Рабочая программа учебного курса «Алгебра» базовый уровень
рабочая программа по алгебре (8 класс) на тему

Гадаева Кристина Андреевна

Рабочая программа по алгебре для учащихся 8 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе примерной Программы основного общего образования по алгебре к учебнику Калягина и др. (М.: Просвещение, 2014).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx55.57 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по алгебре для учащихся 8 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе примерной Программы основного общего образования по алгебре к учебнику Калягина и др. (М.: Просвещение, 2014), базисным учебным планом МОУ «Средняя школа №38».

Цель изучения учебного предмета

Целью изучения курса алгебры в 8 классе является:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Общая характеристика учебного предмета

В учебном предмете алгебра можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика; алгебра; функции; вероятность и статистика, логика и множества. Содержание линии «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе. Содержание линии «Алгебра» способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач из разделов математики, смежных предметов и окружающей реальности. Язык алгебры подчёркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений. Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры. Раздел «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего, для формирования у учащихся умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. 

Место учебного предмета в учебном плане

        Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ для обязательного изучения математики в 8 классе отводится не менее 175 часов из расчёта 5 часов в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии. На изучение алгебры 3 часа в неделю в течение всего учебного года, всего – 101 час алгебры в год. Из них контрольных работ 7 часов, которые распределены по разделам следующим образом: «Неравенства» - 1час, «Приближённые вычисления» - 1час, «Квадратные корни» - 1час, «Квадратные уравнения» - 1час, «Квадратная функция» - 1час,  «Квадратные неравенства» - 1час и 1 час отведен на итоговую административную контрольную работу.

Результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

- сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;

- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение осуществлять контроль по результату и по способу действий на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установление аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установление родовидовых связей;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать с предложенным алгоритмом;

- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения математических проблем;

предметные:

- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;

- владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

- умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

- умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

- умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;

- овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;

- овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;

- умение применять изученные понятия, результаты и методы решения задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

Тематическое планирование

  

№ главы

Название глав курса

Количество часов

Контрольные работы

Самостоятельные работы

Повторение курса 7 класса

4 ч.

1 ч.

Гл.1

Неравенства

19 ч.

1 ч.

1

Гл.2

Приближённые вычисления

8 ч.

1 ч.

1

Гл.3

Квадратные корни

16 ч.

1 ч.

1

Гл.4

Квадратные уравнения

23 ч.

1 ч.

1

Гл.5

Квадратичная функция

16 ч.

1 ч.

1

Гл.6

Квадратные неравенства

12 ч.

1 ч.

1

Повторение

3 ч.

Всего:

101 ч.

7 ч.

6 ч.

Материально – техническое обеспечение учебного предмета

  1.    Учебник: Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват.организаций/ авт.  [ Ю.М.Колягин, М.В.Ткачёва и др. ] – 3-е изд. – М.:  Просвещение, 2015.
  2. Л.И.Звавич,  Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса. – Москва, «Просвещение», 2011 г.
  3. Альхова З.Н. Проверочные работы с элементами тестирования по алгебре. 8 класс. – Саратов: «Лицей», 2011 г.
  4. КИМ Алгебра. 8 класс/ сост.Л.И.Мартышова.  – Москва: ВАКО, 2012 г.
  5. Алгебра. 8 класс. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений/ [ А.Г.Мордкович и др.]; под ред. А.Г.Мордковича. – 11 изд., доп. – М.: Мнемозина, 2010.
  6. Книга для учителя. Изучение алгебры в 7-9 классах/ Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров, М.В.Ткачёва и др. – М.: Просвещение, 2008.
  7. Математика – приложение к газете «Первое сентября».
  8. Цифровые образовательные ресурсы.

Технические средства обучения:

  1. Мультимедийный компьютер;
  2. Мультимедийный проектор;
  3. Экран;
  4. Банк презентаций по темам урока;
  5. Набор чертёжных инструментов для работы у доски.


Содержание учебного предмета


          Неравенства. Положительные и отрицательные числа. Числовые неравенства, их свойства. Сложение и умножение неравенств. Строгие и нестрогие неравенства. Неравенства с одним неизвестным. Системы неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки.

Основная цель: сформировать у учащихся умение решать неравенства первой степени с одним неизвестным и их системы.

Приближенные вычисления. Приближенные значения величин. Погрешность приближения. Оценка погрешности. Округление чисел. Относительная погрешность. Простейшие вычисления на калькуляторе. Стандартный вид числа. Вычисление на калькуляторе степени и числа, обратного данному. Последовательное выполнение нескольких операций на калькуляторе. Вычисления на калькуляторе с использованием ячеек памяти.

Основная цель: познакомить учащихся с понятием погрешности приближения как показателем точности и качества приближения, выработать умение производить вычисления с помощью калькулятора.

Квадратные корни. Понятие арифметического квадратного корня. Действительные числа. Квадратный корень из степени, произведения и дроби.

Основная цель: систематизировать сведения о рациональных числах, ввести понятие иррационального и действительного числа, научить выполнять простейшие преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

Квадратные уравнения. Квадратное уравнение и его корни. Неполные квадратные уравнения. Метод выделения полного квадрата. Решение квадратных уравнений. Разложение квадратного трехчлена на множители. Уравнения, сводящиеся к квадратным. Решение задач с помощью квадратных уравнений. Решение простейших систем, содержащих уравнения второй степени. Уравнение окружности.

Основная цель: выработать умения решать квадратные уравнения, уравнения, сводящиеся к квадратным, и применять их к решению задач.

Квадратичная функция. Определение квадратичной функции. Функция у = х2, у = aх2, у = aх2+ bх+c. Построение графика квадратичной функции.

Основная цель: научить строить график квадратичной функции.

Квадратные неравенства. Квадратное неравенство и его решение. Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции.

Основная цель: выработать умение решать квадратные неравенства с помощью графика квадратичной функции и метода интервалов


Условные обозначения, использованные в календарно – тематическом плане:

КТ – контроль знаний в виде теста;

СР – контроль знаний в виде самостоятельной работы;

МД – контроль теоретических знаний в виде математического диктанта;

ТЗ – индивидуальные творческие задания;

КР – контроль знаний в виде контрольной работы.

На занятиях предусмотрено использование наглядных средств обучения, технических средств обучения, оборудования - таблиц, мультимедийной техники (ММТ).

для типа учебного занятия:

ИНМ - изучение нового материала;

ЗПЗ - закрепление первичных знаний;

УКПЗ - урок комплексного применения знаний;

КЗ - контроль знаний;

УЗ - урок закрепления;

ОСМ - урок обобщения и систематизации знаний;

ППМ – повторение пройденного материала;

ПР – практикум;

ПМ – повторение материала по теме.



                

Календарно – тематическое планирование

урока

Наименование раздела, темы уроков

Количество часов

Примерные сроки

Освоение предметных знаний

Тип учебного занятия

Фактические сроки

1-6

1. Повторение курса алгебры 7-го класса.

6

Знать основные понятия, свойства и формулы курса 7 класса

ППМ

7

8

Входная контрольная работа

Анализ контрольной работы

1

КЗ

2. Неравенства

24

9-10

Положительные и отрицательные числа. Действия с положительными и отрицательными числами

2

Описывать множество рациональных чисел. Выполнять вычисления с рациональными числами. Сравнивать и упорядочивать рациональные числа.

ПМ,КТИНМ

11

Числовые неравенства

1

Формулировать свойства числовых неравенств, иллюстрировать их на координатной прямой, доказывать алгебраически; применять свойства неравенств в ходе решения задач

ИНМ, ЗПЗ

12-13

Основные свойства числовых неравенств

2

Формулировать основные свойства числовых неравенств, иллюстрировать их на координатной прямой, доказывать алгебраически; применять свойства неравенств в ходе решения задач

ИНМ, ЗПЗ,

МД

14

Сложение и умножение неравенств

1

Формулировать свойства сложения и умножения числовых неравенств, уметь их применять к решению задач.

ИНМ, ЗПЗ

15

Строгие и нестрогие неравенства

1

Формулировать понятия строгого и нестрого неравенства

УЗ

16-17

Неравенства с одним неизвестным Числовые промежутки

2

Уметь решать линейные неравенства с одним неизвестным

УЗ

18-20

Решение неравенств с одним неизвестным

3

Уметь решать линейные неравенства с одним неизвестным

КЗ, СР

21

Системы неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки

1

Знать понятия системы, решения системы, числового промежутка, уметь решать системы линейных неравенств с одним неизвестным

ИНМ, ЗПЗ

22-27

Решение систем неравенств

Двойное неравенство

Решение задач на составление неравенств

6

Уметь решать системы линейных неравенств с одним неизвестным, находить целые решения системы, применять к решению текстовых задач

ИНМ, ЗПЗ

28-30

Модуль числа. Уравнения и неравенства, содержащие модуль.

3

Знать определение и геометрический смысл модуля, уметь решать простые уравнения и неравенства, содержащие модуль

ПМ, ИНМ

31

Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний.

1

ОСМ

32

Контрольная работа № 1 по теме «Неравенства»

1

КР

3. Приближенные вычисления

8

33

Приближенные значения величин. Погрешность приближения

1

Знать понятие приближенного числа, как показателя точности и качества приближения. Использовать разные формы записи приближенных значений; делать выводы о точности приближения по их записи.

ПМ, КТ,

ИНМ

34

Оценка погрешности

1

Знать понятие, уметь округлять числа и оценивать погрешность

ИНМ, ЗПЗ

35

Округление чисел

1

Знать понятия, уметь округлять числа и оценивать погрешность

ПМ,КТ, УЗ

36

Относительная погрешность

1

Знать понятия относительной погрешности, уметь вычислять

ИНМ, ЗПЗ

37

Стандартный вид числа. Проверочная работа

1

Использовать запись чисел в стандартном виде для выражения размеров объектов, длительности процессов в окружающем мире. Сравнивать числа и величины, записанные с использованием степени 10.

ИНМ, ПР

38

Вычисления на микрокалькуляторе степени числа, обратного данному

1

Знать алгоритм составления программ для выполнения простейших операций. Выполнять вычисления с реальными данными. Выполнять прикидку и оценку результатов вычислений.

ИНМ, ЗПЗ

39

Последовательное выполнение операций на микрокалькуляторе

1

Знать алгоритм составления программ для выполнения простейших операций. Выполнять вычисления с реальными данными. Выполнять прикидку и оценку результатов вычислений.

УЗ

40

Вычисления на микрокалькуляторе с использованием ячейки памяти

1

Уметь производить вычисления с использованием ячейки памяти.

ПР

4. Квадратные корни

18

41-42

Арифметический квадратный корень

2

Формулировать определение квадратного корня из числа. Формулировать определение арифметического квадратного корня, уметь находить значение квадратного корня, арифметического квадратного корня

ИНМ, УЗ, КЗ, СР

43-44

Действительные числа

2

Приводить примеры иррациональных чисел; распознавать иррациональные и рациональные числа; изображать числа точками координатной прямой.

Описывать множество действительных чисел. Представлять действительные числа бесконечными десятичными дробями. Сравнивать действительные числа.

ИНМ, ЗПЗ,КТ

45-47

Квадратный корень из степени

3

Доказывать свойства арифметических квадратных корней (квадратный корень из степени), применять их к преобразованию выражений

ИНМ, УЗ

48-50

Квадратный корень из произведения

3

Доказывать свойства арифметических квадратных корней (квадратный корень из произведения), применять их к преобразованию выражений

ПМ, КЗ, КТ

УЗ

51-54

Квадратный корень из дроби

4

Доказывать свойства арифметических квадратных корней (квадратный корень из дроби), применять их к преобразованию выражений

ПМ, КЗ,СР,

УЗ

55-56

Уроки обобщения, систематизации и коррекции знаний.

2

ОСМ

57

58

Контрольная работа № 2 по теме «Квадратные корни»

Анализ контрольной работы

1

1

КЗ

5

Квадратные уравнения

27

59-60

Квадратное уравнение и его корни

2

Знать определение и коэффициенты квадратного уравнения. Распознавать квадратные уравнения. Уметь решать простейшие квадратные уравнения (разложением на множители)

ПМ, МД

ИНМ

61-62

Неполные квадратные уравнения

2

Уметь раскрывать скобки, приводить подобные члены, закрепить вычислительные навыки

ППМ, ИНМ

63

Метод выделения полного квадрата

1

Уметь преобразовывать квадратное уравнение к квадрату суммы и разности

ПМ, ИНМ

64-67

Решение квадратных уравнений

4

Знать формулы нахождения корней квадратного уравнения, уметь определять количество корней и решать уравнения. Исследовать квадратные уравнения по дискриминанту и коэффициентам.

ИНМ,

УЗ,

КЗ, СР

68-70

Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета.

3

Знать теорему Виета и обратную к ней, уметь применять при решении.

ИНМ, ЗПЗ

71-75

Уравнения, сводящиеся к квадратным

5

Уметь преобразовывать уравнений к квадратному виду с помощью замены переменной

76-79

Решение задач с помощью квадратных уравнений

4

Уметь составлять и решать задачи с помощью квадратных уравнений

80-82

Решение простейших систем уравнений, содержащих уравнение второй степени

3

Уметь решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени

83-84

Уроки обобщения, систематизации и коррекции знаний.

2

ОСМ

85

Контрольная работа № 3 по теме «Квадратные уравнения»

1

КЗ

6

Квадратичная функция

16

86

Определение квадратичной функции

1

Знать определение и свойства квадратичной функции. Распознать вид квадратичной функции.

ИНМ

87

Функция у = х2

1

Знать определение и свойства квадратичной функции вида у=х², уметь строить график, описывать свойства функции

ИНМ, ЗПЗ,

КЗ, МД

88-90

Функция у = ах2

3

Знать определение и свойства квадратичной функции вида

у=ах², уметь строить график, описывать свойства функции

ИНМ, ЗПЗ

91-93

Функция, у = ах2+ bx + c

3

Знать определение и свойства квадратичной функции вида

у= ах²+bх+с

ИНМ,

ЗПЗ, КЗ,КТ

94-98

Построение графика квадратичной функции

5

Уметь строить и преобразовывать параболу.

ИНМ, ЗПЗ, УЗ, КЗ, СР

99-100

Уроки обобщения, систематизации и коррекции знаний.

2

Моделировать реальные зависимости с помощью формул и графиков квадратичной функции. Интерпретировать графики реальных зависимостей.

ОСМ

101

Контрольная работа № 4 по теме «Квадратичная функция»

1

КЗ

7

Квадратные неравенства

17

102-103

Квадратное неравенство и его решение

2

Распознавать квадратные неравенства. Знать определение и количество решений квадратного неравенства.

ИНМ, УЗ

104-107

Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции

4

Решать квадратные неравенства, используя графические представления.

КЗ, СР

ИНМ, ЗПЗ

108-112

Метод интервалов

Системы неравенств

5

Решать квадратные неравенства методом интервалов. Уметь разбивать координатную прямую на интервалы.

ИНМ, ЗПЗ, УЗ, КЗ, СР

113-116

Исследование квадратного трехчлена

4

Исследовать квадратный трехчлен по дискриминанту и коэффициентам

ОСМ, УЗ, КЗ, КТ

117

Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний.

1

ОСМ

118

Контрольная работа № 5 по теме «Квадратные неравенства»

1

КЗ

8

Повторение

Итоговая контрольная работа

Анализ контрольной работы

2

1

КЗ

Итого часов

101


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «История» (базовый уровень) для 10 класса на 2012-2013 учебный год

Составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений «Всеобщая история. История России» 10 – 11 классы. Автор составитель: Алексашкина Л.Н....

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» базовый уровень основное образование 8 класс

Программа  может быть использована при работе по УМК Г.Е Рудзитиса, Ф.Г Фельдмана в 8 классе....

Рабочая программа учебного предмета «Литература» ( базовый уровень) для 7 класса и КТП

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе, программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы Г.С. Меркин...

Рабочая программа учебного предмета "Биология" (базовый уровень) для 8 класса

Рабочая программа  предназначена для изучения курса «Биология. Человек» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной ш...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Математика» (базовый уровень) Основное общее образование: 5 – 6 классы (ФГОС)

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом Примерной основной образовательной программы образовательного учр...

Рабочая программа по математике (алгебра) базовый уровень 9 класс

Рабочая программа  составлена на основе примерной программы  среднего (полного) общего образования по математике в соответствии с требованиями федерального компонента  Государственного ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Математика» базовый уровень для 10 классов среднего общего образования

Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непо...