Технологическая карта урока математики в 5 классе "Что такое процент?"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Аксенова Надежда Васильевна
Конспект урока выстроен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Может быть проведён в классе, использующем любые УМК. Оборудование урока: учебник, мультимедийный компьютер, проектор, экран, доска, раздаточный материал (газетные заметки, книга по кулинарии, упаковки лекарственных препаратов, пищевых продуктов), задание для домашней работы, оценочные карточки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx32.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №15

Что такое  процент.

Урок математики в 5 классе

(метапредметный подход)

                                                Аксенова Н.В.

                                                                       учитель математики 1 категории

г. Ковров 2013

Общие  сведения

Фамилия, имя, отчество

Аксенова Надежда Васильевна

Стаж работы

37 лет

Квалификационная категория

1

Предмет

математика

УМК

УМК по математике для 6 класса под редакцией Г.В.Дорофеева, И.Ф. Шарыгина

Ф.И.О. автора учебника

 Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, Л.О. Рослова, С.С. Минаева, С.Б. Суворова.

Тема урока

Что такое процент

Класс

5

Краткая характеристика класса

Учащиеся владеют

  • предметными УУД:

-умеют выполнять действия с обыкновенными дробями;

-умеют решать основные типы задач на дроби;

  • регулятивными УУД:

-могут поставить учебную задачу путём задавания вопросов о неизвестном;

-самостоятельно действуют по заданному алгоритму;

-затрудняются в оценке своей работы;

  • познавательными УУД:

-формулируют познавательные цели под руководством учителя;

-собирают и выделяют необходимую информацию под руководством учителя;

-не всегда могут применить полученные знания на практике;

  • коммуникативными УУД:

-включаются в коллективное обсуждение вопросов;

-ученики могут работать в паре;

-не всегда умеют слушать и вступать в диалог.

Пояснительная записка к уроку.

Раздел: «Обыкновенные дроби»

Тему «Что такое процент» по плану отводится 6 уроков.

Данный урок – первый,

Тип урока – урок нового знания.

Тема: Что такое процент.

Цель:

-сформировать понимание процента как специального способа выражения величины;

-создать представление у учащихся о целом как100% величины;

-научить находить процент величины и несколько процентов величины;

-расширить представление учащихся о практических ситуациях, связанных с использованием понятия «процент».

  • Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-создание условий для развития мышления, логики, познавательного интереса;

- создание условий для формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими в учебной деятельности;

-формирование умения точно, ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

  • Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

-Создание условий для формирования способности адекватно оценивать правильность или ошибочность  выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-создание условий для формирования умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения задачи;

-создание условий для формирования умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;

-создание условий для формирования умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения задач.

  • Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-формирование понятия процента как специального способа выражения величины, умения объяснять, что такое процент, употреблять обороты речи со словом процент;

-создать представление у учащихся о целом как 100% величины;

-научить находить процент величины и несколько процентов величины;

-расширить представление учащихся о практических ситуациях. Связанных с использованием понятия «процент»;

-создание условий для формирования умения работать с математическим текстом.

Оборудование урока: учебник, мультимедийный компьютер, проектор, экран, раздаточный материал(газетные заметки, книга по кулинарии, упаковки лекарственных препаратов, пищевых продуктов), задание для домашней работы, оценочные карточки.


Технологическая карта урока

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивационно-ориентировочный блок

1.1

Этап актуализации

Инструкция по работе с оценочными карточками

1.Устный счёт. Вычислить:

3;15;6 8;  

Устно выполняют предложенные задания.

Ставят оценку в карточке самооценки за устный счёт.

Умение выполнять арифметические преобразования с обыкновенными дробями, применять их для решения учебных задач.

2.Вспомним решение задачи на нахождение части от числа. Выраженной дробью.

1)В классе 30 учеников,  из них приняли участие в конкурсе чтецов. Сколько учеников участвовали в конкурсе?

2)В 6-х классах 40 учащихся,  из них приняли участие в школьных олимпиадах по предметам. Сколько учеников участвовали в олимпиадах?

Показ слайда№1 (текст задач)

Устно решают задачи, комментируют решение, формулируют правило нахождения дроби  от числа.

Ставят оценку в карточку самооценки за решение задач на дроби.

Способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи

1.2

Этап проблематизации

Часто можно услышать, что в олимпиаде приняло участие  не всех учащихся, а 60 процентов. Так же можно прочитать или услышать, что в выборах приняли участие56 процентов избирателей, банк начисляет 20% годовых, сезонные скидки в магазине обуви -15%.

 Где ещё мы встречаемся с этим понятием?

 Ясно, что без понимания такого рода информации трудно существовать.

Отвечают на поставленный вопрос      (в      магазине, в аптеке, в газетах, по телевизору, в школе).

Умение самостоятельно выделять и формулировать  цели и задачи.

1.3

Этап целеполагания

Так о чём же мы с вами будем говорить сегодня, какую  цель  поставим перед собой?

Тема: Что такое процент.

Цели и задачи: уметь объяснять, что такое процент, употреблять обороты речи со словом процент. Выражать проценты в дробях и дроби в процентах. Решать задачи на нахождение не скольких процентов величины.

Слайд№2(тема урока, цель)

Формулируют тему,  цель, задачи урока.

Записывают в тетради тему урока.

Умение самостоятельно выделять и формулировать  цели и задачи.

2. Организационно-деятельностный блок

2.1

Этап моделирования

Работа с текстом.

1.Найти в учебнике определение процента.

Определение: процентом от некоторой величины называется  одна сотая её часть.

Работают с учебником. Дают определение процента.

Умение работать с математическим текстом.

2.Краткая историческая справка появления понятия и знака процента.

Слайд№3,№4(историческая справка)

Просмотр слайда.

Первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, значимости для развития цивилизации.

3.Работа с символами:

1)Задание №84,85 выполняется устно.

2)Задание №86 выполняется в тетрадях со взаимопроверкой в парах.

Отвечают на поставленные вопросы.

Выполняют задание, проверяют работу соседа по парте, выставляют оценку за работу друг другу в оценочную карточку.

Умение применять знаково-символические средства.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

4.Решение задач

Практическая работа

1)Начертите квадрат 10х10 клеток и закрасьте 18% квадрата. Сколько процентов квадрата не закрашено? Сколько процентов составляет весь квадрат?

Коллективная работа

2)Задача. В избирательном округе 25000 избирателей. В голосовании приняло участие 60% избирателей. Сколько человек голосовало?

Слайд №5(способы решения задачи на нахождение процента от величины)

Выполняют практическую работу.

Отвечают на вопросы письменно. Ученик комментирует своё решение, делает выводы.

Остальные учащиеся оценивают правильность решения, ставят оценку в оценочный лист.

Учащийся решает задачу у доски, рассматриваются различные способы решения.

Умение понимать и использовать математические средства наглядности   (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.

Умения выбирать способы решения учебных задач

2.2

Работа в группах.

Раздаёт практический материал(заметки из газет, журналов, упаковки продуктов и др.), формулирует задачи.

1) Решение задач  с использованием информации, полученной из газет, журналов, на упаковках лекарств, пищевых продуктов.

2)Составить задачу на проценты.

Учащиеся выполняют работу в группах.

Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем.  Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

2.3

Этап презентации образовательных продуктов.

Заслушивает ответы учащихся.

Представитель от группы презентует решение данной задачи и текст, и решение составленной задачи.

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

3.Рефлексивно-оценочный блок

1.Слайд №6

2.Ответьте на вопросы:

1) Что я знаю о проценте?

2)Какие задачи я научился решать?

3)Имеет ли практическую ценность умение решать задачи на проценты?

3.Собираются оценочные карточки, выставляются оценки за работу на уроке.

4.Домашнее задание:

№104,106.

Дополнительные задачи (см. Приложение)

Учащиеся отвечают на вопросы.

Сдают оценочные карточки.

Способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи.                 Умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы.


Приложения к уроку.

Литература.

1.Математика.

Сборник рабочих программ 5-6 классы.

1.Учебник «Математика-5»

Под редакцией Г.В.Дорофеева; И.Ф.Шарыгин, Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, Л.О.Рослова, С.С.Минаева, С.Б.Суворова.

3.Дидактические материалы

Л.В.Кузнецова, Л.О.Рослова, С.С.Минаева, С.Б.Суворова.

4.Тематические тесты

Л.В.Кузнецова, Л.О.Рослова, С.С.Минаева, С.Б.Суворова.

5. Методические рекомендации (сайт www.prosv.ru).

6. ЭОР (www.900igr.net; www.ppt4web.ru )

Задачи для работы в классе.

1.Задание №84 (учебник)

Прочитайте предложение, заменив проценты соответствующей дробью:

а) Мальчики составляют 60% класса.

б) В голосовании приняло участие 75% избирателей.

в) В июле цена автомобиля была повышена на 15%.

г) При покупке большой партии товара покупателю предоставляется скидка в размере 31%.

2.Задание №85(учебник)

Выразите в процентах  всех книг библиотеки.

3. Задание №86(учебник)

Выразите проценты дробью и , если можно, сократите её:

а)37%, 83%, 61%;

б) 15%, 50%, 60%;

в)49%, 40%, 80%.

4. Практическая работа

Начертите квадрат 10х10 клеток и закрасьте 18% квадрата. Сколько процентов квадрата не закрашено? Сколько процентов составляет весь квадрат?

5.Коллективная работа.

Задача. В избирательном округе 25000 избирателей. В голосовании приняло участие 60% избирателей. Сколько человек голосовало?

6. Задачи для работы в группах.

А)Специальная эмульсия  Эмолиум. (упаковка)

Объём: 200мл

Активные вещества: мочевина (5%), масло макадамии (3%), масло кукурузное (2%), парафиновое масло (8%).

Б) Готовьте вместе с «Цептер» (кулинарная книга)

Калорийность основных продуктов кал/100г. Молоко-4%, сыр плавленый – 20%, творог – 40%, сыр твёрдый – 30%.

В) Газета «Ковровская неделя», статья «Итоги деятельности системы образования в 2012-2013 учебном году»

-в городе на базе МДОУ активно развивается система дополнительного образования детей.В 2012-2013 гг. функционировало 70 кружков разного направления: 40% -художественно-эстетического; 30% -познавательно-речевого направления; 12% - физкультурно-оздоровительного направления; 10№ - социально-личностного.

Г)брошюра «Предложение недели, сеть магазинов «Дикси».

7. Дополнительные задачи для домашнего задания:

1.Один небогатый римлянин взял в долг 50сестерциев. Заимодавец  поставил условие: «Ты вернёшь мне в установленный срок 50 сестерциев и ещё 20% от этой суммы». Сколько сестерциев должен отдать небогатый римлянин заимодавцу, возвращая долг?

2. Первоначальная цена компьютера была снижена на 10%,а затем его новая цена была повышена на 10%. Дороже или дешевле по сравнению с первоначальной ценой стал стоить компьютер?

Подсказка. Проведите числовой эксперимент: возьмите какую-нибудь цену, например 100 руб., и проделайте нужные вычисления.

Оценочный лист

Ф.И.учащегося:

Система оценивания:

2 – справился с задачей без затруднений

1 – справился с задачей, но возникли трудности

0 – не справился с задачей

№ задания

Задание

Оценка

1

Устный счёт.

Умножение дробей

2

Устная работа.

Задача на дроби 1

Задача на дроби 2

3

Задача №86(учебник)

4

Практическая работа

5

Решение задач на проценты

(работа в группах)

6

Оценка за урок

Норма оценивания: 12–11-«5»  

                                 10–9 –«4»

                                 8–6 –«3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики в 6 классе по теме «Длина окружности» (учебник «Математика 6» Н.Я.Виленкин и др.).

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.Унифицированной, устоявшейся формы такой карты пока не существует.В ходе введения ФГОС...

Технологическая карта урока математики по теме: «Делители и кратные» в 6 классе. Учебник «Математика, 6 класс» Г.К. Муравина, О.В. Муравин.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.Цель урока: Формирование навыка употребления термина «делитель» не в привычном для них смысле одного из компонентов деления, а в связи с возможностью деления числ...

технологическая карта урока развития речи "Что такое материнская любовь?"

Тип урока: развитие речи.Цели сформировать у школьников навыки написания сочинения -  рассуждения на морально-этическую тему  сформировать  умение учащихся понимать основную мысль ...

Технологическая карта урока математики в 5 классе «Решение текстовых задач базового типа с помощью умножения и деления.» (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Решение текстовых задач базового типа с помощью умноже...

Технологическая карта урока по теме "Что такое деепричастие"

Даннная технологическая карта урока разработана по всем стандартам ФГОС. Она включает в себя разные виды работ, которые  помогут учащимся понять изучаемый ими материал....

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»...

Технологическая карта урока математики в 6 классе УМК «Математика 6 класс» Г.В.Дорофеев Тема урока: «Решение задач с помощью кругов Эйлера»

Технологическая карта урока математики в 6 классеУМК «Математика 6 класс» Г.В.ДорофеевТема урока: «Решение задач с помощью кругов Эйлера»Цели:образовательные: формирование...