урок по математике в 6 классе
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Асорина Валентина Григорьевна

imageТехнологическая карта урока  по математике  в 6 классе.

Тема: «Отношения». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Отношения двух чисел113.5 КБ
Office presentation icon urok_matematiki_v_6_a_klasse.ppt1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  по математике  в 6 классе

Учитель математики МОУ «СОШ №3» г. Пугачева

Асорина Валентина Григорьевна

Тема: «Отношения».

Тип урока: урок открытия нового  знания.

Цель:

1) ознакомление учащихся с новым понятием «Отношение двух чисел»;

2) создание условия для закрепления решения задач по теме «Отношения»;

3) развивать речь, логическое мышление, организовать самостоятельность.

Задачи урока:

  1. Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.
  2. Метапредметные: развивать умение понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
  3. Предметные: развивать понятие отношения; выведение  правила  отношения чисел; формировать умение  приводить примеры.

Основные понятия:  отношения двух чисел, процентное отношение, что показывает отношение чисел.

Ресурсы урока: мультимедийный проектор, экран, презентация «Отношения», карточки для работы в парах, карточки с практическими заданиями по новой теме, смайлики для рефлексии, карточки для рефлексии,  инструменты для работы в группах.

Методы организации работы:

-словесные методы (эвристическая беседа, чтение),

-наглядные (демонстрация презентации),

-проблемно-поисковый;

-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).

Формы организации работы:

-групповая,

-парная,

-коллективная (фронтальная).

Литература: Н. Я. Виленкин и др. Математика 6кл. М.: «МНЕМОЗИНА» 2014г. Рекомендовано МО и РФ.

Этапы урока.

Цель этапа.

Деятельность учителя                                                                           (слайд №1)

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

обеспечить благоприятный климат для работы на уроке, создание психологического комфорта, психологическая готовность учащихся к общению

- Вступительное слово  учителя:

Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика?

 «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению»                          (слайд №2).

- Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.

Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной:                                                                                 (слайд №3)                                                                                                             Я хороший,                                                                                                                        Я всё знаю,                                                                                                                          Я всё умею,                                                                                                                                     Я буду стараться,                                                                                                              У меня всё получится.

Проводит инструктаж по работе с листом самооценки: На столах у вас лежат маршрутные листы.  Подпишите их. В течение урока вы постарайтесь оценить себя и одного из одноклассников, по критериям, которые указаны в маршрутных листах.

  • Высказывания детей.
  • Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с листом самооценки.

Личностные:

 -самоопределение, регулятивные:

-волевая саморегуляция

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

Актуализировать  учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;

Актуализировать мыслительные операции, сравнение, анализ, обобщение; мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление

Зафиксировать индивидуальное затруднение в выполнении пробного учебного действия или его обосновании

--Мы закончили изучение очень важного раздела? Какого?            (слайд №4).

Умеем выполнять все действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями.

-Сколько арифметических действий вы знаете?

Сегодня на уроке мы поговорим об одном из действий.

Я загадала это действие, а вы попробуйте его угадать.

  1. Итак, блиц-опрос.

1 подсказка: это действие можно записать, не используя ни одного из арифметических знаков. (Если отгадали это действие с 1 подсказки, то поставьте оценку 5)

2 подсказка: это действие можно заменить другим действием.  (оценку 4).

Вы догадались? Если догадались, то  запишите это слово в лист самооценки. Поставьте соответствующую оценку

  1. Ответьте на вопросы:
  • Какое это действие?
  • Назовите компоненты этого действия.
  • Как можно его записать, не используя арифметических знаков?
  • Каким действием можно его заменит?
  • Какие числа называются взаимно обратными?
  • Как называется результат деления?

Рефлексия:

  • Кто думает, что материал предыдущих уроков усвоил хорошо?
  • Кто считает, что надо еще поработать над пройденным материалом?
  1. Вычисли устно:

а) 0:5,  0:, 4:1;   1:;    12: ;   12:                                    (слайд №5).

б) Найти  от 15;    от 16;  75% от 40;   30% от 60                  (слайд №6).

Рефлексия:

Кто удовлетворен своими ответам?

Оцените себя и поставьте оценку в маршрутные листы:

-Если ты давал полные ответы, поставь 5;

-Если ты давал ответы, но делал ошибки, поставь 4;

-Если ты не отвечал, то поставь прочерк(-).

в) Чему равно произведение дробей 3/5 и 5/3?                             (слайд №7).

в) Чему равно отношение чисел 20 к 4?             (слайд №8).

  • Дети называют: ДЕЛЕНИЕ ДРОБЕЙ

  • Деление.

  • Высказывания детей. Ответы детей.

(зеленая карточка)

(желтая карточка)

(зеленая карточка)

Проблема? Всевозможные ответы учащихся. Например: я не знаю что это такое?  И т.д

Познавательные:

-умение структурировать знания

-использование знаково-символических средств

-смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Коммуникативные:

-достаточно точное  и полное выражение  своих мыслей, учет разных мнений учащихся

Регулятивные:

-фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

3.Выявление места и причины затруднений.

Цель:

-организовать деятельность, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

Согласовать цель и тему урока

- Ну,  а мы вернемся  к последнему примеру.

Итак, перед нами возникла проблема!                                           (слайд №9).

-Как можно найти отношение чисел 20 и 4?

-Ребята, скажите, как вы понимаете слово «отношение», где оно встречается в жизни?

Вывод: т.е. отношения, возникающие при общении между кем-нибудь.

Но так как у нас урок математики, то мы будем говорить с вами об отношениях в математике.

Что может являться связью в математике и между чем оно возникает? Вернемся к нашему примеру.

Итак,  вывод:  мы будем говорить о взаимосвязи между числами.    

Проблема:   Как можно найти отношение чисел 20 и 4?

Кто попробует сформулировать тему урока?

Итак, тема нашего урока «Отношения двух чисел»

Запишите число и тему нашего урока.                                             (слайд №11).

Высказывания учащихся: дипломатические отношения,  международные отношения, деловые отношения, отношения между людьми, дружеские отношения

(слайд №10).

  • Между числами
  • Вывод учащихся

  • Высказывания и предложения учащихся

Познавательные:

-анализ, сравнение, постановка и формулировка проблемы, построение речевого высказывания

Регулятивные:

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные:

-выражение своих мыслей,

аргументация

-учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

4.Построение проекта выхода из ситуации затруднения.

Цель: построить проект выхода из затруднения, т.е. постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Вопросы:

-Какова же цель нашего урока? Какие задачи сегодня нужно рассмотреть?

(Что такое отношение, где встречается,  научится решать задачи по данной теме, практическое применение)

Я буду очень рада, если к концу урока мы сможем ответить, хотя бы на ряд вопросов. Это и будет целью нашего урока.

Как можно найти отношение чисел 20 и 4?

Вывод: в математике отношение записывают при помощи знака деления или дробной черты, например 17:2 или 17/2.                              (слайд №14).

Как можно найти отношение чисел 20 и 4?

Надо 20:4 =5 или =5

- Дайте полное определение, что называют отношением двух чисел?

- Что показывает это отношение? 20:4 =5 или =5

- Что показывает это отношение? 1:3 =

  • Запись в рабочие тетради

  • Высказывания и предложения учащихся

  • Отношением двух чисел называют частное этих чисел.

  • Во сколько раз 20 больше 4.
  • Какую часть число 1 составляет от числа 3

Познавательные:

-умение структурировать знания

-использование знаково-символических средств

-смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Коммуникативные:

-на основе выбранного метода выдвинуть  и обосновать гипотезу; учет разных мнений учащихся

Регулятивные:

-применение нового способа действий для решения задачи, вызвавшей затруднение

5.Реализация построенного проекта

Цель:

-организация самостоятельной исследовательской деятельности  устраняющего причину выявленного затрудне

ния

(Работа с учебником) стр.________

Ответьте на вопросы:

- Как можно прочитать данное выражение,  используя термин «отношение»?

( В этом нам поможет рубрика «Глаголь»)

- Что показывает отношение двух чисел?

- По образцу прочтите,  используя термин «отношения»:

7:2;   ; 1:5;                                                                             (слайд №15)

(Отношение числа 7 к числу 2 равно 7/2,  и показывает, что 7 больше, чем 2 в 3раза. А отношение числа 1 к числу 5 равно 1/5 и выражает часть, которую 1 составляет от 5.)

Физкультминутка  

  • Читают правило

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске  и сборе информации, умение выражать свои мысли

Познавательные: построение логической цепи  рассуждений, обоснование

Регулятивные:

-познавательная инициатива

6.Первич

ное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи

  1. -Открыли учебники и еще раз прочтите  правило (расскажите друг другу).
  2. Решить № 722 (а,б,г)

124:3=41;  6:20=;    12,3:3=4,1

3) В цветочный магазин привезли 180 гвоздик. Из них 60 гвоздик белые, а остальные красные.  Найдите

  - отношение количества белых гвоздик к количеству красных. __0,5________

  - отношение количества красных гвоздик к количеству белых ____2______

  - отношение количества красных гвоздик к общему количеству гвоздик ___2/3_____

  - отношение общего количества гвоздик к количеству белых _____3_______

Что означают эти числа для данной задачи?

     - белые гвоздики составляют половину красных

     - красных в два раза больше, чем белых

    - красные составляют 2/3 от числа всех цветов

    - белых в три раза меньше чем всех цветов


   Оцените свое  решение.

  • Проговариваем правило в парах

  • Работа в парах (решаем, объясняя друг другу)

Познавательный:

самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале.

Регулятивные:

контроль, коррекция

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель:

Проверить свое умение применять правило сравнения чисел на основе сопоставления с эталоном для проверки, выявить качество усвоения и способы действия

-А сейчас каждый проверит себя, насколько он понял,  что такое отношение двух чисел:

Вариант 1.

В букете 7 роз, 6 гвоздик, 5 ромашек.  Найти отношение:

  1. Количество роз к количеству ромашек.
  2. Количество ромашек к количеству гвоздик.
  3. Количество роз к общему количеству цветов в букете.
  4. Количество гвоздик к общему количеству цветов.
  5. Ромашек к сумме роз и гвоздик.

Вариант 2.

В корзине  13 яблок, 16 персиков, 19 груш.  Найти отношение:

  1. Количество яблок  к количеству груш.
  2. Количество груш к количеству персиков.
  3. Количество яблок к общему количеству фруктов в корзине.
  4. Количество персиков к общему количеству фруктов.
  5. Груш  к сумме персиков и яблок.

Самостоятельная работа    

  • (взаимопроверка  по эталону)

Регулятивные:

-самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале,

-самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив

Познавательные:

-анализ, синтез, использование общих правил

8.Включение в систему знаний повторение.

Цель:

Показать необходимость изученного материала в ходе решения задач по как математике

Устный опрос:

Задача 1. На столе стоят кружки. Что означают отношения:

а) 6 к 10;  б) 4 к 10; в) 4 к 6                                                      (слайд )

Задача №2(№729)                                                                     (слайд ).

Задача №3 (№732)                                                                    (слайд).

Какую цель мы поставили в начале урока?

Достигли ли вы цели?  (Дать полный ответ на вопрос о практическом применении,  вы сможете, по окончании  изучения темы «Отношение»).

Решение заданий в парах с самопроверкой по образцу

Ответы учащихся

Познавательные:

-анализ, синтез, сравнение

-поиск и выделение необходимой информации

-умение структурировать знания

Личностные:

-осознание ответственности за общее дело

Коммуникативные:

формулирование и аргументация своего мнения и позиции

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

-зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; правило сравнения рациональных чисел

-оценить собственную деятельность на уроке

-зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности

-обсудить и записать домашнее задание

В течение всего урока заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок

Оцените своего одноклассника словесно. Постарайтесь объяснить свое оценивание.

-если вы хорошо усвоили тему урока, то поднимите зеленую карту;

-если остались непонятными какие-то моменты, то поднимите желтую сигнальную карту;

-если вообще не усвоили тему, то поднимите красную сигнальную карту.

 Вы талантливые дети, так как самостоятельно определили тему урока, делали выводы, отстаивали свое мнение.

Я рада, что все этапы цели нами достигнуты. Спасибо за урок.

Домашнее задание: №995,997 письменно, используя интернет ресурсы подготовить сообщение из истории отношение  чисел.  

Дополнительное задание:

Найти отношение собственного роста к расстоянию от подошвы до поясницы.

  • Самооценка по критериям

Познавательные

-рефлексия способ и условий действия

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные:

-адекватное понимание причин успеха или неуспеха,

-внутренняя позиция ученика

Коммуникативные:

- аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики в 6 классе

Слайд 2

«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремится к их достижению». Ж.-Ж.Руссо

Слайд 4

2) Найти от 15; от 16; 75% от 40; 30% от 60

Слайд 5

Чему равно произведение двух дробей и

Слайд 6

Чему равно отношение чисел 20 к 4 .

Слайд 8

Тема урока. Отношения двух чисел . Чему равно отношение чисел 20 к 4?

Слайд 9

Математические отношения В математике отношение записывают при помощи знака деления или дробной черты, например 17:2 или 17 2

Слайд 10

Тема урока. Отношения двух чисел. 20:4=5 или =5

Слайд 11

Работа с учебником План работы: Найти правило на стр.117 (прочтите и расскажите друг другу); На стр. 118 прочтите рубрику «Г»; Обсудите прочитанное друг с другом и приготовьтесь к вопросам учителя.

Слайд 12

Используя слово «отношение» прочитайте запись:

Слайд 13

Найди отношение чисел: 1) 4 к 24 2) 140 к 7 3) к

Слайд 14

( Работа в парах) 1) Решить № 722 (а,б,в,г) 2) Реши задачу . В цветочный магазин привезли 180 гвоздик. Из них 60 гвоздик белые, а остальные красные. Найдите : - отношение количества белых гвоздик к количеству красных. - отношение количества красных гвоздик к количеству белых - отношение количества красных гвоздик к общему количеству гвоздик - отношение общего количества гвоздик к количеству белых Что означают эти числа для данной задачи?

Слайд 15

ПРОВЕРЬ:

Слайд 16

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Слайд 17

На столе стоят кружки. Что означают отношения: а) 6 к 10 б) 4 к 10 в) 4 к 6

Слайд 18

В классе 36 учащихся 15 ? Какую часть учащихся составляют мальчики, а какую девочки? № 729

Слайд 19

№ 732 Молоко разлили в три бидона. 0,1 всего молока 0,3 всего молока 0,6 всего молока а) 0,1 к 0,3 б) 0,1 к 0,6 в) 0,3 к 0,6 г) (0,3+0,1) к 0,6 Что показывает отношение:

Слайд 20

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике 6 класс ВиленкинН.Я.Тема урока :"Делители и кратные" Первый урок из трех по программе.

Повторение материала по теме:"Действия над десятичными дробями".Первичный контроль качества знаний и качества  обученности по  остаточным знаниям за курс 5 класса. Материал урока содержит за...

Конспект урока по математике 6 класс. (Урок 1) (Математика 6, под ред. Мордковича)

Данная работа предлагает наглядный материал для проведения уроков математики в 6 классе, который поможет учащимся сформировать компетенции при начальном изучении темы «Раскрытие скобок» и ...

Конспект урока по математике 6 класс (Урок 2). (Математика 6, под ред. Мордковича)

Данная работа предлагает наглядный материал для проведения уроков математики в 6 классе, который поможет учащимся сформировать компетенции при начальном изучении темы «Раскрытие скобок» и ...

Технологическая карта и презентация к открытому уроку по математике 5 класс в рамках региональной "Недели математики-2016"

Технологическая карта и презентация к открытому уроку математики "Прямоугольник. Ось симметрии  фигуры" в рамках региональной НЕдели математики-2016...

Открытый урок по математике 5 класс «Математика здоровья».

Урок обобщения и систематизации  в 5 классе...

Презентация к уроку по математике 5 класс на тему: "Мир математики"

Урок -игра по математике в 5 классе на тему: "Мир математики"...