Приемы и методы мотивации учебной деятельности студентов на уроках математики
статья по алгебре на тему

Власова Валентина Егоровна

Показано как можно активизировать студентов и вызвать интерес к изучению математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы и методы мотивации учебной деятельности студентов

на уроках математики

                                                                               


                                 

               

Формирование мотивации учения без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем обучения. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у обучающихся приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Что не возможно без интереса к предмету.  Каждый преподаватель желает, чтобы его студенты хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности  студента является одной из основных задач .

Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что студент получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата”

Процесс формирования положительного отношения к учению считаем для себя значимым и основополагающим. Свою работу  с первокурсниками  я начала  с изучения мотивации студентов . С этой целью была проведена диагностика мотивации к изучению математики. Результаты диагностики показали, что у студентов уровень положительной мотивации к изучению математики не высок. Результаты диагностики показали, что у 62%, присутствует мотив самореализации и осознание социальной необходимости учебы. Но были и такие ответы: “Математику не люблю, но учить буду, так как нужно сдать экзамен”.

Когда студенты приступают к занятиям математики, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше дети, тем к математике интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке.

Иногда мы слышим от студентов “Нам  тогда все понятно, когда интересно”. Значит, должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рас сматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому” , то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его устудентв? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

В своей работе я применяю технологию  проблемного обучения, личностно-ориентированную технологию обучения,  технологию уровневой дифференциации,  информационно-коммуникационные технологии.

Если проанализировать структуру основных типов уроков, то можно выделить этап, присущий всем урокам: мотивация учебной деятельности.

В начале урока математики создать условия для осознания студентом того, что полезного и нового он узнает на уроке, где сможет применить усвоенное, какие преимущества ему даст усвоение материала на уроке. В ходе урока математики создать условия для сохранения и усиления исходной мотивации для возникновения новых дополнительных мотивов. Для этого вызвать ориентацию на осознание и понимание способов действий, их оценке, сравнения, получения удовлетворения от самого процесса учения. В конце урока математики создать условия для оценки достижения задач, поставленных в начале урока, определения причины удачи или неудачи, постановке задач для дальнейшей деятельности. Главная задача конца урока состоит в том, чтобы каждый  студент осознал приобретенный положительный опыт.

Результат: мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т. д.)

Чтобы обучение было по-настоящему эффективным, у  студента должна возникнуть внутренняя потребность в знаниях, умениях и навыках, которые предлагает преподаватель, а также желание активно действовать по их приобретению. Из-за высокого уровня мотивации у  студентов  формируется цель и их обучение становится активным, независимым от преподавателя, переходит в самостоятельную целенаправленную деятельность. Если на уроке студент переживает свои успехи– это мощный фактор развития мотивации.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. поэтому нами используются такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса. 

Методические приемы, которые влияют на формирование мотивации

  1. Апелляция к жизненному опыту студентов.
  2. Создание проблемной ситуации.
  3. Ролевые и деловые игры.
  4. Решение нестандартных задач на смекалку и логику.
  5. Элементы занимательности.
  6. Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие работы и  т.п.

Стимулы  для формирования мотивации к учебной деятельности:

  1. Ситуация удивления.
  2. Ассоциации вместо правил
  3. Презентации, творческие домашние задания
  4.  Накопительная система оценок, рефлексия
  5. Доброжелательный настрой урока, благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке

Суть этих приемов состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех студентов вовлечься в работу с первых минут урока.

Методическая ценность приемов:

-активное включение в работу всех студентов;
- свобода выбора деятельности (студент не привязан к конкретной задаче, а выбирает факты, ему знакомые и понятные);
-обеспечивается системность знаний и умений;
-обнаруживается проблема, решение которой, возможно, связано с исследованием каких – либо фактов (вопрос для исследования ставят самистуденты);
-развитие математической “зоркости”, формирование произвольного внимания.

Заключение

    На практике мы убедилась, что перечисленные приёмы и методы обучения  способствуют  формированию компонента мотивационной сферы учения – эмоций и интереса.

Учение только тогда станет радостным и привлекательным, когда студенты сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.

И какими бы знаниями мы ни обладали, какими методиками не владели, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания студентов, не оставив следа в нем.

Особенно важной является проблема взаимодействия внешней и внутренней мотивации. Ясно одно: разные студенты требуют разного подхода к мотивированию. Кого-то надо вовлекать в деятельность «за компанию», кого-то мотивировать поощрениями, а кого-то - предоставленной свободой. Но неоспоримо одно: «Если хотим мотивировать студентов— надо найти общий язык со всеми студентами без деления их на сильных и слабых, поощрять добрые начинания каждого, хвалить за достигнутые цели и стремление к учебе. Тревожность и страх — помеха развитию мотивации».

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • Мотивация – один из факторов успешного обучения студентов на уроках.
  • Снижение положительной мотивации студентов ведет к снижению успешности и эффективности обучения.
  • Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивациюстудентов, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.

В заключение хотелось бы повторить такие слова «Если ты идешь на урок, то идти нужно вместе со своими студентами на урок, а не со своим любимым  уроком к студентам…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики»

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановк...

Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики»

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановк...

Тема проекта: «Мотивация учебной деятельности учащихся на уроке математики»

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановк...

Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановк...

Доклад «Приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики»

Основная задача обучения математике в школе - прочное и осознанное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену с...

Приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики....

Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики

Мотивы и мотивация на уроках математики...