Виды групповых и индивидуальных форм работы на уроках математики
статья по математике по теме

Ракевич Татьяна Владимировна

Из опыта работы с групповыми и индивидуальными формами работы на уроках математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды групповых и индивидуальных форм работы

на уроке математики

Каждому учителю, серьезно работающему, приходится искать и находить ответы на вопросы такого характера:

  • Как максимально, с большей отдачей, использовать каждую минуту урока?
  • Как реализовать проблему полной занятости каждого ученика на уроке, исключить иждивенчество?
  • Какую методику избрать из многообразия методик, чтобы достичь наилучшего результата?

Свой личный опыт, опыт коллег и литература частично дают ответы на эти и другие вопросы. В конечном итоге каждому учителю приходится все-таки создавать свою методику, основанную на его личном восприятии предлагаемых методик, с учетом его характера, его практики, его личного отношения к той или иной методике и, наконец, с учетом имеющихся возможностей в данной экономической ситуации.

В этом плане книга А.С. Границкой «Научить думать и действовать» дает богатый материал для размышления, подсказывает конкретно, как можно попытаться решить многие проблемы. Для этого нужно коренным образом менять систему обучения, перейдя к адаптивной системе обучения (АСО), суть которой заключается в адаптации к индивидуальным особенностям детей. По мнению автора книги, только на основе АСО можно и нужно ту или иную педагогическую находку (метод, технологию) использовать в своей работе.

В основе АСО - принципиально новая модель обучения. Во-первых, структура урока позволяет увеличить время для самостоятельной работы учащихся, т. е. таким образом реализуется теория деятельности. Во-вторых, в АСО создаются условия для разумного включения передового опыта учителей.

Модель АСО

Учитель обучает всех учеников

Учитель   работает индивидуально

Ученики работают самостоятельно

При этом эффективность урока заметно повышается в том случае, когда учитель не просто наблюдает за самостоятельной работой учащихся, а работает в это время с отдельными учащимися индивидуально. Резко увеличивается время для самостоятельной работы на уроках - учащиеся постепенно привыкают работать самостоятельно, овладевают приемами устной самостоятельной работы, для выполнения которой надо иметь партнера. Партнерами в данном случае могут выступать как одноклассники, так и сам учитель, а так же ТСО.

Несомненно, важным в такой работе является контроль. Он осуществляется в этой системе в различных режимах: самоконтроль (ключи к решению задач, ТСО), взаимоконтроль, внутренний самоконтроль, контроль учителя (включенный в самостоятельную работу и отключенный контроль, осуществляемый во время индивидуальной работы с учеником).

Таким образом, значительно меняется роль учителя в учебном процессе: он не только сообщает новую информацию, но и обучает приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное.

Учитель фактически работает в двух режимах:

1) обучает новому;

2) индивидуально работает.

Индивидуальная работа учителя заключается в двух подходах:

1) управление самостоятельной работой учащихся (осуществление включенного контроля);

2) индивидуальная работа (осуществление отключенного контроля). Учащиеся в АСО работают в 3-х режимах:

1) совместно с учителем;

2) с учителем индивидуально;

3) самостоятельно под руководством учителя.

Пробую использовать предлагаемую систему обучения. Конечно, сейчас я нахожусь на начальном этапе этой работы, но, несомненно, вижу перспективность и эффективность такой модели обучения.

Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем. Но по заданию учителя на определённом этапе обучения учащиеся сами могут сделать многое: определить и выделить главное, предусмотреть варианты проверки их знаний и умений, предвидеть очередной вопрос, обосновать связь новой темы с предыдущей, предвидеть ход мыслей учителя в изложении новой информации по изображённым на доске схемам, моделям и другим опорным сигналам, т.е. как бы взять на себя роль учителя при объяснении нового материала. Очень важно организовать работу так, чтобы каждый ученик в результате такой работы почувствовал собственный рост («додумался», «как же я раньше до этого не дошёл», «да это же совсем просто» и т.п.). Непременно очень важным в такой деятельности является психологический фактор: надо, чтобы дети видели в учителе надёжного помощника, доверяли ему, шли навстречу требованиям и установкам учителя и естественно верили в свои силы, в возможность достижения лучших результатов.

Приведу примеры карточек, которые использую на этапе устной самостоятельной работы, которая выполняется в паре под условным названием «Ученик - учитель». Каждый играет то роль учителя, то роль ученика в определенный момент времени. На работу отводится до 10 минут урока.

В это время я осуществляю включённый контроль, т.е. слушаю ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оцениваю их, помогаю ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оцениваю не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания. Ведь каждому надо дать такую возможность: высказать своё мнение и быть услышанным.

После завершения этой работы ещё раз, но уже перед всем классом одна из групп даёт ответы по карточкам. Таким образом, за небольшой промежуток времени можно оценить работу 10-12 учащихся, что при традиционной фронтальной работе невозможно. Кроме того, объём задания для устного счёта при фронтальной работе естественно был бы меньшим.

Итак, карточка для работы в паре «Ученик - учитель» (8 кл., тема: «Арифметический квадратный корень»).

ВАРИАНТ №1

ВАРИАНТ №2

1. Вычислите:   ;  

2. Решите уравнение :.

3. Объясните, почему неверно равенство:.

4. Вычислите: .

5. Упростите выражение: .

1. Решите уравнение: 2х2 = 3.

2. Вычислите: ; .

3. Вычислите:

4. Упростите выражение:

5. Объясните, почему неверно равенство:.

Иногда организую работу в паре «Ученик-учитель», в которую включены сильный и слабый или сильный и средний учащиеся. Целью такой работы является организация помощи сильными учащимися более слабым товарищам по классу. Причём такая работа является очень эффективной не только на начальном этапе изучения новой темы, но и в процессе повторения изученного. При этом работу организую комбинированно: те, кто отлично усвоил материал, на определённую часть урока выполняют роль учителя, помогая ликвидировать пробелы в знаниях тех, кто по какой-либо причине имеет их, остальные работают индивидуально и коллективно, после чего организуется проверка выполнения работы пары «Ученик-учитель». Стараюсь привлекать для этой работы исключительно хорошо подготовленных учащихся, чтобы быть твёрдо уверенной в хорошем качестве такой помощи. Такая работа чрезвычайно полезна обоим ученикам: «учителю» важно уметь объяснять качественно, понятно, владеть алгоритмами решения тех или иных задач, основами теории, необходимой для достижения цели и, в конечном итоге, научить. Тот же, кого обучают, в данный момент получает уникальную возможность понять непонятное, подняться в своём уровне развития, а может быть и узнать новое. Работа в паре «Ученик-учитель» способствует развитию речи обоих учеников, закреплению знаний и умений, утверждению в знаниях обучающего, оказывает благоприятное воздействие на формирование коллективизма и товарищества.

Карточка для работы в паре «Ученик - учитель»  (8 кл., тема: «Свойства арифметического квадратного корня»).

1.  Определите, какие преобразования нужно выполнить в каждом из предложенных выражений, чтобы упростить его:

а)    ; (устно)

б)    .   (письменно)

Выполните упрощение выражения.

2. Какой закон применяется при упрощении выражения

?

Упростите выражение. Как называется правило, используемое

при данном упрощении? Сформулируйте его.

3. Упростите выражения, используя формулы сокращенного умножения:

a)    ;      б)       ;          в) .

Кроме описанной выше формы работы в паре, называемой статической, когда общаются на протяжении некоторого времени два сидящих за одной партой ученика, я использую также работу в паре, называемой динамической, когда поочерёдно общаются друг с другом учащиеся, сидящие за двумя соседними партами (это уже малая группа из 4-х человек).

Каждый ученик этой малой группы получает карточку с заданием, на обратной стороне которой имеются целесообразные вопросы, а также предполагаемые ответы на них (ключи к решению задачи).

Получив такую карточку, каждый должен разобраться в решении. После этого начинается общение каждого с каждым в данной группе. Таким образом, каждый ученик группы решит 3 задачи, а одну, разобрав предварительно, предложит каждому из членов его группы.

Приведу примеры карточек, используемых для работы в динамической паре.

Карточка   для   работы   в   динамической   паре   (8  кл.,   тема: «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения»).

Лицевая сторона карточки

 (для отвечающих)

Обратная сторона карточки

(для опрашивающего)

Карточка № 1

1. Как называются числа а и b в квадратном уравнении?

2. В каком случае квадратное уравнение называется неполным?

3. Сколько корней имеет квадратное уравнение: х2 = -9? Ответ объяснить.

Карточка № 1

1. Как называются числа а и b в квадратном уравнении?

2. В каком случае квадратное уравнение называется неполным?

13. Сколько корней имеет квадратное уравнение: х2 = - 9? Ответ объяснить.

ОТВЕТЫ

1. Число а называется первым коэффициентом, число b - вторым коэффициентом квадратного уравнения.

2. Если хотя бы один из коэффициентов b или с квадратного      

уравнения равен нулю, то квадратное уравнение называется  неполным.

3. Это уравнение не имеет корней, т. к. квадрат любого числа

неотрицателен.

Карточка для работы в динамической паре (8 кл., тема «Теорема Пифагора»).

Лицевая сторона карточки

(для отвечающих)

Обратная сторона карточки

(для опрашивающего)

Дано: АBC();

С = 15 м; sinB = 0.6

Найти: b. a

Дано: АBC();

С = 15 м; sinB = 0.6

Найти: b. A

Вопрос 1. Каким отношением можно записать синус угла В?

Ответ. sin B=  или sin B= b : с.

Вопрос 2. Какой компонент полученной формулы неизвестен?

Ответ. Неизвестен катет b, который легко можно найти, пользуясь этой формулой: b = c• sinB = 15 • 0,6= 9 (м).

Вопрос 3. Как найти а?

Ответ. Воспользуемся теоремой Пифагора: a2 = c2 – b2;

Такие карточки предлагаются в четырёх вариантах для четырёх учащихся группы. Во время этой групповой работы я, как и описывалось выше при работе в статической паре, осуществляю включённый контроль. Работа длится до 20-25 минут урока, после чего ученики приступают к письменной самостоятельной работе по вариантам. И теперь уже начинается этап индивидуальной работы, т. е. этап отключённого контроля: поочередно приглашаю учеников к столу или к доске для решения задач и упражнений.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Использование групповой формы работы на уроках математики для развития  коммуникативных способностей и познавательных процессов школьников....

Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие". (Маршрутный лист, групповая и индивидуальная формы работы. Самоанализ урока)

Урок русского языка Класс: 5Тема: «Прилагательные полные и краткие»Тип урока: изучение нового материалаФормы и методы: слово учителя, беседа, анализ языкового материала, наблюдение, орфографическ...

Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие". (Маршрутный лист, групповая и индивидуальная формы работы. Самоанализ урока)

Урок русского языка Класс: 5Тема: «Прилагательные полные и краткие»Тип урока: изучение нового материалаФормы и методы: слово учителя, беседа, анализ языкового материала, наблюдение, орфографическ...

Коллективные и групповые формы работы на уроках математики.

Учитель, прежде всего, должен найти такие методы и формы работы на уроке, которые смогли бы  увлечь  детей, сделать процесс обучения интересным. Одной из наиболее современных и востребованны...

Применение групповых форм работы на уроках математики как средство организации учебной деятельности в условиях ФГОС.

из опыта работы учителя математики "Применение групповых форм работы на уроках математик как средство организации учебной деятельности  в условиях ФГОС"  представлены раз...

Из опыта работы: групповая форма работы на уроках математики

С введением ФГОС приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектироватьпути достижения этих целей, контролировать и оцен...