Рабочая программа 10 кл по курсу "Формирование основ экономической грамотности"
рабочая программа по алгебре (10 класс) на тему

Рабоочая проограмма 10 класс по курсу" Формирование основ экономической грамотности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_osnov_ekon_gramotnosti.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Обоснование необходимости программы.

Данный курс предназначен для  обучающихся 10 классов и рассчитан на 24 часа. Содержание курса не включено в базовые программы, но оно построено таким образом, что его изучение базируется на полученных ранее знаниях учеников. Необходимость изучения основ рыночной экономики диктуется временем. Экономически образованный человек способен правильно ориентироваться в новой системе рыночных отношений, понимать и оценивать эффективность мероприятий по реформированию хозяйственной системы страны. Все большую значимость и актуальность приобретает вопрос экономической грамотности учащихся, повышения их экономической культуры. Экономическое мышление должно стать отличительной чертой подрастающего поколения. Изучение экономики детьми, школьниками всех возрастов – реальная необходимость современности. Экономика – наука о ведении хозяйства. Другими словами, наука о жизни. И многие проблемы можно разрешить с помощью такого инструмента, как математика. Курс поддерживает изучение основного курса математики, позволяет разрешить различные жизненные проблемы социально-экономического характера.

Значимость курса состоит в формировании знаний простейших основ хозяйственной жизни; начальных экономических знаний о народном хозяйстве, закономерностях производства продуктов и услуг, распределительных и товарообменных процессах, финансах и их системе; развитии умения применять экономические знания в конкретных задачах.

         Программа курса представляет собой решение математических задач  практической направленности: процентных вычислений; линейных уравнений, пропорций и текстовых задач на вычисление зарплат, пенсий, стипендий; расчёт тарифов; совершение банковских операций; чтение и понимание графиков; исследование и анализ полученных данных; применение элементарных математических методов в экономике. Таким образом, программа  нацелена на формирование и повышение экономической культуры учащихся.

Характеристика курса в контексте самоопределения старшеклассника

Данный  курс дает старшекласснику возможность реализовать личностные потребности, связанные с профессиональным самоопределением. Обучающиеся вовлекаются в деятельность, способствующую становлению и развитию в области прикладной математики, экономики, бухгалтерии, банковского дела, торговли, туристического бизнеса, строительства и ремонта.

Школьники смогут применить полученные знания и умения при выполнении практических заданий экономического характера.

           Цели  курса:

- научить решать задачи социально-экономического характера; 

-  сформировать важные академические знания в области математики.

        Планируемые образовательные результаты

Обучающийся знает:

  • основные способы представления и анализа статистических данных;
  • математические методы решения задач экономического содержания;
  • основные задачи на проценты, формулу сложных процентов;
  • содержательный смысл терминов «процент», «издержки», «спрос», «предложение», «эластичность спроса и предложения», «выручка», «рыночная цена», «потребительский излишек»;
  • понятия «акция», «дивиденды», «бюджет», «налог», «чистый убыток»;

Обучающийся умеет:

  • работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики;
  • применять экономические знания в конкретных задачах;
  • решать задачи с помощью экономико-математических методов;
  • анализировать функции спроса и предложения, определять рыночную цену;
  • решать задачи на оптимизацию;
  • вычислять дополнительный доход.                    

На изучение курса отводится 24 часа, по одному часу в неделю. Длительность занятия – 45 минут.

Тематическое планирование курса

Тема 1. Введение (1 ч).

Предмет курса. Цели и задачи курса. Основные понятия экономики на уроках математики. Как устроена хозяйственная жизнь человечества.

Тема 2. Банковские расчёты (8 ч).

Для чего нужны банки? Уровни и виды банков: центральный банк и коммерческие банки (инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки). Знание простейших основ хозяйственной жизни: бюджет, кредит, банк, ценные бумаги и т.д.; налоги и распределение налогового бремени; сбережения и инвестиции. Простые проценты, сложные проценты, непрерывные проценты. Годовая процентная ставка. Расчёт величины вклада под простые проценты. Ежегодное начисление сложных процентов. Решение задач на определение величины равных платежей и дохода банка. Уравнение эквивалентности процентных ставок при дисконтировании и применение его при решении задач. Решение задач графическим методом.

Тема 3. Оплата услуг в сфере ЖКХ (4 ч).

Понятие сводки и группировки статистических данных. Правила построение статистических таблиц и графиков. Пользоваться справочными материалами, ресурсами Интернет для сбора информации. Решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор.

Тема 4. Продажи и услуги (9 ч)

Использование начальных экономических знаний о народном хозяйстве, закономерностях производства продуктов и услуг, распределительных и товарообменных процессах, финансах и их системе; спрос и предложение (равновесие, эластичность); рынки; факторы производства; издержки;  применение экономических знаний в конкретных задачах. Решение задач с экономическим содержанием на выбор оптимального варианта. Этапы математического моделирования в процессе решения задач.

Тема 5. Подготовка и защита проектов (2 ч).

Подготовка и защита проектов по выбранным темам.

Содержание обучения

№ занятия

тема занятия

форма проведения

практическая деятельность учащихся

организация самостоятельной работы учащихся

Тема 1.Введение (1 ч)

1

Введение

лекция учителя «Как устроена хозяйственная жизнь человечества»

слушают, записывают, задают вопросы

составление конспекта лекции

Тема 2. Банковские расчёты (8 ч)

2

Деятельность системы банков

экскурсия в банк; встреча с работником банка

слушают работника банка; участвуют в беседе

конспектирова-

ние

3-6

Банки и валюта

практическое занятие

работают с Интернет ресурсом;

решают задачи

составить кривые динамики валют за последний месяц

7-8

Расчеты банка с вкладчиком и заемщика с банком

практическое занятие

решают задачи

по теме

конспект решения задач

9

Заработная плата и налоги

компьютерная презентация с элементами беседы

работают с информацией; решают задачи

конспект решения задач

Тема 3. Оплата услуг в сфере ЖКХ (4 ч)

10-11

Оплата услуг в сфере ЖКХ

урок-практикум

работают с показаниями счётчиков на воду, газ,

электроэнергию; решают задачи

высчитывают

сумму затрат в месяц на услуги ЖКХ

12-13

Оплата услуг в сфере ЖКХ

урок-практикум

работают с показаниями счётчиков на воду, газ,

 электроэнергию в своей квартире

производят расчёт затрат семьи на услуги ЖКХ за месяц;

Тема 4. Продажи и услуги (9 ч)

14-15

Ремонт, ремонтные работы и строительство

встреча со специалистом строительной фирмы

слушают работника строительной фирмы; участвуют в беседе

рассчитывают

стоимость гаража

16-17

Ремонт, ремонтные работы и строительство

урок-практикум

решают задачи по теме

конспект решения задач

18

Поездки, путешествия и перевозки

встреча с работником туристической фирмы

слушают работника туристической фирмы; участвуют в беседе

рассчитывают стоимость поездки своей семьи на отдых на одном виде транспорта

19

Поездки, путешествия и перевозки

урок-практикум

решают задачи по теме

конспект решения задач

20

Рынок отдельных продуктов

экскурсия в магазин и на рынок

беседуют с продавцами; задают вопросы; изучают цены на продукты и товары первой необходимости

изучают содержательный смысл терминов «процент», «издержки», «спрос», «предложение», «эластичность спроса и предложения», «выручка», «рыночная цена», «потребительский излишек»;

21

Торговля для потребителя

урок-практикум

решают задачи по теме

22

Сотовая связь и Интернет

семинар

работают в группах; решают задачи

конспект решения задач

Тема 5. Подготовка и защита проектов (2 ч)

23

Подготовка проектов

урок-практикум

готовят проектную работу

проектная работа

24

Подготовка и защита проектов

презентация проектных работ

выступают с сообщением, презентуют работу, участвуют в обсуждении

проектная работа

                              Список используемой литературы

  1. Заиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике. 7-8-ой классы: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2002
  2. Заиченко Н.А. Экономика. Задачи, упражнения, тесты, кроссворды. 5-11 классы: Учебное пособие. – СПб.: СМИО-Пресс, 1998.
  3. Замков О.О. и др. Математические методы в экономике. – М.: Дело и сервис, 2004.
  4. Симонов А.С. Экономика на уроках математики. – М.: Школа-пресс, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по факультативному занятию «Основы компьютерной грамотности» 11 класс VIII вид

Данная примерная программа разработана  для реализации на базе МС(К)ОУ С(К)ОШ  VIII вида. Основное содержание курса направлено на формирование умения владеть компьютером как средством решени...

Рабочая программа по учебному курсу «География: экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира» для 10 класса (социально-экономический профиль)

Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 10 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль)...

Рабочая программа по учебному курсу «География: экономическая и социальная география мира. Региональная характеристика мира» для 11 класса (социально-экономический профиль)

Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 11 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль)...

Рабочая программа учебного курса по географии: «Экономическая и социальная география мира. 10 – 11 классы»

Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой для 10 – 11 классов (В. П. Максаковский, М., Дрофа, 2008 г.) и ориентирована на использование учебника «Экономическая и ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» 9 класс

Цель курса:формирование основ финансовой грамотности и экономического мышления обучающися на основе ключевых компетенций, способствующих овладению социальным опытом в сфере финансового рынка...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Экономические и правовые основы производственной деятельности

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Экономические и правовые основы производственной деятельности...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Функциональная грамотность" модуля " Читательская грамотность " , 5-6 класс

quot; Читательская грамотность" - способность человека понимать , использовать и оценивать тексты. Данный материал поможет учителю в планировании работы по курсу " Функциональная грамотност...