Презентация по математике на тему "Проценты"
презентация к уроку по алгебре (5 класс) на тему

Маркарян Ирина Георгиевна
Класс: 5 Продолжительность: 45 минут Цели урока: • Ознакомить учащихся с понятием “проценты”; • Обозначать, читать и находить процент чисел и некоторых единиц измерения величин; • Переводить процент в десятичную дробь и обратно; • Учить ребят решать текстовые задачи; • Совершенствовать вычислительные навыки • Научить применять изученный материал в повседневной жизни. Ожидаемые результаты: • понимание учащимися значения понятия процента для описания реальных процессов; • нахождение процента от числа; • приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможности; • развитие коммуникативных качеств личности: взаимного уважения, доброжелательности, доверия, уступчивости и в то же время инициативности, навыков делового общения, терпимости; • развитие осознанных мотивов учения, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности. Тип урока: объяснение и первичное закрепление учебного материала. Технологии: учебная мультимедийная презентация. Оборудование: проектор с экраном для демонстрации презентации, компьютер. План урока: 1. Организационный момент. (2 мин) 2. Актуализация опорных знаний (5 мин) 3. Работа по теме урока (20 мин) 4. Физкультминутка (2 мин) 5. Самостоятельная работа (9 мин) 6. Заключение (5 мин) 7. Подведение итогов урока (2 мин) ХОД УРОКА I. Организационный момент (2 мин) Проверка готовности к уроку. Объявление темы и цели урока. 2. Мотивация урока. Слайд 1-2 - Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок я хочу начать словами французского философа Ж. Ж. Руссо (1712-1778): “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошего умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…” Я желаю вам сегодня удачи. Вы готовы к работе? II. Актуализация опорных знаний. 1.Устные упражнения. (СЛАЙД 3-4) Чтобы узнать тему нашего урока вы должны правильно выполнить вычисления и вписать в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам. Расположите в порядке убывания. - Итак, ребята, тема сегодняшнего урока – “Проценты”. Это универсальная величина, которая появилась из практической необходимости измерения различных величин. Она очень важная в курсе математики. В этом году мы начнём эту тему. В 6-ом классе мы к ней вернёмся при изучении пропорций. - Ребята, как вы думаете, где в повседневной жизни встречаются проценты? Ответы учащихся: - можно услышать, например, что, в выборах приняли участие 45% избирателей; - при получении кредитов; - рейтинг победителя хит-парада 78%; - успеваемость в классе 100%; - молоко содержит 5 % жира; - материал содержит 97% хлопка и т.д. А также в повседневной жизни встречается очень много задач на нахождение процентного отношения чисел. Полученные знания на уроках математики вам помогут в дальнейшем при решении задач по физике, по химии. При сдаче ЕГЭ дают текстовые задачи на проценты. Поэтому наша цель, научиться решать уже сейчас, и в дальнейшем применять полученные знания. Повторение изученного материала - Вспомните: Правило умножения десятичной дроби на 100; Правило деления десятичной дроби на 100; Вопросы: (СЛАЙД 5-6) 1) Сколько килограммов в одном центнере? Какую часть центнера составляет 1 кг? 2) Сколько сантиметров в одном метре? Какую часть метра составляет 1 см? 3) Сколько ар в одном гектаре? Какую часть гектара составляет 1 а? Учащиеся дают ответы, на экране появляются записи. 1 ц=100 кг; 1 м=100 см; 1 га = 100 а; Записывают в тетради. III. Работа по теме урока 1. Объяснение материала - Ребята, мы рассмотрели соотношения некоторых единиц измерения, которые связаны с одной сотой частью. Сотая часть любой величины принято называть процентом. (СЛАЙД 7) Предлагается ученикам найти определение процента в учебнике, прочитать и запомнить. В тетради записывается: Выводы: • 1 кг – 1% центнера; • 1 см – 1 % метра; • 1 а – 1 % га; • 0,09 – 1 % от 9. История возникновения процента (слайды 8-9) Слово “процент” происходит от латинских слов рro centum,что буквально означает “со ста”. Широко начали использовать проценты в Древнем Риме, но идея процентов возникла много раньше- вавилонские ростовщики уже умели находить проценты (но они считали не “со ста”, а “ с шестидесяти”, так как в Вавилоне пользовались шестидесятеричными дробями). А знак % произошел, как предполагают, благодаря опечатке. В рукописях pro centum часто заменяли словом “cento”(сто) и писали его сокращенно - cto. В 1685 году в Париже была напечатана книга-руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto набрал %. После этой ошибки многие математики стали употреблять знак % для обозначения процентов. Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычисляли проценты, применяя так называемое тройное правило, т.е. пользуясь пропорцией. Денежные расчеты с процентами были особенно распространены в древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. Они брали с должника лихву ( деньги сверх того, что брали в долг). При этом говорили: “ На каждые 100 сестерциев долга заплатишь 16 сестерциев лихвы”. Так как слово “на сто” по латыни звучит “про центум”, то сотую часть и стали называть процентом. Даже римский сенат вынужден был установить максимально допустимый процент, взимаемый с должника, так как некоторые заимодавцы усердствовали в получении процентных денег. От римлян проценты перешли к другим народам. В Европе проценты появились на 1000 лет позже. Их ввел бельгийский ученый Симон Стевин, который в1584 году впервые опубликовал таблицы процентов. Первичное закрепление материала Задание 1. (СЛАЙД 10-12) Как перевести проценты в десятичную дробь? • 2%=0.02 • 6%=0.06 • 49%=0.49 • 129%=1.29 • 3.9%=0,039 • 0.8%=0.008 Задание 2. (СЛАЙД 13-14) Как записать десятичную дробь в процентах? • 0.87=87% • 1.46=146% • 0,907=90.7% • 3.456=345.6% Учитель: Итак, что нужно делать, чтобы десятичную дробь выразить в процентах или проценты представить в виде десятичной дроби? Выводы: (отвечают ученики) 1) Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо её умножить на 100. 2) Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100. Находят эти правила в учебнике. Физкультминутка (СЛАЙД 15) Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! По коленкам – шлёп, шлёп! По плечам теперь похлопай! По бокам себя пошлёпай! Мы осанку исправляем Спинки дружно прогибаем Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись. 5. Решение задач (СЛАЙД 16-19) Задача 1. Вини-Пух пошел в лес за медом. Он набрал 4.2 кг меда. По дороге домой Вини-Пух съел 30% меда. Сколько кг меда съел Вини-Пух? Задача 2 За контрольную работу по математике отметку “5” получили 12 учеников, что составляет 30 % всех учеников. Сколько учеников в классе? Задача 3 Из 1800 га колхозного поля 558 га засеяно ячменем. Какой процент поля засеян ячменем? Задача 4 Кролик посадил у себя в саду 250 луковиц тюльпанов красного цвета. Но 8% тюльпанов выросло желтыми. Сколько тюльпанов оказалось желтым? 6. ТЕСТ (СЛАЙД 20-21) 1. Процент- это: а) тысячная часть числа; б) сотая часть числа; в) десятая часть числа. 2. 8% - это: а) 0,08; б) 0,8; в) 0,008; г) 0,0008. 3. 0,269 –это: а) 269%; б) 2,69%; в) 26,9%; г) 0,269%. 4. 25% - это: а) половина б) четверть в) пятая часть г) двадцать пятая часть. 5. пятая часть – это: а) 5%; б) 25%; в) 20%; г) 50%. Учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют работы, выставляют оценки. 7. Подведение итогов урока (СЛАЙД 22). - Что такое процент? 1. Процентом называется… 2. 1 % от метра называется… 3. 1 кг является 1% от… 4. 0,32 при помощи процентов записывается… 5. 29% в виде десятичной дроби записывается… 6. Если 25% какого-то числа равны 50, то это число… Выставляются оценки за активную работу на уроке, все получают оценку за тест. 8. Самооценка (СЛАЙД 23) 9. Заключение. Рефлексия (СЛАЙД 24) Учитель: - Оцените свою работу на уроке. Удовлетворены ли вы результатом своей работы? Итак, ребята, сегодня мы с вами ознакомились с понятием процента. Выяснили, где он применяется. Научились обозначать эту величину, выражать десятичную дробь в процентах и процент представлять в виде десятичной дроби. Рассмотрели, как решаются простейшие задачи на проценты. Самостоятельная работа показала, как вы усвоили и закрепили этот материал. На следующих уроках мы с вами будем решать более сложные задачи на проценты. 10. Домашнее задание. (СЛАЙД 25) - Выучить определение и правила. 1.Придумайте и оформите с решением свою задачу на проценты. 2. Выполнить проект по теме (на выбор) * Проценты в окружающем нас мире; * Веселые истории в стране процентов; * Сочините сказку (стихотворение, кроссворд, ребус и т. д.); * Подготовьте презентацию по теме «Проценты»; Литература. 1. Попова Л.П, Поурочные разработки по математике: 5 класс. – М.ВАКО: Учителю, 2009. 2. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2006. 3. Леонович А. А. Я познаю мир. Математика, энциклопедия для детей, М: АСТ - ЛТД, 1998.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАТЕМАТИКА УСТУПАЕТ СВОИ КРЕПОСТИ ЛИШЬ СИЛЬНЫМ И СМЕЛЫМ А.П.Конфорович

Слайд 2

Французский философ Ж.Ж. Руссо ( 1712-1778г ) сказал: « Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошего умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению,,,,» Чтобы узнать тему нашего урока вы должны правильно выполнить вычисления

Слайд 3

3,5 3,2 2 0,9 0,4 0,25 0,1 П Р О Ц Е Н Т Расположите ответы в порядке убывания . П – Р – Т – Е – Н – О – Ц – 7:2 = 6,4:2 = 4,3:43 = 1,2•2 – 2 = 1:4 = 3,8:1,9 = 90:100 = 3,5 3,2 0,1 0,4 0,25 2 0,9

Слайд 4

Тема урока: ПРОЦЕНТЫ

Слайд 5

Вспомним: -правило умножения десятичной дроби на 100 -правило деления десятичной дроби на 100 (Запишите ответы на вопросы в тетрадь) Сколько килограммов в одном центнере? Какую часть центнера составляет 1 килограмм? Сколько сантиметров в одном метре? Какую часть метра составляет 1 сантиметр? Сколько ар в одном гектаре? Какую часть гектара составляет 1 ар?

Слайд 6

1 ц = 100 кг 1 кг = ц = 0,01 ц 1 м = 100 см 1 см = м = 0,01 м 1 га = 100 а 1 а = га = 0,01 га

Слайд 7

Действительно, сотая доля метра-сантиметр; сотая доля центнера-килограмм; сотая доля рубля-копейка; сотая доля гектара – ар. Сотая доля любой величины : пути, массы, площади, объема – называется процентом.

Слайд 8

История возникновения процента Слово “процент” происходит от латинских слов рro centum,что буквально означает “со ста”. А знак % произошел, как предполагают, благодаря опечатке. В рукописях pro centum часто заменяли словом “ cento ”(сто) и писали его сокращенно - cto .

Слайд 9

В 1685 году в Париже была напечатана книга-руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto набрал с/о. После этой ошибки многие математики стали употреблять знак % для обозначения процентов. рго се nt о —> се nt о —> с t о —>с/о —> %

Слайд 10

1% = = 0,01 10% = = 0,1 20% = = 0,2 25 % = = 0,25 50 % = = 0,5 1 00 % = = 1

Слайд 11

Запомни! Чтобы количество процентов выразить в виде десятичной дроби, надо это число разделить на 100 или умножить на 0,01 Например: 125%= 125:100=1,25 или 125%=125 • 0 ,01= 1,25

Слайд 12

2%; 6%; 49%; 129%; 3,9% ; 0.8% Переведи проценты в десятичную дробь. 2%= 0,02 6%=0,06 49%=0,49 129%=1,29 3.9%=0,039 0.8%= 0,008

Слайд 13

Запомни! Чтобы записать дробь в виде процентов, надо умножить её на 100% Например, 0,7 = 0,7 • 100% = 70% или 0,45 = 0,45 • 100% = 45%

Слайд 14

0,87 1,46 0,907 3,456 87% 146% 90,7% 345,6% Чтобы перевести десятичную дробь в проценты, надо умножить ее на 100 . 2 ) Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100. Переведи десятичную дробь в проценты.

Слайд 15

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! По коленкам – шлёп, шлёп! По плечам теперь похлопай! По бокам себя пошлёпай! Мы осанку исправляем Спинки дружно прогибаем Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись. Физкультминутка

Слайд 16

Решение задач Задача 1. Винни - Пух пошел в лес за медом. Он набрал 5 кг меда. По дороге домой Винни съел 20% меда. Сколько килограммов меда съел Винни-Пух ? 5 : 5 = 1 (кг) меда съел Винни-Пух Ответ: 1 кг меда съел Винни – Пух. Пожалуйста, объясните решение:

Слайд 17

Задача 2. За контрольную работу по математике отметку «5» получили 7 учеников, что составляет 25% всех учеников класса. Сколько учеников в классе? 7 • 4 = 28 ( уч ) в классе. Ответ: 28 учеников в классе. Пожалуйста, объясните решение

Слайд 18

Задача 3. Из 1000 га колхозного поля 500 га засеяно ячменем. Какой процент поля засеян ячменём ? Объясните, пожалуйста, решение: • 100% = 50% - засеяно ячменём Ответ: 50% поля засеяно ячменём

Слайд 19

Задача 4. Кролик посадил у себя в саду 250 луковиц тюльпанов красного цвета. Но 10% тюльпанов выросло желтыми. Сколько тюльпанов оказалось желтыми? 250:10 =25 (тюльпанов) желтые Ответ: 25 тюльпанов оказалось желтыми.

Слайд 20

Тест. 1. Процент- это: а) тысячная часть числа; б) сотая часть числа; в) десятая часть числа. 2. 8% - это: а) 0,08; б) 0,8; в) 0,008; г) 0,0008. 3. 0,269 –это: а) 269%; б) 2,69%; в) 26,9%; г) 0,269%. 4. 25% - это: а) половина б) четверть в) пятая часть г) двадцать пятая часть . 5. пятая часть – это: а) 5%; б) 25%; в) 20%; г) 50%.

Слайд 21

Проверь себя! б) а) в) б) в )

Слайд 22

ИТОГ УРОКА: 1. Процентом называется… 2. 1 % от метра называется… 3. 1 кг является 1% от … 4. 0,32 при помощи процентов записывается… 5. 29 % в виде десятичной дроби записывается… 6. Если 25% какого-то числа равны 50, то это число…

Слайд 23

Самооценка 1. Активная работа на уроке - 1 балл. 2. Понял тему – 1 балл. 3. Могу объяснить другому – 1 балл. 4. При решении справлюсь самостоятельно-2 балла. Критерии оценки: 5 баллов - «5»; 4 балла – «4»; 3 балла – «3».

Слайд 24

Рефлексия сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… я научился… у меня получилось … урок дал мне для жизни…

Слайд 25

1.Придумайте и оформите с решением свою задачу на проценты . 2. Выполните проект по теме «Проценты» (на выбор) а ) Проценты в окружающем нас мире; б ) Веселые истории в стране процентов; в ) Сочините сказку (стихотворение, кроссворд, ребус и т. д.) по теме; Домашнее задание:

Слайд 26

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по математике "Занимательная математика"

Чтобы заинтересовать учащихся к изучению математики была создана эта презентация. В ней приводятся различные интересные факты из математики, задания в виде стихов, историй, загадок....

Презентация по математике "Занимательная математика"

Данная презентация содержит и воспитывающий дидактический материал...

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...

Презентация по математике "По страницам истории математики"

Красочность презентации развивает интерес учащися к математике....

Внеклассное мероприятие с презентацией по математике для 4 класса "Математика в мире животных"

познавательно-развлекательное мероприятие для учеников 4 класса может быть проведено учащимися старшей школы ( в моем случае 8 классом) ....

Доклад с презентацией по математике "Есть ли место поэзии в математике?"

Доклад на НПК "Шаг в будущее" прикладная математика....

Презентация по математике на тему: "Математика в ребусах, кроссвордах и загадках" (7-9 классы)

Основные проблемы современного педагогического процесса связаны с дальнейшим совершенствованием системы образования, направленным на развитие творческой личности школьника. По мнению психологов, главн...