Технологическая карта урока "Задачи на движение по реке" , 5 класс
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Смирнова Галина Юрьевна

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Цели урока: сформировать и развивать навыки решения задач на движения по реке и против течения. Урок сопровождается презентаций. Благодаря интерактивной доске  у детей развивается произвольное внимание, память, мышление. Использование образцов решения задач на слайде при проверке даёт возможность ученику самостоятельно проконтролировать своё решение пошагово, воспитывает уверенность ученика в себе, работоспособность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

          Урок 83-84

          Тема урока: Задачи на движение по реке

          Цели урока: сформировать и развивать навыки решения задач на движения по реке и против течения.

          Планируемые результаты:

          Предметные: ученик должен научиться решать задачи на движение по реке, определять скорость движения по течению, против течения.        

Личностные и метапредметные :

        Личностные УУД: проявление терпения и аккуратности. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

        Познавательные УУД: решать текстовые задачи арифметическим способом, используя зависимость между скоростью, временем, расстоянием: анализировать и осмысливать текст задачи; строить логическую цепочку рассуждений.

        Коммуникативные УУД: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

        Регулятивные УУД: Осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления

       Тип урока: Комбинированный.

       Форма работы учащихся: индивидуальная, коллективная, парная

       Средства обучения : мультимедиа проектор, раздаточный материал, интерактивное учебное пособие «Наглядная математика. 5 класс

Структура и ход урока.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

1 мини-модуль

УЭ – 0 Организационный момент

Самоопределение к деятельности

Приветствие детей.

Слайд 1

«Три пути ведут к знанию: путь размышления -  этот путь самый благородный, путь подражания - этот путь самый лёгкий путь опыта - этот путь  самый горький»

                                          Конфуций

                                                                                                           

Сегодня на уроке мы будем размышлять при решении математических задач и приобретем опыт, который нам поможет в дальнейшем при решении жизненных ситуаций.

Приветствие учителя.

Познавательные:

Строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Прогнозирование своей деятельности

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог

Регулятивные : организация рабочего места

УЭ – 1 Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. 

Вспомним типы задач на движение, которые мы установили ранее. Какие  ключевые слова позволяют установить, что перед нами задача на движение? Какая существует связь между величинами  S,v,t? Выразим ее в виде формулы. Решим задачи, используя полученную зависимость. Слайд 3

  • Катер имеет скорость17км/ч. Найдите его путь за 3часа при движении по озеру.
  • Дельфин проплывает 177км за 3часа, а кальмар 106км за 2 часа. Кто плавает быстрее?
  • Собственная скорость катера15км/ч, а скорость течения 3км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения.

Вспомним решение простейших задач на движение по реке. Пусть плывет лодка. Как, зная скорость течения и собственную скорость лодки, найти скорость лодки по течению? А против течения? Какие еще вы знаете формулы, связывающие эти величины? (Слайд 4)

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Предлагают решение задач, комментируя каждый шаг

Называют величины, которые использовались в задачах

Коммуникативные (высказывание своих идей, обоснование их, анализ и принятие чужого мнения)

Регулятивные :  самоконтроль,

самокоррекция

Познавательные:  

использование знако-символической записи математического понятия

анализ текста, сравнение, постановка проблемы

2 мини- модуль

УЭ – 2 Постановка учебной задачи

Мы справились с заданием. Можем ли мы сказать, что решим теперь любую задачу на движение по реке? Обратимся к задаче (слайд 5) Решали мы ранее задачи такого типа? Хотели бы вы научиться их решать? Сегодня цель нашего урока: мы продолжим работу с задачами  на движение. Будем искать способы решения новых типов задач. Может, создадим алгоритм решения этого типа задач.

Учащиеся отвечают на вопросы, пытаются назвать алгоритм решения задач на движение.

Коммуникативные: умение лаконично формулировать свои мысли

Регулятивные:

целеполагание, коррекция

Познавательные:   осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

УЭ – 3 Построение проекта выхода из затруднения.

Вернемся к задаче (слайд 5)

Какие слова позволяют нам отнести ее к задачам на движение по реке? Что нового появилось в условии? Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? Как найти  путь по течению и путь против течения? Какую формулу мы применяем?

Учащиеся записывают условие задачи и алгоритм. Проговаривают его вслух.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные:

оформление решения задачи;

подведение под понятие, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, выдвижение гипотез и их обоснование, самостоятельное создание способов решения проблем.

 

Релаксация

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Видеофрагмент

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

Регулятивные :саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию

УЭ -4 Первичное закрепление во внешней речи.

Продолжаем решать  задачи  на движение. Разберем задачу

 (слайд 6) Какого типа эта задача? Можем ли мы ее решить, применив  полученный алгоритм? Решаем. Кто желает у доски? Проговариваем способ решения.

Называют тип задачи, применяют записанный алгоритм к данной задаче, один учащийся решает задачу на доске

Коммуникативные :  грамотная устная и письменная речь, умение сопереживать, поддержать, постановка вопросов

Регулятивные:  планирование хода решения, выбор уровня сложности работы, прогнозирование результата

Познавательные : работа по алгоритму, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, смысловое чтение

УЭ -5 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Предлагает  заполнить таблицу (слайд 9) нахождения скорости по течению и против течения (работа в парах)

Личностные: самоопределение

Учащиеся в парах заполняют таблицу  и проверяют ответы по слайду  10.

Коммуникативные : умение договариваться, управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные:

 структурирование информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

3 мини- модуль

УЭ - 6 Включение в систему знаний

Рассказать устно решение задачи (слайд 11)

Расстояние между двумя причалами 24 км. Сколько времени потратит моторная лодка на путь от одного причала до другого и обратно, если собственная скорость моторной лодки 10 км/ч, а скорость течения 2 км/ч?

Учащиеся рассказывают ход задачи, поясняя каждый шаг.

Записи решения делаются по мере необходимости

УЭ – 7 Выходной контроль Самостоятельная работа.

Раздаются листы с заданиями по вариантам

Выполняют в тетрадях и сдают тетради на проверку

Познавательные: рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов.

Регулятивные:  контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация;  формирование умений совместно с другими детьми оценивать способы решения и делать выводы; находить решение задачи и оценивать полученные результаты.

УЭ – 8 Задание на дом.

Слайд 13 Дает комментарий к домашнему заданию. Предлагает задания разного объёма и уровня сложности

п.2.14 ( задача 4 – 5)

1) №540 (а), б) или (в,г)

2) Задача. Найти объём и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда с измерениями

 10см,15см и 20 см.

Записывают в дневниках.

Коммуникативное -восприятие устной речи

Регулятивные: планирование, прогнозирование

УЭ – 9 Итог урока, рефлексия.

Задаёт вопросы (слайд 11)

Рефлексия

Было трудно …

Было интересно …

Я научился …

Меня удивило…

У меня……………настроение

Устные ответы.

Отвечают одним словом

Регулятивные:

оценка, планирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Наши реки".

Полная разработка урока при помощи технологической карты. Дидактическая цель: сформировать представление об собенностях рек России,составить развернутую характенистику реки,используя различные источни...

Технологическая карта учебного занятия:"Движение крови и лимфы по сосудам".

Материал содержит технологическую карту, дидактическую структуру учебного занятия и его психолого-педагогическое обоснование и сценарий проведения учебного занятия. В сценарии используются ссылки на Э...

Технологическая карта урока географии по теме "Реки" 6 класс

Тема урока: РекиКласс: 6УМК: Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География. Начальный курс. М.: 2014Цель урока: расширить и углубить знания о водах суши - реках.Задачи урока:Образовательные: Сформироват...

технологическая карта урока математики в 5 коррекционном классе по теме "Задачи на движение"

Дана технологическая карта урока в классе коррекции (зпр,7 вид) и   ресурсы  к уроку...

Технологическая карта урока по географии в 5 классе на тему "Форма, размеры и движение Земли"

Технологическая карта к уроку географии в интересной форме позволит активизировать деятельность учащихся....

Технологическая карта урока "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" 7 класс + презентация

В работе представлена технологическая карта урока в 7 классе по физике "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение". К уроку подготовлена презентация....