Элективный курс по математике "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"
рабочая программа (9 класс) по теме

Данилова Ирина Александровна

Элективный курс разработан для подготовки учащихся 9 классов к сдаче экзамета по математике в форме ГИА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

BD21315_

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 92

ГОРОДСКОГО  ОКРУГА  ГОРОД  ВОРОНЕЖ

РАССМОТРЕНА

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДЕНА        

На заседании ШМО

Зам. директора по УВР

Директор МБОУ СОШ № 92

Руководитель_____________

_____________________

С.И. Литвинов_____________

Протокол № _____________

Приказ по школе № «___»

«___» ____________20__ г.

«___» ____________20__ г.

«___» ________20__ г.

РАССМОТРЕНА        

На заседании ШМС        

Протокол № ___

«___» ____________20__ г.        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса по математике для 9 «а» и «б» классов «Технология работы с контрольно-измерительными материалами»

Учитель: Данилова И.А.

г. Воронеж  2013BD21315_

Пояснительная записка

Государственную итоговую аттестацию по математике за курс основной школы сдают все учащиеся 9х классов. Поэтому подготовка учащихся к сдаче экзамена в форме ГИА является актуальной проблемой в 9 классе.

Экзаменационная работа состоит из трех модулей: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». В модули «Алгебра» и «Геометрия» входят две части, соответствующие проверке на базовом и повышенном уровнях, в модуль «Реальная математика» - одна часть, соответствующая проверке на базовом уровне.

Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.

В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях. 
Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу. 
Учитывая форму сдачи государственных экзаменов в форме ГИА, предлагается элективный курс по математике: «Технология работы с контрольно-измерительными материалами».

Первоочередной задачей занятий являются углубление и расширение знаний по основному курсу математики, подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации в новой форме.

Цели курса: подготовить учащихся к сдаче экзамена в форме ГИА  в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.

Задачи:

  • Повторить и обобщить знания по алгебре и геометрии за курс основной общеобразовательной школы;
  • Расширить знания  по отдельным темам курса математики 5-8 классы;
  • Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.

Универсальные учебные действия, формируемые у  учеников при изучении данного элективного курса:

  • Сравнивать разные приемы действий;
  • выбирать удобные способы решения;
  • моделировать алгоритм решения в процессе совместного обсуждения и использовать его в ходе самостоятельной работы;
  • применять изученные способы и приёмы вычислений;
  • анализировать полученные результаты;
  • включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  • контролировать свою деятельность, обнаруживать и исправлять ошибки.

На занятиях могут использоваться разнообразные формы проведения занятий: небольшие лекции (изложение узловых теоретических вопросов учителем), дискуссии, решение задач, доклады учащихся и т. д. При этом самостоятельная работа учащихся должна занять ведущее положение.

Лекция предназначена для подачи теоретического материала, необходимого для самостоятельного решения практических заданий. Слушая лекцию, учащиеся будут размышлять над поставленными задачами в свете этой лекции, будет развиваться механизм подсознательного мышления. Во время лекции непременно должна быть обратная связь: необходимо всячески поощрять учащихся, задающих вопросы, участвующих в размышлении над обсуждаемым вопросом.

На практических занятиях проводится целенаправленная работа по выработке у учащихся умений и навыков решения основных типов задач, формированию опыта творческой деятельности. На этих занятиях следует как можно чаще создавать проблемную ситуацию и предоставлять возможность самостоятельно её разрешить.

В ходе изучения материала проводятся краткие теоретические опросы по знанию формул и основных понятий. Наряду с тренингом используется принцип беспрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания.

На  занятиях применяется безоценочный способ контроля знаний.  Обучение осуществляется не ради отметки, у учеников  высокая учебно-познавательная мотивация, обусловленная личным выбором, практической значимостью курса и индивидуальной потребностью.

Отметка отсутствует, но содержательная оценка работы каждого ученика  обязательно озвучивается в конце каждого урока и строится на анализе мысленной и письменной деятельности,  последовательности и эффективности  выполненных действий.

Программа элективного курса рассчитана на 1 час в неделю, всего 34  часа в течение года.

Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов:

Алгебра:

Выражения и их преобразования (3 часа).

Уравнения и системы уравнений (4 часа).

Неравенства и системы неравенств (3 часа).

Функции и графики (2 часа).

Арифметическая и геометрическая прогрессии (2 часа).

Текстовые задачи (3 часа).

Геометрия:

Начальные понятия геометрии (2 часа).

Треугольник (3 часа).

Многоугольники (3 часа).

Окружность и круг (2 часа).

Векторы на плоскости (1 час).

Реальная математика:

Статистика (1 час).

Вероятность (2 часа).

Решение комбинаторных задач (2 часа).

Содержание изучаемого курса. 

Раздел «Алгебра»:

  1. Выражения и их преобразования.

Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители.

  1. Уравнения и системы уравнений.

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных и уравнений высших степеней). Решение уравнений с параметром. Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения).

  1. Неравенства и системы неравенств.

Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.

  1. Функции и графики.

Функции, их свойства и графики (линейная, обратнопропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

  1. Арифметическая и геометрическая прогрессии.

Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия. Формула n-ого члена. Сумма n первых членов. Геометрическая прогрессия. Формула n-ого члена. Сумма n первых членов. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.

  1. Текстовые задачи.

Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.

Раздел «Геометрия»:

  1. Начальные понятия геометрии.

Точка, прямая, отрезок, луч угол. Перпендикулярные и параллельные прямые. Равенство отрезков, углов.

  1. Треугольник.

Виды треугольников. Медианы, биссектрисы и высоты треугольников. Признаки равенства треугольников. Признаки подобия треугольников. Теорема Пифагора.    

  1. Многоугольники.

Виды многоугольников. Площади многоугольников.

  1. Окружность и круг.

Касательная и окружность. Центральные и вписанные углы.  Четыре замечательные точки треугольника.  Вписанная и описанная окружности. Длина окружности и площадь круга.

  1. Векторы на плоскости.

Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами. Применение векторов к решению задач

Раздел «Реальная математика»:

  1. Статистика.

Сбор и группировка статистических данных. Наглядное представление статистической информации.

  1. Вероятность.

Относительная частота случайного события. Вероятность равновозможных событий. Сложение и умножение вероятностей.

  1. Решение комбинаторных задач.

Перестановки, размещения и сочетания. Решение комбинаторных задач.

Учебный план элективного курса

№ п/п

Название разделов.

Кол-во часов

1

«Выражение и их преобразования».

3

2

«Уравнения и системы уравнений».

4

3

«Неравенства и системы неравенств».

3

4

«Функции и их графики».

2

5

«Арифметическая и геометрическая прогрессии»

2

6

«Текстовые задачи».

3

7

«Начальные понятия геометрии».

2

8

«Треугольник».

3

9

«Многоугольник».

3

10

«Окружность и круг».

2

11

«Векторы на плоскости».

1

12

«Статистика».

1

13

«Вероятность».

2

14

«Решение комбинаторных задач».

2

15

Итоговое тестирование

1

Всего

34

Календарно-тематическое планирование

№ п.п.

Название разделов и темы занятий.

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

по факту

" Выражение и их преобразования ".

3

1

Выражение и их преобразования

1

05.09

2

Выражение и их преобразования

1

12.09

3

Выражение и их преобразования

19.09

 «Уравнения и системы уравнений».

4

4

Уравнения

1

26.09

5

Уравнения

1

03.10

6

Системы уравнений

1

10.10

7

Системы уравнений

1

17.10

 «Неравенства и системы неравенств».

3

8

Неравенства.

1

24.10

9

Системы неравенств

1

31.10

10

Неравенства и системы неравенств.

1

14.11

«Функции и их графики».

2

11

Функции и их графики

1

21.11

12

Функции и их графики

1

28.11

 «Последовательности и прогрессии».

1

13

Арифметическая прогрессия

1

05.12

14

Геометрическая прогрессия

1

12.12

 «Текстовые задачи»

3

15

Текстовые задачи

1

19.12

16

Текстовые задачи

1

26.12

17

Текстовые задачи

1

16.01

«Начальные понятия геометрии»

2

18

Начальные понятия геометрии

1

23.01

19

Начальные понятия геометрии

1

30.01

«Треугольник»

3

20

Треугольник

1

06.02

21

Треугольник

1

13.02

22

Треугольник

1

20.02

«Многоугольник»

3

23

Многоугольник

1

27.02

24

Многоугольник

1

06.03

25

Многоугольник

1

13.03

«Окружность и круг»

2

26

Окружность и круг

1

20.03

27

Окружность и круг

1

03.04

«Векторы на плоскости»

1

28

Векторы на плоскости

1

10.04

«Статистика».

1

29

Статистика

1

17.04

«Вероятность».

2

30

Вероятность

1

24.04

31

Вероятность

1

01.05

«Решение комбинаторных задач».

2

32

Решение комбинаторных задач

1

08.05

33

Решение комбинаторных задач

1

15.05

Итоговое тестирование

2

34

Итоговое тестирование

1

22.05

Всего

34

Ожидаемые результаты:

В результате проведения занятий учащиеся должны:

  • иметь элементарные умения решать задачи обязательного и  повышенного  уровня сложности;
  • точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач;
  • правильно пользоваться математической символикой и терминологией, применять рациональные приемы тождественных преобразований;
  • владеть навыками организации своей работы;
  • развить  умения точно выражать свои мысли.

Список литературы

  1. А. Н. Рурукин «Контрольно-измерительные материалы. Геометрия. 9 класс» 2-ое изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013 г.
  2. А. Н. Рурукин, М. Я. Гаиашвили «Математика. Типовые тестовые задания. 9 класс.» 3-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013 г.
  3. Л. В. Кузнецова,  Суворова С.Б. и др. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010 г.
  4. Л. И. Мартышова «Контрольно-измерительные материалы. Алгебра. 9 класс» 2-ое изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013 г.

Информационные интернет-ресурсы

  1. Сайт дистанционного обучения и контроля знаний  - http://uztest.ru
  2. Сайт учителя математики и информатики  http://kuleschowa.76204s029.edusite.ru
  3. Портал единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"

Данный курс позволяет повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы, выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами....

программа элективного курса по математике для 9 класса "Технология работы с контрольно - измерительными материалами

Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой. В школах подготовка к экзаменам о...

Программа элективного курса по математике "Технология работы с контрольно-измерительными материалами ГИА"

Подготовка учащихся к сдаче экзамена в новой форме в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами....

Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса по теме "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"

Рабочая программаэлективного курса по математикедля учащихся 9 –го класса  «Технология работыс контрольно-измерительными материалами»  учителя математики1 квалификационной категори...

Элективный курс по математике «Технология работы с контрольно-измерительными материалами» Класс 9

Целевая аудитория: 9 класс Цель: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами....

Рабочая программа элективного курса по математике для учащихся 9-го класса "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"

Пояснительная запискаИтоговый письменный экзамен по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9х классов.С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена. Осо...

Элективный курс "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"

Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи, содержание и тематическое планирование....