Целеполагание системно-деятельностного урока
статья по алгебре (5, 6 класс) на тему

Постановка цели обуславливает алгоритм, который определяет порядок и основные требования к планируемым результатам деятельности. Умение педагога правильно поставить цель деятельности, конкретизировать её в задачах делает деятельность педагога эффективной, обеспечивая достижение запланированного результата. в статье приведения примеры постановки целей урока основных типов уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_tselep.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Целеполагание системно-деятельностного урока

Плохой учитель преподносит истину,

  хороший - учит ее находить.

А.Дистерверг.

Одним из аспектов ситемно-деятельностного урока является целеполагание. Постановка цели обуславливает алгоритм, который определяет порядок и основные требования к планируемым результатам деятельности. Умение педагога правильно поставить цель деятельности, конкретизировать её в задачах делает деятельность педагога эффективной, обеспечивая достижение запланированного результата.

Часто учителя отождествляют понятия «цель» и «задача». Цель определяет задачи и средства; цель одна, задач несколько:

-образовательные (формирование познавательных УУД),

-воспитательные (формирование личностных УУД),

-развивающие (формирование коммуникативных, регулятивных УУД).                                                                                                                                                                              

Главная цель учителя на уроке – организовать деятельность детей по поиску и отработке информации, обобщению способов действия, постановке учебной задач и т.п.

Цель формулируется через изучаемое содержание учебного предмета на уроке и понимается как достижение образовательных результатов: личностных, метапредметных, предметных. Формулировать цель следует со слов «Определение», «Формирование», «Изучение», «Рассмотрение», …, используются имена существительные. Задачи конкретизируются через деятельность учителя. Формулировка задач урока начинается с глаголов – «сформировать», «познакомить», «дать представление», «раскрыть», «повторить», продемонстрировать», «систематизировать», «объяснить», «научить», «развить», «воспитывать» и т.п., т.е. отвечает на вопрос: «Что надо сделать, чтобы достичь цель урока?». В описании задач надо использовать глаголы, выражающие конкретное действие, результат которого можно определить, измерить, оценить.

Познавательные: сформировать (например, умение выполнять работы по предлагаемому образцу, алгоритму, умение осуществлять самоконтроль, самостоятельно выполнять задание.., применить знания в стандартной ситуации..., осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию…и т.п.), совершенствовать, расширить, воспроизвести, освоить новый способ действия, отработать способ действия и т.п.

Развивающие: совершенствовать уровень развития математической речи, развивать навыки планирования учебной деятельности в группе, способствовать становлению или развитию..., содействовать развитию... и т.п.

Воспитательные: показать значимость ответственности за принятое решение и их последствия, сформировать отношения, интересы, создать условия для..., вызвать интерес к..., выразить свое отношение..., прививать, побудить обучающихся к активности; закрепить уверенность в...; содействовать развитию профессиональных качеств личности (аккуратности, самостоятельности, бережливости, дисциплинированности, добросовестности, ответственности, инициативности...) через организацию..., способствовать выявлению, раскрытию..., убедить в целесообразности. .., значимости.....

Для облегчения постановки целей используется таксономия Б.Блума, в которой выделено шесть категорий обучения - знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

Процесс целеполагания обеспечивается проблемным обучением. Компетентность -это не знание, а применение на практике опыта, знаний в решении какой-то проблемы, задачи. Нужно учить не предмету, а умению учиться, находить нужную информацию, её применять и создавать свое знание, поэтому важна личностная активность учащихся. Так как наша мыслительная активность целенаправленна, мотивирована, то необходимы проблемы, барьеры, преодолевая которые, развивается познавательная мотивация, наличие которой способствует активной самостоятельной деятельности учащихся.

Приемы совместного целеполагания на уроке:

  1. Формирование цели при помощи опорных глаголов. Цель записывается на доске, обсуждается, какие задачи необходимо решить для ее достижения, которые также записываются на доске. Цель формулируется с помощью опорных глаголов: изучить, узнать, научиться, выяснить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, систематизировать, обобщить и др. Например, изучить теоретический материал по данной теме; составить собственное представление о...; усвоить основные понятия темы; научиться решать задачи по теме; понять, усвоить, уяснить; научиться работать в группе, общаться, задавать вопросы, вступать в диалог; развить свои способности (назвать их)и т.п. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить обучающимся проанализировать, что и как было сделано на уроке, определить достигнута ли поставленная цель.
  2. Дополнение цели урока с помощью слов-помощников: Я повторю…, Я узнаю…, Я научусь…, Мне пригодится…. Учитель формулирует тему урока и просит учащихся сформулировать цель урока.
  3. Выявление неполноты знаний учащихся. На этапе актуализации знаний учитель организует диалог, в ходе которого выявляется некоторая некомпетентность учащихся, для превращения которой в компетентность формулируется тема и план работы на уроке.
  4. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Предлагается самостоятельно разрешить данное противоречие. Совместно обсуждаются результаты, выявляются причины разногласий результатов или затруднений выполнения. Совместно формулируется цель урока.
  5. Проблемная ситуация, выявление противоречивых фактов.
  6. «Эпиграф». Учащимся предлагается осмыслить текст и придумать, как он может быть связан с новой темой урока.
  7. «Группировка». Ряд слов, чисел, функций, заданий, фигур и т.п. предложить учащимся разделить на группы, обосновывая свои высказывания и на основе этого сформулировать тему и цель урока.
  8. «Исключение». Предложить учащимся среди данных объектов выбрать лишнее, обосновывая свой выбор. На основе этого формулируется цель урока.
  9. Ситуация «Яркого пятна». Среди множества однотипных объектов одно выделено ярким цветом или размером. Совместно с обучающимися определяется причина обособленности данного объекта.
  10. Предъявление парадоксов, противоречий между жизненными и научными представлениями и другие.

Показатели успешного осуществления учителем целеполагающей деятельности:

- активность учащихся на уроке,

- вовлечение учащихся в формулирование целей и планирования работы на уроке,

- вариативность приемов целеполагания и сообщения темы урока,

-преемственность и перспективность в постановке целей учебного занятия,

-формулирование целей в действиях учащихся.

        

Приведем примеры целеполагания на основных типах уроков.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»

Цель: формирование умения складывать, вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями.

Задачи: 

 1. образовательные (формирование познавательных УУД):                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   - познакомить с правилами сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями,

- сформировать умение самостоятельно складывать, вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями, используя данные правила,

- закрепить полученные знания и научиться применять их при выполнении практических заданий;

2.  развивающие (формирование регулятивных УУД):

- способствовать развитию познавательной активности учащихся,

- умения анализировать информацию,

- умения выбирать способы решения в зависимости от конкретных условий,

- осуществлять контроль  процесса и результатов деятельности;

3. воспитательные (формирование коммуникативных и регулятивных УУД):

-содействовать развитию ответственности за результат коллективного труда,

-создать условия для формирования умения слушать друг друга.

Тип урока: урок рефлексии

Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Цель: формирование умения складывать, вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями.

Задачи: формировать способность к рефлексивному анализу собственной деятельности, фиксированию собственных затруднений по теме «Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями», выявлению их причин и построению проекта выхода из затруднений;

2) тренировать умение: а) анализировать, выявлять оптимальный алгоритм решения «длинных» примеров; использовать критерии возможности перевода обыкновенной дроби в десятичную, алгоритм умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д., умножать обыкновенные дроби и смешанные числа на натуральное число, основное свойство дроби для сокращения дробей, алгоритм решения задач на движение. повторение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися (определений, алгоритмов, свойств и т.д.): актуализировать знания о выявлении оптимального алгоритма решения «длинных» примеров; использовании критерия возможности перевода обыкновенной дроби в десятичную; использование алгоритма умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д., умножения обыкновенных дробей и смешанных чисел на натуральное число, к использованию основного свойства дроби для сокращения дробей;

2) актуализировать соответствующие мыслительные операции, внимание, память и т.д.: сравнение, анализ, аналогия, обобщение;

3) организовать фиксацию актуализированных способов действий в речи;

4) организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках (эталоны); [1]

5) обозначить основные используемые в самостоятельной работе эталоны (А1, А2, П1, В, О и т.д.);

Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Тема: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»

Цель: формирование умения складывать, вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями.

Задачи: 

 1. образовательные (формирование познавательных УУД):                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   - познакомить с правилами сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями,

- сформировать умение самостоятельно складывать, вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями, используя данные правила,

- закрепить полученные знания и научиться применять их при выполнении практических заданий;

2.  развивающие (формирование регулятивных УУД):

- способствовать развитию познавательной активности учащихся,

- умения анализировать информацию,

- умения выбирать способы решения в зависимости от конкретных условий,

- осуществлять контроль  процесса и результатов деятельности;

3. воспитательные (формирование коммуникативных и регулятивных УУД):

-содействовать развитию ответственности за результат коллективного труда,

-создать условия для формирования умения слушать друг друга,

- воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Тип урока: урок развивающего контроля

Тема: «Геометрические фигуры» (контрольная работа)

Цель: формирование способности учащихся к осуществлению процедуры контроля

Задачи: 

 1. образовательные (формирование познавательных УУД):                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   - выявлять причины затруднений собственной деятельности;

- контролировать знания, умений и навыков по теме «Геометрические фигуры»;

2.  развивающие (формирование регулятивных УУД):

- создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в контролирующую деятельность,

- умения анализировать информацию,

- умения выбирать способы решения в зависимости от конкретных условий,

- осуществлять самоконтроль процесса и результатов деятельности;

3. воспитательные (формирование коммуникативных и регулятивных УУД):

- воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Обобщая требования к целям урока (учебного занятия), отметим, что цель должна быть:

  • посильна для учащихся;
  • выражена просто, ясно, доступно;
  • сформулирована на языке результата (формируемых общих и профессиональных компетенций и их составляющих);
  • конкретна: необходимо максимально конкретно описать, что должно получиться в результате обучения;
  • диагностируема: имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель урока, существуют показатели, признаки, по которым можно судить о достижении цели;
  • скорректирована в зависимости от уровня познавательных возможностей обучающихся конкретной группы;

- обсуждена с обучающимися и принята ими, затраченное время не более 5-7 мин;

-в цели должно быть сфокусировано основное содержание материала;

- поставленная цель должна пронизывать весь ход занятия от начала до конца.

Таким образом, в  компетентностном подходе в планировании урока определяющим становятся правильно и чётко поставленные цели. Ученики должны понимать, для чего они выполняют ту или иную работу, в чём её значимость. Здесь уже учитель должен грамотно подобрать методы и формы подачи материала, которые смогли бы, с одной стороны, помочь добиться целей урока, а с другой стороны, сделать учебный процесс интересным, развивающим компетенции учащихся.

Итак, при целеполагании урока в рамках системно-деятельностного подхода:

- учитель определяет компетенции, формирование которых предполагается на конкретном уроке, разрабатывает стратегию по достижению запланированной цели (определяет результат обучения, указывает на действия учащихся),

- цель урока должна быть диагностичной, конкретной, измеримой и соответствовать формируемым компетенциям, отождествляться с результатом учебного занятия,

- учитель организует деятельность по приему целей учащимися, ориентирует на согласованность целей педагога и обучаемых, совместное целеполагание создает условия для мотивации достижения целей учащимися.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....

Системно-деятельностная основа урока

Составление системно-деятельностной системы урока соответствует новым веяниям в образовании, позволяет совместить «знаниевую» педагогику со «способностной». Ученик из пас...

Организация урока литературы в рамках системно-деятельностного подхода: урок по теме "Эмоциоанально-образный анализ рассказа В.М.Шукшина "Дядя Ермолай"(с применением интернет-ресурсов)

Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода: определена деятельность ученика (учащиеся организованы в группы) и учителя на уроке, мотивация к целеполаганию, цели и задачи, рефлек...

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Системно-деятельностный подход в хореографии.

Задача педагога заключается в том, чтобы не дать знания обучающемуся, а научить его учиться....