Конспект-урока на тему "Прогрессия"
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему

Эмирова Кристина Владимировна

Урок на тему "Прогрессия"  для 9 класса. Данный урок был разработан мной в рамках участия в конкурсе "Педагог года Москвы-2015". Надеюсь урок вам покажется интересным, необычным и поможет разнообразить процесс обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока24.93 КБ
Файл Презентация к уроку346.7 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему «Эволюция» (Прогрессия)

в 9 классе

УУД:

  • личностные (Л)
  • регулятивные (Р)
  • познавательные (П)
  • коммуникативные (К)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

Актуализация знаний

(5 мин)

  • Наш сегодняшний урок я предлагаю назвать «Эволюция» (слайд) Чтобы понять почему, давайте поговорим об этом слове. Какие у вас возникают ассоциации со словом эволюция?
  • Остановимся на варианте движение вперед. На самом деле есть такое латинское слово «progression», что в буквальном переводе и означает движение вперед. Остановимся на нем поподробнее (слайд)
  • Как вы думаете, сколько значений у слова прогрессия?

Попытаемся разобраться в каждом.

(звучит музыка) Это первое значение. Как вы думаете какое? (слайд)

  • Прогрессия – это последовательное перемещение одноголосного или многоголосного музыкального построения в восходящем или нисходящем направлении; секвенция.

(на слайде диаграмма с убыванием чего-либо) Подумайте теперь над этим значением слова прогрессия (слайд)

  • Прогрессия – это возрастание или убывание чего-либо.

Ну и последнее значение конечно математическое (слайд) Запишем.

Прогрессия – это ряд увеличивающихся или уменьшающихся чисел, в котором разность или отношение между соседними числами сохраняет постоянную величину.

  • Дети предлагают свои варианты. Некоторые из них учитель записывает на доске.

(Дарвин, движение вперед, развитие, жизнь)

  • Несколько

  • Дети предлагают свои варианты

  • Дети предлагают свои варианты

  • Дети предлагают свои варианты

К

П

Мотивация

(3 мин)

  • На уроках математики вы много раз слышали, что математика очень древняя наука. По вашему мнению, что являлось толчком для развития этой науки?
  • Как вы думаете, прогрессию изучали давно? Она возникла из практических нужд человека?
  • Действительно, очень давно. Первые теоретические сведения дошли до нас в документах Древней Греции и Древнего Египта.
  • Например, возникали такие задачи связанные с практическими нуждами человека (слайд):

1. «задача о семи старухах»

2. Задача из египетского папируса Ахмеса

  • Практические нужды человека

  • Да. Да

П

К

Л

Изучение нового материала

(7 мин)

  • Перед вами 2 жизненные задачи из различных областей знаний (слайд):
  1. Летом инфузории размножаются бесполым способом – делением пополам. Сколько будет инфузорий после 7-го размножения?
  2. Больной принимает лекарство по следующей схеме: в первый день он принимает 5 капель, в каждый следующий день – на 5 капель больше, чем в предыдущий. Больному прописали курс лечения 11 дней. Сколько пузырьков лекарства нужно купить больному, если в каждом пузырьке содержится 250 капель лекарства (20 мл)?
  • Попробуйте решить эти задачи.  

  • Какие поучились ответы?
  • В какой из задач число, полученное в ответе, будет возрастать быстрее, относительно первоначального числа?
  • Расскажите примерный алгоритм нахождения результата в 1 задаче.
  • Расскажите примерный алгоритм нахождения результата во 2 задаче.
  • Всегда ли удобно считать таким способом? А если числа будут очень большие?
  • В чем разница между этими задачами?

  • Совершенно верно, в этих задачах использованы разные виды прогрессий. Мы с вами пришли к тому, что прогрессии бывают двух видов (слайд):

Арифметическая

Геометрическая 

  • И конечно математики пришли к некой закономерности, т.е. к формулам для нахождения ответов в подобных задачах.
  • Перед детьми лежат карточки с этими задачами.

  • Учащиеся пытаются решить эти задачи.
  • 1) 128 шт.; 2) 2 пуз.
  • в первой

  • рассказывают алгоритм

  • рассказывают алгоритм

  • Нет

  • в одной умножали, в другой складывали
  • записывают в тетрадь определения и формулы со слайда

К

П

Л

Р

Первичное закрепление

(5 мин)

  • Перед вами 2 задачи. Они из различных областей знаний. Разделимся на несколько групп, каждая группа будет решать свою задачу, используя формулы арифметической или геометрической прогрессии. После чего мы проверим и запишем все результаты.
  • Учащиеся по группам решают по одной задаче.
  • После – каждый записывает в тетрадь решения обоих задач.

П

Р

Рефлексия

(3 мин)

  • Как вы думаете, какие у нас с вами сегодня были цели урока?
  • Что мы сегодня изучали?
  • Какие бывают прогрессии? В чем разница между ними?
  • Как давно известны прогрессии? И почему?
  • Нужно ли изучать прогрессии? Почему?
  • Достиг ли мы всех поставленных целей урока?
  • Дети предлагают свои варианты, а на сайде появляются настоящие цели.

К

Л

PS (домашнее задание)

(2 мин)

  • на последок. Вы наверняка слышали о так называемых «Финансовых пирамидах». Их «возводили» в разных странах, в разное время, разные люди (слайд)  Например,
  • первая финансовая пирамида была «построена» в США в 1919 году Чарльзом Понци (Понти)
  • в России также были свои пирамиды, так печально известная пирамида МММ в 1994 году воздвигнутая под началом Сергея Пантелеевича Мавроди
  • Албании в 1996—1997 гг. – было аж 7 крупных пирамид, которые в конечном итоге привели к отставке всего правительства.
  • Вашим заданием будет выяснить принцип построения пирамиды, как она связана с прогрессией и почему люди, вложившие свои средства в нее, обанкротились.
  • Записывают домашнее задание

П


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Эволюция» Учитель математики ГБОУ Школы №41 Эмирова Кристина Владимировна

Слайд 2

эволюция

Слайд 3

ПРОГРЕССИЯ Слово «прогрессия» латинского происхождения ( progressio ), буквально означает «движение вперед» и встречается впервые у римского автора Боэция.

Слайд 6

ПРОГРЕССИЯ Прогрессия – это последовательное перемещение одноголосного или многоголосного музыкального построения в восходящем или нисходящем направлении; секвенция .

Слайд 7

КОЛИЧЕСТВО ХОРОШИСТОВ В КОНЦЕ 1 ЧЕТВЕРТИ

Слайд 8

ПРОГРЕССИЯ Прогрессия – это возрастание или убывание чего-либо.

Слайд 9

1, 3, 5, 7, 9, … 3, 9, 27, 81, 243, …

Слайд 10

ПРОГРЕССИЯ Прогрессия – это ряд увеличивающихся или уменьшающихся чисел, в котором разность или отношение между соседними числами сохраняет постоянную величину.

Слайд 11

«Задача о семи старухах» Старухи направляются в Рим, каждая имеет 7 мулов, каждый мул тащит 7 мешков, в каждом мешке находится 7 хлебов, у каждого хлеба лежит 7 ножей, каждый нож нарежет 7 кусков хлеба. Чему равно общее число всего перечисленного?

Слайд 12

Задача из египетского папируса Ахмеса Пусть тебе сказано: раздели 10 мер ячменя между 10 человеками и разность же между каждым человеком и его соседом равна одной восьмой меры.

Слайд 13

Летом инфузории размножаются бесполым способом – делением пополам. Сколько будет инфузорий после 7-го размножения одной? Больной принимает лекарство по следующей схеме: в первый день он принимает 5 капель, в каждый следующий день – на 5 капель больше, чем в предыдущий. Больному прописали курс лечения 11 дней. Сколько капель выпьет больной в последний день?

Слайд 14

ПРОГРЕССИЯ Арифметическая прогрессия ( a n ) – последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом. - разность арифметической прогрессии

Слайд 15

ПРОГРЕССИЯ Геометрическая прогрессия ( b n ) – последовательность отличных от нуля чисел, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, умноженному на одно и то же число. - знаменатель геометрической прогрессии

Слайд 16

Задачи Летом инфузории размножаются бесполым способом – делением пополам. Сколько будет инфузорий после 9-го размножения одной? Больной принимает лекарство по следующей схеме: в первый день он принимает 5 капель, в каждый следующий день – на 5 капель больше, чем в предыдущий. Больному прописали курс лечения месяц. Сколько капель выпьет больной в последний день?

Слайд 17

Цели: понять значение слова прогрессия сформулировать понятие прогрессии зачем ее изучать какие бывают прогрессии (виды)

Слайд 18

Д/ з : «Финансовая пирамида» В США в 1919 году Чарльзом Понци ( Понти ) В России в 1994 году Сергеем Пантелеевичем Мавроди В Албании в 1996—1997 гг. – 7 крупных пирамид Ваше задание: выяснить принцип построения пирамиды, как она связана с прогрессией и почему люди, вложившие свои средства в нее, обанкротились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...