ЭОР "Системно-деятельный подход как основа качественной подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике "
статья по алгебре (11 класс) по теме
Системно-деятельный подход как основа качественной подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-deyatelnostnyy_podhod_vystuplenie_na_rmo.docx | 21.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно-деятельный подход как основа качественной подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике
(из опыта работы учителя МОУ «Разумеская СОШ №1» Фуниковой Т.Н.)
Стратегическая задача современного образования — это «создание механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования. Мы должны, наконец, создать основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности» (В.В.Путин).
При подготовке учащихся к ЕГЭ стоит задача, прежде всего, не столько вооружить знаниями, умениями и навыками, сколько организовать ситуацию поиска учащимися способов решения задач.
Основной задачей учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся могли сформироваться потребности и способности осуществлять преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Я пришла к выводу, для качественной подготовки к итоговой аттестации необходимо так организовать учебный процесс, чтобы главное место отводилось активной и в большей степени самостоятельной деятельности учащихся.
Системно-деятельностный подход как раз и помогает создать среду, которая бы мотивировала учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать информацию, обмениваться ею, а также быстро и свободно ориентироваться в окружающем информационном пространстве.
Системно-деятельностный подход на уроке подготовки учащихся к ЕГЭ, ОГЭ включает ряд взаимосвязанных и последовательных этапов, результаты прохождения каждого этапа фиксируются в "Дневник успешной подготовки к ЕГЭ". Такая поэтапная подготовка позволяет учителю организовать учебный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого ученика с партнёрством учителя.
Этапы подготовки:
1этап: пробное тестирование и определение желаемого и действительного результата.
В сентябре выполняют пробный тест ЕГЭ базового уровня и после его проверки фиксируют действительный результат.
Заполняют страницу диагностики и составляют план действий в дневнике успешности.
Номера заданий КИМ ЕГЭ которые я выполняю всегда без ошибок | Номера заданий КИМ ЕГЭ которые я выполняю но допускаю ошибки в зависимости от прототипа задания | Номера заданий КИМ ЕГЭ к решению которых я не приступаю или при выполнении сталкиваюсь с затруднениями. |
2 этап: повторение и систематизация теоретического материала
Для успешного выполнения заданий ЕГЭ необходимы глубокие и прочные знания по теории всего курса математики. Систематизация теоретического материала осуществляется двумя способами: методом индивидуальной подборки информационного материала и методом групповой работы, который осуществляется на каждом уроке, в виде мозгового штурма. Теоретический материал оформляется в опорные конспекты, таблицы, схемы. Именно систематизация материала, уже известного учащимся, является благодатной почвой для применения деятельностного подхода.
Обучающиеся по результатам заполнения таблицы определяю проблемные вопросы и определяют формы работы. Например у некоторых обучающихся возникла проблема с выполнением задания № 4 ( профильный уровень) и решили работать в группе над систематизацией знаний по теме " Теория вероятности" и составили план по которому выполняют отработку умений и навыков выполнения прототипов задания 4 на следующем этапе.
- этап: тренировочные упражнения.
Старшеклассники по алгоритму отрабатывают материал предложенный в заданиях ЕГЭ. На этом этапе происходит осмысление материала, так как при выборе способа решения школьники анализируют, размышляют. Самое главное - взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимоподдержка, что, несомненно, влияет на межличностные отношения в классном коллективе. Поэтому можно говорить ещё и о воспитательном аспекте системно-деятельностного подхода.
4 этап: самостоятельная работа с КИМ по отдельным группам-прототипам заданий с использованием различных форм ( решение онлайн тестов созданных учителем с системой подсказок, система подготовки к ЕГЭ «РЕШУ ЕГЭ» в формате домашней работы, тематические тесты )
5 этап: промежуточное тестирование ( с применением контрольных интерактивных тестов, материалов открытого банка заданий без доступа к подсказке). Раз в неделю на уроке за 15-20 минут ученики решают 10 заданий КИМа
6 этап: коррекционная работа по результатам промежуточного тестирования, через взаимоконсультации между обучающимися, консультация учителя, индивидуальную работу.
Важным элементом всей подготовки к экзамену является коррекционная работа с учащимися по наиболее трудным темам. Проводится постоянный анализ всех выполненных работ, внесение данных в дневник успешности, определение возникших затруднений и их причин, обязательная работа над допущенными ошибками, при необходимости повторение теоретического материала.
Именно благодаря коррекционной работе можно повысить уровень подготовки учащихся, отработать необходимые навыки, устранить «пробелы» в знаниях выпускников.
7 этап: контрольное тестирование
Первоначальная, промежуточная диагностика и, конечно, контрольное тестирование - важнейший элементы по подготовке к экзамену, который позволяет отслеживать «движение учащихся», выявляет необходимость коррекционной работы с отдельными учащимися или с группами выпускников.
В качестве домашнего задания для закрепления полученных знаний предлагаются ученикам самостоятельно выбрать и выполнить задания из открытого банка ЕГЭ.
В своей работе применяю следующие правила подготовки к ЕГЭ.
Первое правило – тематическое повторение. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.
Второе правило – логика. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.
Третье правило – постоянные тренировки. На уроках и дома учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.
Четвёртое – индивидуальность. На консультациях ученик может получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.
Пятое – ограниченность времени. Тренировочные тесты в классе провожу с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя : за какое время сколько заданий они успевают решить.
Шестое – постоянный контроль. Максимальная нагрузка по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.
Следуя этим правилам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.
Конечно же, данная система требует большого количества времени учителя на подготовку к занятиям, проверку и анализ работ, проведение индивидуальных консультаций.
Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить свободно, без страха, творчески.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование личностно-ориентированного обучения и ИКТ-технологии для качественной подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по математике"
Для создания системы подготовки обучающихся к итоговой аттестации, обеспечивающей высокое качество знаний школьников на основе личностно-ориентированного обучения и информационно-коммуникационных техн...
Выступление на педсовете "Педагогические технологии, способствующие более качественной подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку".
Выступление на педсовете....
Использование личностно-ориентированного обучения и ИКТ-технологии для качественной подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по математике
Педагогические технологии при подготовке учащихся к ГИА по математике...
Система подготовки обучающихся к ГИА по математике на основе выделения опорных задач и сквозных линий в преподавании алгебры и геометрии (из опыта работы).
В подготовке к государственной итоговой аттестации большую роль играет числовая содержательно-методическая линия. Её развитие идет в школьном курсе постепенно, поэтому подготовка к экзамену начинается...
Использование личностно-ориентированного обучения и ИКТ-технологии для качественной подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по математике
Использование личностно-ориентированного обучения и ИКТ-технологии для качественной подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестациипо математике...
Система подготовки обучающихся к ГИА по математике на основе выделения опорных задач и сквозных линий в преподавании алгебры и геометрии (из опыта работы).
Математика - обязательный для всех выпускников основной школы экзамен, и альтернативы ОГЭ как формы проведения его сегодня нет. При неоднозначном отношении к ОГЭ мы вместе с тем понимаем, что так...
Система подготовки обучающихся к ГИА по математике на основе выделения опорных задач и сквозных линий в преподавании геометрии и алгебры (из опыта работы).
Одним из направлений организационно-методической работы является создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы. Другое направление организационно-методической работы &nda...