конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе "Уравнение касательной к графику функции"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему

Деева Ирина Викторовна
Конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе "Уравнение касательной к графику функции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office spreadsheet icon variant_11.xls48.5 КБ
Office spreadsheet icon variant_22.xls34.5 КБ
Microsoft Office document icon konspekt.doc86.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt1.8 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия №20»

Конспект     урока

по алгебре и началам анализа на тему:

«Уравнение касательной к графику функции»

                                             

                                                Проведен в 11-Б классе

                                                    Учитель: Деева И.В.

                               

                                     

2013 г.

Тема: Уравнение касательной к графику функции.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Цели:

а) образовательные:

- познакомить учащихся с применением уравнения касательной к решению задач различных типов;

- продолжить формировать умение применять формулы дифференцирования при составлении уравнения касательной к графику функции, а также использовать дополнительные условия, геометрический смысл касательной;

б) развивающие:

 - развивать самостоятельность, умение рефлексивной оценки своей деятельности;

-реализовывать информационную компетенцию учащихся в ходе работы с тестом за персональным компьютером;

в) воспитательные:

- воспитывать аккуратность, внимательность, интерес  к предмету.

Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, карточки, персональные компьютеры для выполнения тестовой работы.

План урока:

Этап урока

Время

1.Оргмомент

1мин.

2.Сообщение темы и целей

1мин.

3.Актуализация знаний учащихся

12-15 мин

4.Обобщение знаний

1)Фронтальная работа с классом

   2) Дифференцированная работа 1.

               1группа  - выполняет тест на ПК

               2 группа  - работают фронтально над задачей №2.         3) Дифференцированная работа 2.

               2 группа  - выполняет тест на ПК

              1 группа – работают фронтально над задачей №3

7 мин

5-7 мин

7 мин

5-7 мин

7 мин

                       

5. Домашнее задание

2 мин

6. Итог урока

2 мин.

                     

                                                    

Ход урока:

Ι Орг. момент

ΙΙ Сообщение темы и целей (Слайд 1)

1.Сегодня на уроке мы рассмотрим применение уравнения касательной к графику функции к решению задач; будем учиться составлять уравнение касательной к графику функции y = f(x) в точке х = а, уравнение касательной к графику функции y = f(x) такое, чтобы касательная была параллельна заданной прямой, определять значение производной, используя график функции у = f(x) и касательной к нему. Все эти вопросы встречаются на ЕГЭ, поэтому необходимо ваше внимание.  Вы сможете оценить степень усвоения материала по данной теме, решая задания математического диктанта и выполняя тест на ПК, а также скорректировать свои знания, работая на уроке и выполнив домашнее задание.

2.Оформление тетрадей

       

  ΙΙΙ Актуализация знаний

  1. Математический диктант. 

Фамилия, имя

1.

3

4

5

На экране будут появляться задания, которые вы должны решить и записать ответ в карточку. (Время работы над одним вопросом ≈1 мин).

1.Записать уравнение касательной

Слайд 2

2. Найти f ‘(x) :

Слайд 3

3. Найти значение производной функции f (x) = sin πx в точке х=3π/2.

Варианты ответов: -π;   π;   1;     -1.

Слайд 4.

4.Среди указанных точек, отмеченных на оси Ох найти абсциссу точки графика функции, в которой tg угла наклона касательной к положительному направлению оси Ох отрицателен.

Слайд 5.

5. Найти сумму абсцисс точек промежутка (-4;4), в которых касательные к графику параллельны оси Ох

Слайд 6.

Варианты ответов:

1;     0;    2;     -2.

2. Проверка математического  диктанта    (Слайд 7).

По окончании работы проводится взаимопроверка и оценивание:

0 ош.- «5»,   1 ош. - «4»,  2 ош. –«3»,   3 ош. – «2».

1.

у – у0 = k (х –х0),   где у0=F (x0),    k = f ‘ (x0)

4х - 5

(9  5х4) / 5

19 / (7-х)2

3

- π

4

х3

5

0

3. Анализ ошибок, допущенных в работе

За разворотом доски заготовлено решение заданий 2б, 2в, 3.

4. -  Когда tg угла наклона касательной к положительному направлению оси Ох отрицателен? ( угол тупой)

    -  В точке с какой абсциссой среди отмеченных точек угол наклона касательной к положительному направлению оси Ох тупой? (в х3)

5. – В каких точках оси Ох касательная  к графику параллельна оси Ох? (в точках максимума и минимума: -2,0,2)

- Чему равна их сумма?

ΙV Обобщение знаний

1. Фронтальная работа с классом. Решение задачи №1.  (Слайд 8)

На рисунке изображен график функции у = f (x) и касательная к нему в точке с абсциссой  х0. Найти значение производной в точке х0.

а) Разбор решения задачи.

Учитель

Ученик

- В чем заключается геометрический смысл производной?

- Какой угол образует касательная  и положительное направление оси Ох?

- Как можно найти tg АВО ?

- Из какого треугольника можно найти tg АВО?

Определите tg АВО?

- Чему равна f ‘(х)?

- Если в точке х0 к графику функции у = f (х)  проведена касательная, то число f ‘ (x) есть tg α между этой касательной и положительным направлением оси Ох; α - угол наклона касательной.

АВО

Δ АВО. tg АВО =  АО/ВО, АО=4, ВО=3,

tg АВО=4/3.

4/3

б) Самостоятельная запись решения.

в) Проверка решения на экране. (Слайд 9)

2. Дифференцированная работа

1)   1группа  - выполняет тест на ПК.

2группа – работают фронтально над задачей №2.

Задача №2 (Слайд 10)

Напишите уравнение касательной к графику функции f(x) = (х8-1)/(х4+1) параллельной прямой у = -32+7.

Учитель

Ученик

- Назовите общий вид уравнения касательной.

- Чем является k в данном уравнении?

- Как можно преобразовать числитель?

- Какова О.О.Ф.?

- Чему равна производная f(x)?

-Чему равен угловой коэффициент прямой?

 

- Что можно сказать об угловых  коэффициентах параллельных прямых?

- Чему равен у0?

- Какой вид будет иметь уравнение касательной?

у – у0 = k (х –х0)  

 

k = f ‘ (x0)

8-1)= (х4-1) (х4+1), значит f(х) =х4-1

О.О.Ф.=x € R

3

-32

Они равны, значит

 4х3=-32, т.е. х0=-2.

у0=f (x0)=15

у-15=-32(х+2) или у = -32х-49

2) 2 группа  - выполняет тест на ПК.

1группа – работают фронтально над задачей №3.

Задача №3 (Слайд 11)

На параболе   у = х2-2х-8 найти точку М, в которой касательная к ней  параллельна прямой 4х+у+4=0.

Учитель

Ученик

- Чему равен угловой коэффициент касательной к параболе?

- Чему равен угловой коэффициент прямой?

- Что можно сказать об угловых  коэффициентах, если касательная и прямая параллельны?

-Чем является х=-1?

- Как найти ординату точки М?

k= у’=2х-2.

у=-4х-4, значит k=-4

они равны, значит 2х-2=-4, т.е. х=-1

абсциссой точки М

у(-1)= -5, значит М(-1;-5)

Задача№4 (дополнительно) –самостоятельно (Слайд 12)

Найти координаты точки, в которой касательная  к параболе у=х2-х-12 образует с осью Ох угол 450?

Решение:      у=х2-х-12.

                      tg α = y’=2х-1,      tg 450 = 1, значит 1=2х-1, т.е.

х=1 – абсцисса точки касания,            

 у (1) = -12, т.е. точка касания имеет координаты (1;-12)

 V Домашнее задание   

       

1.  Из сборника ЕГЭ-2013:индивидуальные карточки.

2. Дополнительно по желанию: Учебник, № 536(а).

       

VΙ  Итог урока

- Какие задачи мы учились решать на уроке?

(составлять уравнение касательной, используя дополнительные условия, составлять уравнение касательной, используя знания геометрического материала, использовать уравнение касательной для решения отдельных типов задач).

- Оценки за урок будут выставлены с учетом оценок за математический диктант, за тестовую работу на компьютере.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

А) –  ; Б)  ; В) 1; Г) -1;

Слайд 6

А) 1; Б) 0; В) 2; Г) -2;

Слайд 7

1. у – у 0 = k (х –х 0 ), где у 0 = F ( x 0 ), k = f ‘ ( x 0 ) 2а. 4 х – 5 2б. (9 5  х 4 )/5 2в . 19 / (7-х) 2 3 . -  4 . х 3 5 . 0

Слайд 9

f ‘ ( x ) = tg  ,  - угол между этой касательной и положительным направлением оси Ох.  =  АВО Из  АВО: tg  АВО = АО/ВО, АО=4, ВО=3, tg  АВО=4/3. f ‘ ( x ) = 4/3 Ответ:4/3

Слайд 10

Напишите уравнение касательной к графику функции f ( x ) = (х8-1)/(х4+1) параллельной прямой у = -32 x +7. Ответ: у = -32х-49

Слайд 11

На параболе у = х 2 -2х-8 найти точку М, в которой касательная к ней параллельна прямой 4х+у+4=0. Ответ: М (-1;-5)

Слайд 12

Найти координаты точки, в которой касательная к параболе у=х 2 -х-12 образует с осью Ох угол 45 0 ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по алгебре и началам анализа 11 класс "Геометрический смысл производной"

Конспект урока алгебры и начал анализа 11 класс с использованием метапредмета "задача" по теме "Геометрический смысл производной", рабочий лист ученика, презинтация к уроку...

Конспект урока по алгебре и началам анализа по теме: "Вычисление площади криволинейной трапеции"

Конспект урока позволяет проверить умения обучающихся находить первообразные элементарных функций по таблице. Также данный материал помогает объяснить, что называется криволинейной трапецией и как нах...

Урок по алгебре и началам анализа в 11 классе «Логарифмы. Логарифмическая функция».

Обобщение и систематизация понятия и свойств логарифма; закрепление основных понятий базового уровня, закрепление навыков чтения графика, вычисления значений логарифмических выражений; определить степ...

Конспект урока по алгебре и началам анализа по теме «Методы решения уравнений и неравенств, содержащих обратные тригонометрические функции»

Урок алгебры и начала анализа в 10 классе .  Цель урока: рассмотреть способы решения уравнений и неравенств, содержащих обратные тригонометрические функции и способствовать выработке навыков...

План-конспект урока по алгебре и началам анализа-11 по теме «Наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке»

Урок – исследование по теме «Наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке» нацелен на то, чтобы проверить, как учащиеся усвоили различные приемы нахождения производных...