Методы и приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики
статья по алгебре на тему

Некрасова Елена Павловна

Методы и приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prezentatsiya2.doc371.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Пример №1.   

        В  понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение.

Решаю быстро уравнение:

(3х + 70)*2-3=17

6х +14 – 3=17

6х= 17 – 14 -3 (умышленная ошибка)

6х =0

Х = 0

       Естественно, что при проверке ответ не сходится. Ищут ошибку. Дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением учителя. Результат – внимательность и заинтересованность на уроке.

Пример № 2. Даю задачу на дом со словами: «У меня не получается ее решение». Попробуйте это сделать вы, можете обратиться к кому - нибудь  за помощью».  На другой урок они приходят  радостные : они решили!

Пример №3. Решаю квадратное уравнение.

- 2х -2 = 0

Д = (ошибка). Заставляю делать проверку. Не получается. Где ошибка? Находят самостоятельно:  Д = 28.

  • Такие примеры активизируют деятельность учащихся.

   

               Смекалка – особый вид проявления творчества. Она проявляется в результате анализа сравнений, обобщений, установления связей, аналогии, выводов, умозаключений. Это качество можно и нужно развивать в процессе обучения.

*В своей практике я использую занимательные элементы урока:

  1. Петух на одной ноге весит 4 кг. А на двух?
  2. Половина – треть числа. Какое это число?
  3. В семье пять сыновей и каждого есть сестра. Сколько детей в семье?
  4. Кирпич вести 1.5 кг и полкирпича. Какова масса кирпича?

          А также задачи на внимание и сравнение.

  1. Определите. Сколько треугольников вы видите на рис. 1 и квадратов на рис. 2а,б?

Рис.1

  

 

      Рис.2(а)                           

        

 

     Рис.2(б) 

                   

     

           

6.Определите, что общего в данных фигурах, в чем различие?

        

7.Уберите лишнюю фигуру. Ответ обоснуйте.

*Учу детей решать логические задачи с помощью таблицы.

Привожу несколько примеров.

1 задача: «Спортивные соревнования». Коля, Боря, Вова, Юра заняли первые четыре места в спортивном соревновании. На вопрос, какие места они заняли, они четко ответили:

- Коля занял ни первое, ни четвертое место;

- Боря занял второе место;

- Вова не был последним.

Какое место занял каждый мальчик?

Мальчики

Призовые места

1

2

3

4

Коля

0

0

1

0

Боря

0

1

0

0

Володя

1

0

0

0

Юра

0

0

0

1

                                       j0344195[1].wmf

 

 *Эти задачи в основном встречаются на олимпиадах. Во внеклассной работе с учащимися решаем и  такие задачи:

Задание №1: Числа написаны подряд: 1,2,3,4,5….,2000. Первое, третье, пятое и т.д. порядку вычеркивают. Из оставшихся 1000 чисел снова вычеркивают первое, третье, пятое и т.д., повторяя, пока не останется одно число. Что это за число?

  1. 1,2,3,4,5,6,7……..2000 (2000чисел)
  2. 2,4,6,8,10……….2000 (1000 чисел, 2n – формула чисел)
  3. 4,8,12,16,20………..2000 (500 чисел, 4n – формула чисел)…. И так далее 10 строк.

Ученики увидели, что остаются степени числа 2.

Значит, останется число  2000, а это = 1024, т.к.         = 2048  2000.

Ответ:1024.

Задача №2. Среди 1977 монет 50 фальшивых. Каждая фальшивая монета отличается от настоящей на 1 г (в ту или другую сторону). Имеются чашечные часы со стрелкой, показывающей разность масс одной и другой чашки. За одно взвешивание про одну выбранную монету нужно узнать: фальшивая она или настоящая. Как это сделать?

      Решение:

      Пусть вообще имеется 2n + 1 монет, из которых 2K фальшивых (K n), причем каждая фальшивая монета отличается от настоящей на 1 г (в ту или другую сторону). Пусть масса настоящей монеты равна а граммов. Отложим одну выбранную монету, а из оставшихся 2n монет положим n на первую чашку весов и n – на вторую. Заметим, что при этом масса гирь на каждой чашке весов будет отличаться от na (массы nнастоящей монеты) на целое число той же четности, что и число фальшивых монет на этой чашке весов.

      Если отложенная монета настоящая, то общее число фальшивых монет на чашках – 2K (четно), значит, число их на той и другой чашке имеет одинаковую четность, следовательно, разность масс одной и другой чашки будет четна. Если выбранная монета фальшивая, то число фальшивых монет, лежащих  на чашках весов – (2K – 1) (нечетное), тогда нечетно и показание весов.

     *Итак, мы видим, что выбранная монета настоящая или фальшивая в зависимости от того, является показание весов четным или нечетным.

                                               

                   

  Рисунок3.gif

           

            В качестве материала для «математического конферанса» можно использовать различные шуточные вопросы и задачи, некоторые математические анекдоты, интересные краткие сведения и т.п. Вот несколько примеров.

  1. Испытания по математике.

1.1.Однажды Ампер с сыном отправился в Авиньон передохнуть и подкрепить силы. Рассеянный Ампер никак не мог сосчитать, сколько следует заплатить хозяину. Наконец, с помощью последнего это ему удалось.

«Да, сударь, - заметил добродушный авиньонец, - вы не много умете считать, но вам бы следовало поучиться арифметике у нашего священника.… Уж сколько лет минуло с тех пор, как он обучал меня цифрам, а я, как видите, до сих пор кое-что помню». Знаменитый физик не мог ничего возразить.

1.2.Один слишком навязчивый аспирант довел своего руководителя до того, тот не ему сказать: «Идите и разработайте построение правильного многоугольника с 65537 сторонами (216 + 1)». Аспирант удалился, чтобы вернуться через 20 лет с соответствующим построением, которое хранится в архивах в Геттингеме.

2.Кошки Ньютона.

     У Ньютона было две кошки, которые привыкли по утрам рано будить своего хозяина. Чтобы обе кошки,  большая и маленькая,  могли выбегать во двор, не потревожив хозяина, ученый пропилил в двери два отверстия по размерам животных.

     Когда на следующий день он рассказал об этом соседу, тот практично заметил, что

 достаточно одного отверстия. «А ведь верно ! - воскликнул Ньютон. - Мне бы эта идея не пришла в голову».

                                                                                     

   3.Одна девочка писала : «Двести сорок да двести сорок будет четыреста сорок». Она не ошиблась. В чем дело?

   

                            science12.gif

   4. Сколько волос?

Из парикмахерской я вышел остриженный наголо. Лето, жарко. Иду и радуюсь. Навстречу приятель, очень любознательный и хитроумный парень. Поздоровался и спрашивает: «Что же это ты столько волос оставил на голове?». Я удивился, а он вновь спрашивает: «Сколько, по-твоему, метров волос осталось у тебя на голове?» «Метр, два, может быть, и будет, если собрать все остатки», - ответил я ему, не ожидал подвоха. Приятель рассмеялся: «Ошибся. И во много раз. Подумай как следует, прежде чем ответить на этот простой, с первого взгляда, вопрос».

 

Решение:  

Считая, что после стрижки остаются волосы длиной в 1 мм, а число их на голове человеке в среднем равно 200000. Сколько волос осталось у меня?

                                    11.gif

           Нет ни одной страны, которая не поддерживала бы с математикой  дружеских     отношений , не приумножала ее сокровищ и славы.

                                                                                                      А.И.Маркушевич

                           

*Когда у старушки Ленни спросили, сколько у нее кошек, она меланхолично ответила:

«Четыре пятых  моих кошек плюс четыре пятых кошки» . Сколько же у Ленни кошек ?

                                       

*Мери 24 года, это в два раза больше , чем было Анне ,когда Мери было столько лет , сколько сейчас лет Анне . Сколько лет Анне?                                              

                                                           (Анне 18 лет )

                                              doc24.gif

Прах Диофанта гробница покоит: дивись ей –

И камень мудрым искусством его скажет успокоившего век.

Волей богов шестую часть жизни он прожил ребенком

И половину шестой встретил с пушком на щеках.

Только минула седьмая, с подругою он обручился .

С нею, пять лет проведя, сына дождался мудрец.

Только полжизни отцовской возлюбленный сын его прожил ,

Отнят он был у отца ранней могилой своей.

Дважды два года родитель оплакивал тяжкое горе .

Тут и увидел предел жизни печальной своей.

*Сколько лет прожил Диофант ?

1.Алгебраический способ:

х/6+ х/12 +х/7 +5 +х/2 + 4=х

2.Наглядно – геометрический:

1/7

1/2

1/6

1/12

3.Способ подбора:

Н.О.К(6, 7,2,12)=84

1.Кто,   по    преданию,    из    великих     геометров     древности    сказал      вражескому

солдату, пришедшему  убить его : «Не тронь моих кругов?»

2. Что   завещал    Архимед ,  по    преданию,    высечь  на   своем   надгробном   камне?

( Ответ: шар, вписанный в цилиндр. )

* Шар, цилиндр и конус называют «телами Архимеда». 

                              Рисунок2.gif

3.Буквы разбиты на группы следующим образом :

 1группа: Д , Л ,М, П , Т ,Ф , Ш  А                            

2группа: В ,Е ,З, К ,С ,Э  , Ю.

3 группа: Ж , И, О ,Х ,Н ,

4группа: Б , Г, Р ,У ,Ц ,Ч ,Ь ,Ы ,Я .

                 Почему? 

           

1.Из  зоопарка на  пристань,   расстояние между   которыми 1 километр, повели  Слона.  В

 этот же момент от  пристани навстречу Слону выбежала Моська.  Она добежала до Слона,

 тявкнула на него и побежала обратно и т. д., пока Слон не дошел до пристани. Моська двигалась в 10 раз быстрее Слона.

     Сколько километров пробежала Моська?

2.Тортилла вынесла 3 коробки и сказала: «Все надписи не верны. Если отгадаете, в какой  

 коробке лежит золотой ключик, он ваш».

     

             * Где  же золотой ключик лежит?

   

 

 

                     C:\Documents and Settings\Ирина\Мои документы\Мои рисунки\Мои рисунки\2383246.jpg

  • Обучающие (при изучении нового материала).
  • Тренировочные.
  • Информационно – справочные.
  • Игровые.
  • Демонстрационные.

           

              Всем известно, что в году 12 месяцев, 52 недели, 365 суток, если год не высокосный и соответственно 8760 часов или 525600 минут, или 31536000 сек. Такая математика привычна для всех, кроме нас с вами. Для всех новый год начинается 1 января, а заканчивается 31 декабря. А мы с вами? Мы же празднуем начало нового года 1 сентября и заканчиваем год в конце июня. Причем дата строго не определена: это ночь после выпуска. Да и наш год длится всего 34 учебных недели. В нашем часе не 60, а 45 минут.

            Наша профессия подарила нам другую систему счисления. У нас другие координаты времени и другая точка начала отсчета. Как вы уже поняли, я учитель математики.

            В наше время принято обмениваться визитными карточками. По ним можно составить некоторое представление о характере, интересах и особенностях человека. В качестве своей визитной карточки позвольте вам предложить небольшую экскурсию в мир математических

формул, моих интересов. Посмотрим, какой экскурсовод получится из учителя математики.

                                                          6163540b5a746912adf9a3fd827f9925.jpg

              Каждый здесь, будь он философ, историк, физик или математик, - основатель собственной школы. Учитель, вошедший в историю. Великая симфония человеческого познания складывается из разнообразных отдельных школ и личных мнений, когда они собираются в точке схода. На этом наша экскурсия заканчивается. Я не музыкант, не архитектор, не поэт, не художник… Я учитель математики Серебрякова  Надежда Ивановна.

                                 Я желаю всем без исключенья

                                 Крепкого здоровья, радости, добра!

                                 Больше оптимизма и терпенья,

                                 Пусть завтра будет лучше, чем вчера.

                                 Учеников вам умных и толковых,

                                 Чтоб учились все на «пять».

                                 Вы им давайте больше знаний новых,

                                 Они найдут, куда им  применять.

                                 Наш труд нелегок, с этим я не спорю,

                                 И от души хочу вам пожелать:

                                 Не унывайте и не знайте горя,

                                 Всегда вперед желаю вам шагать!

                                            7.jpg

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение наглядности как средство активизации творческой познавательной деятельности учащихся на уроках математики

В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которая обеспечи...

Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Что ценнее всего для человека?«Здоровье», – не задумываясь, скажет каждый, а мне хочется добавить: «Мысль». Насколько удивительна, заманчива, всесильна наука математика. И каждый урок мы, матема...

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики через разнообразные методы, приемы и средства обучения»

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики через разнообразные методы, приемы и средства обучения» (из опыта работы учителя математики  МОУ СОШ №2 г. Николаевска ...

Презентация "Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики"

На протяжении почти 10 лет я занимаюсь проблемой активизации учебно - познавательной деятельности учащихся на уроках математики. С каждым годом становится все труднее заинтересовать детей к изучению т...

Доклад «Приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики»

Основная задача обучения математике в школе - прочное и осознанное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену с...

Приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики....

«Эффективные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики».

laquo;Эффективные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики»....