Элективный курс по математике 9 класса "Функция: просто, сложно, интересно"
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (9 класс) по теме

Торештей Маргарита Кок-ооловна

 

В центре внимания школьной математики находится понятие функции. Однако размеры школьного учебника, количество часов, выделяемых на изучение темы «Функция» в разных классах, не позволяют показать в сколько-нибудь полном объеме все многообразие задач, требующих для своего решения функционального подхода, научить учащихся глубоко понимать и использовать свойства функции; нет времени изложить историю возникновения этого интереснейшего раздела в школьном курсе математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Элективный курс

по алгебре  9 класса

«Функция: просто, сложно, интересно»

Руководитель: Торештей М.К.

учитель математики и физики

первой квалификационной категории

                                                             Пояснительная записка

В центре внимания школьной математики находится понятие функции. Однако размеры школьного учебника, количество часов, выделяемых на изучение темы «Функция» в разных классах, не позволяют показать в сколько-нибудь полном объеме все многообразие задач, требующих для своего решения функционального подхода, научить учащихся глубоко понимать и использовать свойства функции; нет времени изложить историю возникновения этого интереснейшего раздела в школьном курсе математики.

С другой стороны, авторы контрольно-измерительных материалов ЕГЭ уделяют много внимания проверке умений читать по графику свойства функции, использовать их в решении уравнений и неравенств. Тесты итоговой аттестации по математике за курс основной школы предполагают наличие у школьников подобных знаний, поэтому формировать основы этих знаний необходимо начинать как можно раньше.

Курс «Функция: просто, сложно, интересно» позволит углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функций, их свойствам, а также раскроет перед школьниками новые знания об обратных функциях и свойствах взаимно обратных функций, выходящие за рамки школьной программы.

Цель: создание условий для обоснованного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в освоении математического материала на основе расширения представлений о свойствах функций.

Задачи:

- закрепление основ знаний о функциях и их свойствах;

- расширение представлений о свойствах функций;

- формирование умений «читать» графики и называть свойства по формулам;

- вовлечение учащихся в игровую, коммуникативную, практическую деятельность как фактор личностного развития.

Содержание курса

Курс предназначен для учащихся 9 класса среднего общеобразовательного учреждения, реализующегося предпрофильную подготовку. Рассчитан на 34 часов аудиторного времени.

Включенный в программу материал имеет познавательный интерес для учащихся и может применяться для разных групп школьников вследствие своей обобщенности и практической направленности. Развертывание учебного материала четко структурировано и соответствует задачам курса.

 Формами итоговой аттестации являются представление «Портфеля достижений», а также дидактическая игра «Восхождение на вершину знаний».

«Портфель достижений», на наш взгляд, должен включать:

- конспекты занятий;

- схему исследования функции;

- самостоятельные исследования свойств функций (не менее четырех);

- «Применение функций в природе и технике» (информация в любой форме);

- тесты (не менее двух);

- анализ собственных успехов (в любой форме);

- описание своего участия в игре, баллы, набранные в ней.

Требования к усвоению курса.

Учащиеся должны знать:

- понятие функции как математической модели, описывающей разнообразие реальных зависимостей;

- определение основных свойств функции (область определения, область значений, четность, возрастание, экстремумы, обратимость и т.д.);

Учащиеся должны уметь:

- правильно употреблять функциональную терминологию;

- исследовать функцию и строить ее график;

- находить по графику функции ее свойства.

Тематическое планирование учебного материала

Тема

Кол-во часов

Технология реализации

Подготовительный этап: постановка цели, проверка владения базовыми навыками

3

Беседа, тестирование

Историко-генетический подход к понятию «функция»

3

Лекция, демонстрация диафильма

Способы задания функций

3

Беседа, практикум

Четные и нечетные функции

3

Беседа, практикум

Монотонность функции

3

Лекция, практикум, тестирование

Ограниченные и неограниченные функции

3

Семинар, практикум

Исследование функции элементарными способами

3

Практикум, тестирование

Построение графиков функций

3

Практикум, тестирование

Функционально-графический метод решения уравнений

4

Беседа, практикум

Функция: просто, сложно, интересно

3

Дидактическая игра «Восхождение на вершину знаний»

Функция: просто, сложно, интересно

3

Презентация «Портфеля достижений»

Итого:

34ч.

Дидактические материалы:

- таблицы, раздаточные материалы, методические пособия с электронным приложением

Методические рекомендации:

Задачи составлены на основе минимальных требований математической подготовке учащихся. С точки зрения решения они не представляют, никаких трудностей, ради которых их стоило бы подробно рассматривать. Соответствующие приемы решений хорошо известны учащимся.

В то же время «вечным» вопросом остается оформление решения, а точнее говоря, грамотная, достаточно логически полная его запись.

Литература:

  1. М.Е.Козина. Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов/, Волгоград: Учитель, 2006.-137 с.
  2. Единый государственный экзамен 2002: контрольные измерительные материалы: Математика / Л.О.Денищева, Е.М.Бойченко, Ю.А.Глазков и др. – М.: Просвещение, 2002, - 217 с.
  3. Е.С. Канин и др. Упражнения по началам математического анализа в 9-10 классах: кн. Для учителя / Е.С.Канин, Е.М.Канина, М.Д.Чернявский. – М.: Просвещение, 1986.-160с.
  4. В.С.Крамор. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начала анализа.- М.: Просвещение, 1990.- 416 с.
  5. В.С.Крамор. Повторяем и систематизируем школьный курс геометрии.- М.: Просвещение, 1992.- 320 с.
  6. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк. Алгебра: доп. Главы к шк. Учеб. 9 кл.: Учебное пособие для учащихся шк. И Кл. с углубл. Изуч. Математики / Под ред. Г.В.Доровеева.- М.: Просвещение, 1997.- 224 с.
  7. Энциклопедический словарь юного математика / Сост. А.П.Савин.- М.: Педагогика, 1985.- 352 с.

Приложения

  1. Тематический словарь математических терминов
  2. Вопросы для повторения
  3. Стихи о функциях
  4. Кроссворды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс Функция просто, сложно, интересно

Курс «Функция: просто, сложно, интересно» позволит углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функций, их свойствам, а также раскроет перед школьниками...

Элективный курс по математике "Учимся решать сложные задачи"

Рабочая программа элективного курса по математике для подготовки к ГИА в 9 классе....

Рабочая программа предпрофильного курса 9 класса «Функция: просто, сложно, интересно».

Начиная с 7 класса в центре внимания школьной математики находится понятие функции. Однако размеры школьного учебника, количество часов, выделяемых на изучение темы «Функция» в раз­ных классах, не поз...

Программа элективного курса «Функция: просто, сложно, интересно»

Начиная с 7 класса в центре внимания школьной математики находится понятие функции. Однако размеры школьного учебника, количество часов, выделяемых на изучение темы «Функции» в разных клас...