Интерактивные методы обучения на уроках математики в малокомплектных классах.
методическая разработка по алгебре на тему

 В методической разработке рассмотрены особенности применения интерактивных методов обучения на уроках математики в малокомплектных классах. Представлены авторские интерактивные игры "светофор" и журавль в небе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnye_metody_obucheniya.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивные методы обучения на уроках математики в малокомплектных классах.

Актуальной задачей современной школы является формирование ключевых компетентностей, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков. Данной задачи невозможно добиться без внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить личностно-деятельный подход к обучению, развивать самостоятельность учащихся.

Продуктивный урок должен формировать не только глубокие и  прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем. Наилучшие результаты при  решении этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции  учащихся в учебном процессе.

Интерактивные методы вполне отвечают заявленным требованиям.

Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Этот подход оказался для меня наиболее реальным путем обеспечения положительной мотивации учащихся к изучению математики, формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету, повышения качества знаний, создания педагогических условий для развития способностей учащихся.

Плюсы интерактивных технологий:

  • дают возможность обучающимся в учебно-игровом поле примерить различные роли, включиться в изучаемую ситуацию;
  • освоение различных моделей человеческого взаимодействия: работа в команде, терпимость к другим точкам зрения
  • ученик максимально приближен к условиям учебного материала:
  • самостоятельный поиск вариантов решения поставленных задач
  • Также, интерактивные технологии побуждают обучающихся к активным действиям, позволяют пережить состояние успеха, что как следствие повышает мотивацию к учебе и повышает эффективное усвоение материала.

Работая в малокомплектной школе я столкнулась с такой проблемой, что большинство интерактивных методик, таких как работу в группах, методы карусели и иногда даже обычную  работу в парах очень сложно  реализовать при малом количестве учеников. Теряется весь смысл проводимого мероприятия.

Мной были разработаны несколько интерактивных игр, которые могут быть применены в малокомплектных классах, а при некоторой  адаптации и  в классах с большим количеством обучающихся.

Описание двух из них «светофор» и «журавль в небе» приведено ниже.

Игра «Светофор»

Данную игру можно использовать для закрепления нового материала, отработки навыков устного счета.

Материалы:  игральный кубик - «светофор» с гранями раскрашенными в красный, желтый и зеленый цвета.

Карточки с заданиями на бумаге соответствующих цветов, разделенные по темам:

Зеленый - устный счет.  

Желтый - теоретическая часть (определения, правила и тд.)

Красный - задания на текущую тему (уравнения).

Ученики по кругу кидают кубик и выбирают наугад карточку соответствующего цвета.

Правильный ответ оценивается в 3 балла. За неправильный – штраф в 2 балла. Эти 2 балла получает ученик, исправивший ошибку.

Игра ведется до определенного числа очков, устанавливаемого учителем, в зависимости от количества учеников и планируемого времени.

Игра «Журавль в небе»

Этот метод вовлекает всех учащихся в образовательную деятельность, даёт возможность коллективного поиска решения задач, обмена идеями, информацией, математическими знаниями, учит приходить к единому мнению.

Формат игры – ученики против учителя.

Ученики объединяются в группу. В начале игрыгруппе выдается «главный приз» – количество баллов, равное  5 * количество учеников, который нужно сохранить до окончания игры.

Игра проводится в три этапа. На каждом учитель выдает блок заданий, в котором количество заданий равно числу учеников.

Блоки заданий могут быть как на одну тему с постепенным повышением сложности, так и насколько тем.

Задача команды – совместно найти решение задач и защитить его перед учителем, причем решение демонстрируют все члены группы по очереди. Таким образом, в игровом процессе оказываются задействованы все ученики, включая самых слабых.

За неправильное решение команда штрафуется на 1 балл.

После окончания последнего тура, в ходе рефлексии команда должна сама распределить между собой  оставшееся количество баллов, исходя из эффективности работы каждого ученика в группе.

Из широко известных интерактивных методик, которое можно применить в малокомплектных школах я также использую :

  • лекция с заранее запланированными ошибками.
  • метод групповых и индивидуальных проектов.     

Лекция с заранее запланированными ошибками.

В рассматриваемый материал (теоретический материал или решение конкретной задачи) специально закладывается определенное количество  ошибок. Логические, в расчетах и тд. Цель обучающихся их заметить и исправить. Данная методика развивает у обучающихся  внимание, учит оперативно анализировать ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.

       

Метод групповых и индивидуальных проектов. 

   Метод предполагает самостоятельную деятельность обучающихся  - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

     

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является достижение целей обучения, развитие коммуникативных умений и навыков. Оно помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения на уроках математики

Основной задачей модернизации российского образования является обеспечение нового качества школьного образования, соответствующего требованиям изменившейся системы общественных отношений и ценно...

Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания.

Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания....

Из опыта работы. Применение активных методов обучения на уроках математики в 5 классе.

Из опыта работыПрименение активных методов обучения на уроках        математики в 5 классе.  «Скажи  мне, и я забуду.Покажи мне, и я запомню.Позволь м...

«Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка: возможности интерактивной доски» (из опыта работы)

Одной из главных задач на уроке остаётся формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Её решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать традиционные и...

Статья. Интерактивные методы обучения на уроках математики

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов....

Использование интерактивных методов обучения на уроках математики

В статье анализируются интерактивные методы обучения, применяемые на уроках математики....