Конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе "Степень с рациональным показателем", с презентацией.
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему

Мохова Валентина Ивановна

Повторительно-обобщающий урок в 11 классе по теме "Степень с рациональным показателем". Презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

 урока по алгебре и началам анализа в 11 классе

по теме: «Степень с рациональным показателем"

Тип урока: урок рефлексии (повторительно-обобщающий урок)

Вид урока:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Урок - практикум, с применением ИКТ.

Оборудование урока,  средства обучения: компьютер, интерактивная доска, оценочные листы, карточки с заданиями, дешифраторами, опорные  сигнальные схемы, презентация.                                                                           

Цели урока (слайд 2):

Обучающие:

  1. Повторить и обобщить знания учащихся по теме “Степень с рациональным показателем”.  
  2. Актуализировать опорные знания учащихся.  
  3. Проконтролировать уровень усвоения материала.
  4. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях учащихся.
  5. Формировать навыки самоконтроля учащихся.

Развивающие:

  1.  Развивать познавательную активность учащихся.
  2. Развивать умение применять знания на практике.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать заинтересованность каждого ученика в работе,  сознательный  интерес к предмету, к истории математики.

План урока.

  1. Сообщение темы и цели урока (2 мин.).
  2. Актуализация знаний с опорой на сигнальную схему (5 мин.).
  3.  Устная работа «Математическая разминка» (6 мин.).  
  4. Исторический момент. Решение уравнений с использованием свойств степени (8 мин.).
  5. Преобразование выражений, содержащих радикалы и степени с дробным показателем.

              (15 мин).

  1. Самостоятельная работа на основе заданий из ЕГЭ (5 мин).
  2. Задание на дом, комментирование (2 мин.).
  3. Подведение итогов урока. (2 мин.).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Сообщение целей  урока.

Учитель: 

Мы закончили изучение темы “Степень с рациональным показателем и её свойства” и сегодня повторим  и систематизируем те знания, которые были приобретены вами в результате изучения темы. Ваша задача  - показать, как вы усвоили изученный материал, и как вы умеете применять полученные знания при решении конкретных задач.

 На столе у каждого из вас есть оценочный лист. В него вы будете вносить свою оценку за каждый этап урока. В конце урока вы выставите средний балл за урок.

Оценочный лист

Ф/И/ учащегося__________________________________________

Задание

Актуализация знаний (повторение теории)

Математическая разминка.

(устная работа)

Исторический момент (решение уравнений с использованием свойств степени)

Преобразование выражений, содержащих радикалы и степени

Проверь себя (с\р)

Итого

Оценка

           -

-

II.  Актуализация знаний.

 Проверка знания учащимися основных понятий и правил, умений объяснять их сущность, аргументировать свои суждения.

Ученикам предлагается на индивидуальных листах заполнить таблицу.

Потом учащиеся выставляют себе отметки в оценочном листе, сравнив ответы с опорной сигнальной схемой.

Критерий оценивания: 2 верных ответа – 1 балл.

Предлагается заполнить таблицу индивидуально (слайд 3):

№ п/п

Вопрос

Ответ

Ограничения для:

1

Закончи определение: степенью числа а с рациональным показателем r =m/n называется …….

Число

  a

m- целое,

а>0,  

n- натуральное,

n>1

2

Каким может быть число а в степени r

больше 0

а>0,

r- рациональное

3

Чему равно: 0 в степени r?

0

r>0

4

Чему равно: 0 в степени r, где  r<0?

не имеет смысла

5

Чему равно а в степени 0?

1

а>0

6

Запишите свойства степени с рациональным показателем.

a     ∙ a        = a

а>0;

b>0;

n,s - рациональные

a     :  a        = a

    ( a  )   = a

(ab)        = a      b

(a/b)             = a     /b

a       < b              при  

                             n>0;  

a       > b              при

                             n<0  

если 0 < a < b,
n - рациональное

а       >   а         , при а>1;

а        <    а       , при

0 < а < 1

n– рациональное,

n > s

III. Устная работа  «Математическая разминка»

Учитель: Применим знание определения и свойств  степени с рациональным показателем, выполнив следующие задания устно.

1. Представить выражение х22 в виде произведения двух степеней с основанием х, если один из множителей равен:

(слайд 4)

 х2, х5,5, х1/4, х1,2, х0

2. Упростить:

(слайд 5)

а) х 1/2∙ √х;

б) у 5/8∙  у 1/4 : у 1/8  ;

в) с 1,4 с -0,3 с 2,9.

 3. Вычислите:

(слайд 6)

 а) 4-2 :Image903;                 б) 9-4 : 3-6 ;                         в) Image910.  

4. Имеет ли смысл выражение:

(слайд 7)

 2Image906;         (-5)Image907;        (-0,2)Image908;      0Image909;      0 -10. 

5. Сравните:

(слайд 8)

               Image91и Image92.

Учитель:

А сейчас самостоятельно вычислите устно  и составьте  слово, используя дешифратор.  (слайд 9)

Выполнив это задание, вы, ребята, узнаете фамилию немецкого математика, который ввел термин - “показатель степени”.

1) (-8)1/3;            2) 811/2;          3) (3/5)-1;             4) (5/7)0 .

5) 27-1/3;          6) (2/3)-2;       7) 161/2 ∙ 1251/3 .

Слово: 1234567 (Штифель) 

Л

Т

Н

Р

Ш

О

Ь

И

Е

Ф

К

А

Д

Ю

9/4

9

5

11

-2

4/9

20

5/3

1/3

1

3

8

64

2

  (слайд 10)

IV. Исторический момент. (слайд 11)

Задание. Решить уравнения и составить слово, используя дешифратор. Каждый учащийся получает индивидуальное задание.

Карточка № 1

1) х1/3=4;          2) у-1=3/5;           3) а1/2= 2/3;             4) х-0,5 х1,5 = 1;        5) у1/3 =2 

6) а2/7а12/7 = 25;        7) а1/2 : а = 1/3.

Слово: 1234567 (Диофант)

Карточка № 2

1) х1/3=4;        2) у-1= 3;      3) ( х+6)1/2 = 3;      4) у1/3 =2;            5) (у-3)1/3=2;

6) а1/2 : а = 1/3

Cлово: 123456 (Декарт)

Карточка № 3

1) а2/7а12/7 = 25;         2) (х-12)1/3 =2;       3) х-0,7 х3,7 = 8;

4) а1/2 : а = 1/3;          5) а1/2= 2/3.

Cлово: 123451 (Ньютон)

(слайд 12)

Дешифратор

Л

Т

Н

Р

Ш

О

Ь

И

Е

Ф

К

А

Д

Ю

9\4

9

5

11

-2

4\9

20

5\3

1\3

1

3

8

64

2

   Учащиеся выставляют себе отметки в оценочном листе, используя критерий оценивания «один неправильный ответ – минус один балл».

Историческая справка:   (учитель)

(слайд 13)

Диофант -  греческий учёный, живший в III веке, в своей книге «Арифметика» ввёл символы для первых шести степеней неизвестного и обратных им величин.

Рене Декарт – жил во Франции,  в XVII в,  ввёл   современные обозначения степени (типа а4, а5 ).

Исаак Ньютон – английский математик (1643–1727), ввёл современные определения и обозначения степени с нулевым, отрицательным и дробным показателем.

V. Преобразование выражений, содержащих радикалы и степени с дробным показателем. (15 мин.)

Задание №51 а), № 49 г),№ 47 г), стр.282 - 283,  учебник для 10-11 класса под ред. А.Н.Колмогорова.  Решение заданий у доски с объяснением, «сильными» учениками.

(слайд 14)

VI. Самостоятельная работа на основе заданий из ЕГЭ. (10 мин.)   

(слайд 15)

Вариант 1

1. Вычислить: по1 баллу

а) 272/3;                         б) 160,75 + 4 ∙ ( 1/25)1\2

2. Упростить выражение: по 2 балла

а) х1/2 ∙ х 3/4 ;            б)( х-5/6 )-2/3;

в) х-1/3 : х3/4;                     г) (0,04х7/8)-1/2

3. Решить уравнение: по 3 балла

а) х1/3 = 4;                    б) 2х1/6 - 11/3 =0

4. Упростить выражение: 4 балла

(а + 3а1/2): (а1/2+3)

5. Найти значение выражения: 5 баллов

1/2 -2)-1 - (У1/2 +2)-1 , при у=18  

Проверка (слайд 16)

Учащиеся выставляют себе отметки в оценочном листе, используя критерий оценивания:

(слайд 17)

“5” – 24–25баллов;

“4”– 20–23баллов;

“3” – 13–19баллов;

“2” – менее 13 баллов.

VII. Задание на дом.

(слайд 18)

Тематический тест из материалов ЕГЭ, 1 вариант.

  1. Подведение итогов урока.  

(слайд 19)

Выставление среднего балла за урок.

Учитель.

(слайд 20)

Ребята, на доске вы видите  высказывания английского математика Джеймса Джозефа Сильвестра о математике  

“Математика – это музыка разума,

 Музыка – это математика чувств”.

Не правда ли,  романтично?

К чувствам мы можем отнести различного рода переживания. В этом году одной из причин ваших и моих переживаний является успешная сдача ЕГЭ и, как следствие, поступление в ВУЗ. Очень хочется, чтобы преобладали положительные эмоции. Должна быть уверенность, а это наши знания и навыки. Сегодня на уроке мы внесли очередной вклад в вашу  подготовку к ЕГЭ, повторяя понятие степени с рациональным показателем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Степень с рациональным показателем Алгебра и начала анализа 11 класс учебник для 10-11 класса под ред. А.Н.Колмогорова. Учитель Мохова Валентина Ивановна МБОУ МО Плавский район «Сорочинская СОШ»

Слайд 2

Цели урока: Обучающие: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Степень с рациональным показателем”; актуализировать опорные знания учащихся; проконтролировать уровень усвоения материала; ликвидировать пробелы в знаниях и умениях учащихся; формировать навыки самоконтроля учащихся. Развивающие: развивать познавательную активность учащихся; развивать умение применять знания на практике . Воспитывающие: воспитывать заинтересованность каждого ученика в работе, сознательный интерес к предмету, к истории математики.

Слайд 3

П Р О В Е Р Ь С Е Б Я: № Ответ: Ограничения для: 1. Число n √ a m - целое, а>0 , n - натуральное, n >1 2. больше 0 а>0, r- рациональное 3. 0 r>0 4. не имеет смысла 5. 1 а>0 6. a ⁿ ∙ a = a а>0 ; b >0 ; n,s - рациональные aⁿ : a = a ( aⁿ ) = aⁿ ( ab ) ⁿ = aⁿ bⁿ ( a/b ) ⁿ = aⁿ / b ⁿ a ⁿ < b ⁿ при n>0 ; a ⁿ > b ⁿ при n<0 если 0 < a < b , n - рациональное а ⁿ > а , при а>1; а ⁿ < а , при 0 < а < 1 n,s – рациональное, n> s Критерий оценивания: « 2верных ответа – 1 балл». m s n +s n- s s s s s

Слайд 4

Математи-ческая разминка Представить выражение х 22 в виде произведения двух степеней с основанием х , если один из множителей равен: х 2 · Х = Х²² х 5,5 · Х = Х²² х 1/4 · Х = Х²² х 1,2 · Х = Х²² х 0 · Х = Х²² 16,5 20,8 21,75 20 22

Слайд 5

Упростить: а) х 1/2∙ √х ; Ответ: Х б) у 5/8∙ у 1/4 : у 1/8 ; Ответ: у в) с 0,4 с -0,3 с 2,9. Ответ: с³ Математи-ческая разминка

Слайд 6

Вычислите: а) 4 -2 : ; Ответ: ½ б) 9 -4 : 3 -6 ; Ответ: 1 9 в) ; Ответ: 1 8 Математи-ческая разминка

Слайд 7

Имеет ли смысл выражение: 2 ; (-5) ; (-0,2) ; 0 ; 0 . Математи-ческая разминка 1/2 3/4 -1/3 3/5 -10

Слайд 8

Сравните: 2 и 3 Математи-ческая разминка 300 200

Слайд 9

вычислите устно и составьте слово, используя дешифратор. Л Т Н Р Ш О Ь И Е Ф К А Д Ю 9/4 9 5 11 -2 4/9 20 5/3 1/3 1 3 8 64 2 1) (-8) 1/3; 2) 81 1/2; 3) (3/5) -1 ; 4) (5/7) 0 . 5) 27 -1/3; 6) (2/3) -2; 7) 16 1/2 ∙ 125 1/3 . Выполнив это задание, вы узнаете фамилию немецкого математика, который ввел термин - “показатель степени”.

Слайд 10

1487 -1567 Михель Штифель- немецкий математик дал определение а 0 =1 при и ввел термин «показатель степени»

Слайд 11

Исторический момент

Слайд 12

Решите уравнения (самостоятельно) и составьте слово, используя дешифратор. л т н р ш о ь и е ф к а д ю 9/4 9 5 11 -2 4/9 20 5/3 1/3 1 3 8 64 2 Индивидуальные задания на карточках, 3 варианта Критерий оценивания задания: «один неправильный ответ – минус один балл»

Слайд 13

Диофант - греческий учёный, живший в III веке, в своей книге «Арифметика» ввёл символы для первых шести степеней неизвестного и обратных им величин. Рене Декарт – жил во Франции, в XVII в, ввёл современные обозначения степени (типа а 4 , а 5 ). Исаак Ньютон - английский математик (1643–1727), ввёл современные определения и обозначения степени с нулевым, отрицательным и дробным показателями. Историческая справка

Слайд 14

Преобразование выражений, содержащих радикалы и степени с дробным показателем Задание №51 а), № 49 г),№ 47 г), стр.282 - 283

Слайд 15

Самостоятельная работа на основе заданий из ЕГЭ 1. Вычислить: по1 баллу а) 27 2/3; б) 16 0,75 + 4 ∙ ( 1/25) 1/2 2. Упростить выражение : по 2 балла а) х 1/2 ∙ х 3/4 ; б)( х -5/6 ) -2/3; в) х -1/3 : х 3/4; г) (0,04х 7/8 ) -1/2 3. Решить уравнение: по 3 балла а) х 1/3 = 4; б) 2х 1/6 - 1 1/3 =0 4. Упростить выражение: 4 балла (а + 3а 1/2 ): (а 1/2 +3) 5. Найти значение выражения: 5 баллов (у 1/2 -2) -1 - (У 1/2 +2) -1 , при у=18

Слайд 16

Проверка: №1 а) 9 ; б ) 8,8 ; №2 а) х ; б) х ; в) х ; г) 5х ; №3 а) 64 ; б) 1/64 ; №4 a ; №5 2/7 . 1,25 5/9 -13/12 -7/16 1/2

Слайд 17

критерии оценивания “5” – 24–25баллов; “4”– 20–23баллов; “3” – 13–19баллов; “2” – менее 13 баллов.

Слайд 18

Задание на дом Тематический тест из материалов ЕГЭ, 1 вариант.

Слайд 19

Подведение итогов урока Выставление среднего балла за урок. Оцените урок с помощью звёздочек, лежащих на столе. Мне не понравился урок Мне было интересно Я не понимаю как и раньше Я узнал новое я уверен в своих знаниях по теме

Слайд 20

“ Математика – это музыка разума, Музыка – это математика чувств ” английский математик Джеймс Джозеф Сильвестр

Слайд 21

http://refdb.ru/images/515/1028492/74528fd3.png - изображение совы www.liveinternet.ru - портрет немецкого математика Михеля Штифеля http://festival.1september.ru/ http://www.biograpedia.ru/ - портрет Диофанта http://files.vm.ru/photo/vecherka/2014/02/doc6dykb392x13101ki430t_800_480.jpg - портрет Рене Декарта http://www.calend.ru/img/content_events/i0/525.jpg - портрет Исаака Ньютона ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по алгебре и началам анализа 11 класс "Геометрический смысл производной"

Конспект урока алгебры и начал анализа 11 класс с использованием метапредмета "задача" по теме "Геометрический смысл производной", рабочий лист ученика, презинтация к уроку...

Конспект урока по алгебре и началам анализа по теме: "Вычисление площади криволинейной трапеции"

Конспект урока позволяет проверить умения обучающихся находить первообразные элементарных функций по таблице. Также данный материал помогает объяснить, что называется криволинейной трапецией и как нах...

Конспект урока по алгебре и началам анализа по теме "Решение уравнений высших степеней"

В разработке представлен конспект урока по алгебре и началом анализа по теме "Решение уравнений высших степей".Урок -изучение нового материала...

план-конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе "Показательные уравнения"

План-конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе "Показательные уравнения" , УМК Мордкович А.Г....

Конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе. Тема: «Решение логарифмических уравнений и неравенств».

Конспект урока по алгебре и Началам анализа в 11 классе с использованием ИКТ технологий....

Конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе по теме:"Решение логарифмических уравнений"

В конспекте рассматриваются основные понятия по заданной теме: определение  и свойства логарифмов и логарифмической функции, правила   вычисления логарифмов, способы решения логарифмиче...

Конспект урока по алгебре и началам анализа в 10 классе "Решение тригонометрических уравнений"

Данный урок разноуровнего повторения рекомендуется при подготовке учащихся к ЕГЭ....