Урок по теме "Проценты".Первый урок в теме.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Урок в формате ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе «Понятие процента»

Учебник: Зубаревой ,Мордкович

 Тип урока:    Урок изучения  нового                                                                                        Планируемые результаты:                                                                                                          Предметные:                                                                                                                     Познакомиться с опрелелением процента.  Научиться находить  в тексте задачи или по смыслу задачи величину, которую принимают за 100%                                                                           Метапредметные УУД:                                                                                                            Коммуникативные: поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, с помощью вопросов активизировать работу класса                                                                                                                         Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составить план выполнения работы.                                                                                                                         Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов, расширить круг знания и применения процентов. Личностные УУД:                                                                                                        Формирование и развитие интереса к творческой деятельности при  составленного плана, проекта, модели, образца

Збинякова ЛН

14.04.2017


Этапы урока

Деятельность

учителя

учащихся

Организационный этап

Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.

Я, как и всегда, рада вас видеть сегодня на уроке, рада вашим улыбкам и надеюсь, что время урока пролетит незаметно и будет для вас приятным и полезным. Начать наш урок я хочу с очень веселой песенки. К нам в гости просится лень. Она  просит послушать ее песенку.Послушаем ее.

Ребята, а за вами ходит лень?

Как же бороться с ней? Ответ можно найти в словах этой песни:

Не откладывай на завтра,
Делай все сейчас!

И ничего, и никогда
Не может выйти без труда.
Кончил дело - Гуляй смело!

И сегодня на уроке мы с вами  лени хозяйничать не позволим? Вы согласны? Сегодня мы узнаем о новом понятии в математике. Вспомним, может мы с ним встречались?

Мы будем много работать устно, разбирать задания из учебника, что-то вспомним, что-то узнаем нового и мне бы хотелось, что бы вы сами свою работу оценили. А чтобы легче было это сделать, я  для вас приготовила листы самооценки.

Учащиеся готовы к началу работы.

Учащиеся прослушивают песенку про лень.

Раздаю

листы

самооценки.

Актуализации знаний

1.Устный счёт.

-Урок начнем с того, что вспомнить некоторые правила счета,  наши знания, умения и навыки. Поэтому как всегда начнём урок с устного счёта.  

38,6:100;  0,256*100; 864:100; 1,28*100; 6,3*100;  12:100;  0,324*100;   5,3:100;   0,308*100;   80,5:100;    3,09*100;   62,3:100;    0,02*100;    120:100;      7,008*100;   56,1:100;   0,234*100;   803,5:100;   5,098*100;   12:100;   0,09*100;   7890:100;  10,03*100;   34,1:100;  8,03*100

Какие правила вы применили при решении этих примеров?   Назовите их.    

2. А знаете ли вы что?

  •    99 процентов  живых существ, обитавших на Земле, вымерли.
  • Около 70 процентов  живых существ Земли — бактерии. 
  • Тело человека на 65% состоит из воды. 
  • Пресная вода составляет около 3 % воды на Земле..
  • Внутри львиного прайда 90 процентов  добычи в «семью» поставляют львицы.
  • 46 процентов всей воды в мире находится в Тихом океане. Атлантика содержит 23,9 процентов всей воды, Индийский океан — 20,3процента, Северный Ледовитый — 3,7 процента. Это самый маленький океан в мире. Большая его часть покрыта ледяным панцирем, плавучими льдинами и айсбергами.
  • Человек более 33 процентов своей жизни  проводит во сне.

 

Интересные факты, не так ли? Какое одно и тоже слово встречается в каждом предложении?

-Встречалось ли вам раньше это слово? Где?

Решают в уме, один из учеников проговаривает ответ.

1.правило умножения десятичной дроби на 100;

2.правило деления десятичной дроби на 100.

Процент

В банке, в магазинах, штрафы, в кулинарии, в медицине и т. д.

Постановка цели и задач урока

Проценты творят чудеса. Зная их, бедный может стать богатым. Обманутый вчера в торговой сделке покупатель сегодня обоснованно требует процент торговой скидки. Вкладчик сбережений контролирует  проценты, грамотно размещает деньги в прибыльное дело. 

Проценты очень тесно связаны с жизнью человека, поэтому их нужно знать, и поэтому сегодня мы изучаем проценты. Открываем тетради и записываем тему урока.

Тема урока: « Понятие процента»

Ребята попробуйте поставить каждый для себя цель этого урока, я в вам буду помогать:

  1. Внимательно прочитайте формулировку темы.
  2. Выделите слова и словосочетания (термины, понятия), встречаемые впервые.
  3. Определите, знаете ли Вы точное значение терминов, встречающихся в формулировке темы.
  4. Определите, какие умения, связанные с  применением этих знаний, необходимо выработать в рамках изучения данной темы.
  5. Определите, какие правила, алгоритмы, способы действий в рамках изучаемой темы Вам неизвестны.
  6. Определите, какие новые (оперативные) знания необходимо усвоить в рамках изучения данной темы.
  7. Определите, какие умения, связанные с применением этих знаний, необходимо выработать в рамках изучения данной темы

Тогда какую цель вы должны поставить перед собой? Какие знания должны освоить? Какие умения выработать?

А что нужно делать для достижения целей?

Учащиеся записывают тему урока;

ставят цель и задачи урока.

Цели: 1.Научиться давать определение процента. 2.Научиться правильно определять по тексту задачи величину, которую принимают за 100%

3. Научиться применять понятие процента для решения простейших текстовых задач.

4.Научиться переводить проценты в дробь и обращать дробь в проценты.

Внимательно изучить тему в учебнике, проверить умении при решении задач.

Работа по теме урока

Некоторые дроби чаще других встречаются в повседневной жизни, и поэтому получили особые названия. Посмотрите, на доске записаны дроби,  прочитайте их?   Как по-другому они называются?  Если есть затруднения с названием последней дроби, давайте обратимся к учебнику.

1% = 0,01

Запишите и прочитайте: 5 процентов, 68 процентов, 2 %, 97%, 4 %.

        Слово «процент» происходит от латинских слов pro centum, что дословно переводится как «на сто».         Знак % произошёл благодаря опечатке. В рукописях pro centum часто заменялось словом «cento» (сто) и писали сокращённо – cto. В 1685 году в Париже была напечатана книга – руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto набрал %. После этой ошибки многие математики также стали употреблять знак % для обозначения процентов, и постепенно он получил всеобщее признание.

Итак,  одна сотая часть числа – это и есть 1 %, тогда вся величина чему равна?  

  1. Решение задач из учебника: №863 (разбирает ученик, комментирует решение) №864, № 865 ( два ученика работают самостоятельно у доски)
  2. Решение задач в рабочей тетради (ученики комментируют решение).

      Дети, давайте повторим, что такое процент?

Запишите половину четверть в виде обыкновенной дроби, процента и десятичной дроби.

Однажды в английском графстве Камберленд разразилась сильная гроза. Ветер вырывал деревья с корнями, образуя воронки.  В одной из таких воронок жители обнаружили какое-то чёрное вещество. Название этого вещества зашифровано.

Расшифровать это слово мы сможем, если выполним тест.(Работа в парах)

   

    1) Сотая часть числа.              Б) 2%;     В) треть;   Г) 1%.

    2) Десятая часть числа.          П) 15%;   Р)  10%;   С)  8%.

    3) Пятая часть числа.              А) 20%;  Б)  2%;     В)  11%.

    4) Четвёртая часть числа.      М) 5%;   Н) 3%;     Ф)  25%.

    5) Половина.                             И) 50%;   К) 9%;     Л)  13%.

    6) Три четверти числа.           Р)  60%;   С) 7%;     Т)  75%.

Кусочками графита пастухи стали метить овец, а торговцы делали надписи на корзинах и ящиках. Случилось это в 1565 году. У первых карандашей было два недостатка: они пачкали пальцы и быстро ломались. Кусочки графита стали обматывать тканью, а для прочности смешивали с серой, соломой. Позднее стали добавлять глину, смесь обжигали в печи. Современный карандаш появился в конце 18 века.

Ребята, возьмите в руки карандаши и выполните следующее задание (задание в рабочей тетради)

Половина, треть, четверть, процент.

Дети читают в учебнике как образовано слово процент и как он записывается.

100%

Процент это сотая часть величины (числа)

½=50%=0,5

¼=25%=0,25.

Ответ: ГРАФИТ.

Физкультминутка

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.

На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам

Выполняют упражнение

Закрепление изученного материала

Решение самостоятельной работы с последующей взаимопроверкой.(Проверка по шаблону)

 

Оценивание: Все три задания выполнены верно – 5

                       Два задания –верно, любое третье-  не полностью -4

                       Два задания - 3

Ответы: 1 вариант: №1 100% -все украшения;70%

                                  №2 49%,  51%

                                 №3 АНДОРРА

              2 вариант: №1 100% -все деньга;30%

                                  №2 35%,  65%

                                  №3 КОМЕДИЯ

Рефлексия. Подведение итогов урока

-  В течение всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок. Постарайтесь объяснить свое оценивание.

- Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели?

- Ребята, если вы хорошо усвоили тему урока, достигли цели урока, поставьте пожалуйста себя на пьедестал знаний и умений. 

Домашнее задание

Задание на дом: №866, №867, №868

- Спасибо всем за активную работу. Наш урок окончен.

Ребята записывают домашнее задание в дневниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия из 5 первых уроков по теме "Квадратичная функция"

В данном материале предоставлены первые пять  уроков. Преподавание ведется по учебнику Ю.Н.Макарычев и др."Алгебра - 9"...

Урок русского языка в 5 классе Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А».

Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А». Урок изучения нового учебного материала, смешанный. В ходе урока используется интерактивная доска, система голосования и тестирован...

Урок математики по теме "Масштаб", 6 класс. Первый урок в теме. Учебник Л.Г. Петерсон.

Урок математики по теме "Масштаб",  6 класс. Первый урок в теме. Учебник Л.Г.  Петерсон....

Презентация к первому уроку по теме "Системы счисления"

Проиллюстрированы понятия числа и цифры, системы счисления. Дана классификация систем счисления. Подробно рассмотрена римская система счисления (правила записи и чтения чисел)....

Презентация для первого урока по теме "Понятие функции"

Презентация содержит материалы для первого урока по теме "Понятие функции"Слайд-заголовокЭпиграфВеличины в жизниОпределение переменной величиныНа примере движения автобуса перечислите переменные и пос...

Первые уроки по теме "Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными" 9 класс

Уроки разработаны по  учебнику С.Г.Бархударова, С.Е.крючкова " Русский язык 9 класс". Используется работа в парах, групповая работа, ролевая игра....

Опорный конспект к первому уроку по теме Комбинаторика, 11 класс "Почти все о Комбинаторике"

Содержание опорного конспекта охватывает весь объем учебного материала по теме Комбинаторика,  разработано в соотвествии с УМК Алгебра и начала математического анализа, 11 класс авт. Ю.М.Колягин,...