Конспект математической игры «Умники и умницы»
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему

Новикова Мария Владимировна

9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 17 имени 37-й Гвардейской стрелковой дивизии

Тракторозаводского района Волгограда»

Конспект математической игры

 «Умники и умницы»

 (неделя математики).

Класс: 9 а

Дата: 22.03.2017

Учитель математики: Новикова М.В.

Волгоград 2017г.         

Математическая игра «Умники и умницы».

Цель мероприятия: Способствовать проявлению индивидуальных способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности.

Задачи мероприятия:

-Обучающая (дидактическая) задача: в увлекательной игровой форме углубить знания по математике, способствовать развитию находчивости, смекалки, быстроты реакции.

-Развивающая задача: развивать интуицию, эрудицию, расширить кругозор учащихся, интерес к математике, развивать умение работать в группе.

-Воспитательная задача: воспитывать культуру общения, культуру математического мышления, чувство коллективизма и взаимовыручки.

Ход мероприятия

В игре участвуют 2 команды по 7-8 учащихся. Проходит игра в 4 этапа. За правильный ответ 1 балл.

1этап – Разминка “Спринт эрудитов”.  Каждая команда получает 25 вопросов.                                                              

2 этап – Аукцион знаний «Галерея великих математиков».                    

3 этап – «Пойми меня».

4 этап – «Заморочки из бочки».

Подведение итогов. Награждение.            

Оборудование

Презентация «Умники и умницы»;

Призы – медали.

Учитель. Когда возникла математика?

Потребность человека сосчитать то, что он видит вокруг себя настолько естественна, что он смело может утверждать: математика возникла на земле одновременно с появлением разума, то есть с появлением HOMO SAPIENS (человека разумного).

Вместе с развитием цивилизации развивалась математика. Невозможно представить науку, которая не была бы связана с математикой.

МАТЕМАТИКА-КОРОЛЕВА. А к королеве отношение королевское. По-настоящему мало кто с ней дружит, считанные единицы с ней на “ты”, остальные пугаются; либо уважают, но сторонятся.

В чем причина такого отношения?

Она кроется в видимой сухости этого предмета. Недаром Паскаль сказал: ”Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным “. Мы сегодня так и сделаем. Проведем игру «Умники и умницы». Справа от меня умники, слева - умницы. Капитаны команд… Разрешите представить наше достопочтенное жюри. Итак, мы начинаем.

1 этап. Разминка.  Спринт  эрудитов.

За правильный ответ команда получает балл.

                 Вопросы 1 команде:

1.  Отрезок, соединяющий 2 соседние вершины многоугольника. [Сторона]

2.  На что делить нельзя. [Нуль]

3.  Квадратное уравнение, у которого1 коэффициент единица. [Приведенное]

4.  Чему равна половина половины. [Четверть]

5.  Часть круга. [Сектор, сегмент]

6.  Где самые длинные сутки. [Везде 24 часа]

7. Сколько козлят у многодетной козы. [7]

8. Прибор для измерения углов. [Транспортир]

9. У каких животных 6 ног. [Насекомые]

10. Чего у куба и человека ровно по дюжине. [Ребер]

11. Одна сотая метра. [См]

12. Сумма длин сторон многоугольника. [Периметр]

13. Чему равен пуд. [16]

14. Отрезок, соединяющий точку окружности с центром. [Радиус]

15. Что такое “натянутая тетива”. [Гипотенуза]

16. “Крыса, бегающая по углам и делящая их пополам. [Биссектриса]

17. Число, обращающее уравнение в верное равенство. [Корень]

18. Чему равна одна четвертая часа? [15 минут]

19. Шла старуха в Москву, навстречу ей 3 старика. Сколько человек шло в Москву?[1 cтаруха]

20. Чему равно число ПИ.[3,14]

21.Какой вал изображен на картине Айвазовского.[9]

22. Путь от условия к ответу. [Решение]

23. Геометрия, изучающая фигуры на плоскости. [Планиметрия]

24. Равенство двух отношений. [Пропорция]

25. Авторы нашего учебника “Геометрия”. [Атанасян, Бутузов]

                 Вопросы 2 команде:

1. Какое число делится на все числа без остатка. [нуль]

2 . Сторона, лежащая в треугольнике против прямого угла. [гипотенуза]

3 . Отрезок, соединяющий 2 несоседние вершины многоугольника. [диагональ]

4  .Чему равна дюжина .[12]

5 . Сколько вершин у куба .[8]

6. Сколько музыкантов в квинтете.[3]

7. Самая редкая группа крови.[4]

8 . Сколько “друзей-разбойников” было у Али-Бабы.[40]

9 . Какую часть часа составляют 20 минут. [Треть]

10 .Бежала тройка лошадей, каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько км проехал ямщик.[5]

11. Прибор для построения окружностей. [Циркуль]

12. Утверждение, принимаемое без доказательства. [Аксиома]

13. Наука о решении уравнений. [Алгебра]

14. Как называется вторая координата точки. [Ордината]

15. Чему равен один фунт.[400г]

16. Геометрия в пространстве. [Стереометрия]

17. Одна сто восьмидесятая часть развернутого угла. [Градус]

18. Наименьшее натуральное число. [Один]

19 .Постоянная величина. [Константа]

20. Автор школьных математических таблиц. [Брадис]

21. В каком месяце есть 28 дней. [В любом]

22. Название треугольного платка. [Косынка]

23. Геометрическая фигура, она же спортивный тренажер. [Трапеция]

24. Авторы учебников по алгебре. [ Колягин под редакцией Жижченко]

25. Может ли угол параллелограмма быть равен 200 градусов. [Нет

2 этап  Галерея великих людей

На презентации расположены портреты знаменитых математиков и вопросы. Балл за верный ответ.

1. Великий француз, сын прокурора, получил юридическое образование.

Вскоре увлекся изучением астрономии и тригонометрии. Занимал  видную придворную должность тайного советника при короле Генрихе III, где  преуспел в разгадывании шифров. Математика была его единственной страстью на протяжении всей жизни. Его имя носит известная теорема.

Франсуа Виет

2. Он впервые стал известен как победитель Олимпийских игр по кулачному бою, затем увлекся музыкой, установил связь между длиной струны и издаваемым звуком. Тогда  он решил: ”Числа правят миром!”

О нем сложено много легенд. ”Он сын бога Аполлона, его бедро сделано из чистого золота”. Вместе со своими последователями образовал тайный союз, члены которого носили на одеяниях звездчатый пятиугольник-пентаграмму.

Одна из теорем носит его имя.

Пифагор

3.  На ее детскую комнату не хватило обоев, и комната была оклеена страницами книги петербургского математика М. В. Остроградского. Девочка часами  изучала дифференциальное и интегральное исчисление по формулам, пытаясь найти порядок. Впоследствии дочь генерала фиктивно вышла замуж за ученого-биолога, они выехали в Германию, где она продолжила обучение. Педагоги были реакционерами, пытались отбить у нее охоту к знаниям, но степень доктора философии с высшей похвалой она получила без защиты диссертации. Муж ее  трагически погиб, а она умерла от простуды в Стокгольме.

Софья Ковалевская

4.  Точных сведений о его биографии нет. Согласно легенде, ученый был дерзок с владыкой Александрии и всего Египта, царем Птолемеем. Монарх  с трудом изучал геометрию. Он вызвал ученого и спросил, нет ли особого,

доступного лишь правителям, способа усвоить эту  науку. “Царской дороги в математике нет”. На его счету огромное количество теорем, главная работа- 13 томный труд по геометрии “Начала”.

Евклид

5. Родился он в семье уездного землемера и домохозяйки, в семье было 3 сына. В 1817 году он закончил Казанский университет и остался работать там в звании магистра - помощника профессора. Первой была работа по теории многочленов, лекции по математике и механике. В 1827 году он стал ректором Казанского университета до 1846 года[19 лет].

Николай Лобачевский

3 этап. Заморочки из бочки. На экране бочка с числами. Команды поочередно называют число из бочки. Учитель нажимает на это число и появляются слова – определения. Нужно по данным определениям отгадать математический термин или понятие, которое является многозначным словом.

Чем быстрее отгадано слово, тем больше очков получает команда (1-3 балла)

Примечание: На экране нажатием мыши появляются три определения математического понятия, остальные учитель продолжает зачитывать на слух.

1. Атомный, выигрышный, инвентарный, телефонный,    автомобильный, гостиничный, цирковой,   порядковый…            (номер)

2. Женская, львиная, тяжёлая, счастливая, левая, правая, большая, меньшая, равная…    (доля)

3. Свинцовая, барабанная, правильная, сократимая, обыкновенная, десятичная, периодическая…    (дробь)

4.  Бермудский, любовный, равнобедренный, прямоугольный, равносторонний ….  (треугольник)

5 . Красная, центральная, жилая, главная, торговая, городская, общая, искомая, найденная … (площадь)

6. Несгораемая, кругленькая, крупная, контрольная, денежная, полученная…   (сумма)

7. Известное, художественное, музыкальное, литературное, положительное, отрицательное…  (произведение)

8. Семейный, солнечный, порочный, гончарный,
    точильный, спасательный, Полярный…         (круг)

9. Свой, родной, теплый, развернутый, прямой, острый, тупой,… (угол).

4 этап. Замечательные функции

Вашему вниманию представлены графики некоторых функций.  Сопоставьте высказывание с соответствующей функцией.

1. Тише едешь, дальше будешь.   (2)

2. Баба с возу, кобыле легче.   (3)

3. Чем дальше в лес, тем больше дров. (1)

4. Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей.(2)

5. Большому кораблю — большое плаванье.(1)

6. А воз и ныне там.(4)

7. Долгие проводы — лишние слезы.(1)

8. Подальше положишь — поближе возьмешь.(2)

9. Мал золотник, да дорог. (2)

5 этап. НМО (неопознанный математический объект)

1)Древний геометрический инструмент, который был изобретён в Древней Греции, часто используется архитекторами, младшие школьники применяют его не по назначению, а старшими школьниками он почти не используется (циркуль)

2) Здесь находится такой предмет, который когда–то являлся большой роскошью. А технология его изготовления долгое время оставалась под большим секретом (бумага)

3) Этот предмет является необходимым каждому математику. К сожалению, на ЕГЭ им пользоваться запрещено. При его изготовлении используется  родственник  алмаза (карандаш)

№ этапа

Умники

Умницы

Наиболее активные участники команд

баллы

1

2

3

4

5

итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физико-математическая игра "Умники и умницы", 8 класс

Игра проводится в рамках недели физики и математики. Включает в себя текст с правилами игры и заданиями, а также презентацию....

Математическая игра "Умники и умницы"

Сценарная разработка математической игры "Умники и умницы" для учащихся 7-9 классов...

Математическая игра "Умники и Умницы"

Внимание! Внимание!В нашей программе Вы увидите Звездный час каждого участникаощутите Минуту славыузнаете о хитроумной задаче царицы Дидоныпоразмышляете над философской загадкой Вольтерапосетите ...

Математическая игра "Умники и умницы"

Математическая игра "Умники и умницы"...

Математическая игра "Умники и умницы"

Внеклассное мероприятие по математике для обучающихся 5-6 классов....

Математическая игра "Умники и умницы" (для учащихся 8 - 9 классов)

Цель мероприятия: Способствовать проявлению индивидуальных способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности.Задачи мероприятия: 1....

Математическая игра "Умники и умницы" 9 класс

математическая игра "Умники и умницы"...