МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 5-ГО КЛАССА ПО ТЕМЕ «ЗАДАЧИ НА ЧАСТИ»
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Варганова Любовь Юрьевна
Это 1-й урок по теме. На данном уроке предстоит выработать алгоритм решения задач на части и провести первичное закрепление по решению задач с помощью этого алгоритма. На следующих уроках продолжится совершенствование умений решать задачи на части разного уровня сложности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Секция "Основное и среднее общее образование" для педагогов

Номинация: методическая разработка

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 5-ГО КЛАССА

ПО ТЕМЕ  

«ЗАДАЧИ НА ЧАСТИ»

Выполнила учитель математики

МОУ Каменниковской СОШ

Рыбинского МР

Варганова Любовь Юрьевна

2015 год

УРОК МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ  «Задачи на части»

Класс: 5

Объем учебного времени на тему:  4 часа

Место урока в теме:   Это 1-й урок по теме. На данном уроке предстоит выработать алгоритм решения задач на части и провести первичное закрепление по решению задач с помощью этого алгоритма. На следующих уроках продолжится совершенствование умений решать задачи на части разного уровня сложности.

Цель: формирование умений решать задачи на части по выработанному алгоритму

Задачи:

  • проанализировать предложенную задачу, постараться найти пути её решения;
  • выработать алгоритм для решения задач данного типа;
  • потренироваться решать задачи на части с помощью алгоритма;
  • повторить необходимый материал для решения задач на части: правила решения задач, вычислительные операции;

Планируемые результаты:

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению;  развитие воли и настойчивости в достижении цели;
  • развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
  • совершенствование умения понимать смысл поставленной задачи

метапредметные:

  • умение ставить цели урока и задачи для их достижения; 
  • умение  строить  логическое  рассуждение и делать выводы;
  • умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, осознанно выбирать способ решения задачи;
  • умение работать с учебным математическим текстом, выделять в нём главное;
  • умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • умение применять модели и схемы для решения учебных задач;
  • развитие навыков самоконтроля и самооценки при решении учебных математических задач;

предметные:  

  • умение решать текстовые задачи на части арифметическим способом;  
  • умение отличать задачи на части среди других задач;  
  • выполнять вычисления с натуральными числами;  
  • находить соответствие между частями и величинами

Задачи педагога в реализации урока: научить учащихся  различать задачи на части и правильно использовать правила их решения; подвести к выработке алгоритма решения задач на части

Критерии (показатели, индикаторы) достижения планируемых результатов: 100%-я активность участия во всех этапах урока; умение правильно построить ход решения задачи в соответствии с алгоритмом; верное решение предложенных задач

Способы контроля за результатами: наблюдение;  самопроверка по предложенным ответам и самооценка; проверка решения задач для самостоятельной работы учителем и оценка правильности решения; рефлексия

Основные виды учебной деятельности обучающихся: решение примеров, определение темы урока и цели; составление алгоритма,  анализ и решение задач на части с помощью этого алгоритма; осуществление самоконтроля.

Основные методы, формы, технологии и методики, используемые педагогом: технология деятельностного метода; фронтальная и индивидуальная формы работы; иллюстративно-объяснительный и частично-поисковый методы

Тип урока: урок открытия нового знания

Используемый УМК: Дорофеев Г.В, Шарыгин И.Ф. Суворова С.Б., Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. ФГОС, - М.: Просвещение – 2013 г

Используемые электронные ресурсы: презентация (используется как план проведения всего урока; основная цель применения – наглядность изучаемого материала, образцы для самоповерки и самоконтроля)

Материально-техническое оснащение урока: компьютер, проектор, экран;

Методические комментарии:

Повторить с учащимися в ходе устной работы выполнение вычислений с натуральными числами. Проанализировать задачу и выяснить, что каждый объект в задаче имеет два вида данных: величина и части; выработать схему записи краткого условия задачи. С помощью подводящего диалога разработать план решения предложенной задачи. Провести анализ решения и составить алгоритм решения таких задач. Подвести учащихся к выводу, что в условии надо обязательно найти строчку, где известна и величина, и части. Выработать совместно с учащимися алгоритм решения задач на части. Закрепить умение применять этот алгоритм в ходе решения сначала однотипных задач, а затем чуть усложнить задачу: вместо двух объектов в задаче появляются три.   Сравнение полученных ответов с верными способствует развитию навыков самоконтроля и самооценки. Фронтальное обсуждение предложенных задач и аргументация своего мнения позволят совершенствовать у учащихся умение  устанавливать аналогии, строить  логическое  рассуждение и делать выводы. Идёт развитие навыков смыслового чтения:  умения работать с учебным математическим текстом и выделять главно; умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи. Технология деятельностного метода поможет учащимся развивать навыки самостоятельной работы и изучать новый материал в деятельности.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Технология проведения (этапы)

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Показатель достижения образовательного результата

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Коррекция и актуализация опорных знаний

1-2 слайды

Ученики решают предложенные им примеры, записывают ответы в тетрадях, осуществляют самоконтроль с помощью таблицы на экране.

Предлагает задание для устной работы Наблюдает за выполнением предложенного задания. Поясняет, как выполнить самопроверку

100% учащихся активно включены в этап, верно выполняют предложенное задание. Выполняют самоконтроль, в результате которого должна появиться фраза «Задачи на части»

Выполнить вычисления в предложенных на слайде примерах, записать ответы в тетрадь, проверить решение по таблице на экране: записать букву, соответствующую ответу

Выполнение арифметических действий с натуральными числами

Выполнение самоконтроля, самооценка, коррекция

Определение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся.

 (3-й слайд)

Предполагают, чем будем заниматься на уроке и что надо уметь делать, чтобы решать задачи на части без затруднений

Подводит с помощью диалога к формулировке целей урока и темы, помогает сформулировать.

100% учащихся активно участвуют в обсуждении тема урока и цель

Обсудить появление в результате самопроверки фразы «Задачи на части»

Умение самостоятельно ставить цели, анализировать, аргументировать свои рассуждения

Открытие нового знания

(5-й слайд, 6-й слайд, 7-й слайд)

Анализ содержания предложенной задачи и обсуждение записи её краткого условия, а также выбор шагов её решения. Создание алгоритма решения задач на части.  Запись краткого условия задачи и пошагового решения в тетради.  

Организует деятельность учащихся, организует подводящий к созданию алгоритма диалог: что особенного в этой задаче, где главные слова, в каких единицах данные в задаче, как запишем  краткое условие, какие действия  будем выполнять. Одновременно на экране появляется необходимая информация

100% учащихся активно включены в этап, правильно отвечают на вопросы, предлагают верные шаги решения задачи

Создание алгоритма решения задач на части

Задача на экране

Умение решать задачи по алгоритму.

Умение решать задачи на части

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Выбор правильных действий для решения задачи. Умение сжато передавать содержание текста. Самостоятельное достраивание недостающих компонентов

Первичное закрепление

(8-й слайд)

Анализ содержания предложенных задачи, запись краткого условия, решение задачи по созданному алгоритму, самопроверка по образцу на экране

Обсуждает с учащимися шаги решения задачи в соответствии с созданным алгоритмом, контролирует правильность выполнения шагов при решении задачи

100% учащихся активно включены в этап, участвуют в анализе предложенной задачи и правильно выполняют все шаги алгоритма.

№ 342 (б)

Умение решать задачи по алгоритму.

Умение решать задачи на части

Анализ текста задачи. Перевод текста задачи в символическую запись. Умение участвовать в коллективном обсуждении. Выполнять самопроверку

Самостоятельное решение задач данного типа с незначительным усложнением

(9-й слайд)

Решают ещё одну предложенную задачу самостоятельно. Анализируют текст задачи, сравнивают с двумя решёнными: в чём отличие. Выполняют решение задачи по алгоритму. Проговаривают решение задачи после завершения работы над нейСверяют решение с образцом на экране

Наблюдает за работой учащихся, при необходимости даёт консультацию. Проверяет решение задачи визуально. После того, как все решат задачу, выслушивает комментарии и ответы учащихся, оценивает правильность, высвечивает на экране пошаговое появление информации для самопроверки

100% учащихся активно решают задачу. Все работают, вопросов при решении задачи и затруднений не возникает

№ 344 (а)

Умение решать задачи по алгоритму.

Умение решать задачи на части .

Самоконтроль и самооценивание

Рефлексия

(10-й слайд)

Просматривают предложенные на экране высказывания выбирают то, которое им подходит. Отмечают рядом с темой, как они усвоили новый материал

Проводит рефлексию: предлагает на экране несколько высказываний

100% учащихся активно участвуют в рефлексии

Подумать и оценить свои умения решать задачи на части: научился (+), не очень научился (±), не научился (-)

Самооценивание

Сообщение и комментирование домашнего задания

Записывают Д/З, участвуют в комментировании Д/З

Проговаривает Д/З, комментирует. Предлагает  сформулировать вопросы по  Д/З. (если возникают)

100% учащихся активно включены в этап

п.4.3 (прочитать),

№ 342 (а), № 344 (в), № 241 (в)

 


Используемые источники информации

1. Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф. Математика. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений – М.: «Просвещение», 2012. – 287 с.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2011. –342 с. – (Стандарты второго поколения).

3. Управление образовательным процессом: учебно-методическое пособие под ред. С.К. Бережной, И.Г. Назаровой – Ярославль, 2013г. – 43 с

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвщение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).

5. http://school-collection.edu.ru/collection/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по математике в 6 классе по теме "Масштаб"

Урок создан в виде презентации с игровыми элементами. Урок является уроком изучения нового материала. Повторяются такие понятия, как отношение, пропорция, затем вводится новое понятие масштаб. В игров...

Методическая разработка урока по математике для 6 класса по теме «Решение задач на составление пропорций»

Цель урока: совершенствовать навыки составления пропорций по условию задачи, сформировать умение применять пропорции при решении задач, использовать условие и решение задачи для сохранения и укреплени...

Методическая разработка урока по математике в 10 классе по теме:"Решение иррациональных неравенств"

Урок-закрепление , углубление знаний учащихся по решению иррациональных неравенств....

Методическая разработка уроке по математике в 6 классе по теме: "Умножение и деление десятичных дробей"

Данный материал поможет учителю в закреплении изученного матермала по теме....

Методическая разработка урока по математике в 5 классе по теме "Площадь прямоугольника".

Урок иучения новых знаний по теме "Площадь прямоугольника"...

Методическая разработка урока по математике для 6 класса по теме "Пропорции"

Данный урок является первым в изучении темы «Пропорции». На этом уроке вводитсяосновное свойство пропорции, используя которое можно решать некоторые виды уравнений....

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе на тему «Суффикс – значимая часть слова»

В системе языка морфемы имеют особый статус, они играют важную практическую роль в речевой деятельности человека, так как участвуют в оформлении слов как частей речи. Также морфемы оказывают влияние н...