 35,5 %, а второй – 25 % поля. Сколько гектаров вспахал третий тракторист?

С) Когда турист проехал 75 %  намеченного пути, ему осталось проехать   850 км. Сколько всего километров  проехал турист?

Тема 6. Координатная плоскость (2ч)

 Практическая работа

Нарисовать рисунки по координатам (таблица):

Звезда

(-9;2),

(-3;3), (0;8), (3;3), (9;2),

(5;-3),(6;-9),(0;7),

(-6;-9),(-5;-3),

(-9;2).

Мышонок 

(-6;-5) (-4,5;-4,5)

(-3;-3,5) (-1,5;-2),

(-2;1), (-2;0), (-1,5;1),

(-1;1,5), (0,2), (0,5;2), (0,5;1,5), (0,5;2,5), (1;2,5), (1;2), (1,5;2), (2,5;1,5), (2,5;1), (1,5;1), (1,5;0,5), (2;0,5), (1,5;0)

Заяц

(1;7), (0;10), (-1;11), (-2;10), (0;7), (-2;5), (-7;3), (-8;0), (-9;1),

(-9;0), (-7;-2),(-2;-2), (-3;-1), (-4;-1), (1;3), (0;-2), (1;-2), (0;0), (0;3), (1;4), (2;4), (3;5), (2;6), (1;9), (0;10), глаз (1;6)

Звезда

(-9;2), (-3;3), (0;8), (3;3), (9;2), (5;-3), (6;-9), (0;-7), (-6;-9), (-5;-3), (-9;2).

Тема 7. Итоговая работа (3ч)

Защита проекта: "Сборник задач".

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач, составление сборника.

Методические рекомендации

    Курс "Текстовые задачи" развивает умения и навыки учащихся, соответствующие требованиям программы общеобразовательной школы, предполагает и расширенный уровень усвоения знаний. Задания учащимся должны быть творческими, чтобы не потерять интерес и способности.

    При работе над темой "Делимость чисел" необходимо применять дифференцированный подход при подборе задач: для более успешных учащихся предлагаются олимпиадные задачи, для ребят со слабой подготовкой задачи обязательного уровня.

    На занятиях можно использовать задания с комментированием: учащийся вслух объясняет ход выполнения задания. Учащиеся не списывают с доски, а приучаются к вниманию, повторяют еще раз раннее изученное, предлагают свои способы решения задач.

    Для работы с классом при формировании цели урока предлагается задача, которая создает проблемную ситуацию, показывает необходимость изучения материала.

    Данный курс содержит дидактический материал и позволяет его дополнить разнообразными заданиями, подготовленными учащимися самостоятельно в сотрудничестве с учителем. В курс можно добавлять новые элементы, расширять тематику или заменять разделы другими.

    Эти занятия позволяют заинтересовать в математике многих учеников, расширить свой кругозор.

    В результате изучения курса учащиеся должны уметь: решать задачи, точно и грамотно рассуждать в ходе решения задач; владеть алгоритмами решения задач; решать нестандартные задачи из практической жизни.

    Возможные критерии оценок:

    Оценка "отлично" выставляется, если ученик демонстрирует ответственное отношение к учению, освоил теоретический материал, получил навыки практического применения, в работе над индивидуальными заданиями показал умение творчески и самостоятельно работать, умеет четко и грамотно обосновывать ход решения задач.

    Оценка "хорошо" выставляется ученику, который овладел методами для решения стандартных задач, выполняет все задания прилежно, имеет положительную динамику.

    Оценка "удовлетворительно" оценивает ученика, который выполняет простые задания, шаблонного типа.

    Оценка "неудовлетворительно" не выставляется, т.к. данный курс помогает творчески развивать свои способности.

Календарно-тематическое планирование

элективного курса «Текстовые задачи» для учащихся 6 класса.

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Контроль

Дата проведения

1

Делимость чисел

2

Самостоятельная работа № 1

2

Задачи на нахождение дроби от числа

2

Взаимоконтроль

3

Задачи на составление пропорций

3

Самостоятельная работа № 2

4

Задачи на совместную работу

3

Оценка товарищами

5

Задачи на проценты

2

Контрольная

 работа № 1

6

Координатная плоскость

2

Составление альбома рисунков

7

Итоговая работа

3

Защита проекта «Сборник задач»

Учебно-методический комплект:

  1. Шевкин А.В. и др. Сборник задач по математике для учащихся                 5-6 классов.- М.:"Русское слово-РС" , 2001.
  2. Дорофеев Г.В, Петерсон Л.Г. Математика 5 класс . Часть 2.-М.:"Ювента" 2002
  3. Мерзляк А.Г.и др. Сборник задач по математике для 6 класса М.-Х: "ИЛЕКСА", 2001.
  4. Савин А.П. Математические миниатюры. М.: Дет. лит. 1998.



Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

     Одной из основных целей учебного предмета «Математика» как компонента общего среднего образования, относящейся к каждому учащемуся, является развитие мышления подрастающего поколения, прежде всего формирование логического и алгоритмического мышления, а также следующих качеств мышления – сила и гибкость, ясность и точность мысли, конструктивность, критичность, интуиция  и т.п. Эти качества необходимы им для свободной и безболезненной адаптации к условиям жизни в современном обществе. Качества мышления сами по себе не связаны с каким-либо математическим содержанием, но обучение решению текстовых задач, т.е. задач с практическим содержанием, которому так мало уделяется времени при обучении школьников, является основным и наиболее доступным способом обучения логическому мышлению. Умение решать задачи – показатель развития логического и критического мышления учащихся. Математика многообразна и многогранна.

    Программа курса по выбору «Текстовые задачи» будет интересна и полезна учащимся. Курс поможет школьникам систематизировать полученные на уроках знания по решению текстовых задач и открыть для себя новые методы их решения, которые не рассматриваются в рамках школьной программы.

     Элективный курс  “ Текстовые задачи ” рассчитан на 1 час в неделю, всего  34 часа в течение всего учебного года. Реализация программы осуществляется за счет часов, отводимых на выполнение школьного компонента. Курс «Текстовые задачи» целесообразно изучать в 5  классе и продолжать изучение в последующих классах.

    Текстовые задачи уже при первом знакомстве с ними вызывают у учащихся общеобразовательных классов затруднения. Самостоятельно справиться с ними могут немногие. Однако эти задачи, имеющие практическое значение, являются также хорошим средством развития мышления учащихся. Выбор данных типов задач обоснованы и тем, что в школьном курсе таких задач предлагается очень мало, а поэтому результаты решения задач подобного типа невысокие. Часто учащиеся не умеют за их нетрадиционной формулировкой увидеть типовые задания, которые были достаточно хорошо отработаны на уроках математики  (в рамках школьной программы).

     Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение. Этот курс дополняет базовую программу, не нарушая ее целостности. Полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов текстовых задач, формируется в течение первых девяти лет обучения учащихся в школе, поэтому представленный элективный курс «Текстовые задачи» будет логическим завершением систематического обучения решению задач. Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания, вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу.

Цель курса – создать условия способствующие:

  • реализовать школьнику свой интерес к предмету, уточнить свою готовность и способность к изучению предмета на повышенном уровне;
  • формированию у школьников умения объективно оценивать свои способности к обучению на математическом профиле («Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?»).
  • формированию   культуры решения задач, культуры поиска способа решения задач;
  • воспитанию понимания, что математика является инструментом познания окружающего мира.

Задачи курса:

  • систематизировать ранее полученные знания по решению текстовых задач;
  • расширить содержание базового курса математики;
  • развивать и укреплять межпредметные связи;
  • показать типичные для математического  профиля виды деятельности;
  • формированию умения у учащихся пользоваться математическим аппаратом при решении химических задач.

    Основным результатом освоения содержания элективного курса учащимися станет рост мотивации к дальнейшему изучению математики и овладение следующими умениями:

  • Общеучебными (внимательно читать текст, находить ответ на вопрос, составлять таблицу, четко и полно оформлять запись найденного решения, контролировать выполненные действия).
  • Общелогическими (выделять главное, проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, делать выводы, правильно формулировать вопросы и т.д.).
  •  Предметными (постановка вопроса к данному условию задачи, составление математической модели, овладение основными арифметическими и алгебраическими способами решения задач и др.).
  •  Коммуникативными (принимать участие в совместной деятельности, работать в парах, в малых группах, вести диалог с учителем, с товарищами).

 

Методические рекомендации

     Основные формы организации учебных занятий: лекция, практикум, беседа, индивидуальная и фронтальная форма работы. Ученики самостоятельно, в микрогруппах, в сотрудничестве с учителем решают текстовые задачи различными способами. На занятиях организуются обсуждение результатов этой работы.  При организации учебной деятельности используются следующие приемы:

  • задание  массивом
  • своя опора, составление опорного плана в виде таблицы-схемы
  • авторский сборник задач
  • работы в группах
  • приведение учениками собственных примеров
  • привлечение учащихся к подведению итогов занятия
  • различные методы и приемы активной работы, такие, как: выбери дистанцию, опрос эксперта, мозговая атака, карусель идей и т.д.

    Кроме того занятия можно провести в форме обзорных лекций с разбором ключевых задач или в форме семинаров, нацелив учащихся на предварительную подготовку и самостоятельный поиск материалов с их последующим обсуждением.

    Основой проведения занятий может служить технология деятельностного метода, которая обеспечивает системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения им нового знания и позволяет проводить разноуровневое обучение.

    Выполнение творческой работы (проект, презентация, доклад, реферат, коллаж, плакат и т.д.) является обязательным для всех слушателей курса как форма контроля   усвоения темы и степени проявления интереса к профилю.

  Критерии  отслеживания результатов:

  • знания и практические навыки учащихся;
  • рефлексивные способности;
  • самостоятельность, креативность, инициативность.

Способы отслеживания результатов:

  • тестирование учащихся (входной и итоговый тесты);
  • диагностика учащихся в начале и в конце изучения курса
  • самоанализ учащимися собственных умений, навыков;
  • наблюдение за процессом деятельности;
  • анализ самостоятельных работ учащихся;
  • анализ итоговой творческой  работы.

 

Учебно-методический комплект:

  1. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Курс алгебры 5-го  класса в задачах. // «Квантор» 1991, №4.
  2. Гин А.А. Приемы  педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/А.А. Гин. – 5-е изд. – М.: Вита-Пресс,2004.
  3. Муравин Г. Практикум по решению текстовых задач в 7кл.//Математика, приложение к газете «Первое сентября» 2002, №6.
  4. Справочное пособие по методам решения задач по математике для средней школы. Цыпкин А.Г., Пинский А.И./Под ред. В.И.Благодатских. – М.: Наука, 1983.
  5. Л.М.Фридман. Теоретические основы методики обучения математике. Пособие для учителей, методистов. – М.:Московский психологический институт, 1998.
  6. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.И. Внеклассная работа по математике в 5 – 6 классах. Москва, «Просвещение», 2006 
  7. Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4 – 5 классов. Москва «Просвещение», 1986. 
  8. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. Москва «Просвещение», 1986. 
  9. Нестеренко Ю., Олехник С., Потапов М. Лучшие задачи на смекалку. Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1999. 
  10.  Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С.Математическая шкатулка. Москва «Просвещение», 1984.

Календарно - тематическое планирование элективного курса «Текстовые задачи» для учащихся 5 класса.

Наименование темы

Кол-во часов

Контроль

Дата проведения

1

Сведения из истории задач. Математическая модель задачи.

2

Взаимоконтроль

2

Задачи на нахождение среднего арифметического.

2

Тест-контроль

3

Задачи на движение.

4

Письменные работы учащихся, взаимоконтроль.

8

Задачи на цену, количество. Стоимость.

2

Самостоятельная работа

9

Задачи на проценты.

5

Защита своих работ, оценка товарищами.

10

Задачи на работу.

5

Взаимоконтроль.

12

Простейшие геометрические задачи

3

Самостоятельная работа

13

Старинные задачи.

3

Написание эссе и его защита

14

Нестандартные задачи.

4

Самостоятельная работа

15

Итоговое занятие.

4

Подведение итогов, рефлексия

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу. Стилистика и культура речи 11 класс

Стилистика, как и культура речи, является неотъемлемой часть литературного языка. Задачи стилистики и культуры речи заключаются в том, чтобы, учитывая все индивидуальные особенности, сделать язы...

Рабочая программа по элективному курсу "Основы правовой культуры", 10-11 классы

Данная программа разработана для углубленного изучения раздела "Право" в рамках преподавания обществознания....

Рабочая программа к элективному курсу по математике "Функции помогают уравнениям"

Предлагаемый элективный курс «Функции помогают уравнениям» составлен на основе авторской программы заслуженного учителя РФ Ю.В. Лепехина с одноименным названием, является предметно-ориенти­рованным и ...

Рабочая программа по элективному курсу «Трудные случаи орфографии» для 9 класса

Данный элективный курс связан с подготовкой к ГИА.Рассчитан на 17 часов....

Рабочая программа по элективному курсу "Грамматика английского языка для 10 класса"

Данный материал представляет собой рабочую программу для 10 класса по элективному курсу, предлагающему углубленное и расширенное изучение материала грамматики старших классов. Курс основывается на УМК...

Рабочая программа по элективному курсу "Грамматика английского языка для 11 класса"

Данный материал представляет собой рабочую программу для 11 класса по элективному курсу, предлагающему углубленное изучение грамматики, синтаксиса в старших классах. Курс основывается на УМК "Английск...