Технологическая карта урока
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему

Шкляева Ольга Александровна

Технологическая карта урока по алгебре. 8 класс. Тема урока "Решение задач на движение с помощью дробных рациональных уравнений". Данный материал можно использовать как на уроках "открытия" нового, так и в процессе актуализации знаний по данному разделу для подготовки к государственной итоговой аттестации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  

Фамилия, имя, отчество учителя    Шкляева Ольга Александровна

Класс    8.            Дата  __________________  Время начала урока ___________

Название предмета алгебра.

Тема урока Решение задач на «Движение» с помощью дробных рациональных уравнений.

Тип урока Урок «открытия» нового знания

Цели урока:

  • сформировать представление о составлении математической модели;
  • рассмотреть особенности решения задач на «движение»;
  • отработать умение составлять дробное рациональное уравнение по условию текстовой задачи.

Планируемый результат обучения (в том числе и формирование УУД):

  • личностные: уметь работать в коллективе, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения;
  • предметные: уметь составлять математическую модель решения текстовой задачи, решать дробные рациональные уравнения;
  • метапредметные: уметь рассуждать и делать выводы при составлении математической модели решения текстовой задачи, грамотно излагать свои мысли, работать с учебником, показывать хорошие вычислительные навыки, развивать память.

 

Учебно-методический комплекс Алгебра: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского.

Этап урока

Время

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Самоопределение к учебной деятельности.

1 мин.

Мотивировать учащихся к учебной деятельности

Словестные

Регулятивные: волевая саморегуляция

Приветствую учащихся, проверяю их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Актуализация опорных знаний и выявление затруднений.

7 мин.

Актуализировать умения решать дробные рациональные уравнения,  применять правила сложения и вычитания алгебраических дробей с разными знаменателями; актуализировать мыслительные операции: отбор коней уравнения.

На слайде №1 задания для устной работы:

  1. Укажите допустимые значения переменной в выражении:

а) ; б) ;                 в) ;                    г) .

  1. Назовите наименьший общий знаменатель дробей:

 и ;

 и .

  1. Упростите выражение:

 + .

Фронтальный опрос, практическая работа

Регулятивные: самоконтроль, т.е. осознавать, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной точностью и полнотой; умение слушать и понимать речь других.

Познавательные: формирование мыслительных операций: умение отбирать полученные корни.

Задаю вопросы:

  1. Какую дробь называют рациональной?

  1. Какие переменные называют допустимыми значениями?

  1. Укажите допустимые значения переменной в задании №1 на слайде.

  1. Назовите наименьший общий знаменатель дробей в задании №2 на слайде.
  2. Упростите выражение в задании №3 на слайде. Запишите решение у доски в тетрадях.

Ответ учащихся:

  1. Дробь, числитель и знаменатель которой многочлены, называют рациональной дробью.
  2. Значения переменных, при которых выражение имеет смысл, называют допустимыми значениями переменных.
  3. а) а  - 12,5;

б) у – любое число;

в) х  0 и            х

г) а  - 1 и          а  4.

  1. 12ab.

Один учащийся выполняет задание у доски с комментариями, остальные записывают решение в тетрадь.

Выявление места и причины затруднения.

5 мин.

Обсудить с учащимися тему и цель урока.

Учащиеся читают текст задачи (на слайде №2) «Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 60 км, одновременно выехали автомобилист и велосипедист. Известно, что в час автомобилист проезжает на 25 км больше, чем велосипедист. Определите скорость велосипедиста, если известно, что он прибыл в пункт В на 2 часа 30 минут позже автомобилиста. Ответ дайте в километрах в час».

Фронтальный опрос

Регулятивные: учатся определять и формулировать тему урока и цель деятельности на уроке

Как видите перед вами текстовая задача.

Задаю вопросы:

  1. Назовите основные способы решения текстовых задач.

  1. Чем они отличаются друг от друга?

  1. Что-то новое вы узнаете на уроке?

Учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Нам известны два способа решения текстовых задач: арифметический и алгебраический
  2. В арифметическом способе мы в ходе решения выполняем арифметические действия, а в алгебраическом – составляем уравнения.
  3. Исходя из устной работы в начале урока и условия задачи, что видим на слайде,  мы будем продолжать решать текстовые задачи алгебраическим способом через составление дробного рационального уравнения.

Построение проекта выхода из затруднения.

10 мин.

Научить составлять краткую запись к задаче в виде таблицы или схемы, повторить компоненты при решении задач на движение и их нахождение.

На доске изображена таблица, которая заполняется в ходе анализа условия задачи:

v

t

s

Авт

х+25

60/(х+25)

60

Вел

х

60/х

60

 

Работа в группах, фронтальный опрос

Регулятивные: формулируют правило на основе выделения существенных признаков.

Познавательные: адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности, проговаривают способы решения задачи, выполняют задания на основе использования свойств чисел натурального ряда.

Коммуникативные: умение выражать мысли в устной и письменной речи.

Условие задачи удобно анализировать, составляя таблицу:

v

t

s

Авт.

Вел.

 Задаю вопросы:

  1. Что нужно найти по условию задачи?

Зачастую то, что требуется найти по условию задачи удобно принимать за х.

  1. А какова скорость автомобилиста?

Запишем в таблицу скорости велосипедиста и автомобилиста.

  1. Что нам известно точно из условия задачи?

Эту величину мы тоже вносим в таблицу.

  1. А как найти время, зная расстояние и скорость движения?

Итак, запишите в таблицу выражения, выражающие время движения велосипедиста и автомобилиста.

  1. Что еще нам известно о времени движения?

  1. Как иначе можно сформулировать фразу «велосипедист прибыл в пункт В на 2 часа 30 минут позже автомобилиста»?
  2. С помощью какого действия мы можем показать эту разницу?

  1. А какое выражение, записанное в таблице, выражающее время движения, больше?

Учащиеся отвечают на вопросы и вместе с учителем заполняют таблицу:

  1. По условию задачи нужно найти скорость велосипедиста.

  1. Скорость автомобилиста на 25 км/ч больше.

  1. Расстояние между пунктами А и В.

  1. Нужно расстояние разделить на скорость.

  1. Что велосипедист прибыл в пункт В на 2 часа 30 минут позже автомобилиста.
  2. Разница между временем движения автомобилиста и велосипедиста составляет 2, 5 часа.

  1. С помощью действия вычитания из большего выражения меньшего.
  2. Больше время движения велосипедиста.

 

Реализация построенного проекта.

5 мин.

Актуализировать умение составлять дробные рациональные уравнения на основе краткой записи к задаче.

После заполнения таблицы составляется дробное рациональное уравнение:

 -  = 2,5

60(х + 25) – 60х = 2,5х(х + 25),

60х + 1500 – 60х = 2,5х2 + 62,5х,

2,5х2 + 62,5х – 1500 = 0,

х2 + 25х – 600 = 0,

х1 = 15, х2 = - 40.

х2 = - 40 не подходит по смыслу задачи.

Значит, искомая скорость велосипедиста 15 км/ч.

Ответ: 15 км/ч.

Работа в парах

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение понимать речь других, умение составлять дробные рациональные уравнения.

Итак, составим и решим уравнение.

Задаю вопросы:

  1. Являются ли полученные корни решениями дробного рационального уравнения?

  1. Какой же вывод можно сделать исходя из полученного решения?

Дооформите вывод к решению задачи.

Записывают дробное рациональное уравнение и решают его.

Учащиеся отвечают:

  1. Корнями уравнения являются, но корень – 40 не подходит по смыслу задачи, так как скорость не может выражаться отрицательным числом.
  2. Искомая скорость велосипедиста 15 км/ч.

Заканчивают решение задачи, пишут ответ.

Первичное закрепление с проговариванием.

5 мин.

Актуализировать умение решать текстовые задачи на «движение».

На экране слайд №3.

№ 618.

v

t

s

I

х+20

120/(х+20)

120

II

х

120/х

120

 -  = 1

№619.

v

t

s

I

х+2

20/(х+2)

20

II

х

20/х

20

 -  =

Групповая работа

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение понимать речь других.

Регулятивные: умение составлять план работы над задачей.

Предлагаю учащимся заполнить таблицы и составить уравнение к задачам № 618 (I вариант), № 619 (II вариант). Затем вывожу решения на экран (слайд №3) для проверки.

Учащиеся выходят к доске по одному, заполняют таблицу и составляют уравнение. Для экономии времени всем учащимся раздаются листы с условиями задач и пустыми таблицами. Успешным учащимся предлагается для одной из задач провести полное решение.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

5 мин.

Контроль полученных знаний, умений.

Вариант I: № 620.

Вариант II: №621.

Самоконтроль, индивидуальная работа

Познавательные: формирование мыслительных операций: переход к математической модели решения задачи.

Предлагаю учащимся самостоятельно решить задачи № 620 (I вариант) и № 621 (II вариант) для контроля полученных знаний и умений.

Учащиеся самостоятельно по эталону заполняют таблицу, составляют и решают уравнение.

Включение в систему знаний и повторения.

6 мин.

Диагностировать результаты урока

Решают у доски и в тетрадях № 627.

v

t

s

По течению

Против течения

Фронтальный опрос, групповая работа

Познавательные: формирование мыслительных операций: умение по тексту задачи составлять математическую модель.

Задаю вопрос:

Что изменится в таблице при решении задач на «движение «по течению» и «против течения»?

Ответ учащихся:

В первом столбце будут записаны наименования «по течению», «против течения»

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1 мин.

Зафиксировать новое содержание изученного на уроке.

Запись на доске:

Д/з: №628, №629.

Словесный

Личностные: смыслообразование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: рефлексия.

Задаю вопрос:

Что нового вы узнали на уроке? Кто хорошо понял тему и может поделиться своими знаниями? Кому нужно еще потренироваться?

Записываю на доске д/з, отвечаю на вопросы учащихся.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их усвоения, отвечают на вопросы учителя.

Записывают задание в дневник. Задают вопросы по д/з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...