Конспект урока и презентация по теме "Функция"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) по теме

Аскарова Татьяна Саядовна

Конспект урока и презентация по теме Функция

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc202.5 КБ
Microsoft Office document icon refleksiya.doc40.5 КБ
Microsoft Office document icon temper-ra.doc123.5 КБ
Office presentation icon funktsiya_7_klass.ppt168 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Алгебра. 7 класс.

Тема: «Чтение» графиков функций

(в рамках изучения Главы VI «Линейная функция и её график»// Алимов Ш.А., Колягин Ю.М. и др. Алгебра: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 г)


Изученный материал в рамках изучаемой Главы:

  • §29. Прямоугольная система координат на плоскости. – 1 урок.
  • §30. Функция и её график. – 1 урок.

Основные дидактические единицы урока:

  • функция;
  • зависимые (функция) и независимые (аргумент) переменные;
  • способы задания функции (формулой, графиком, таблицей);
  • график функции: определение значений и изменений функции по её графику.

Домашнее задание к уроку:

  • §30;
  • №530, №538, №541(2,4);
  • в течение 10 дней заполнять таблицу с изменением температуры воздуха.  

Цели урока:

  • обучение использованию графиков для получения сведений о характере функциональной зависимости;
  • развитие аналитического мышления;
  • воспитание культуры математической речи учащихся.


1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Графический диктант

1 вариант

2 вариант

Построить точки с координатами

А(-5;1); В(-3;-2); С(0;4)

Д(2;0); М(4;-4); К(6;1)

- Проверьте, правильно ли вы построили по Рисунку 1.

- Дополните свои точки недостающими (посоветуйтесь с соседом по парте).

- Соедините последовательно точки по мере возрастания аргумента.

Получили ломанную линию - график некоторой функции (Рисунок 2).

Работаем с графиком (фронтальная работа, учащиеся записывают результаты в тетради в виде равенств; в процессе работы учитель напоминает, что по значения переменных, получаемые по графику – приближенные, что отражается в записи соответствующим знаком ≈; учитель добивается проговаривания учениками правильных ответов):

- Найти значение аргумента, если значение функции равно (учащиеся записывают результаты в тетради в виде равенств, можно для проверки пригласить одного из учеников к доске): -4 (4); 1 (-5; 6; -2; 1½). (запись: y(х) = -4 при х = 4).

- Найдите, какому ещё значению функции соответствуют несколько значений аргумента. (Например: y(-3)=y(3)=y(4 2/3 )= -2).

- Как вы думаете, почему части графика выделены разными цветами? (аргументы для каждой из этих частей имеют разные знаки) Какие аргументы соответствуют «темной» части графика? (отрицательные) «светлой»? (положительные).

- Найти значение функции, если значение аргумента равно 0? -3? -2.

- Найдите одно значение функции, при котором значения аргументов равны -1 и 1? (2)  

- Найдите одно значение аргумента, при котором значение функции равно -1 и 1. (Проблема – такого значения нет). Каким образом должна была бы выглядеть линия, если бы при одном и том же значении х значения y могли быть различны – например -1 и 1?

Примеры изображается на доске в виде эскизов:

Например:

3. Постановка цели урока.

Итак, мы видим, что одному и тому же значению функции могут соответствовать несколько значений аргументов, а вот наоборот – нет. Этим и отличается функциональная зависимость от любой другой взаимосвязи между переменными – об этом мы говорили ещё на предыдущем уроке. А почему именно такие - функциональные -  зависимости столь значимы в математике? Как вы думаете?

Учащиеся могут сформулировать ответ на основе изученного на последнем уроке и дома материала; учитель на основе их ответов формулирует вывод: Функция является моделью некоторого процесса, цепочки событий, ряда наблюдений, а с помощью графика этот процесс, эти изменения  представляются с максимальной наглядностью. Недаром считают, что график функции – это «говорящая линия», которая может много рассказать. Но она рассказывает только тем, кто умеет читать и понимать язык графиков. Мы с вами только ещё начинаем изучать функции, поэтому нам важно уметь понимать этот язык. Мы пока научились только «буквам» этого языка – построению точек на координатной плоскости и определению по графику аргументов и значений функции для каждой конкретной точки. Наша задача на сегодняшний урок – сделать первые шаги в понимании языка графиков функций. (Учащиеся записывают тему урока).

4.  Работа с графиками.

Итак, перед вами (Рисунок 3) график реального процесса: Велосипедист отправился из Городца в Дзержинск (из п.А в п.В). (Учитель сопровождает рассказ демонстрацией рисунка) По оси абсцисс отложим  время в часах, прошедшее от начала суток 1 июня, по оси y – расстояние от Городца до велосипедиста в данный момент. Давайте попробуем, пользуясь графиком, рассказать поподробнее об этом путешествии:

- Во сколько велосипедист выехал из Городца?

- Во сколько вернулся?

- Во сколько прибыл в Дзержинск?

- Долго ли он там оставался?

- Что, на ваш взгляд, произошло с 16до 18 часов?

- Когда он ехал быстрее всего?

- Составьте 3 вопроса о путешествии велосипедиста самостоятельно (работа по парам или в группах, затем обсуждение и ответы на вопросы групп).

Итак, по графику движения велосипедиста мы узнали достаточно много – как видим, график функции на самом деле «говорящая линия». Но, как мы знаем, функция может быть задана не только графиками, но и другими способами. Какими?

Дома вы в течение 10 дней отмечали в таблице температуру воздуха. Попробуйте самостоятельно нарисовать график  функции по вашим данным.

- Как удобно расположить оси? (Учитывая, что температура ниже нуля, так, чтобы отрицательная часть оси ординат убиралась на листе до деления примерно -25-30).

- Какое число удобнее взять за начало отсчета? (например, 10 февраля)

Учащиеся выполняют самостоятельно в тетрадях построение графика по своим таблицам. Те, кто уже начертил, готовятся рассказать о температуре воздуха в течение 10 дней по вопросам, представленным на плакате (слайде) – Рисунок 4. (Выполнение задания по группам). – Заслушивается «метеоотчет» одной из групп, другим предлагается внести дополнение.

В заключение учитель благодарит всех «сотрудников метеоцентра» за хорошую работу, дополняет их рассказ: «Реально существующие метеоцентры осуществляют  замеры температуры воздуха (также как и других показателей погодных условий) не один, а несколько раз в сутки (например, Нижегородский метеоцентр – каждые три часа). Благодаря этому график изменения температуры получается более точным. Сохраняя эти данные за десятилетия, сравнивая их, ученые-метеорологи делают выводы о влиянии на погоду различных изменений, строят прогнозы погоды. Графики широко используются также   в статистике,  в экономической науке, в медицине – да практически во всех областях применения научного знания, где выводы делаются на основе изменения тех ли иных величин».

(Рисунок 5 «Динамика основных показателей изменения населения Городецкого района» за 1995-2004гг. (по данным Городецкого отделения статистики)  может быть использован как иллюстрация к этому рассказу либо как отдельное задание (с аналогичными заданиями), если остаётся время).

5. «Цепочка»

Игра для экспресс-проверки результатов освоения умения «читать» график. Может быть проведена для всех учеников, либо только для учеников, которым учитель в конце работы решил выставить оценку по результатам урока – в этом случае – эти ученики получают вопросы не друг от друга, а от всего класса.

Перед вами 4 графика (Рисунок 6). Сформулируйте вопрос по этим рисункам и задайте его. Получивший вопрос отвечает на него и задаёт свой вопрос следующему.

При выполнении задания обязательно обратить внимание на пересекающиеся графики и на рис3, не являющейся функцией.

6. Рефлексия результатов.

Учащиеся на листочках последовательно проставляют по 5-балльной шкале балы, насколько они научились выполнять действие. Учитель зачитывает формулировки.

Что из этого списка вы научились делать?

  1. Определять значение функции по аргументу –
  2. Определять значение аргумента по значению функции –
  3. Строить график по таблице значений функции –
  4. Находить по графику самое большое и самое маленькое значение функции –
  5. Следить за изменением процесса, описываемого функцией –
  6. Рассказывать о характере протекания процесса, описанного графиком функции –

Учитель собирает листочки, быстро диктует результаты на 6 вариантов, выделяет «счетоводов» для подсчета результатов. На заготовленной заранее системе координат готовит диаграмму по результатам. (Если времени не хватает – можно ограничится сбором листочков).  Вместе с учениками анализирует результаты.

7. Домашнее задание

Представлено на Рисунке 7

 





Рисунок 6

Домашнее задание

  1. Повторить теоретический материал п. 29, п. 30.
  2. №550(2); №548; №546.
  3. Составить таблицу своего возраста и роста (примерно, со слов родителей). Нарисовать график роста. Цена деления оси ординат 10 см (роста). Ответить на вопросы:
  • В каком возрасте ваш рост был 90 см? 80см?
  • Каков был ваш рост в 1 г.? в 5 л.? В 10 л.? Сейчас?
  • Как изменялся ваш рост с 2 до 6 лет?
  • За какое время вы выросли с 95 см до 1 м 10 см?

1 вариант

1) Найдите по графику:  у(0),  у(4), у(-1),  у(-4).

2) При каком значении х значение функции равно 1; -3; 0?

3) Напишите несколько значений х, при которых значение функции положительно.

4) Напишите несколько значений х, при которых значение функции отрицательно.

2 вариант

1) Найдите по графику:  у(0),  у(-2), у(3),  у(-3).

2) При каком значении х значение функции равно 2; -4; 0?

3) Напишите несколько значений х, при которых значение функции положительно.

4) Напишите несколько значений х, при которых значение функции отрицательно.



Предварительный просмотр:

Что из этого списка вы научились делать?

Баллы

1.Определять значение функции по        аргументу

2.Определять значение аргумента по значению функции

3.Строить график по таблице значений функции

4.Находить по графику самое большое и самое маленькое значение функции

5.Следить за изменением процесса, описываемого функцией

6. Рассказывать о характере протекания процесса, описанного графиком функции

Что из этого списка вы научились делать?

Баллы

1.Определять значение функции по аргументу

2.Определять значение аргумента по значению функции

3.Строить график по таблице значений функции

4.Находить по графику самое большое и самое маленькое значение функции

5.Следить за изменением процесса, описываемого функцией

6. Рассказывать о характере протекания процесса, описанного графиком функции

Что из этого списка вы научились делать?

Баллы

1.Определять значение функции по аргументу

2.Определять значение аргумента по значению функции

3.Строить график по таблице значений функции

4.Находить по графику самое большое и самое маленькое значение функции

5.Следить за изменением процесса, описываемого функцией

6. Рассказывать о характере протекания процесса, описанного графиком функции



Предварительный просмотр:

Дата

Темпер-ра

воздуха, С0

Дата

Темпер-ра

воздуха, С0

Дата

Темпер-ра

воздуха, С0

26.02

27.02

28.02

1.03

2.03

3.03

4.03

5.03

6.03

7.03

26.02

27.02

28.02

1.03

2.03

3.03

4.03

5.03

6.03

7.03

26.02

27.02

28.02

1.03

2.03

3.03

4.03

5.03

6.03

7.03

Дата

Темпер-ра

воздуха, С0

Дата

Темпер-ра

воздуха, С0

Дата

Темпер-ра

воздуха, С0

26.02

27.02

28.02

1.03

2.03

3.03

4.03

5.03

6.03

7.03

26.02

27.02

28.02

1.03

2.03

3.03

4.03

5.03

6.03

7.03

26.02

27.02

28.02

1.03

2.03

3.03

4.03

5.03

6.03

7.03

Дата

Темпер-ра

воздуха, С0

Дата

Темпер-ра

воздуха, С0

Дата

Темпер-ра

воздуха, С0

26.02

27.02

28.02

1.03

2.03

3.03

4.03

5.03

6.03

7.03

26.02

27.02

28.02

1.03

2.03

3.03

4.03

5.03

6.03

7.03

26.02

27.02

28.02

1.03

2.03

3.03

4.03

5.03

6.03

7.03

Составить таблицу своего возраста и роста (примерно, со слов родителей). Нарисовать график роста. Цена деления оси ординат

10см (роста). Ответить на вопросы:

- В каком возрасте ваш рост был 90см? 80см?

- Каков был ваш рост в 1 год? В 5 лет? Сейчас?

- Как изменялся ваш рост с 2 до 6 лет?

- За какое время вы выросли с 90см до 110см?

Составить таблицу своего возраста и роста (примерно, со слов родителей). Нарисовать график роста. Цена деления оси ординат

10см (роста). Ответить на вопросы:

- В каком возрасте ваш рост был 90см? 80см?

- Каков был ваш рост в 1 год? В 5 лет? Сейчас?

- Как изменялся ваш рост с 2 до 6 лет?

- За какое время вы выросли с 90см до 110см?

Составить таблицу своего возраста и роста (примерно, со слов родителей). Нарисовать график роста. Цена деления оси ординат

10см (роста). Ответить на вопросы:

- В каком возрасте ваш рост был 90см? 80см?

- Каков был ваш рост в 1 год? В 5 лет? Сейчас?

- Как изменялся ваш рост с 2 до 6 лет?

- За какое время вы выросли с 90см до 110см?

Составить таблицу своего возраста и роста (примерно, со слов родителей). Нарисовать график роста. Цена деления оси ординат

10см (роста). Ответить на вопросы:

- В каком возрасте ваш рост был 90см? 80см?

- Каков был ваш рост в 1 год? В 5 лет? Сейчас?

- Как изменялся ваш рост с 2 до 6 лет?

- За какое время вы выросли с 90см до 110см?

Составить таблицу своего возраста и роста (примерно, со слов родителей). Нарисовать график роста. Цена деления оси ординат

10см (роста). Ответить на вопросы:

- В каком возрасте ваш рост был 90см? 80см?

- Каков был ваш рост в 1 год? В 5 лет? Сейчас?

- Как изменялся ваш рост с 2 до 6 лет?

- За какое время вы выросли с 90см до 110см?

Составить таблицу своего возраста и роста (примерно, со слов родителей). Нарисовать график роста. Цена деления оси ординат

10см (роста). Ответить на вопросы:

- В каком возрасте ваш рост был 90см? 80см?

- Каков был ваш рост в 1 год? В 5 лет? Сейчас?

- Как изменялся ваш рост с 2 до 6 лет?

- За какое время вы выросли с 90см до 110см?

Составить таблицу своего возраста и роста (примерно, со слов родителей). Нарисовать график роста. Цена деления оси ординат

10см (роста). Ответить на вопросы:

- В каком возрасте ваш рост был 90см? 80см?

- Каков был ваш рост в 1 год? В 5 лет? Сейчас?

- Как изменялся ваш рост с 2 до 6 лет?

- За какое время вы выросли с 90см до 110см?

Составить таблицу своего возраста и роста (примерно, со слов родителей). Нарисовать график роста. Цена деления оси ординат

10см (роста). Ответить на вопросы:

- В каком возрасте ваш рост был 90см? 80см?

- Каков был ваш рост в 1 год? В 5 лет? Сейчас?

- Как изменялся ваш рост с 2 до 6 лет?

- За какое время вы выросли с 90см до 110см?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по алгебре в 7 классе Тема: «Функция»

Слайд 2

Графический диктант Построить точки с координатами. 1 вариант 2 вариант А (-5;1); В (-3;-2) С (0;4) D (2;0); М (4;-4) К (6;1)

Слайд 3

х у А В С D К М

Слайд 4

у х А В С D К М

Слайд 5

"Чтение" графиков функций ТЕМА:

Слайд 6

График движения велосипедиста S( км) t (ч)

Слайд 7

Какие дни были самыми тёплыми? Морозными? 2) В какие дни температура держалась ниже -10? 3) В какие дни наблюдался самый значительный перепад температур? 4) Какая температура была в выходные дни? 5) В какие дни температура воздуха была -10? -15?-25? -100?

Слайд 8

Динамика основных показателей изменения населения Городецкого района за 1995-2004 г.

Слайд 9

Рисунок 6

Слайд 11

Домашнее задание Повторить теоретический материал. п.29,п.30. № 550(2); № 548; № 546. Составить таблицу своего возраста и роста (примерно, со слов родителей). Нарисовать график роста. Единица деления оси ординат 10 см (роста). Ответить на вопросы: В каком возрасте ваш рост был 90 см? 80см? Каков был ваш рост в 1 г.? в 5 л.? В 10 л.? Сейчас? Как изменялся ваш рост с 2 до 6 лет? За какое время вы выросли с 95 см до 1 м 10 см?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра "Путешествие в страну "Физика". 7 класс. Конспект урока с презентацией

Лебедева Ирина Геннадьевна учитель физикиГОУ СОШ №43г. Санкт-ПетербургУрок-игра« Путешествие в страну «Физика»7 класс АннотацияИгра проводится в конце учебного года и несет в себе по...

1 урок по теме "Обобщающие слова при однородных членах" конспект урока и презентация

представленный материал предназначен для проведения урока русского языка в 8 классе, содержит подробный конспект урока и презентацию. с первых мгновений урока дети включаются в увлекательный процесс у...

Урок 11 Форвард 5 класс ( конспект урока и презентация)

Тема и номер урока в теме : “Сюрприз для Кейт”  Цикл 2 « Тhe competition » - 11 й урокБазовый учебник: УМК "FORWARD" 5 класс автор: Вербицкая Цель урока: формирование  коммуникати...

Урок 11 Форвард 5 класс ( конспект урока и презентация)

Тема и номер урока в теме : “Сюрприз для Кейт”  Цикл 2 « Тhe competition » - 11 й урокБазовый учебник: УМК "FORWARD" 5 класс автор: Вербицкая Цель урока: формирование  коммуникати...

Урок 11 Форвард 5 класс ( конспект урока и презентация)

Тема и номер урока в теме : “Сюрприз для Кейт”  Цикл 2 « Тhe competition » - 11 й урок   Урок разработан учителем английского языка МБОУ " Лицей № 1 им.А.П. Гужвина г.Камызяк" Астрахан...

Урок 11 Форвард 5 класс ( конспект урока и презентация)

Тема и номер урока в теме : “Сюрприз для Кейт”  Цикл 2 « Тhe competition » - 11 й урок   Урок разработан учителем английского языка МБОУ " Лицей № 1 им.А.П. Гужвина г.Камызяк" Астрахан...

Конспект урока и презентация к уроку истории в 8 классе "Движение декабристов"

При изучении темы урока использовались как задания, включенные в презентацию, так и задания для самостоятельной работы учащихся с историческим источником....