Комплексные числа
презентация к уроку по алгебре (10 класс) на тему

Муржухина Елена Владимировна

Презентация к открытому уроку по теме "" Комплексные числа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnye_chisla.pptx1.51 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

www.themegallery.com Решите уравнение: x 2 – 6 x + 13 = 0

Слайд 2

Множества чисел R Q Z N С N  Z  Q  R  C

Слайд 3

Алгебраические операции Натуральные числа: +,  Целые числа: +, –,  Рациональные числа: +, –, , ÷ Действительные числа: +, –, , ÷ , любые длины Q Z N R C Комплексные числа: +, –, , ÷, любые длины, √ − 1

Слайд 4

Комплексные числа

Слайд 5

"Комплексное число – это тонкое и поразительное средство божественного духа , почти амфибия между бытием и небытием ". Г. Лейбниц

Слайд 6

Многовековая история развития представления человека о числах – одна из самых ярких сторон развития человеческой культуры.

Слайд 7

Из истории комплексных чисел Комплексные числа были введены в математику для того, чтобы сделать возможной операцию извлечения квадратного корня из любого действительного числа. Это, однако, не является достаточным основанием для того, чтобы вводить в математику новые числа. Оказалось, что если производить вычисления по обычным правилам над выражениями, в которых встречаются квадратный корень из отрицательного числа, то можно прийти к результату, уже не содержащему квадратный корень из отрицательного числа. В XVI в. Кардано Джероламо Кардано нашел формулу для решения кубического уравнения. Оказалось, когда кубическое уравнение имеет три действительных корня, в формуле Кардано встречается квадратный корень из отрицательного числа. Впервые, по-видимому, мнимые величины появились в известном труде «Великое искусство, или об алгебраических правилах» Кардано (1545), который счёл их непригодными к употреблению.

Слайд 8

Из истории комплексных чисел Леонард Эйлер Он же дал некоторые простейшие правила действий с комплексными числами. Выражения вида a + b √−1, появляющиеся при решении квадратных и кубических уравнений, стали называть «мнимыми» в XVI-XVII веках, однако даже для многих крупных ученых XVII века алгебраическая и геометрическая сущность мнимых величин представлялась неясной. Известно, например, что Ньютон не включал мнимые величины в понятие числа, а Лейбницу принадлежит фраза: «Мнимые числа – это прекрасное и чудесное убежище божественного духа, почти что амфибия бытия с небытием» Пользу мнимых величин, в частности, при решении кубического уравнения, в так называемом неприводимом случае (когда вещественные корни выражаются через кубические корни из мнимых величин), впервые оценил Бомбелли (1572). Задача о выражении корней степени n из данного числа была в основном решена в работах Муавра (1707) и Котса (1722). Символ i =√−1 предложил Эйлер (1777, опубл . 1794), взявший для этого первую букву слова imaginarius .

Слайд 9

Он же высказал в 1751 году мысль об алгебраической замкнутости поля комплексных чисел. К такому же выводу пришел Д’Аламбер (1747), но первое строгое доказательство этого факта принадлежит Гауссу (1799). Гаусс и ввёл в широкое употребление термин «комплексное число» в 1831 г, хотя этот термин ранее использовал в том же смысле французский математик Лазар Карно в 1803 году. Из истории комплексных чисел Полные гражданские права мнимым числам дал Гаусс , который назвал их комплексными числами, дал геометрическую интерпретацию и доказал основную теорему алгебры, утверждающую, что каждый многочлен имеет хотя бы один действительный корень. Геометрическое истолкование комплексных чисел и действий над ними появилось впервые в работе Весселя (англ.), (1799). Первые шаги в этом направлении были сделаны Валлисом (Англия) в 1685 году. Карл Гаусс

Слайд 10

Понятие комплексного числа Комплексное число z = (a; b) записывают как z = a + bi . i 2 = − 1 , i – мнимая единица . Число Re z называется действительной частью числа z , а число Im z – мнимой частью числа z . Их обозначают a и b соответственно: a = Re z , b = Im z . Определение : Числа вида a + bi , где a и b – действительные числа, i – мнимая единица, называются комплексными .

Слайд 11

Пример. Решите уравнение: x 2 – 6 x + 13 = 0 Решение. Найдем дискриминант по формуле D = b 2 – 4 ac . Так как a = 1, b = – 6, c = 13 , то D = (– 6)2 – 4 × 1 × 13 = 36 – 52 = – 16; Корни уравнения находим по формулам

Слайд 12

www.themegallery.com Решите уравнения: x 2 – 4 x + 13 = 0. 9 x 2 + 12 x + 29 = 0.

Слайд 13

www.themegallery.com Взаимопроверка Ответы: 1) 2 )

Слайд 14

Действия над комплексными числами Сравнение a + bi = c + di означает, что a = c и b = d (два комплексных числа равны между собой тогда и только тогда, когда равны их действительные и мнимые части) Сложение ( a + bi ) + ( c + di ) = ( a + c ) + ( b + d ) i Вычитание ( a + bi ) − ( c + di ) = ( a − c ) + ( b − d ) i Умножение ( a + bi )  ( c + di ) = ac + bci + adi + bdi 2 = ( a c − bd ) + ( b c + a d ) i Деление a + bi c + di a c + bd c 2 + d 2 = +  i bc − ad c 2 + d 2

Слайд 15

Сопряженные числа Числа z = a + bi и z = a – bi называются сопряженными

Слайд 16

Прокомментировать: (a + bi) + (c + di ) = (a + c) + (b + d) i (2 + 3 i ) + (5 + i ) = (2 + 5) + (3 + 1) i = 7 + 4 i ; (a + bi) – (c + di) = (a – c) + (b – d)i (5 – 8 i ) – (2 + 3 i ) = (3 – 2) + (– 8 – 3) i = 1 – 11 i ; (a + bi)(c + di) = (aс + bd) + (ad + bc)i (– 1 + 3 i )(2 + 5 i ) = – 2 – 5 i + 6 i + 15 i 2 = – 2 – 5 i + 6 i – 15 = – 17 + i ; Произведение двух чисто мнимых чисел – действительное число: bi  di = bdi 2 = − bd Например: 5 i •3 i = 15 i 2 = − 15; Работа в группах

Слайд 17

(– 2 + 3 i ) + (1 – 8 i ) = (– 2 + 1) + (3 + (– 8)) i = – 1 – 5 i ; (– 2 + 3 i ) + (1 – 3 i ) = (– 2 + 1) + (3 + (– 3)) i = – 1 + 0 i = – 1 . (3 – 2 i ) – (1 – 2 i ) = (3 – 1) + ((– 2) – (– 2)) i = 2 + 0 i = 2 . (2 + 3 i )(2 – 3 i ) = 4 – 6 i + 6 i – 9 i 2 = 4 + 9 = 13 . − 2 i •3 i = − 6 i 2 = 6. www.themegallery.com

Слайд 18

Примеры Произведение двух сопряженных чисел – действительное число: (a + bi )(a – bi ) = a 2 – abi + abi – b 2 i 2 = a 2 + b 2 Деление комплексного числа a + bi на комплексное число c + di ≠ 0 определяется как операция обратная умножению и выполняется по формуле: Формула теряет смысл, если c + di = 0 , так как тогда c 2 + d 2 = 0 , т. е. деление на нуль и во множестве комплексных чисел исключается. Обычно деление комплексных чисел выполняют путем умножения делимого и делителя на число, сопряженное делителю. a + bi c + di a c + bd c 2 + d 2 = = +  i bc − ad c 2 + d 2 ( a + bi )( c − di ) ( c + d i )( c − di )

Слайд 19

Прокомментируйте www.themegallery.com

Слайд 20

Вычислите: www.themegallery.com

Слайд 21

«Мы приходим к выводу, что не существует никаких абсурдных, иррациональных, неправильных, необъяснимых или глухих чисел, но что среди чисел существует такое совершенство и согласие, что нам надо размышлять дни и ночи над их удивительной законченностью». Симон Стевин.

Слайд 22

www.themegallery.com Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексные числа. Лекция 1. Основы теории комплексных чисел.

Опорный конспект для студентов СПО технических специальностей по дисциплине "Математика". раздел 1. Алгебра...

Комплексные числа. Лекция 2. Решение квадратных уравнений с действительными и комплексными коэффициентами.

Опорный конспект для студентов СПО технических специальностей по дисциплине "Математика". раздел 1. Алгебра...

Комплексные числа. Лекция 3. Тригонометрическая форма записи комплексных чисел.

Опорный конспект для студентов СПО технических специальностей по дисциплине "Математика". раздел 1. Алгебра...

Комплексные числа. Лекция 4. Операции над комплексными числами в тригонометрической форме записи.

Опорный конспект для студентов СПО технических специальностей по дисциплине "Математика". раздел 1. Алгебра...

Конспект урока "Комплексные числа. Действия над комплексными числами в алгебраичесой форме"

На уроке рассматривается необходимость врзникновения комплексных чисел. Дествия с комплексными числами и решение квадратных уравненмй с использованем полученных новых знаний. Материал предназначен для...

Урок «Введение в комплексные числа. Алгебраическая форма комплексных чисел».

    Многие ребята уверены, что квадратное уравнение при отрицательном дискриминанте не имеет корней, существенное уточнение – действительных корней!      Позн...