Дифференциация на уроках математики
статья по алгебре (10 класс) на тему
Применение дифференцированного подхода на уроках математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Существующая система образования не может удовлетворить возросшие требования производства, науки и всей непрерывно усложняющейся социальной жизни. Современное производство требует от большинства людей специальных знаний.
Очевидно, что изменился характер тех знаний, языков и вообще средств, которыми должен владеть человек. Теперь это уже не элементарная арифметика и геометрия, а основы дифференциально-интегральных и алгебраических методов, аналитическая геометрия и принципы математической логики. И все они должны иметь значительно более абстрактную и обобщенную форму, нежели раньше.
Математика объективно является одним из наиболее сложных школьных предметов, требующих интенсивной мыслительной работы, высокого уровня обобщений и абстрагирующей деятельности, поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на одинаково высоком уровне.
По своим природным способностям, темпу работы и т.д. учащиеся сильно отличаются друг от друга. Нередко в одном классе можно наблюдать школьников как с очень высоким, так и с очень низким уровнем развития.
В равных условиях новые знания усваиваются учащимися по-разному. Одни школьники достаточно полно усвоят новое и смогут применить его в новых, но сходных с учебной обстановкой условиях, требующих самостоятельного развития новых знаний. Другие усвоят существенные стороны нового понятия или закономерности и сумеют применить их к решению задач, близких к тем, которые разбирались в процессе объяснения нового материала. Но будут и такие учащиеся, кто вынес лишь отдельные, нередко несущественные стороны нового понятия или закономерности и не может применить их к решению даже простых задач.
Следовательно, необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы учитывать различия между учащимися и создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех школьников. Дифференциация является таким подходом, который максимально учитывает индивидуальные особенности учащихся. Дифференцированное обучение способствует раскрытию индивидуальности, выявлению способностей и склонностей личности, предполагает актуализацию функций личностного выбора.
Предоставление учащимся возможности выбора, уже само по себе стимулирует возникновение интереса к предмету, способствует развитию индивидуальных склонностей. Такой подход позволяет активизировать учащихся на более углубленное изучение учебного материала и в этом смысле уровневая дифференциация отвечает задачам личностно ориентированного образования.
При закреплении материала я использую элементы уровневой дифференциации, ее основная особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям учащихся: явно выделяется уровень обязательной подготовки, который задает достаточную нижнюю границу усвоения материала. Этот уровень практически доступен и посилен всем школьникам. На его основе формируются повышенные уровни овладения материалом. Дети получают право и возможность выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям. Каждый из уровней известен и понятен детям. Только в этом случае можно рассчитывать на познавательную активность школьников, на заинтересованность их в результатах своего труда.
Для проверки знаний учащихся провожу самостоятельные и контрольные работы. При выполнении самостоятельных и контрольных работ дети так же выбирают себе определенный уровень.
Например, при проведении самостоятельной работы в 10 классе по теме «Действительные числа» учащимся предоставляется возможность выбрать те задания, которые для них посильны, при этом для получения отметки не обязательно решать именно первое и второе задание полностью. Можно выбрать только те задания, которые учащийся может решить. Все задания решаются в классе и отрабатываются дома, поэтому не вызывают особых трудностей при выполнении.
Пример самостоятельной работы в 10 классе:
Каждое задание оценивается в разное количество баллов. Чтобы получить отметку, необходимо набрать определенное количество баллов.
Отметка «5» – 32-38 баллов
Отметка «4» – 25-31 балл
Отметка «3» – 12-24 балла
Отметка «2» – 11 баллов и менее
Вариант I | Вариант II | ||
Задание №1 | |||
Какое из чисел можно представить в виде конечной десятичной дроби? (3 балла) | Какое из чисел можно представить в виде конечной десятичной дроби? (3 балла) | ||
Задание №2 | |||
Выяснить, какую из дробей можно представить в виде бесконечной периодической десятичной дроби, период которой равен 7. (3 балла) | Выяснить, какую из дробей можно представить в виде бесконечной периодической десятичной дроби, период которой равен 5. (3 балла) | ||
Задание №3 | |||
Представить бесконечную периодическую десятичную дробь в виде обыкновенной | Представить бесконечную периодическую десятичную дробь в виде обыкновенной | ||
а) 1,(4) б) 0,(13) в) –3,1(7) г) 0,12(15) | (3 балла) (3 балла) (4 балла) (4 балла) | а) 2,(8) б) –0,(15) в) 4,2(6) г) 0,15(13) | (3 балла) (3 балла) (4 балла) (4 балла) |
Задание №4 | |||
Выяснить, каким числом – рациональным или иррациональным – является значение выражения | Выяснить, каким числом – рациональным или иррациональным – является значение выражения | ||
а) | (2 балла) | а) | (2 балла) |
б) | (3 балла) | б) | (3 балла) |
в) | (6 баллов) | в) | (6 баллов) |
г) | (7 баллов) | г) | (7 баллов) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уровневая дифференциация на уроках математики
Актуальность использования технологии уровневой дифференциации в образовательном процессе, положительные и отрицательные аспекты. ...
Практико–значимый проект «Использование технологии уровневой дифференциации на уроках математики в условиях малокомплектной школы».
Практико-значимый проект....
«Организация разноуровневого мониторинга качества знаний, умений и навыков обучающихся в условиях внешней и внутренней дифференциации на уроках математики»
Обобщение опыта работы ...
Применение уровневой дифференциации на уроках математики.
Страшная это опасность – безделье, безделье за партой; безделье шесть часов подряд ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни ...
Применение уровневой дифференциации на уроках математики.
Страшная это опасность – безделье, безделье за партой; безделье шесть часов подряд ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школь...
Уровневая дифференциация на уроках математики (с приложением)
Выпускная работа в ИПК ПРО, 2003 год....
Технология уровневой дифференциации на уроках математики.
Не берусь утверждать, что технология УД панацея от всех проблем в обучении, это всего лишь одна из многочисленных технологий современного образования. Прежде всего в УД привлекает демократизация образ...