Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по теме:"Решение задач с параметрами" для 11 класса
рабочая программа по алгебре (11 класс) на тему

Яковлева Виктория Викторовна

Рабочая программа  для проведении индивидуально-групповых занятий в 11 классе по теме: «Решение задач с параметрами». Тематическое планирование учебного материала при 1 занятии в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫХ  ЗАНЯТИЙ  ПО ТЕМЕ:

 «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРАМИ»

для 11 класса

На 2016-17 учебный год

34 учебных часа
(по 1 часу в неделю)

Разработчик программы: Яковлева В.В.

Учитель высшей  квалификационной категории

Москва

2016

Пояснительная записка

Рабочая программа  курса «Решение задач с параметрами» для 11 класса составлена на основе Учебного плана ГБОУ Школы № 1362, авторской программы «Задачи с параметрами» Автор: С.А. Субханкулова,  рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

        Основным направлением модернизации математического школьного образования является отработка механизмов итоговой аттестации через введение единого государственного экзамена. В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом, а также с кратким ответом, встречаются задачи с параметрами. Появление таких заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и их математической культуры.

        Решению задач с параметрами в школьной программе уделяется мало внимания. Большинство учащихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной этого является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках.

        В связи с этим возникла необходимость в проведении индивидуально-групповых занятий в 11 классе по теме: «Решение задач с параметрами»

        Многообразие задач с параметрами охватывает весь курс школьной математики. Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.

Решение уравнений и неравенств с параметрами, открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале. Именно такие задачи играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются с другими задачами.

Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

Предметные результаты:

  • усвоить основные приемы и методы решения уравнений, неравенств систем уравнений с параметрами;
  • применять алгоритм решения уравнений, неравенств, содержащих параметр,
  • проводить полное обоснование при решении задач с параметрами;  

Выпускник научится

  • свободно оперировать понятиями: уравнение, неравенство, равносильные уравнения и неравенства, уравнение, являющееся следствием другого уравнения, уравнения, равносильные на множестве, равносильные преобразования уравнений;
  • применять теорему Виета для решения некоторых уравнений с параметрами;
  • владеть методами решения уравнений, неравенств и их систем, уметь выбирать метод решения и обосновывать свой выбор;
  • решать алгебраические уравнения и неравенства и их системы с параметрами алгебраическим и графическим методами;

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • составлять и решать уравнения и неравенства с параметрами при решении задач других учебных предметов;

Выпускник получит возможность научиться

  • решать основные типы уравнений и неравенств с параметрами;

Цель курса:

  • Формировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств .
  • Изучение курса предполагает формирование у учащегося интереса к предмету, развитие их математических способностей, подготовку к ЕГЭ
  • Развивать исследовательскую и познавательную деятельность учащегося.
  • Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.

Для реализации целей и задач данного курса предполагается использовать следующие формы занятий: лекции, практикумы по решению задач, семинары. Доминантной же  формой учения должна стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся.  Все занятия должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную работу. Успешность усвоения курса определяется преобладанием самостоятельной творческой работы ученика. Такая организация занятий способствует реализации развивающих целей курса.

Задачи с параметрами дают прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы.

Основные формы организации учебных занятий: беседа, практическая работа, семинар. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для обучающихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач. Одним из образовательных результатов является разработка и защита проектов обучающимися.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Первоначальные сведения (2 ч.)

Определение параметра. Виды уравнений и неравенств, содержащие параметр.
Основные приемы решения задач с параметрам.
Решение простейших уравнений с параметрами.

Цель: Дать первоначальное представление учащемуся о параметре и помочь привыкнуть к параметру, к  необычной форме ответов при решении уравнений.

2. Решение линейных уравнений и уравнений приводимых к линейным, содержащих параметр (4 ч.)

Общие подходы к решению линейных уравнений. Решение линейных уравнений, содержащих параметр.
Решение уравнений, приводимых к линейным.
Решение линейно-кусочных уравнений.
Применение алгоритма решения линейных уравнений, содержащих параметр.
Геометрическая интерпретация.
Решение системных уравнений.

Цель: Поиск решения линейных уравнений в общем, виде; исследование количества корней в зависимости от значений параметра.

3. Решение линейных неравенств, содержащих параметр (2ч.)

Определение линейного неравенства.
Алгоритм решения неравенств.
Решение стандартных линейных неравенств, простейших неравенств с параметрами.
Исследование полученного ответа.
Обработка результатов, полученных при решении.

Цель: Выработать навыки решения стандартных неравенств и приводимых к ним, углубленное изучение методов решения линейных неравенств.

4. Квадратные уравнения, содержащие параметр (5 ч.)

Актуализация знаний о квадратном уравнении. Исследования количества корней, в зависимости от дискриминанта. Использование теоремы Виета. Исследование трехчлена.
Алгоритм решения уравнений.
Аналитический способ решения.
Графический способ.
Классификация задач, с позиций применения к ним методов исследования.

Цель: Формировать умение и навыки решения квадратных уравнений с параметрами.

5. Квадратные неравенства, содержащие параметры (2 ч.)

Метод интервалов.

Алгоритм решения неравенств 2-й степени, содержащих параметры. Аналитический способ решения.

Цель:  Выработать навыки решения стандартных квадратных неравенств методом интервалов.

 6. Системы линейных уравнений  и неравенств с параметрами (2ч.)

Алгоритм решения систем линейных уравнений и неравенств с параметрами.

Цель: Формировать умение и навыки решения систем линейных уравнений и неравенств  с параметрами.

7. Рациональные уравнения с параметрами. Графический способ решения уравнений и неравенств. (4 ч.)

Решение рациональных уравнений с параметром. Решение уравнений и неравенств с параметрами с помощью графиков.

Цель: Формировать умение и навыки решения уравнений и неравенств с параметрами с помощью графиков, решение рациональных уравнений.

8. Решение задач с параметром с помощью свойств функций    (7 ч.)

Область значений функции.
Область определения функции.
Монотонность.

Координаты вершины параболы.

Решение задач с параметром с помощью свойств функций

Расположение корней квадратного трехчлена

Цель: Формировать умение и навыки решения уравнений и неравенств с параметрами с помощью свойств функции.           

9. Нестандартные задачи. Итоговая контрольная работа по курсу. Защита индивидуальных проектов ( 6 ч.)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

№ занятия

                Тема  занятия

1

Первоначальные сведения (2 ч.)

1

Основные понятия уравнений с параметрами

2

Основные понятия неравенств с параметрами

2

Решение линейных уравнений и уравнений приводимых к линейным, содержащих параметр (4 ч.)

3

4

5

6

Решение линейных уравнений, содержащих параметр.
Решение уравнений, приводимых к линейным.
Решение линейно-кусочных уравнений.
Применение алгоритма решения линейных уравнений, содержащих параметр

3

Решение линейных неравенств, содержащих параметр (2ч.)

7

8

Алгоритм решения неравенств.
Решение стандартных линейных неравенств, простейших неравенств с параметрами

4

Квадратные уравнения, содержащие параметр (5 ч.)

9

10

11

12

13

Актуализация знаний о квадратном уравнении                                    . Использование теоремы Виета

Исследование трехчлена.
Алгоритм решения уравнений.
Аналитический способ решения.
 

5

Квадратные неравенства, содержащие параметры (2 ч.)

14

15

Неравенства с параметрами (второй степени)                                            

 Метод интервалов

6

Системы линейных уравнений  и неравенств с параметрами (2ч.)

16

17

Системы линейных уравнений

Системы линейных неравенств

7

Рациональные уравнения с параметрами. Графический способ решения уравнений и неравенств. (4 ч.)

18

19

20

21

Рациональные уравнения с параметрами

Решение рациональных уравнений с параметром

Графический способ решения уравнений

Графический способ решения неравенств

8

Решение задач с параметром с помощью свойств функций    (7 ч.)

22

23

24

25

26,27

28

Область значений функции.
Область определения функции.
Монотонность.

Координаты вершины параболы.

Решение задач с параметром с помощью свойств функций                  

Расположение корней квадратного трехчлена

9

Нестандартные задачи. Итоговая контрольная работа по курсу. Защита индивидуальных проектов ( 6 ч.)

29,30

Нестандартные задачи

31

Итоговая контрольная работа по курсу

32,33,34

Защита индивидуальных проектов

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

 1. Субханкулова С.А.. Элективный курс «Задачи с параметрами», издательство «Илекса», 2010

  1. Горнштейн П.И. Задачи с параметрами. - М.: Гимназия, 2008
  2. Крамор В.С. Математика. Типовые примеры на вступительных экзаменах. - М.: Аркти, 2009.
  3. Математика для поступающих в вузы //Сост. А.А.Тырымов. – Волгоград: Учитель, 2006.
  4. Математика. Задачи М.И.Сканави. - Минск; В.М.Скакун,1998г.
  5. Математика. «Первое сентября».№ 4, 22, 23-2010 г; №12,38-2010 г
  6. Нырко В.А.,Табуева В.А. Задачи с параметрами. - Екатеринбург; УГТУ,2009.
  7. Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М. Просвещение, 2009г
  8. Потапов М.К., Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Уравнения и неравенства с параметрами. Издат МГУ, 2007г
  9. Горбачев В.И. Методы решения уравнений и неравенств с параметрами, Брянск, 2006
  10. Материалы по подготовке к ЕГЭ 2009-2016 г

Интернет-ресурсы
http://www.ege.edu.ru/
http://site-infocenter.ru/
http://www.fipi.ru
http://4ege.ru/
http://www.ctege.org/razdel.php?s=&razdelid=239 – книги для подготовки к ЕГЭ
http://uztest.ru/exam
http://alexlarin.narod.ru/ege.html
http://zadachi.mccme.ru/work/JavaScript/treenow.htm
http://www.allmath.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа индивидуальных групповых занятий в 6 классе "Решение логических задач"

Программа разработана для индивидуальных занятиях по математике в 6 классе. рассчитана на 34 часа ....

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по алгебре и началам анализа для 10 а,б классов на 2012-2013 учебный год. Универсальный модуль. Социально-правовой модуль.

Предлагается рабочая программа и КТП индивидуально-групповых занятий по алгебре и началам анализа для 10 а,б классов(универсальный и социально-правовой модули). Программа ориентирована на УМК Ю.М. Кол...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 6 классе «Тексты малой формы»

1.    Рабочая программа составлена на основе пособия             Никитиной Е.И. Уроки развития речи: К учебному пособию «Русс...

рабочая программа индивидуально - групповых занятий по геометрии для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ

данная программа разработана в помощь учителю для подготовки к ОГЭ по математики, раздел "Геометрия"...

Рабочая программа индивидуально-групповых (групповых) занятий для учащихся 3 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (сенсорное развитие)

Программа является вариативной, имеет адресную направленность на конкретного ребёнка или подгруппу учащихся, имеющих сходные затруднения. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребе...

Рабочая программа элективного курса «Практикум по решению задач» для 11 класса

Программа разработана  на основе примерной программы среднего (полного) общего образования  и  Шарыгин И. Ф., Голубев В. И.  Факультативный курс по математике,  материалов из ...