Дифференциация на уроках математики
статья по алгебре (10 класс) на тему

Огнева Екатерина Сергеевна

Применение дифференцированного подхода на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Существующая система образования не может удовлетворить возросшие требования производства, науки и всей непрерывно усложняющейся социальной жизни. Современное производство требует от большинства людей специальных знаний.

Очевидно, что изменился характер тех знаний, языков и вообще средств, которыми должен владеть человек. Теперь это уже не элементарная арифметика и геометрия, а основы дифференциально-интегральных и алгебраических методов, аналитическая геометрия и принципы математической логики. И все они должны иметь значительно более абстрактную и обобщенную форму, нежели раньше.

Математика объективно является одним из наиболее сложных школьных предметов, требующих интенсивной мыслительной работы, высокого уровня обобщений и абстрагирующей деятельности, поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на одинаково высоком уровне.

По своим природным способностям, темпу работы и т.д. учащиеся сильно отличаются друг от друга. Нередко в одном классе можно наблюдать школьников как с очень высоким, так и с очень низким уровнем развития. 

В равных условиях новые знания усваиваются учащимися по-разному. Одни школьники достаточно полно усвоят новое и смогут применить его в новых, но сходных с учебной обстановкой условиях, требующих самостоятельного развития новых знаний. Другие усвоят существенные стороны нового понятия или закономерности и сумеют применить их к решению задач, близких к тем, которые разбирались в процессе объяснения нового материала. Но будут и такие учащиеся, кто вынес лишь отдельные, нередко несущественные стороны нового понятия или закономерности и не может применить их к решению даже простых задач.

Следовательно, необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы учитывать различия между учащимися и создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех школьников. Дифференциация является таким подходом, который максимально учитывает индивидуальные особенности учащихся. Дифференцированное обучение способствует раскрытию индивидуальности, выявлению способностей и склонностей личности, предполагает актуализацию функций личностного выбора.

Предоставление учащимся возможности выбора, уже само по себе стимулирует возникновение интереса к предмету, способствует развитию индивидуальных склонностей. Такой подход позволяет активизировать учащихся на более углубленное изучение учебного материала и в этом смысле уровневая дифференциация отвечает задачам личностно ориентированного образования.

При закреплении материала я использую элементы уровневой дифференциации, ее основная особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям учащихся: явно выделяется уровень обязательной подготовки, который задает достаточную нижнюю границу усвоения материала. Этот уровень практически доступен и посилен всем школьникам. На его основе формируются повышенные уровни овладения материалом. Дети получают право и возможность выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям. Каждый из уровней известен и понятен детям. Только в этом случае можно рассчитывать на познавательную активность школьников, на заинтересованность их в результатах своего труда.

Для проверки знаний учащихся провожу самостоятельные и контрольные работы. При выполнении самостоятельных и контрольных работ дети так же выбирают себе определенный уровень.

Например, при проведении самостоятельной работы в 10 классе по теме «Действительные числа» учащимся предоставляется возможность выбрать те задания, которые для них посильны, при этом для получения отметки не обязательно решать именно первое и второе задание полностью. Можно выбрать только те задания, которые учащийся может решить. Все задания решаются в классе и отрабатываются дома, поэтому не вызывают особых трудностей при выполнении.

Пример самостоятельной работы в 10 классе:

Каждое задание оценивается в разное количество баллов. Чтобы получить отметку, необходимо набрать определенное количество баллов.

Отметка «5» – 32-38 баллов

Отметка «4» – 25-31 балл

Отметка «3» – 12-24 балла

Отметка «2» – 11 баллов и менее

Вариант I

Вариант II

Задание №1

Какое из чисел  можно представить в виде конечной десятичной дроби? (3 балла)

Какое из чисел  можно представить в виде конечной десятичной дроби? (3 балла)

Задание №2

Выяснить, какую из дробей  можно представить в виде бесконечной периодической десятичной дроби, период которой равен 7. (3 балла)

Выяснить, какую из дробей  можно представить в виде бесконечной периодической десятичной дроби, период которой равен 5. (3 балла)

Задание №3

Представить бесконечную периодическую десятичную дробь в виде обыкновенной

Представить бесконечную периодическую десятичную дробь в виде обыкновенной

а) 1,(4)

б) 0,(13)

в) –3,1(7)

г) 0,12(15)

(3 балла)

(3 балла)

(4 балла)

(4 балла)

а) 2,(8)

б) –0,(15)

в) 4,2(6)

г) 0,15(13)

(3 балла)

(3 балла)

(4 балла)

(4 балла)

Задание №4

Выяснить, каким числом – рациональным или иррациональным – является значение выражения

Выяснить, каким числом – рациональным или иррациональным – является значение выражения

а)

(2 балла)

а)

(2 балла)

б)

(3 балла)

б)

(3 балла)

в)

(6 баллов)

в)

(6 баллов)

г)

(7 баллов)

г)

(7 баллов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уровневая дифференциация на уроках математики

Актуальность использования технологии уровневой дифференциации в образовательном процессе, положительные и отрицательные аспекты.    ...

Применение уровневой дифференциации на уроках математики.

      Страшная это опасность – безделье, безделье за партой; безделье шесть часов подряд ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни ...

Применение уровневой дифференциации на уроках математики.

Страшная это опасность – безделье, безделье за партой; безделье шесть часов подряд ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школь...

Технология уровневой дифференциации на уроках математики.

Не берусь утверждать, что технология УД панацея от всех проблем в обучении, это всего лишь одна из многочисленных технологий современного образования. Прежде всего в УД привлекает демократизация образ...