Методическая разработка урока математики в 8 классе «Умножение, деление и возведение дробей в степень»
методическая разработка по алгебре (8 класс) на тему

Мария Юрьевна Башаримова

Методическая разработка урока алгебры в 8 классе относится к главе 1 «Рациональные выражения» пункт 4 «Умножение, деление и возведение дробей в степень». Урок «Умножение, деление и возведение дробей в степень» - это третий из трех уроков данной темы.

В пункте изучаются арифметические действия умножения, деления и возведения дробей в степень по аналогии с действиями над обыкновенными дробями, а также проводится исследовательская работа из соответствующего раздела учебника.  Ученик научится выполнять основные действия  с алгебраическими дробями; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе свойств арифметических действий; знать и понимать существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов.  

Основная технология обучения, применяемая на уроке это технология формирующего оценивания. Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Именно в процессе такой оценочной деятельности педагог сможет четко и доходчиво формулировать цели изучения предмета, связывать изученные учениками темы в единую и гармоничную картину, определять адекватные способы контроля результатов, мотивируя учащихся на достижение максимально возможного уровня. Учащиеся освоят принципы самооценки и способы улучшения собственных результатов, разделят с учителем ответственность за собственное образование.

Описать суть внутреннего (формирующего) оценивания можно следующей метафорой: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост»5(Фишман И.С., Голуб Г.Б.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта34.51 КБ
Файл prilozhenie_1.docx13.01 КБ
Файл prilozhenie_2.docx12.42 КБ
Файл prilozhenie_3.docx80.01 КБ
Файл prilozhenie_4.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока математики в 8 классе

«Умножение, деление и возведение дробей в степень»

Башаримова Мария Юрьевна,

МКОУ ШР «СОШ № 4»,

учитель математики

г. Шелехов

  1.  г

Методическая разработка урока алгебры в 8 классе относится к главе 1 «Рациональные выражения» пункт 4 «Умножение, деление и возведение дробей в степень». Урок «Умножение, деление и возведение дробей в степень» - это третий из трех уроков данной темы.

В пункте изучаются арифметические действия умножения, деления и возведения дробей в степень по аналогии с действиями над обыкновенными дробями, а также проводится исследовательская работа из соответствующего раздела учебника.  Ученик научится выполнять основные действия  с алгебраическими дробями; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе свойств арифметических действий; знать и понимать существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов.  

Основная технология обучения, применяемая на уроке это технология формирующего оценивания. Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Именно в процессе такой оценочной деятельности педагог сможет четко и доходчиво формулировать цели изучения предмета, связывать изученные учениками темы в единую и гармоничную картину, определять адекватные способы контроля результатов, мотивируя учащихся на достижение максимально возможного уровня. Учащиеся освоят принципы самооценки и способы улучшения собственных результатов, разделят с учителем ответственность за собственное образование.

Описать суть внутреннего (формирующего) оценивания можно следующей метафорой: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост»5(Фишман И.С., Голуб Г.Б.)

Сценарий урока (технологическая карта урока)

Тема урока:

Умножение, деление и возведение дробей в степень (3 урок)

 Цели урока:

для учителя – создать условия для проверки знания алгоритма умножения, деления и возведения в степень рациональных дробей; создать условия для контроля умений и навыков умножения и деления рациональных дробей;

обучающие – формирование понятия положительного, отрицательного, неположительного, неотрицательного чисел, координатной прямой, уметь отмечать числа на координатной прямой, ;

развивающие – способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся, критического мышления, навыков саморегуляции; воспитывать доброжелательное отношение к коллективу и окружающим; включить новые знания в общую систему знаний для интеллектуального развития личности ребенка на уроке; развивать математическую культуру речи и письма; интерес к предмету.

воспитательные – воспитывать конкурентоспособную личность, ответственную за свой результат, умеющую самостоятельно работать, способной  вести самоконтроль и взаимоконтроль; развивать интерес к предмету, бережное отношение к каждой минуте урока;

для учащихся – знать алгоритм умножения и деления рациональных дробей; уметь выполнять задания, связанные с умножением, делением и возведением в степень рациональных дробей.

Планируемые результаты (УУД)

Предметные результаты –  научится умножать, делить и возводить в степень алгебраические дроби; формулировать правила выполнения действий; применять изученные действия с дробями для упрощения выражений.

Личностные – логически мыслить; ясно, точно, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;

Регулятивные  – постановка  учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

Познавательные – самостоятельное создание алгоритма  деятельности при решении проблемы; умение выделять главное,  существенное; ориентация в возможностях информационного поиска; умение осознанно строить речевое высказывание;

Коммуникативные – готовность к сотрудничеству с одноклассниками, коллективной  и парной работе.

Метапредметные результаты обучения - проводить исследования.

Тип и вид  урока - урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Форма организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, парная

Методы обучения:

- творческий (применение алгоритмов);

- наглядный (мультимедийная презентация);

- практический (заполнение таблицы, оценочного листа).

Перечень оборудования для учителя и учащихся:

учебник, дидактический материал, таймер, компьютер, презентация MS Power Point, мультимедиапроектор

Учебник:

Алгебра. 8кл.:  Г.К. Муравин, К.С.Муравин,  О.В. Муравина. – 2-е изд., стериотип.- М.: Дрофа, 2015.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценивание

Организационный этап.

5 мин

Взаимное приветствие, посещаемость.

Создание коллаборативной среды через тренинг «Подари улыбку миру» (учащимся предлагается пожелать удачной работы на уроке и высокой оценки). Организация парной работы.

Заполнение оценочного листа. Приложение №1

Знакомство с системой оценивания. Приложение №2

Участие в тренинге

 

Заполнение оценочных листов группы.

Знакомятся с системой оценивания на уроке.

Сообщение темы и цели урока

1 мин

Знакомство с целями урока

Дополнения учащихся.

Формативное (комментарии учителя и учащихся)

Проверка д/з

3 мин

Проверка наличия д/з в тетрадях учащихся

Взаимопроверка д/з: №60(6, 8), 62(2, 4)

Ответы:

6)     8)  

2)   4)

Повторение алгоритма

История появления рациональных дробей

Выставляют баллы в оценочные листы

Суммативное (критерии)

Формативное оценивание (критерии)

Приложение №2

Актуализация опорных знаний

5 мин

Работа с презентацией. Выполнение заданий устно

• Найти лишнее        

• Найди ошибку

• Установить соответствие

Приложение №3

Коллективно выполняют предложенные задания, обсуждают, доказывают свое мнение. Сигнальные карты.

Суммативное (критерии)

Формативное оценивание (устная обратная связь)

Приложение №2

Закрепление

12 мин

Работа у доски: учебник №62 (1,3), 68(1,2,4) (деление, умножение, возведение в степень РД)

Слабые дети: с.25-27 (рассмотреть решенные примеры)

Одаренные дети: №69,70 (на выбор)

Решают у доски и в тетрадях, задают вопросы

Сильные учащиеся консультируют слабых учащихся

Сильные учащиеся работают самостоятельно

Суммативное (критерии)

Формативное оценивание (устная обратная связь)

Приложение №2

Самостоятельная работа

10 мин

Устный взаимоопрос правил  учащихся работающих в паре. Каждый учащийся  своему соседу задет 5 вопросов из приложения и фиксирует количество правильных ответов. После того как работающие в паре опросили друг друга, подсчитывают баллы, производится оценивание

Тестирование. 

Приложение №4

Задают вопросы, фиксируют ответы в оценочном листе.

Персонально вносят ответы на тест в оценочный лист.

Формативное оценивание (рекомендации друг другу)

Суммативное оценивание (критерии)

Приложение №2

Подведение итогов урока

3 мин

Определение итоговой оценки по критериям.

Рефлексия: письменная обратная связь в оценочном листе (произвольная форма ответа)

Интерпретируют итоговую оценку.

Пишут комментарии в оценочном листе в отдельном поле

Суммативное (критерии)

Формативное

(Письменная обратная связь)

Приложение №2

Постановка д/з, инструктаж

1 мин

Обязательное: №62(5,6), 68(3,6)

Возможное: выполнить задания из домашней конт- рольной работы № 1 Творческое: №71(1)

Записывают д/з в дневник

Задают вопросы по д/з

Выводы и методические рекомендации

по практическим результатам проведенного урока

Данный урок был проведен  5октября 2016 в 8А классе, по опережающему введению ФГОС ООО. Класс «средний», учащиеся класса - это учащиеся со средним уровнем  учебной мотивации.  Темп работы на уроке не очень высокий, часть  учащихся не  включены в деятельность. Организация работы учащихся по технологии формирующего оценивания проводится на некоторых уроках, учащиеся еще не научились работать с оценочной картой.

С сигнальными картами работа проводится практически на всех уроках, поэтому на данном уроке не было потери времени при актуализации знаний. Учащиеся умеют работать, как фронтально, так  и самостоятельно. Учащиеся привлекаются к процессу оценивания, чтобы развивать умение ставить цели и на их основе оценивать свою учебу и поведение, а также повышать интерес к учебе.

Результат:  осознание учащимися  в процессе формирования самооценки, выбора дальнейшего образовательного пути.

Использование на данном уроке презентации обязательно для реализации поставленной цели. Каждый блок урока представляет цикл (горизонтальная система)  пошагового выполнения учебных заданий.

Список литературы

для учителей

  1. Г.К. Муравин, К.С.Муравин,  О.В. Муравина. Алгебра. 8кл.:  – 2-е изд., стериотип.- М.: Дрофа, 2015.
  2. Г. К. Муравин, О. В. Муравина. Алгебра. 8  кл. : метод. пособие к учебнику Г. К. Муравина, К. С. Муравина, О. В. Муравиной /— М. : Дро фа, 2015. — 238, [2] с.
  3. Муравин Г.К., Муравина О.В. Рабочая тетрадь к учебнику Г. К. Муравина и др. «Алгебра.8 класс» в двух частях Дрофа М.-2015
  4. Г.К.Муравин, О.В. Муравина Программа курса  математики для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством образования РФ
  5. Фишман И.С., Голуб Г.Б., Формирующая оценка образовательных результатов учащихся, Методическое пособие. — Самара: Учебная литература, 2007. — 244 с. 

для учащихся

  1. Муравин Г.К., Муравина О.В. Рабочая тетрадь к учебнику Г. К. Муравина и др. «Алгебра.8 класс» в двух частях Дрофа М.-2015
  2. Г.К. Муравин, К.С.Муравин,  О.В. Муравина. Алгебра. 8кл.:  – 2-е изд., стериотип.- М.: Дрофа, 2015.

Перечень электронных ресурсов

1. http://wikipedia.ru -  Рациональные дроби

2.  http://e-science.ru/ – Математика. Естественные науки.

3. http://pm298.ru/- Прикладная математика

4. Мультимедиа презентация «Умножение, деление и возведение дробей в степень» (3 урок)

 



Предварительный просмотр:

Приложение №1

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УЧЕНИКА

ФИО ___________________________________________________                                        

Настроение на начало урока      +         0          –

Ожидаемый результат                5         4          3            2

Баллов за д/з                                4          3          2           1           0

Вариант №

Взаимоопрос

1

2

3

4

5

Результат

Ответ

Баллов:

+/–

Тестирование

1

2

3

4

5

Результат

Ответ

Баллов:

+/–

Итого баллов на урок  

Итоговая оценка за урок            5         4          3            2

Мой Комментарий (мысли) по окончании урока: ……………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………

Настроение в конце урока      +         0          –



Предварительный просмотр:

Приложение №2

Система оценивания на уроке

Вид деятельности

Максималь-ный балл

Примечания

Д/з

4

1 балл за каждый верный ответ

4 правильных ответов – «Вы хорошо усвоили тему!»

3 правильных ответов – «Вы не до конца разобрались с пройденной темой, еще раз вам нужно ее прочитать!»

0-2 правильных ответов – «Вам нужно обратиться к источнику и прочитать данную тему, снова прочитать, для того, чтобы лучше ее запомнить и применить на практике!»

Взаимоопрос

5

1 балл за каждый верный ответ

Тест

6

1-4 вопрос – max 4 балла (по 1б. за каждый верный ответ)

5 вопрос – max балла

Работа в классе (у доски, в тетради)

2

2б. – ответ/решение безупречное

1б. – ответ/решение с неточностями

0б. – ответ/решение неверны

Дисциплина

1

1б. – примерное поведение

0б. – имеются неоднократные замечания к дисциплине

Интерпретация итоговой оценки:

0-9б. – «2»

10-12б. – «3»

14-16б. – «4»

17-18б. – «5»



Предварительный просмотр:

Приложение №3

Актуализация опорных знаний

• Найти лишнее

1) 0,4; -1,25; 17,0001;         

2)

3) (4x-y)2; (2x+1)2; 9a2-4b2; (0,81-x)2

4) 5x2; 0,001x3y3; c+14d;

• Найди ошибку

1)

2) 0,25x4-y2=(5x2-y)(5x2+y)

3)

4) .

• Установить соответствие



Предварительный просмотр:

Приложение №4

Индивидуальная карта заданий ученика

1 вариант

2 вариант

1. Взаимоопрос

Вопросы:

1. Куб разности двух выражений равен…

2. Умножение степеней с одинаковыми основаниями

3. Что такое рациональная дробь?

4. Что такое многочлен?

5. Как разделить рациональные дроби?

2. Тестирование

1 (1б). Сократите дробь

А) В) С)  Д)

2 (1б). Выполните умножение дробей

 :

А) В) С) Д)

3 (1б). Выполните деление дробей

А) В) С) Д)

4 (1б). Упростите выражение  и найдите его значение при c=1

А) 2    В) -1    С) -2     Д) 1

5 (2б). Восстановить цепочку алгоритма умножения РД:

1. Сформировать ответ

2. Перемножить числители и знаменатели

3. Перемножить оставшиеся множители

4. Произвести сокращение дроби

5. По возможности разложить на множители числители и знаменатели РД

1. Взаимоопрос

Вопросы:

1. Куб суммы двух выражений равен…

2. Деление степеней с одинаковыми основаниями

3. Как возвести рациональную дробь в степень?

4. Что такое одночлен?

5. Как умножить рациональные дроби?

2. Тестирование

1 (1б). Сократите дробь

А) В) С)  Д)

2 (1б). Выполните умножение дробей

 :

А) В) С) Д)

3 (1б). Выполните деление дробей

А) В) С) Д)

4 (1б). Упростите выражение  и найдите его значение при c=1

А) -3     В) 3      С) 1      Д)  4,5

5 (2б). Восстановить цепочку деления РД

1. Сформировать ответ

2. Перемножить числители и знаменатели

3. Перемножить оставшиеся множители

4. При делении первую дробь оставляем без изменений, а вторую заменяем обратной дробью (переворачиваем)

5. Произвести сокращение дроби

6. По возможности разложить на множители числители и знаменатели РД

 

Карта ответов:

1

2

3

4

5

1

C

B

D

A

52431

2

C

B

D

B

642531


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей".

Урок в технологии деятельностного метода. 5 класс. УМК Виленкин Н. Я....

Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Сложение и вычитание десятичных дробейСоздание условий для прочного усвоения  учебного материала по теме урока; ознакомление учащихся с правилами сложения вычитания десятичных дробейУрок «освоени...

Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изучения ...

Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изуч...

Методическая разработка урока математики 5 класс "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Конспект урока по математике в 5 классе соответствует программе образовательных учреждений. Тип урока: изучение новой темы. На уроке используетс ядидактические методы обучения: проблемно- поисковый, м...

Методическая разработка. Урок математики. 6 класс "Отрицательные дроби"

Цель урока: Ознакомить учащихся с понятием отрицательных дробей; научить находить модуль положительных и отрицательных дробей.На уроке активно используется фронтальная работа, работа в парах. Уча...

Методическая разработка по математике 5 класс "Умножение десятичных дробей на натуральное число"

Конспект и презентация по математике 5 класс "Умножение десятичных дробей"...