Рабочая программа по дополнительному образованию " Решение нестандартных задач"
рабочая программа по алгебре (7 класс) на тему

Гурьянова Валентина Викторовна

Рабочая программа рассчитана на 28 часов ( 1 час в неделю), может быть использована в 7 классе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Чебоксары

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 37

с углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары

Чувашской Республики

 

 

Рабочая программа

дополнительного платного образования

«Решение нестандартных задач. »

 

Класс:  7в,7г

Автор - разработчик: Гурьянова  Валентина  Викторовна

2017-2018 учебный год

  1.  Пояснительная записка

  1. Направленность  программы - МАТЕМАТИЧЕСКАЯ
  2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Новизна программы заключается в «погружении» в мир математики: занятия состоят из лекции, практикумов,  решении занимательных и логических задач. Актуальность программы определяется возросшим интересом к высшему образованию, обусловленным необходимостью в квалифицированных специалистах, способных к творческому подходу, рациональному мышлению и логическим рассуждениям.

Рассматриваемый материал не входит в базовый уровень общеобразовательных классов, а в профильных рассматривается недостаточно. Программа курса предназначена для углубленного изучения данного вопроса и является развитием системы ранее приобретенных знаний. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающей научно-теоретическое и алгоритмическое мышление и направлено на развитие самостоятельной исследовательской деятельности.

  1. Цель и задачи программы
  1. Цель:

Дополнительное образование и развитие математических способностей детей, развитие логического мышления в процессе решения нестандартных  задач, показать на примерах как применяются знания по математике в жизни.

  1. Задачи:
  • развитие математических и творческих способностей детей;
  • создание устойчивого интереса к предмету математика;
  •    обеспечение подготовки к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.

Используемые технологии 

Программа реализуется на основе практико-ориентированного подхода. Использование интерактивных технологий позволит активизировать индивидуальные мыслительные процессы у обучающихся; пробудить у них внутренний диалог; обеспечить понимание информации, являющейся предметом обмена; индивидуализировать взаимодействие обучающихся и преподавателя и обучающихся между собой; вывести детей на позицию субъекта обучения.

  1. Сроки реализации

Программа рассчитана на 1 год последовательного изучения материала в 7 классе общеобразовательной школы.

Срок реализации: 2017-2018 учебный год.

Осуществление контроля

Итоговый контроль проводится в форме защиты учебного проекта.

Учебно-тематическое  планирование

N п/п

Тема

Часов

на теорию

Часов

на практику

Всего часов

 Правила по ТБ. Математические фокусы

1

2

3

Логика и смекалка

1

1

2

 Затруднительные положения

1

4

5

Геометрия на спичках

1

2

3

Декарт и его математика

1

2

3

 Числа древние, но вечно юные

2

2

4

Принцип Дирихле

1

3

4

Разбиение и раскраска плоскости

1

2

3

Итоговое занятие

1

1

                             Итого

         9

             19

          28

  1.  Содержание учебного материала
  2. Математические фокусы (3 часа)
  3. Угадывание задуманного числа. Геометрические фокусы
  4. Логика и смекалка (2 часа)
  5. Взвешивания.  Календарь. Анаграммы.
  6. Затруднительные положения (5 часов)
  7. Головоломки. Принцип Крайнего. Инварианты.
  8.  Геометрия на спичках ( 3 часа)
  9. Геометрические головоломки. Спираль. Равновеликие части.          
  10. Декарт и его математика ( 3 часа)
  11. Декарт и его математика . Формула Пика.
  12. Числа древние, но вечно юные ( 4 часа)
  13. Числа Фибоначчи.  Фигурные числа. Пифагоровы числа. Замечательные числа
  14. Принцип Дирихле ( 4 часа)
  15. Разбиение и раскраска плоскости( 3 часа)
  16. Заключительное занятие ( 1 ч )
  17. Требования к уровню подготовки обучающихся
  18.  В результате изучения программы курса выпускники получают возможность
  19. узнать: 
  20. различные нестандартные приемы решения задач;
  21.  нестандартные приемы решения прикладных задач;
  22.  научиться: 
  23.  точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач;
  24. правильно проводить логические рассуждения, приводить собственные примеры, составлять задачи;
  25. использовать эвристические приемы при решении задач
  26.   извлекать необходимую информацию из учебной, справочной, научной литературы.
  27.  
  28. Ожидаемые результаты и способы их проверки

Самым главным результатом данной программы является развитие интеллектуальных возможностей школьников и привитие стойкого интереса к предмету математике.

Для определения качества образования и развития детей  используются различные мероприятия для фиксации промежуточного и конечного результата:

  • промежуточная рейтинговая система (открытая или закрытая, в зависимости от уровня группы);
  • успехи выступления на олимпиадах (дипломы, грамоты и похвальные листы)
  • итоговые зачеты  (годовая олимпиада);

Предполагаемый результат:

1. Участие в школьной и городской олимпиаде по математике.

2.  Участие в школьной математической научно-практической конференции

3. Участие в республиканских, всероссийских и международных дистанционных олимпиадах

4. Участие в многопредметных олимпиадах, организуемых вузами г. Чебоксары

Учебно-методическая обеспечение

  1. КлименченкоД.В. Задачи по математике для любознательных: кн. Для учащихся5-6 кл. средней школы.- М.: Просвещение,1992
  2. Нестеренко Ю.В. Лучшие задачи на смекалку.  - М. : АСТ-ПРЕСС,1999
  3. Захарова О.А. Практические задачи по математике. 5-6 классы. Учебное пособие.- М.: Академкнига/учебник,2007
  4. Кордемский Б.А. Математическая смекалка. - М: Наука, 2003

Календарно-тематическое планирование

№ /№

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Правила по ТБ. Правила по ТБ. Математические фокусы

1

2.

Угадывание задуманного числа

1

3.

Геометрические фокусы

1

4.

Логика и смекалка. Взвешивания.

1

5.

Логика и смекалка. Календарь. Анаграммы.

1

6.

Головоломки

1

7.

Принцип Крайнего

1

8.    

    Принцип Крайнего

1

9.

Инварианты.

1

10.

Инварианты.

1

11.

 Геометрия на спичках. Геометрические головоломки.

1

12.

 Геометрия на спичках.  Спираль

1

13.

 Геометрия на спичках. Равновеликие части.      

1

14.

  1. Декарт и его математика .

1

15.

Формула Пика.

1

16.

Формула Пика

1

17.

Числа Фибоначчи

1

18.

Фигурные числа.

1

19.

Пифагоровы числа.

1

20.

Замечательные числа

1

21.

Принцип Дирихле

1

22.

Принцип Дирихле

1

23.

Принцип Дирихле

1

24.

Принцип Дирихле

1

25.

Разбиение и раскраска плоскости

1

26.

Разбиение и раскраска плоскости

1

27.

Разбиение и раскраска плоскости

1

28.

Итоговое занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по математике «Решение нестандартных задач по математике»

    Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необхо...

Рабочая программа по предмету "Методы решения нестандартных задач", 10-11 класс.

Предмет "Решение нестандартных задач по математике" предназначен для учащихся 10–11-х классов. Составлена на основе книги П.И. Горштейна, В.Б. Полонского, М.С. Якира «Задачи с параметрами»....

Рабочая программа по дополнительному образованию "Решение задач повышенного уровня сложности"

Рабочая программа  составлена на  60 учебных часов ( 2 часа в неделю), для дополнительного образования по математике в профильном классе. Предназначена для учащихся интересующихся математико...

Рабочая программа курса по выбору Решение нестандартных задач по математике для 8-го класса (2017-2018)

Рабочая программа курса по выбору Решение нестандартных задач по математике для 8-го класса (2017-2018)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Решение нестандартных задач по математике» для учащихся 6 класса

Цель программы: Создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности учащегося на основе развития его индивидуальности; создание фундамента для математического развития, формирование ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Решение нестандартных задач по математике"

Рабочая программа по курсу "Решение нестандартных задач по математике" для 7 класса. Программа содержит календарно-тематическое планирование....