Буклет "Еще один увлекательный способ решения задач ( метод графов)"
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему

Данный буклет представляет собой справочный материал по применению графов для решения задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_grafy.docx163.2 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи на движение

Машина прошла первый участок пути за 3 часа, а второй участок - за 2 часа. Длина обоих участков вместе 267 км. С какой скоростью шла машина на каждом участке, если скорость на втором участке была на 8,5 км/ч больше, чем на первом?          Построим сетевой граф.

Пусть V1 = х км/ч, тогда V2 = х+ 8,5 км/ч,     S1 = 3х км,  S2  = 2( х+8.5)км .                Составим уравнение: 3х + 2( х+8,5) = 267                       Ответ: 50 км/ч

Мотоциклист проехал расстояние от одного города до другого за 3 часа, двигаясь со скоростью  54 км/ч.  Сколько времени потребуется мотоциклисту на обратный путь, но уже по другой дороге, если она длиннее первой на  22 км, а его скорость будет меньше прежней на  8 км/ч.

Сетевой граф будет выглядеть следующим образом:  S1=162 км        v1=54 км/ч       t1 =3 ч

               

  S2 = 184 км      v2 = 46 км/ч     t2 = 4 ч

  S1 < S2 на 22 км      v1 >v2 на 8 км/ч  Ответ: 4 часа.

               Логические задачи

«Друзья».      В спортивном зале собрались Витя, Коля, Петя, Сережа и Максим. Каждый из мальчиков знаком только с двумя другими.

   Кто с кем знаком?     Решение: Построим граф.      

Ответ:    Витя знаком с Колей и Сережей, Сережа с Витей и   Петей, Петя с Сережей и Максимом, Максим с Петей и Колей, Коля с Петей и Максимом.  

«Туристы» Несколько мальчиков встретились на вокзале, чтобы поехать за город в лес. При встрече все они поздоровались друг с другом за руку. Сколько  мальчиков поехали за город, если всего было 10 рукопожатий?      

Решение. Сделаем рисунок. Точки будут изображать мальчиков, а отрезки рукопожатия http://5fan.ru/files/12/5fan_ru_64169_cbf739260ad0f3a3a507643da6489d30.html_files/33.pnghttp://5fan.ru/files/12/5fan_ru_64169_cbf739260ad0f3a3a507643da6489d30.html_files/34.pnghttp://5fan.ru/files/12/5fan_ru_64169_cbf739260ad0f3a3a507643da6489d30.html_files/35.pnghttp://5fan.ru/files/12/5fan_ru_64169_cbf739260ad0f3a3a507643da6489d30.html_files/36.pngОтвет: 5

Школа диалога культур  «МОСТ»

Учебно-практическая конференция

«Сделай шаг»

Секция:  МАТЕМАТИКА

«Ещё один способ решения задач»

(метод графов)

SciLog.ru / ДНК-логика как основа биокомпьютера

                       Автор:  Пыркова Мария,

                    обучающаяся  7 класса

                                  школы-интерната    № 9   ОАО          

                               «РЖД»  г.Кинель   Самарской

                                  области.

     Руководитель:  

                              Степанова Ольга Алексеевна,

                              учитель математики  высшей  категории.

2015 год

«Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле».                            (А.Н. Крылов)

Слово «граф» в математике означает картинку, где нарисовано несколько точек, некоторые из которых соединены линиями. Графами являются блок – схемы программ для ЭВМ, сетевые графики строительства, где вершины – события, означающие окончания работ на некотором участке, а ребра, связывающие эти вершины, - работы, которые возможно начать по совершении одного события и необходимо выполнить для совершения следующего.

Виды графовhttps://55341418bc55394fbe0f-65d6d0e87ce8126fb80e16752287ad6c.ssl.cf1.rackcdn.com/022ba306-ab5c-11e3-b65b-08606e697fd7/thumb.jpeg

http://school-sector.relarn.ru/dckt/projects/ctrana/graf/gr1.gifhttp://school-sector.relarn.ru/dckt/projects/ctrana/graf/gr2.gif

Нулевой                                 Неполный

                       

     Полный         http://school-sector.relarn.ru/dckt/projects/ctrana/graf/gr3.gif

Граф можно начертить «одним росчерком» тогда и только тогда, когда он содержит не более 2 нечетных вершин, причем маршрут начинается в одной из таких вершин и заканчивается в другой. Но, поскольку граф на этом рисунке имеет четыре нечетные вершины, то такой граф начертить «одним росчерком» невозможно.

Граф, который можно нарисовать, не отрывая карандаша от бумаги, называется эйлеровым. 

    http://school-sector.relarn.ru/dckt/projects/ctrana/graf/gr4_21.gif

Сфера применения графов

Примерами графов могут служить схемы авиалиний, дорог, электросхемы, чертежи многоугольников. 3AA8KECA0Q6SRACAEBW020CAPWN1BLCA6UUPFJCAIPFJ55CA2JRRBGCAGCXRMNCAIN70DPCADEY6EMCA0ZG1YHCASNGJU0CA33Y2N5CA13W3PKCALNGXY5CAJCG2AHCAK75ASJCAWADZ1VCAL2SMQXCAAMKW8K

Решение задач с помощью графов

В некоторых задачах условие,  записанное с помощью рисунка, помогает найти правильный ход решения.

Для этого воспользуемся алгоритмом.

Алгоритм  составления графа.

1. О каком процессе идет речь?                                 2. Какие величины характеризуют данный процесс?                                                                                    3. Каким соотношением связаны эти величины?     4.Сколько процессов описывается в задаче?         5.Есть ли связь между элементами?

Если ответы на эти вопросы записывать  схематически, то эта схема и будет сетевым графом.

Арифметические  задачи

Я задумал число. Если к нему прибавить 24, потом полученную сумму умножить на 9, затем из произведения вычесть 76 и, наконец, полученную разность разделить на 19, то получится число 23. Найти задуманное число.

Решение:  Сделаем рисунок. 

или  

Исходя из рисунка, видим, чтобы найти задуманное число, надо выполнить обратные действия:

                Ответ: 33.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

• Проектный метод, как один из способов решения проблемы школьной неуспешности.

Методическая реферативная работа по проектному методу обучения учащихся в 5-10 классе....

Развитие компетентностей учащихся способом решения задач экологического содержания на уроках физики

Задачи с экологическим содержанием у учащихся вызывают большой интерес. Особенно интересна подборка качественных задач , решая которые учащиеся используют знания других предметов и свой небольшой жизн...

Различные способы решения задач с параметрами.

Рассматриваются различные способы решения задач с параметром: алгебраический, графический, с пмощью производной, методом симметрии и т. д....

ИКТ как один из способов использования коучинг-метода в работе с одаренными детьми.

Учитель-коуч, используя  систему  «волшебных»   вопросов, побуждает  ребенка  к  творчеству,  продумывает  индивидуальный  маршрут  его...

Метод оценки как один из способов решения нестандартных уравнений

Для раскрытия метода рассматриваются большое число различных уравнений, неравенства Коши и Бернулли. Данный материал могут использовать учителя математики и учащиеся старших классов....

Элективный курс «Решение задач методом графов» (в рамках предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса)

Предлагаемый курс носит интегративный характер, так как в нем представлена естественная реализация межпредметных связей математики с  информатикой. Его цель – подготовить учащихся к осознанному в...

Метод графов. Решение задач методом графов. (материалы для занятий математического кружка в 5 классе)

В статье предложена подборка задач, одним из способов решения которых является метод графов. Этот метод позволяет легко и красиво решать задачи типа "Кто есть кто?", весьма интересен и вызыв...