Линейная функция. Решение графических задач по физике.7 класс.
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Костина Татьяна Владимировна

Интегрированный урок по алгебе и физике. Вводятся понятия линейной функции, ее графика, рассматриваеются задания на нахождения зависимостей величин, на построение графиков и работы с ними. На основании алгебраических понятий линейной функции рассматривается графическое решение задач по физике по теме "Равномерное прямолинейное движение" и "Силы в природе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lineynaya_funktsiya.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ЛИНЕЙНАЯ ФУНКЦИЯ. ГРАФИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА УРОКЕ ФИЗИКИ» - 2 ЧАСА

ТИП УРОКА: комбинированный – получение новых знаний, закрепление, обобщение, контроль знаний.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Формирование знаний и умений учащихся по расчету одной физической величины через другую, применение понятия линейной функции (функции примой пропорциональности) и ее графика к решению задач на уроке физики, межпредметная связь между алгеброй и физикой.
  • Развитие обобщенных знаний и целостного представления о физических явлениях, опираясь на развитие математического мышления через сопоставление аналогии, развитие умения самостоятельно получать знания.
  • Воспитание  самостоятельности, уверенности в своих силах, уважение к товарищам, коллективизма в достижении цели, аккуратности при оформлении письменных работ.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • дидактический материал по физике;
  • раздаточный материал;
  • контрольные листы  с дифференцированными заданиями;
  • приборы для выполнения практического задания;
  • плакаты с графиками;
  • слайды по теме «Механическое движение»;
  • тетрадь, учебник «Физика 7» (Громов С.В., Родина Н.А.)

ПЛАН УРОКА:

I     Организационный этап

II    Проверка домашнего задания

III   Актуализация знаний

IV   Изучение нового материала

V    Проверка степени понимания нового материала

VI   Закрепление нового материала и обобщение знаний

VII  Контроль знаний, полученных на уроке

VIII Информирование о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

IX    Итог урока – рефлексия

ХОД УРОКА

  1. Приветствие учащихся, проверка наличия учебных принадлежностей, запись в тетрадях числа, «классная работа».
  2. Проверка домашнего задания:
  1. Сверяем ответы задач с кратким пояснением решения (две задачи обязательного уровня и одна повышенного уровня для сильных учащихся).
  2. Решение задач, подобных домашним (учебник Громов С.В., Родина Н.А)

№18

дано

СИ

Решение

ν= 72км/ч

20м/с

Движение равномерное

t=10 с

10с

S = ν  • t → формула движения

S - ?

…м

S = 20м/с х 10с = 200М                        

                                  Ответ S =200М

 

№ 47 

дано

СИ

Решение

= 2Н

Fу = kx (закон Гука) → найдем жесткость

 x =4 см

0,04м

k = Fу / x

k - ?

…н/м

k =2Н : 0,04м = 50н/м  

                             Ответ: k =50н/м  

№49

дано

СИ

Решение

k = 80н/м

80н/м

Т.к. груз прикреплен к пружине, на него действуют две силы, удерживающие его

m= 400г

0,4кг

В равновесии – они равны, т.е.  Fу = Fт, kx = mg  →  x= mg/ k

x - ?

…м

x = (0,4кг х 10 н/кг)/ 80 н/кг = 0,05 м

             

                               Ответ x = 0,05 м   

Для данного урока ребятам было предложено заполнить таблицу (первые две колонки они заполняли до урока, последние две после урока в качестве домашнего задания)

Что я знаю и умею к данному уроку?

Что хочу узнать на данном уроке?

Что я узнал?

Где можно применять полученные знания на практике?

Алгебра:

определение линейной функции; функции прямой пропорциональности: графики функции; работа с ними.

Физика:

область механических движений; виды движений; силы в природе и их формулы, решение расчетных задач

Закрепить решение задач;

научиться решать задачи графически.

увидеть связь: алгебраических понятий с физическими понятиями;

 линейной функции с формулами

S = ν  • t, Fт = mg,

Fу = kx

Функциональная зависимость между S и t (ν const), Fт и m (g const); графики этих зависимостей; работа с графиками; графический способ решения задач; практическое нахождение  k жесткости в законе Гука.

Графики наглядно показывают характер движения тела; позволяют определить положение тела в любой момент времени и системы тел не только на Земле, но и в пространстве.

  1. Актуализация знаний: ( фронтальная беседа)

Физика:

Учащиеся просматривают слайды по теме «Механическое движение» и отвечают на вопросы (во время ответов показывают карточки с формулами:  S = ν  • t, где   ν const;  Fт = mg ,  где g const4

Р= mg , где g const; Fу = kx, где k const)

  1. определение механического движения.
  2. основные формулы равномерного движения.
  3. назвать постоянные величины
  4. взаимодействие тел, инертность.
  5. масса как мера инертности.
  6. силы в природе, определение силы, силы тяжести, силы упругости, веса

(на магнитной доске выставляются формулы и выстраивается направление сил )

S = ν·t             ν – const  

Fу = k·x          k - const          

P = m·g          g - const

Fт  = m·g      g - const

Алгебра:  ( во время ответа показывают карточки с формулами, которые дублируются на магнитной доске: y = kx +b,  если b=0, то  y = kx)

  1. понятие линейной функции, формула и график данной функции.
  2. понятие функции прямой пропорциональности, формула и график данной функции.
  3. при каких условиях линейная функция является функцией прямой пропорциональности?

▲ НА ЭТОМ ЭТАПЕ УРОКА ЧЕРЕЗ ИГРОВОЙ МОМЕНТ АКТИВИЗИРУЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО РАОТЕ НАД ТЕОРИЕЙ,  И ВОССТАНАВЛИВАЮТСЯ ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

▲ РЕБЯТА АКТИВНЫ, (ПОЛУЧАЮТ ,ВОВЛЕЧЕНЫ ВСЕ УЧАЩИЕСЯ, ВИДНО, КТО УСВОИЛ МАТЕРИАЛ, А С КЕМ ЕЩЕ НАДО ПОРАБОТАТЬ НАД МАТЕРИАЛАМ.

  1. Изучение нового материала

Сообщаю тему урока (записана на доске)

«ЛИНЕЙНАЯ ФУНКЦИЯ. ГРАФИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА УРОКЕ ФИЗИКИ»

Сообщаю цели урока (записаны на доске:

УСТАНОВИТЬ ВЗАИМОСВЯЗЬ ФУНКЦИИ ПРЯМОЙ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ (ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ЛИНЕЙНОЙ ФУНКЦИИ) С ОСНОВНЫ УРАВНЕНИЕМ ДВИЖЕНИЯ И УРАВНЕНИЯМИ НАХОЖДЕНИЯ СИЛ.

Алгебра:  (учебник под редакцией Теляковского).

      – запишите в тетради функцию прямой пропорциональности в общем виде и укажите ее составляющие;

y = kx ,   х – независимая переменная (аргумент) - О.О.Ф

               y – зависимая переменная (функция) – О.З.Ф

               k – коэффициент пропорциональности (число ≠ 0)

Задание №1: построить график функции прямой пропорциональности, заданной формулой, сколько точек нужно построить и почему? По графику определить значение х и y

I   вариант:  y = 2x                                                                     

II  вариант:  y =  - 2x  

значение y, если х = 0,5       (1)

значение y, если х =0,5      (-1)

значение х, если y =3         (1,5)

значение х, если y = -3       (1,5)

Задание №2: на графике из задания №1 построить график функции I вариант:  y = -2,  II  вариант:  y = 2, что это за функция? (если в функции y = kx +b      k=0, то  y = b, график – прямая параллельная оси ОХ)

Одновременно двое учащихся выполняют индивидуальное задание на доске, отвечают на заданные вопросы (класс не видит работу товарищей).

.

▲КЛАСС САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫПОЛНЯЕТ АНОЛОГИЧНУЮ РАБОТУ, ПРИСЛУШИВАЯСЬ К ОТВЕТАМ ОДНОКЛАССНИКОВ У ДОСКИ (ЗА ШИРМОЙ). КОГДА РАБОТА ВЫПОЛНЕНА, ОТКРЫВАЕТЯ НА ОБЗОР РАБОТА УЧАЩИХСЯ У ДОСКИ, СИДЯЩИЕ В КЛАССЕ СВЕРЯЮТ СВОИ РАБОТЫ, ДЕЛАЮТ ЗАМЕТКИ, ИСПРАВЛЕНИЯ, ЕСЛИ В ЭТОМ ЕСТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ.

Физика:

Работа с уравнениями равномерного движения и уравнением силы упругости.

№1:   S = ν  • t  соответствует  y = kx.

Назовите переменные  ν и t, но  ν const

Независимая переменная – t соответствует x

Зависимая переменная – S соответствует y 

Коэффициент пропорциональности – ν соответствует k 

t аргумент

S – функция, т.е. S зависит от  t.

Запишем функциональную зависимость S (t) формулой S = 2 t  и построим график.

Работа по графику:

1) S - ?    t = 3с    →  S = 6м

    S - ?    t = 1,5   →  S = 3м

2) t -?      S = 4м  →  t = 2с

   t - ?      S = 8м  →  t = 4с

3) тело движется со скоростью 2м/с

В формуле S =- 2 t  «-» указывает на движение «обратно»,

В формуле ν = 2 график – прямая параллельна оси упругости, т.е. тело движется с постоянной скоростью, где ось ординат – ось «ν».

№2: Fу = kx

Независимая переменная  x – удлинение пружины

Зависимая переменная   - сила упругости

Коэффициент пропорциональности k - жесткость

График зависимости от х является прямой, проходящей через начало координат.

V.    Проверка степени понимания нового материала

Работа с графиком движения двух тел (фронтальная работа устно)

Плакат  с иллюстрацией движения пешехода из пункта А в пункт В и велосипедиста из пункта В в пункт А при одновременном начале пути

Вопрос – тест

1.опишите движение пешехода (П) и велосипедиста (В)

а) П направляется из А в В

   В направляется из В в А

б) t движения П 2ч или 120 мин

   t движения В 1ч20мин, 20 мин он

    отдыхал

в) ν П = 5км/ч, при равномерном движении,  νВ (В→А)= 15км/ч, νВ (А→В) = 15км

г)В точках С и Д – встреча велосипедиста и пешехода

ИТАК: зная, что пройденный путь зависит прямо пропорционально от времени, по графику зависимости S (t)  удобно рассчитывать S по заданному t и наоборот, не производя расчетов.

График наглядно характеризует движение физических тел, позволяет рассчитывать положение тел в любой  момент времени без использования основных формул. В этом и заключается графическое представление движения тел, применяемое в практических целях.

  1. Закрепление нового материала и обобщение знаний.

Класс разбит на группы. На партах лежат карточки с индивидуальными заданиями.

1 группа: решают расчетные задачи в один шаг –  нахождение Fу,  Fт, Р.

2 группа: решают расчетные задачи в 2-3 шага – нахождение k, x, m с переводом единиц измерения.

3 группа; получают графики с вопросами. Эти же графики вывешиваются на больших плакатах на доске.

Вопрос: определите и запишите функциональную зависимость S (t)  для движения одного и дух тел.

Ответ: определяя значения  ν1 и ν2, получаем S1 = 3t S2 = 1,5  t

 Вывод: чет больше ν, тем выше расположен график.

 

 Вопрос: определите функциональную зависимость по графикам.

Ответ: зависимость ν (t) ν const 

ν1 = 2м/с,  ν2 = 1,5 м/с 

Вывод: графики параллельны оси времени.

Вопрос: опишите движение, задаваемое графиком

Ответ: ОА – движение равномерное, т.к.   ν const

ν1 = 1 м/с

АВ – тело находится в покое, t покоя  = 3с,ν2  = 0  м/с

ВС – тело движется равномерно,  ν const

ν 3 = 1 м/с

Вопрос: определите функциональную зависимость силы упругости от растяжения пружины и запишите формулу функции.

Ответ: Fу зависит от х прямо пропорционально, т.к Fу = kx (закон Гука) → k= Fу/ x , определим по графику k – жесткость пружины, k = 100н/м, 

Fу = 100х

▲НА ЭТАПЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗАНЯТЫ ВСЕ УЧАЩИЕСЯ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ ПОДГОТОВКИ. ПОКА ПЕРВАЯ И ВТОРАЯ ГРУППЫ РЕШАЮТ РАСЧЕТНЫЕ ЗАДАЧИ, РЕБЯТА ИЗ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ УСТНО ПРОДУМЫВАЮТ СВОИ ВОПРОСЫ,  ДЕЛАЯ РАСЧЕТНЫЕ ПОМЕТКИ НА КАРТОЧКАХ, ЗАТЕМ СВОИ ОТВЕТЫ ОЗВУЧИВАЮТ У ДОСКИ У ТЕХ ЖЕ САМЫХ ГРАФИКОВ (НА БОЛЬШИХ ПЛАКАТАХ). ИЗ ОТВЕТЫ УЖЕ ГОТОВЫ ВЫСЛУШАТЬ РЕБЯТА ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ ГРУПП. ДУБЛИРУЮ ЕЩЕ РАЗ ЗАДАНИЯ НОВОЙ ТЕМЫ.

ТЕМ САМЫМ УЧТЕНЕНЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ КАЖДОГО УЧЕЩЕГОСЯ НА ЭТАПЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ.     

  1. Контроль знаний, полученных на уроке.

Контроль знаний проводится в виде самостоятельной разноуровневой работы. Ученики выполняют задания на контрольных листах, где предложены пять вариантов – пять уровней сложностей. В каждом варианте два задания:

  1. расчетная задача + задача на определение величины по данному графику.
  2. расчетная задача +задача на построение графика по заданной функции.
  3. задача на работу с графиками движения двух тел + задача на построение графика.
  4. задача на характеристику движения по готовому графику + расчетная задача.
  5. практическое задание на нахождение физической величины + расчетная задача и построение графика по найденному значению физической величины.

▲ЗАДАНИЯ ПРЕДЛОЖЕНЫ ПО НАРАСТАНИЮ СЛОЖНОСТИ, ЧТО ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ЛИЧНОСТНО-КОМПИТЕНТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧАЮЩИМСЯ ПРИ ПРОВЕРКЕ УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

I уровень:

1. парашютист массой 70кг спускается на парашюте. Найдите вес парашютиста

Ответ: Р = 700Н

2. по графику пути равномерного движения определить путь, пройденный телом за 4с и найти скорость движения.

Ответ: S = 20м, ν = 5м/с

II    уровень:

1.человек массой 70 кг держит на плечах рюкзак массой 15 кг. С какой силой он давит на пол.

Ответ: Р = 850Н

2. построить график равномерного движения тела, если оно имеет скорость  3м/с, задав его функцию,  и определить путь, пройденный телом за 2с, используя построенный график.

Ответ: S =3t  →   S=6м

III   уровень

1.по графикам движения пешехода (1график) и велосипедиста (2 график), определить: а) какое время они были в пути (каждый) б) какой путь проделал каждый из них. в) какова скорость каждого.

Ответ:   а) t1 = 2ч, t2 = 1ч;

              б)  S1 = 6км, S2 =10км

              в) ν1 = 3 км/ч ν2  =10  км/ч

2. построить график зависимости силы упругости (Fу) от удлинения пружины ), если задана функция  

Fу = 0,5х

IV   уровень

1.рыболов пошел из дома на озеро, где ловил рыбу, затем он вернулся обратно. Укажите по графику:

 а) каково расстояние от дома до озера?

б) сколько часов рыболов был на озере?

в) какова скорость его движения?

ответ:    а) S= 8км

              б)  t =4ч

              в) ν = 4 км/ч

2. сила в 12Н сжимает стальную пружину на 7,5см. определите жесткость пружины.

Ответ: k = 1600н/м

V   уровень:

1. практическое задание: определить коэффициент жесткости пружины динамометра и построить график зависимости от х по полученным данным

2.велосипедист за 20 мин проехал 6 км. Какова его скорость? Построить график движения по условию этой задачи, задав функцию зависимости S от t.

Ответ: ν = 5 м/с, S= 5t 

▲ВЫПОЛНИВ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ, РЕБЯТА СДАЮТ ТЕТРАДИ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЛИСТЫ УЧИТЕЛЮ, ТЕМ САМЫМ ВСЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ БУДУТ ОЦЕНЕНЫ. 

VIII. Информирование о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.                                          Получают домашнее задание (записано на обороте доски). Физика: заполнить третью и четвертую колонки таблицы З-Х-У-П: решить задачу 344 (Л) и повторить определения в §6,12,14,15.

Алгебра: №326   (учебник     Теляковского)

IX    Итог урока – рефлексия

Обучаемые еще раз называют – что изучено на уроке, указывают связь между алгебраическим понятием функция и уравнениями нахождения физических величин, повторяют алгоритм решения графических задач по физике.

Сообщаются оценки тестовой работы.

 УРОК ОКОНЧЕН. СПАСИБО ВСЕМ! МОЛОДЦЫ!!!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЬЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВИСТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ФИЗИКЕ И АЛГЕБРЕ

«ЛИНЕЙНАЯ ФУНКЦИЯ.

ГРАФИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

НА УРОКАХ ФИЗИКИ»

7 КЛАСС

УЧИТЕЛЬ КОСТИНА Т.В.

2009-2010 УЧЕБНЫЙ ГОД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Движение тел по наклонной плоскости" Графические задачи по физике. 10 класс

Данная презентация поможет учителю отработать навыки решения задач при движении тела по наклонной плоскости в 10 профильном физико-математическом классе....

Программа элективного курса по физике для 10 – 11 классов "Решение нестандартных задач по физике"

Программа элективного курса по физике для 10 – 11  классов.  Тема:          Решение нестандартных задач по физике  Пояснитель...

решение графических задач, задания А8-занятие по подготовке к ЕГЭ по обществознанию

Обобщен теоретический, подобран практический материал достаточный для отработки умений решать графические задачи в разделе экономика ЕГЭ по обществознанию....

подготовка к ЕГЭ.Методика решения графических задач по физике

Предложен оптимальный алгоритм решения сложных графических заданийЕГЭ...

Программа элективного курса по физике для 10 – 11 классов "Решение нестандартных задач по физике"

рограмма элективного курса по физике для 10 – 11  классов.  Тема:          Решение нестандартных задач по физике  Пояснительн...

Программа "Решение олимпиадных задач по физике. 7 класс".Программа "Решение олимпиадных задач по физике. 8 класс".

С 2013 года участвую в работе инновационной площадки «Центр дополнительного образования – интегрирующая образовательная среда по работе с одарёнными детьми».Решение задач способствует более глубокому ...

Методическая разработка "Решение графических задач на уроке физики"

Материал предназначен для учителя физики. Материал может быть использован на уроках решения задач....