Использование оценивания для повышения качества образования
статья по теме

Оксана Сергеевна Плотникова

         В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных организаций, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием, решение которой невозможно без повышения мотивации к учебной деятельности всех участников образовательной деятельности.

       Задача школы выбрать такие рычаги, которые настроят школьника  на достижение максимально возможных результатов в учебной деятельности.  В связи с чем предлагаю эффективную, удобную и понятную модель учёта личностных достижений учащихся как инструмент повышения качества образования.

       Модель учета личностных достижений  школьников  направлена на  получение информации, позволяющей учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отследить процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – оценить успешность собственной педагогической деятельности, нацелена на развитие личностных компетентностей учащихся разных возрастных групп,  соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx265.62 КБ

Предварительный просмотр:

       Использование оценивания для повышения качества образования

       В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных организаций, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием, решение которой невозможно без повышения мотивации к учебной деятельности всех участников образовательной деятельности.

        Задача школы выбрать такие рычаги, которые настроят школьника  на достижение максимально возможных результатов в учебной деятельности.  В связи с чем предлагаю эффективную, удобную и понятную модель учёта личностных достижений учащихся, которая связывает  оценивание образовательных результатов с индивидуальным приращением знаний, умений и компетентностей учащегося и создает условия для получения опыта самоанализа,  планирования и реализации процесса собственного обучения, что приведет к повышению качеств образования каждого школьника в отдельности и всего ученического коллектива.

       Концепция выстраивания модели учета личностных достижений включает учебную деятельность, дополнительное образование и внеурочную деятельность школьников при педагогической поддержке и психолого-педагогическим сопровождением.

       Актуальность разработки и внедрения данной модели обусловлена необходимостью повышения образовательного уровня школьников, создание условий для формирования личности обучающегося, ее саморазвития и самореализации в условиях системы непрерывного образования.

       Содержание проекта модели отражает особенности современной образовательной ситуации – нацеленность на развитие личностных компетентностей учащихся разных возрастных групп,  соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

      Модель учета личностных достижений  школьников  (далее-- Модель) направлена на  получение информации, позволяющей учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отследить процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – оценить успешность собственной педагогической деятельности.

     Модель является комплексной, включает оценку достижения обучающимися трёх групп результатов образования: предметных, метапредметных и личностных, которые реализуются в рамках  Модели и предполагают: поддержку высокой учебной мотивации школьников; формирование  умения проводить самооценивание и самоанализ;  поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения. Один из основных компонентов Модели является Карта учета личностных достижений учащихся, которая сформирована в виде таблицы (приложение №1)

     На основании анкетирования участников образовательной деятельности и проведения мониторинга показателей учебной деятельности, которые родители и учащиеся предложили включить в карту учета личностных достижений школьников, методическим советом школы было принято решение определить  в качестве  основных показателей деятельности школьников, которые подлежат учету, следующие: учебная деятельность, познавательная деятельность, социально-значимая деятельность, творческая деятельность, спортивная деятельность, соблюдение требований внутреннего распорядка.

Фиксация результатов деятельности производится в индивидуальной карте учета личностных достижений, которая сформирована в виде таблиц (приложение №1).

Результаты оцениваются в баллах от 1 до 5 по каждому показателю (зачетный балл) в соответствии с критериями оценивания, которые имеются  в таблице.

      Таблица №1  заполняется классным руководителем лично, со  2 по 6 – школьником с помощью родителей при поддержке классного руководителя. Максимальный балл, который возможно получить по каждому показателю в отдельности -5 баллов, максимальный балл – 30 (6 таблиц показателей деятельности школьников).

       В учебной деятельности (таблица 1)отслеживается успеваемость школьников по предметам, изучаемым в соответствии с учебным планом.

 в таблице 2 учитывается познавательная деятельность: по участию школьников в предметных олимпиадах   и конкурсах, работа в научно-исследовательском обществе учащихся школы.

       Социально-значимая деятельность (таблица 3) включает учет участия школьников в мероприятиях гражданско-нравственной направленности, в общественно-полезном труде, и было принято решение учитывать отдельно значимые мероприятия для школы и учащихся - выполнение классного поручения и сбор макулатуры.

       В таблице 4 отражена реализация возможностей школьников в спортивной деятельности: участие в ГТО, соревнованиях разного уровня, олимпиадах и конкурсах спортивной направленности

       Результат творческой деятельности школьники отражают в таблице 5. Здесь также важны участие в конкурсах, фестивалях, школьных мероприятиях, занятия в кружках и секциях спортивной направленности.

       В таблице 6 ведется фиксация соблюдения требований внутреннего распорядка (школьная форма, отсутствие опозданий в школу, ведение дневника успеваемости, дежурство по школе  и сохранность учебников).

       По каждому показателю после вычисления зачетного балла, школьники делают вывод о степени реализации своих возможностей по каждому показателю и ставят перед собой цели на следующий учебный год по корректировке личностного результата.

      После проведения анализа своей деятельности школьники составляют самоанализ, с которым они выступают перед своими одноклассниками. По результатам проведенного анализа, набравшие  зачетный балл 25-30  будут поощрены администрацией школы в виде размещениях их фотографий на сайте школы, бесплатным билетом в музей, кино и т.д.,  родители –благодарственными письмами.

       Карта учета личностных достижений  дает учащимся  возможность проследить свой личностный рост, провести анализ использования своих образовательных потенциалов, наметить план по их реализации в следующем учебном году

     Считаю, что предложенная модель учета личностных достижений школьников реализует системно-деятельностный подход, который обеспечивается содержанием и критериями оценки, выраженные в деятельностной форме, что соответствует требованиям ФГОС общего образования, способствует формированию активной, жизненной позиции учащихся, формирует адекватную самооценку и самоанализ, что приведет к повышению их мотивации к учебе, и, в следствие чего, повысится образовательный уровень учащихся.

Приложение №1---------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"

Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...

«Техники формирующего оценивания как инструмент повышения качества образования»

доклад на тему «Техники формирующего оценивания как инструмент повышения качества образования»...

"Использование результатов оценочных процедур (ЕГЗ, ОГЭ, Всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, международных сопоставительных исследований и других) в повышении качества образования".

Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебны...

Практика использования результатов оценочных процедур для повышения качества образования на уровне начального общего образования

С учетом основной цели проведения оценочных процедур – управление качеством образования – под интерпретацией результатов процедур оценки качества образования следует понимать процесс обраб...