Экскурс в историю математики(Математический вечер)
материал по алгебре (8 класс) на тему

Математический вечер для учащихся среднего звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vecher-_nazira_r.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Математический вечер

« Экскурс в историю математики»

                     

                          для учащихся 5-9 классов

 

      Провела:

                         учитель математики

ООШ д.Сарайлы Благоварского района РБ

                                                                  Ишмухаметова Н.Р.

                                                                                2013 год

Уважаемые гости, зрители, болельщики, участники игры. Мы рады приветствовать вас на  математической игре Экскурс в историю». Целью нашей игры является ознакомление с развитием математики с момента её зарождения.

   Разрешите представить вам участников игры.Это учащиеся 8-9 классов, которые  увлекаются математикой. На сцену  приглашаются  участники игры. Это Имаева Ильмира 9 кл.,  Маннанова Альбина- 9 кл., Латыпов Ильвир- 9 кл., Рахматуллина Айсылу- 9 кл., Хисамутдинова Гульнара- 9 кл.,  Тагирова Алия – 8 кл. и Гумерова  Алина – 8 кл.

   Нашу игру будет судить авторитетные жюри в составе :

  Дорогие участники игры  !  Захватите с собой смекалку, находчивость, смелость, а  смелость говорят  города берет. Успехов Вам!

  Итак начинаем игру.

1-й вопрос себе выбирает  1 участник. Если цвет бейджика и цвет сектора совпадут, а это уже первая удача- участник игры получает 5 баллов. Каждый правильный ответ оценивается на 5 баллов, дополнение 1 балл .На обдумывание  дается 1 минута. Ставлю песочные часы.

Ребята слово математика пришло к нам  из древнегреческого языка. Оно означало учиться, приобретать знание. История развития математики тесно связано с развитием человеческого общества. Как и все другие науки , математика возникло в связи с практической  необходимостью людей  в подсчёте и измерениях. Как это происходило мы сейчас  попытаемся  представить.

                                         -3-  

 Ведущий: Эта сценка  составленная по мотивам рассказов Н.Н.Миклуха- Маклая на примере туземцев Новый Гвинеи иллюстрирует,  как могли, наверное, считать первобытные люди.

  Сначала древние люди использовали для счета пальцы рук, затем пальцы ног, затем стали использовать узелки на веревках. Некоторые народы Европы делали зарубки на палочках, которые называли бирками, использовали фруктовые косточки. Затем люди научились эти числа писать, появилась нумерация чисел. У разных народов  она была разной.

   Итак 1 вопрос ( на доске)

Какая нумерация чисел  является самый древней, и как обозначали число  100 000 в этой нумерации.

( Карта древней Греции) .

  Первые ученые математики сведения о которых дошли до нас., жили в 6 веке до нашей эры в древней Греции.

Перед вами  Древняя Греция , Эллада. Её города разбросаны по островам  и  полуостровам Средиземного моря. Фалес ( 6-7 века до н.э) из Милета основал Милетскую школу математиков. Пифагор (6-5в до н.э) родился на острове Самос. Он также основал у себя школу, которая сыграла важную роль  в развитии математики. Позже в Греции жил знаменитый философ  Платон, который основал  Афинскую школу. Интересно о чём разговаривали бы Пифагор и Платон , если бы они встретились.

                   - 5-

Итак   второй участник  выбирает себе  вопрос.

  Над входом  в школу какого ученого была надпись « Не знающий геометрии  да не войдет в Академию».

Вед. Своего наивысшего  расцвета наука древней Греции достигла в  4-3 веках до н.э.

 Знаменитый ученый был типичным  Греческим ученым. Однажды, когда царь Птолемей спросил его, нельзя ли одолеть премудрости геометрии более легким путём  , как-  нибудь проще, он ответил:

« В геометрии нет  царского пути!  Вопрос     Кто это учёный?

( Портреты Пифагор, Евклид, Архимед, Фалес)

Это он систематизировал  геометрические знания в книге  по который в последствии учились Галилей, Каперник, Ломоносов.  И вы ребята  тоже учитесь по учебнику написанному на основе его книги.

Вед.  А теперь поговорим  о самом знаменитом в плеяде  самобытных  математиков Древней Греции. Это  ученый, который заложил  первоосновы почти  всех открытии, развитием которых гордится наш век.

                       - 7 –

Вед. В этой  сценке речь идет об одном из величайших ученых  древности. Он исследовал конические  сечения , площади эллипса, шара  определил  приближенное значение числа  П. Инженерный гений ученого проявился  при осаде города Сиракузы. Он погиб от меча Римского солдата, воскликнув: « Отойди не трогай моих чертежей».  Перед вами  портреты ученых

 Вопрос  Кто этот  учёный ?

Музыка ( Арабская музыка)

Вед. С берегов средиземного моря мы перенесёмся в сердце Средней Азии.  В Европе усиление влияния  церкви, которая  враждебно относилась к науке привело к застою в математике, длившемуся  примерно с 5 века до конца  12 века. С середины 1го тысячелетия  начинается расцвет математической  мысли  в Средней Азии. Научное  наследие древнегреческих математиков была творчески  воспринято арабами. Они перевели  на свой язык многие труды греков и поэтому мы их знаем в переводе. Величайшим  математиком того времени был Мухаммед Бен Муса,

Больше известный как аль- Хорезми. Велики заслуги аль- Каши (14-15 вв), аль- Бируни, поэта и математика Омара Хайяма. (1048-1122).

Звучит восточная музыка , на сцене сидит Шах, около него девушки с веерами и танцуют.

                           -9-

Вопрос. О ком идет речь? А какое важное открытие он сделал в математике?

Сценка в пустынях Арабии.

Вопрос. Вы знаете что  цифры которыми мы пользуемся для записи чисел, называются  арабскими, но они придуманы в Индии.

Благодаря какому  ученому  европейцы узнали эти цифры и правила действии над ними?

Вопрос. Что означает слово цифра?

                  После 10 страницы

Вед.  Как ясно из этой  сценки  восточный владыка  был не очень силен в математике, хотя и богат. Без ишака слоны не делились, а с ишаком каждый сын получил завещанную  долю наследства.

Одним из труднейших разделов математики явилось  учение о дробях. Многие народы могли представить  половинку, четверть, или 3 часть, но дальше они затруднялись. Вычисления  над дробями мы впервые  встречаем в  папирусе Ахмеса. Большую работу проделали  индийские математики. Запись дробей была близка к

современной.  Европейцы усовершенствовали эти знания.

Итак вопрос Кто из учёных впервые применил современную запись дробей? .  ( Аль-Харезми, Фибоначчи, Лейбниц)

                         - 11-

   Мы путешествовали по Греции , Индии, странам Средней Азии. А как обстояло развитие математики на Руси.

Первую книгу по математике написал монах Кирик в 1134 году. Вместо цифр использовали буквы славянского алфавита. В развитии математики в России велика роль Петра Первого.

Старинная задача.

Ведущий. Пошел барин по базару поискать кой-какого товару. Навстречу  ему балда идёт, сам  не зная куда.

Балда. Что барин так рано поднялся, чего так взыскался?

Барин. Нужен мне  работник :повар, коню, плотник. А где мне найти такого служителя не слишком дорого? Взял бы я тебя ,если бы ты служил мне  усердно и  очень исправно.

Балда. Ладно, договорились.

Барин. Через год за твой усердный труд, я тебе пожалую  кафтан и 12 рублей.

Ведущий. Живет Балда в барском доме, спит себе на соломе, ест за

четверых, работает за семерых. До светла всё  у него пляшет, лошадь запряжет, полосу  вспашет, печь затопит, всё заготовит, закупит, яичко испечет, да сам и облупит.

Барин. Охо-хо-хо. Работник ты хороший

Балда. Отработал я у тебя барин 7 месяцев, задумал женится. Пожалуйте ,барин расчет.

Барин. Охо-хо-хо. Где же я найду такого работника. Ну что же делать!? Жалую тебе за усердный труд кофтан  и  пять рублей.

Балда. Благодарствую.

Вопрос. Вот вам вопрос: Сколько стоит кофтан?

                          - 12-

Реформы ,  начатые  Петром  Первым коснулись и  образования. Как писал Ломоносов, Петр Первый  усмотрел ясно, что ни полков, ни городов надежно укрепить, ни кораблей построить, не употребляя математики и 14 января 1701 года подписал указ об учреждении  математико-  навигационной школы. Было поручено создать учебник математики. Эта книга была написана в короткий срок и явилось  знаменательным  событием  для отечественной науки.

Вопрос. Кто  этот ученый, автор  первого учебника  по математике в России?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике "Математическое шоу "Математическое ассорти"

Данное мероприятие содержит в себе познавательный и занимательный материал по математике....

Внеурочная деятельность по математике. Математический вечер для учащихся 6-10 классов.

Внеклассная работа в системе дифференцированного  обучения необходима.Она предоставляет учащимся дополнительные возможности для развития способностей, прививает интерес к науке математике, способ...

Викторина по истории математики "Математический звездопад"

Вопросы и материалы для подготовки к викторине по истории математики (11 класс)...

Проведение недели математики: математические интеллектуальные игры "Математический квест", "Математическое ассорти"

В рамках недели математики в 5-8 классах можно провести математические интеллектуальные игры "Математический квест", "Математическое ассорти". В данной работе изложен порядок ...

Приемы работы по формированию временных представлений на уроках математики (математические представления, основы арифметики), живого мира и истории отечества

Формирование временных представлений - одно из сложнейших направлений коррекционной работы учителя дефектолога. Время нельзя услышать, увидеть, потрогать. Но оно есть......

В гостях у царицы наук Математики Математический вечер для учащихся 5-6 классов

quot;В гостях у царицы наук Математики" математический вечер для учащихся 5-6 классов. подбор задач-шуток, задач на смекалку. сценка о Листе Мебиуса. Вечер готовили учащиеся 7 класса, члены мате...