Рабочая программа по математике в 6 классе
рабочая программа по алгебре (6 класс) по теме

Морозов Михаил Александрович

Рабочая программа по математике в 6 классе по учебнику Виленкина

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Дубровская средняя школа №21»

 УТВЕРЖДЕНО                                СОГЛАСОВАНО                                 РАССМОТРЕНО   НА

                                                                                                                                  ЗАСЕДАНИИ

                                           

---------------------------                          --------------------------                              -----------------------------

      Директор                                      Зам. дир. по УВР                       Протокол № ____                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                           От_________________

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ________математики_____________

   предмет

КЛАСС______6_______

УЧИТЕЛЬ___Морозов М.А._____

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ГОД:

всего______175_____

в неделю____5_____

ПЛАНОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ____15____       

2015 – 2016 учебный год

 

Вводная часть

(пояснительная записка) 

Цели изучения учебного курса

Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются её ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.  В ходе решения задач – основной учебной деятельности на уроках математики – развиваются творческая и прикладная стороны мышления.  Изучение математики развивает воображение, пространственные представления.

Рабочая программа по математике для 6 класса МКОУ «Дубровская СОШ № 21» Ефремовского района Тульской области составлена на основе Государственной программы по математике авторов Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд  и стандарта основного общего образования по математике для основной школы с учетом фиксированного объёма учебной нагрузки в количестве 5 часов в неделю, т.е. всего 175 часов.

Программа составлена с учетом основных целей обучения математики в школе:

  • овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, интуиция, логическое мышление, пространственное представление и т.п.
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники;
  • воспитание культуры личности, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Целью изучения курса математики в 6 классе  является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.  

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами, получают начальные сведения об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Время, выделяемое на изучение разделов курса,  выбрано согласно Государственной программе, кроме часов, выделяемых на повторение. В 6 классе из «Повторения» взяты  2 часа на вводные уроки для повторения курса 5-го класса. Успешной реализации программы должен способствовать и учет особенностей детей: их физического состояния, уровня развития познавательной сферы, отношения к учебной деятельности, уровня их подготовки.  

Основные задачи:

  • сохранить теоретические и  методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в начальной школе;
  • предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;
  • обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
  • обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;
  • сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
  • выявить и развить математические и творческие способности;
  • развивать навыки вычислений с натуральными числами;
  • учить выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия с десятичными дробями;
  • дать начальные представления об использование букв для записи выражений и свойств;
  • учить составлять по условию текстовой задачи, несложные линейные уравнения;
  • продолжить знакомство с геометрическими понятиями;
  • развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Основными методами преподавания являются: создание проблемных ситуаций, выборы ответа, сопоставление фактов, самостоятельные виды работ, решение графических и вычислительных задач, использование таблиц и составление схем наглядности.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Курс математики 6 класса - важнейшее звено математического образования и развития школьников. На этом этапе заканчивается в основном обучение счёту на множестве рациональных чисел, формируется понятие переменной и даются первые знания о приёмах решения линейных уравнений, продолжается обучение решению текстовых задач, совершенствуются и обогащаются умения геометрических построений и измерений. Серьёзное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполненных действий. При этом учащиеся постепенно осознают правила выполнения основных логических операций.        

  Задачи изучения учебного курса

        Образовательные: овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средстве моделирования процессов и явлений;

        Развивающие: развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, пространственное воображение, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность, способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы;

        Воспитательные: воспитание средствами математики культуры личности, понимание значимости математики для общественного прогресса, побуждать учащихся к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности, преодолению трудностей в процессе умственной деятельности.

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана по математике в 6-ом классе

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы:

                                                                                                    Федеральный компонент  _______

                                                                                                    Региональный компонент _______

                                                                                                    Школьный компонент      _______

Планирование составлено на основе Государственной программы по математике авторов          Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд  и Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике.

Реквизиты программы:

        Программы для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев: Математика. 5 – 11 кл. / Сост. Г.М Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.

УМК обучающихся: 

1) Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ [Н.Я. Виленкин и др]. – М.: Мнемозина, 2013.

2) Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 6 класса: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005.

УМК учителя: 

- Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ [Н.Я. Виленкин и др]. – М.: Мнемозина, 2013.

- Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 6 класса: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005.

- Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 классах: Методические рекомендации для учителей к учебнику Н.Я. Виленкина, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда, В.И. Жохова. – М.: Верум, 2000.

- Алтынов П.И. Контрольные и проверочные работы по математике 5-6 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001.  

- Выговская В.В. Поурочные разработки по математике: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009.

Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончании изучения курса

В результате изучения курса  математики в 6-ом классе учащиеся должны:

- правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, рациональное, положительное, десятичная дробь;

- выполнять арифметические действия с рациональными числами;

- составлять и решать пропорции, решать основные задачи на дроби;

   - правильно употреблять термины «уравнение», «корень уравнения», понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить уравнение»;

- решать линейные уравнения;

- решать текстовые задачи с помощью составления уравнений;

- интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами; отвечая на поставленные вопросы;

- распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки; углы; треугольники, многоугольники; окружность; круг); изображать указанные геометрические фигуры;

            - владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур.

Учебно-тематический план в 6-ом классе

№ п/п

Тема

Количество

часов

В том числе контрольные работы

Делимость чисел

16

1

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

25

2

Умножение и деление обыкновенных дробей

33

3

Отношения и пропорции

17

2

Положительные и отрицательные числа.

13

1

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

12

1

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел

9

1

Решение уравнений.

18

2

Координаты на плоскости

11

1

Повторение. Решение задач

21

1

итого

175

15

Основное содержание программы VI класса   (5 ч в неделю, всего 175 ч)

  1. Делимость чисел (16 ч)

Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители.

  1. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (25 ч)

Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач.

  1. Умножение и деление обыкновенных дробей  (33 ч)

Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби.  

  1. Отношения и пропорции (17 ч)

Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятие о прямой и обратной пропорциональностях величин. Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.

  1. Положительные и отрицательные числа  (13 ч)

Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на прямой. Координата точки.

  1. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (12 ч)

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

  1. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел  (9 ч)

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.

  1. Решение уравнений (18 ч)

Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.  

  1. Координаты на плоскости  (11 ч) 

Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью угольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.

  1. Повторение. Решение задач (21 ч)

№ урока

дата

Тема урока

Пункт учебн

Дидактическое обеспечение

1 – 2

I четверть   ( 45 часов )

Вводные уроки. Повторение курса 5 класса.

Карточки за курс 5 класса.

Глава I.    Делимость чисел.    ( 16 часов )

3 – 4

5 – 6

7 – 8

9 – 10

11 – 12

13 - 14

15 – 16

17

18

Делимость натуральных чисел.

Признаки делимости на 10, на 5 и на 2.  

Признаки делимости на 9 и на 3.

Простые и составные числа. 

Разложение натурального числа на простые множители.

Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.

Наименьшее общее кратное.  

Решение задач на нахождение НОД и НОК.

Контрольная работа № 1 по теме: «Делимость чисел».

п. 1

п. 2

п. 3

п. 4

п. 5

п. 6

п. 7

 

Демонстрационная таблица «Признаки делимости»

Демонстрационная таблица «Признаки делимости»  

Демонстрационная таблица «Простые числа»,  презентация «Простые и составные числа»

Демонстрационная таблица «НОД и НОК»

Демонстрационная таблица «НОД и НОК»

Демонстрационная таблица «НОД и НОК»

Глава II.    Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.    ( 25 часов )

19 – 20

21 – 23

24 - 26

27

28 – 30

 

31 – 32

33

34  

35 - 36

37 – 38

39 – 42

43

Основное свойство дроби.

Сокращение дробей.

Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе.

Арифметические действия с обыкновенными дробями.

Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Решение задач на действия с дробями с разными знаменателями.

Решение текстовых задач.

Контрольная работа № 2 по теме: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».

Сложение смешанных чисел.  

Вычитание смешанных чисел.

Решение задач на сложение и вычитание смешанных чисел.

Контрольная работа № 3 по теме: «Сложение и вычитание смешанных чисел».

п. 8

п. 9

п. 10

п. 11

п. 12

п. 12

Демонстрационная таблица «Основное свойство дроби», презентация «Основное свойство дроби»

Презентация «Приведение дробей к новому знаменателю»

Демонстрационная таблица «Действия над обыкновенными дробями»

Демонстрационная таблица «Действия над обыкновенными дробями»

Глава III.      Умножение и деление обыкновенных дробей.   (  33 часа )

44 – 45

46 – 47

48 - 51

52 – 54

55 - 56

                                       

57

58 – 59

60 – 61

62

63

64

65 – 68

69 – 71

Умножение дробей.

II четверть   ( 35 часов )

Решение задач по теме: «Умножение дробей».  

Нахождение части от целого.

Применение распределительного свойства умножения.

Решение задач на умножение обыкновенных дробей.

Контрольная работа № 4 по теме: «Умножение дробей. Нахождение части числа».

Взаимно обратные числа.

Деление обыкновенных дробей.    

Решение задач. Основные задачи на дроби.

Решение задач на деление обыкновенных дробей.

Контрольная работа № 5 по теме: «Деление обыкновенных дробей».

Нахождение целого по его части.

Решение задач на нахождение числа по значению его дроби.

п. 13

п. 14

п. 15

п. 16

п. 17

п. 18

 

Демонстрационная таблица «Действия над обыкновенными дробями»

Презентация «Умножение обыкновенных дробей»

Презентация «Распределительное свойство умножения»

72 – 73

74 – 75

76

Дробные выражения.  

Решение дробных выражений.  

Контрольная работа № 6 по теме: «Нахождение числа по его части».

п. 19

Глава IV.      Отношения и пропорции.  ( 17 часов)

77

78

79 – 80

81

82 – 83

84 – 85

86

87 – 88

89

90

91

92

 

93

Отношение, выражение отношения в процентах.

Решение задач на составление отношений.

Пропорция. Основное свойство пропорции

III четверть   ( 50 часов )

Решение задач с помощью пропорции.

Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости.

Задачи на пропорции.  

Контрольная работа № 7 по теме: «Отношения и пропорции».

Масштаб.  

Длина окружности, число π. Формула длины окружности.

Площадь круга. Формула площади круга.

Шар.

Решение задач на применение формул длины окружности и площади круга.

Контрольная работа № 8 по теме: «Длина окружности и площадь круга».

п. 20

п. 21

п. 22

п. 23

п. 24

п. 24

п. 25

Демонстрационная таблица «Длина окружности и площадь круга»

Демонстрационная таблица «Длина окружности и площадь круга»

Глава V.      Положительные и отрицательные числа.    (  13 часов )

94 – 95

Изображение чисел точками координатной прямой. Координата точки.

п. 26

96 – 97

98 - 99

100 – 102

103

104 – 105

 

106  

Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Противоположные числа.  

Модуль (абсолютная величина) числа. Геометрический смысл модуля числа.

Сравнение чисел.

Изменение величин.

Решение задач на сравнение положительных и отрицательных чисел и изображение их на координатной прямой.

Контрольная работа № 9  по теме: «Положительные и отрицательные числа».

п. 27

п. 28

п. 29

п. 30

Презентация «Изменение величин»

Глава VI.      Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.   (  12 часов )

107 – 108

109 – 110

111 – 112

113

114 - 115

116

117

118

Сложение чисел с помощью координатной прямой.

Сложение отрицательных чисел и его свойства.

Сложение чисел с разными знаками. Свойства сложения.

Решение задач на сложение чисел.  

Вычитание. Свойства вычитания.  

Формула расстояния между точками координатной прямой.

Решение задач на сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

Контрольная работа № 10 по теме: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».

п. 31

п. 32

п. 33

п. 34

п. 34

Демонстрационная таблица «Правило знаков»

Демонстрационные таблицы «Правило знаков» и «Сложение положительных и отрицательных чисел»

Демонстрационные таблицы «Правило знаков» и «Сложение положительных и отрицательных чисел».

Презентация «Вычитание отрицательных чисел»

Глава VII.     Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.   ( 9 часов )

119 – 120

121 – 122

Умножение положительных и отрицательных чисел. Свойства умножения.

Деление положительных и отрицательных чисел.  

п. 35

п. 36

Демонстрационная таблица «Правило знаков»

Демонстрационная таблица «Правило знаков»

123 – 124

 

125 – 126

127

Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел Десятичное приближение обыкновенной дроби.

Арифметические действия с рациональными числами; переместительный, сочетательный, распределительный законы.

Контрольная работа № 11 по теме: «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел».

п. 37

п. 38

Глава VIII.     Решение уравнений.     ( 18 часов )

128 – 129

130  

131 – 132

133 – 134

135 – 136

137

138 – 139

140 – 141

142 – 143

144

145

Раскрытие скобок.  

Решение задач на раскрытие скобок.

IV четверть   ( 45 часов )

Коэффициент.  

Подобные слагаемые. Приведение подобных слагаемых.

Решение задач на раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых.

Контрольная работа № 12  по теме: «Раскрытие скобок. Приведение подобных слагаемых».

 

Решение уравнений. Линейное уравнение.  

Решение линейных уравнений.  

Решение текстовых задач методом составления уравнений.

Решение уравнений и задач на составление уравнений.

Контрольная работа № 13 по теме: «Решение уравнений».

п. 39

п. 40

п. 41

п. 42

Презентация «Подобные слагаемые»

Презентация «Решение уравнений»

Демонстрационная таблица «Решение уравнений»

Глава VIII.     Координаты на плоскости.        (  11 часов )

146 – 147

Перпендикулярность прямых. Построение перпендикуляра к прямой с помощью угольника и линейки.

п. 43

Демонстрационная таблица «Перпендикулярные и параллельные прямые»

148 – 149

150 – 151

152

153 – 154

155

 

156

раллельные прямые. Построение параллельных прямых с помощью

Па угольника и линейки.

Декартовы координаты на плоскости; координаты точки.  

Столбчатые диаграммы. Примеры диаграмм.  

Графики реальных процессов. Примеры графиков.  

Решение задач и закрепление темы: «Координаты на плоскости».

Контрольная работа № 14 по теме: «Координаты на плоскости»

п. 44

п. 45

п. 46

п. 47

Демонстрационная таблица «Перпендикулярные и параллельные прямые».

Демонстрационные таблицы «График движения» и

 «График температуры»

Глава IX.     Повторение. Решение задач.      (  19 часов )

157

158 – 159

160

161

162

163 – 164

165

166 – 167

168

169-173

174

175

Признаки делимости на 2, 3, 5, 9 и 10. НОД и НОК.

Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями и смешанных чисел.

Умножение и деление обыкновенных дробей.

Нахождение части числа.

Нахождение числа по его части.  

Пропорции. Основное свойство пропорции. Задачи на пропорциональные и обратно пропорциональные величины.

Арифметические действия с положительными и отрицательными числами.

Решение уравнений и задач на составление уравнений.

Прямоугольная система координат на плоскости. Графики.  

Решение текстовых задач

Итоговая контрольная работа.  

Итоговый урок.

Презентация «Признаки делимости», Демонстрационная таблица «НОД и НОК»

Презентация «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями и смешанных чисел»

Демонстрационные таблицы «Правило знаков» и «Сложение положительных и отрицательных чисел»

Демонстрационная таблица «Решение уравнений»

Презентация «Занимательная математика»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика

Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика

 Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся...

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс

Рабочая программа учебного курса по  математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...