урок "Целое уравнение и его корни" 9 класс
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему

Конспект  урока  по  алгебре  в  9 классе,  соответствует  ФГОС  с  презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tseloe_uravnenie.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  «ЦЕЛОЕ  УРАВНЕНИЕ  И ЕГО  КОРНИ»

1

ФИО (полностью)

Монова  Любовь  Ревовна

2

Место работы

Государственное  общеобразовательное  учреждение  «Республиканский  центр  образования»   Ухтинский  филиал

3

Должность

Учитель математики.

4

Предмет

Математика

5

Класс

9.

6

Тема  урока

Целое  уравнение  и  его  корни

7

Базовый учебник

Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк К.И. Нешков,                      С.Б. Суворова. Алгебра: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений . Под  редакцией С. А. Теляковского - 19-е изд., М. Просвещение, 2012.

  • Цель  урока: 
  • формировать представление о приемах решения целых   уравнений;
  • научиться  применять  их  в  нестандартных  ситуациях.

  • Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):  

-формировать  представления  о  понятиях   «корень уравнения»,  «степень  уравнения»;

- формировать  умения  распознавать,  в  какой  ситуации   применяется  та  или  иная  формула;

-создать  условия  для  овладения  навыками  решения  рациональных  уравнений.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

- Планировать учебное  сотрудничество  с  учителем  и  учащимися 

-участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- Выражать   своё   мнение, аргументируя его, подтверждать фактами. 

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

- осуществлять итоговый и пошаговый  контроль, вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе учета ошибок;

-оценивать правильность  выполнения  действия;          

-выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

-контролировать   и оценивать   процесс и результаты деятельности

  • Тип урока   Урок первичного предъявления новых знаний.
  • Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная 

  • Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-выводят правила решения  уравнений;

-работают с текстом учебника;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают результаты своей деятельности на уроке.

  • Необходимое  оборудование: компьютер, проектор, учебники по математике, сборник  заданий  для  проведения  письменного  экзамена  по  алгебре  за  курс  основной  школы,  электронная презентация, выполненная в программе Power Point
  • Технологии:  Системно – деятельностный  подход  в преподавании  математики
  • Структура и ход  урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личност-

ные

1

2

3

5

6

7

8

9

10

1

Организационный момент

Презентация

Слайд 1

Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса    к уроку; организация внимания.

Готовы  к  работе

1

Прогнозировать   свою  деятельность

Выделять нравственный аспект поведения

2

Вводная беседа. Актуализация знаний.  Постановка целей урока, темы урока.

Презентация

Слайд 2-8

 Постановка проблемы на уроке.

Учитель продолжает  беседу о проблемных вопросах по будущей теме.

Задает учащимся наводящие вопросы

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

5

Понимать  смысл  поставленной  задачи

Формулировать учебную проблему

Участвовать  в  коллективном  обсуждении  проблемы.

Проявлять  познавательный интерес к новому учебному материалу

3

Изучение нового материала

Презентация

Слайд 9, 10

Вместе с учениками определяет цель урока, тему урока.

стр77,  № 278(а) (учебник)

обговаривают этот план вслух.

7

Искать и выделять необходимую информацию. Структурировать  знания.

Составлять   план   и последовательность действий для решения учебной задачи

Выражать   свои мысли   в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Быть инициативным, находчивым, активным  при решении    задач.

4

Первичное осмысление и закрепление знаний.

Комментирует,   направляет работу учащихся.  

Совместно  с  обучающимися  выясняют,  сколько  корней  может  иметь  биквадратное  уравнение.  (Рассмотреть  все  случаи)

Обучающиеся  в тетрадях выполняют задание №278.

15

Анализировать   объект  с целью выделения признаков

Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов по установленным правилам

Планировать учебное  сотрудничество  с  учителем  и  учащимися 

Излагать  свои  мысли  ясно,  точно,  грамотно  в устной  и  письменной  речи.

5

Пауза

Презентация

Слайд 11

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

5

Выбирать   наиболее эффективный способ решения задачи

Концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений

Сотрудничать   с  учителем  и  учащимися  в  поиске  и  сборе  информации 

Проявлять  чувство гордости  за  свою  страну 

6

Закрепление изученного на 1 этапе урока, решение задач

Выступает в роли помощника для слабых учащихся

Учащиеся  продолжают  решать

№ 278

8

Анализировать  объект  с целью выделения признаков

Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Выражать   своё   мнение, аргументируя его, подтверждать фактами. 

Проявлять  волю  и настойчивость в достижении   поставленной  цели.

7

Подведение итогов  урока, оценивание знаний

Презентация

Слайд 12

Что нового узнали? Чему научились?

Самооценка:

Я не знал…

Я узнал…
Я не умел…

Я научился…

2

Осознанно строить  речевое высказывание в устной  форме

Определять  качество и уровень работы, знаний; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;.

Оформлять  диалогическое  высказывание  в  соответствии  с  требованиями  речевого   этикета 

Ориентироваться на успех в учебной деятельности 

8.

Домашнее задание

Задает дозированное домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня усвоения темы урока

1

Понимать  смысл  поставленной  задачи

Понимать, что усвоено, а что ещё нужно усвоить.

Планировать учебное  сотрудничество  с  учителем  

Выражать  толерантность,  готовность  к  равноправному  сотрудничеству

9

Заключительное  слово

Презентация

Слайд 13

1

Извлекать необходимую информацию из прослушанного текста

Учитывать позиции других людей, выраженной в явном и неявном виде и готовность изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов, критичной самооценки.

Выражать свою позицию по обсуждаемой проблеме

97

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.  (Слайд № 1)

Учащиеся готовы к началу работы.

II Вводная беседа. Актуализация знаний.

1.  Каждый  год  в  октябре  в  научном  мире  проходит  очень  знаменательное  событие: вручение  Нобелевской  премии (Слайд  № 2, 3).  Это  очень престижная  награда,  сравнимая  с вручением  «Оскара»  за  лучшие  достижения  в  киноисскустве. За  всю  историю  вручения  Нобелевской  премии  20  граждан  России  и  СССР  получили  эту  премию,  и  11  из  них – физики. О чём  это  говорит?  В  России  традиционно  сильной  считалась  физико – математическая  школа. «...Мы проиграли русским за школьной партой» (Дж. Кеннеди). (Слайд  № 4).  Традиции  этой  школы  были  заложены  ещё  в  18  веке.  В  1703 году  Леонтий  Магницкий,  первый  учитель  математики  в  России,  написал  свою  знаменитую  «Арифметику»,  в  которой  рассматривались  жизненные  задачи (слайд  №  5,6, 7)

2.Мотивация. Как  решить  эту   задачу?

(Слайд № 8  «Посредством  уравнений,  теорем  я  уйму  всяких  разрешил  проблем»  Чосер,  английский  поэт, живший  в  средние  века).

   Учащиеся отвечают на вопросы:

-  Задачу  можно  решить  с  помощью  уравнения

 Как вы могли бы сформулировать тему урока?  цели урока?

Это и будут наши цели на урок.

(Слайд  № 9)

Пытаются сформулировать тему урока, дополняют и уточняют друг друга

- Решение  уравнений

- Научиться решать уравнения  

 - Решать  задачи с помощью  уравнений

ΙΙΙ. Изучение нового материала 

1.Итак,  мы  будем  изучать  уравнения  

(Слайд  №  10)

Какие  уравнения  мы  умеем  решать?

Почему  они  так  называются?

Найдите  квадратное  уравнение  (на доске  написаны  уравнения)

Какие  ещё  уравнения  мы  умеем  решать?  

Найдите  линейное  уравнение

Какие  ещё  уравнения  мы  умеем  решать?  Почему  они  так  называются?  

Посмотрите,  все  ли  уравнения,  записанные  на доске,  вам   знакомы?

Чем  это  уравнение  отличается  от  других?

Но  оно  напоминает  вам  какое – нибудь  уравнение?

Это  уравнение  называется  биквадратным, т.е.  дважды  квадратным.  Приставка  би  переводится  как  «два»,  «дважды».  Какие  вы  знаете  термины  в  математике и  не  только  в   математике  с  такой  приставкой? (биполярный (мир),  бином  Ньютона,  группа  Би -2,  бинокль)

Как  же  решить  биквадратное  уравнение?

3.  Посмотрим,  как  решаются  биквадратные  уравнения.  

Дать  определение  биквадратного  уравнения

Откройте  учебники  на  стр. 76,  найдите  определение  биквадратного  уравнения

Стр  77,  № 278

(Составить план решения этого  уравнения. Проговорить план решения совместно).

 Прочитайте план решения. (Коллективная корректировка этого плана.)

- Квадратные

-  Потому  что  х в  квадрате

- Линейные

-Дробные

-Нет,   не все.  Нам  не  знакомо   уравнение  под  №  6

- В  этом  уравнении  неизвестное в  четвёртой  степени

- Биссектриса.

-Надо  свести  его  к  квадратному  уравнению.

-    a  + b + c = 0

 

ΙV. Первичное осмысление и закрепление знаний.

Решаются  уравнения № 278,   проводится актуализация знаний

Сколько  корней  может  иметь  биквадратное  уравнение?

Проверяется решение в тетрадях,  задаются вопросы по решению.

Выясняют,  сколько  корней  может  иметь  биквадратное  уравнение.

V. Пауза

Ну,  а  теперь  давайте вспомним  задачу  Магницкого,  с  которой  мы  начали  урок  (слайд № 11).

Это  сейчас  для  нас  эта  задача  простая,  а  в то  время  таких  знаний  у  учеников  не  было.  

«Арифметика» Леонтия Магницкого, по которой два столетия учились российские отроки, создавалась как учебник для будущих офицеров армии и флота, обучавшихся в Школе навигацких и математических наук.  

В книге, содержащей более 600 страниц,  Магницкий  подробно разобрал арифметические действия с целыми и дробными числами, дал сведения о денежном счете, мерах и весах, привел много практических задач, применительно к реалиям российской жизни. Затем изложил алгебру, геометрию и тригонометрию. В последнем разделе, названном «Обще о земном размерении и яже к мореплаванию надлежит», рассмотрел прикладное применение математики в морском деле.
Магницкий в своем учебнике не только стремился доходчиво
разъяснить математические правила, но и побудить у учеников интерес к учебе. Он постоянно на конкретных примерах из обыденной жизни, военной и морской практики подчеркивал важность знания математики. Даже задачи старался формулировать так, чтобы они вызывали интерес, зачастую они напоминали анекдоты с замысловатым математическим сюжетом. 

Учебник оказался столь удачным, что в течение нескольких лет распространился по всей России.

Решается задача Магницкого

.Закрепление изученного на 1этапе урока, решение задач

 

Продолжим  решать  уравнения  № 278

Учащиеся в тетрадях решают  уравнения

VII. Подведение итогов  урока, оценивание знаний

Учитель: Наш урок подходит к концу.  Что нового узнали  на  уроке? Чему научились?  

 

(Слайд  № 12)

Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки.

Участвуют в диалоге с учителем. Анализируют и осмысливают, проговаривают ( фиксируют) свои достижения и трудности.

 Я не знал…

Я узнал…
Я не умел…

Я научился

VΙΙΙ. Домашнее  задание

Учебник,  стр. 77,  № 279,  по  желанию  № 280

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня усвоения темы урока

Вспомним  тему  нашего  урока.  А  у  меня  была  ещё  одна  цель.  Я   хотела   показать  вам,  что  математика  наука не  только  сложная,  скучная, ненужная  вам,  как вам  кажется,  но  и  полезная,  логически  строго  построенная,  находчивая  и  весёлая.   И   закончу  наш  урок  словами  гениального  физика  Альберта  Эйнштейна:  «Мне  приходится  делить  время  между  политикой  и  уравнениями.  Однако,  уравнения,  по – моему,  гораздо  важнее.  Политика  существует  только  для  данного  момента,  а уравнения  будут существовать  вечно»

 (Слайд  № 13)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Тема: «Взаимоотношения» (9класс)

Урок - закрепление в серии уроков на тему: "Взаимоотношения"....

Урок алгебры в 9классе по теме "методы решения систем уравнений"

Подготовка к ГИА по теме "Решение систем уравнений"...

методическая разработка урока химии в 9классе "Химия и пища"

Тема "Химия и пища" изучается в курсе химии 9 класса в разделе "Химия и жизнь". На этом уроке прослеживаются межпредметные связи химии и биологии. С химической и биологической точек зрения рассматрива...

Разработка урока геометрии в 9классе "Применение уравнения окружности к решению задач"

В процессе урока учащимся показывается связь между учебными дисциплинами алгебра и геометрия. Рассматривается решение различных типов задач с применением уравнения окружности.Учащимся предложено индив...

Разаботка урока по биологии 9класса по теме"фотосинтез"

Тема урока: «Фотосинтез»Предмет биологияКласс 9Сергиенко Наталья Владимировна преподаватель биологииМБОУ СОШ №7 РОССИЯЛенинградская областьГород ВыборгУрок комбинированный. В данной работе ...

Дидактический материал к урокам русского языка 9класс

Самостоятельная работа по русскому языку в 9классе...