Урок алгебры "Линейная функция и ее график"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Чиркова Анна Николаевна

Методическая разработка, презентация, маршрутный лист

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon novaya_papka_2.zip1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Линейная функция и ее график.

Цели:

Образовательная:

  • Формирование у учащихся понятия линейной функции и ее графика.

Воспитательные:

  • Воспитание аккуратности и внимательности при выполнении заданий;
  • Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной, групповой учебной деятельности.

Развивающие:

  • Развитие умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы;
  • Развитие умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли (формулировать ответ или вывод).

Задачи:

  • Повторить понятия «функция», «функция прямой пропорциональности и ее график»;
  • Дать понятие «линейная функция»;
  • Познакомить с графиком линейной функции;
  • Раскрыть применение математических знаний о графиках в различных профессиях;
  • Закрепить полученные знания.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний. (5 мин)
  3. Устная работа ( 5 мин)
  4. Изучение нового материала. (15 мин)
  5. Работа по теме урока(Заполнение маршрутных листов) Приложение 1

5.1.Работа по учебнику (4 мин)

5.2. Работа в парах (1 и 2 задание) (10 мин)

  1. Закрепление темы. Работа в парах. 3 задание  (4 мин)
  2. домашнее задание. Оценки. (1-2 мин)
  3.  Рефлексия (1-2мин)

Оборудование:

  • Компьютер, экран, проектор, классная доска, линейка, мел;
  • Презентация «Линейная функция и ее график»

1) Организационный момент.

Инженер и математик

Станет лишь тогда богат,

Если применить сумеет

Он систему координат. [2]

И. Кушнир,

Л. Финкельштейн

- Здравствуйте ребята. Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку станут слова Кушнир и Филькенштейна : 

2) Актуализация.

На уроках географии вы наверняка сталкивались с мировой системой координат в ней используются широта и долгота.

В системе координат строят графики, которые тоже широко применяются в науке т технике. Несколько примеров их применения вам раскроют одноклассники. Они подготовили небольшие сообщения.

Доклады учащихся.

 Кардиограф— это специальный медицинский прибор, измеряющий биоэлектическую активность сердца. Используется для того, чтобы проводить электрокардиографические обследования. электрокардиограмма — (электро + кардиограмма; ЭКГ; син. актинокардиограмма устар.) кривая, отражающая изменения во времени разности потенциалов электрического поля (биопотенциалов) сердца при его сокращениях

Термограф прибор для непрерывной регистрации температуры воздуха, воды и др.  Работа термографа контролируется по ртутному термометру.

Этим прибором записывается термограмма (лента термографа с непрерывной записью температуры за сутки, неделю и т. п.). Применяется в метеорологии, медицине и на производствах. [9]

Барограф— самопишущий прибор для непрерывной записи значений атмосферного давления. Применяется на метеорологических станциях, а также на самолётах и аэростатах для регистрации высоты (по изменению давления).

Сейсмограф  — комплект приборов для записи колебаний грунта и сооружений, вызванных землетрясениями, взрывами, вибрацией или другими причинами. Состоит из сейсмометра, принимающего сейсмический сигнал, и устройств, формирующих и записывающих выходной сигнал.

Сейсмографы широко применяются для решения задач сейсмологии и сейсморазведки; в горном деле — для прогноза горных ударов и внезапных выбросов.[4]

3)Устная работа

Итак, мы видим, что графики очень разнообразны и используются в различных областях. А значит существует необходимость их изучения, ведь порой от их правильного составления и прочтения зависят человеческие жизни.  

На приведенных ребятами примерах мы видим, что графики бывают разные, значит и функции тоже бываю разными.  На прошлых уроках мы с вами познакомились с одной из них, какой? Правильно, функцией прямой пропорциональности, так как вы думаете какая цель сегодняшнего урока? Верно, познакомиться с новой функцией...Но прежде давайте повторим, то, что мы уже знаем

  • Что называют функцией?

  • Функциональной зависимостью или функцией называется такая зависимость одной переменной от другой, при которой каждому значению независимой переменной соответствует единственное значение зависимой переменной.

  • Как называют переменные в функции?

- Независимую переменную называют аргументом, а зависимую – функцией и ее значения называют значениями функции.

  • Что такое «область определения»?

Область определения формируется из всех значений независимой переменной.

  • Какая функция носит название прямой пропорциональности?

- Прямой пропорциональностью называется функция, которую можно задать формулой вида y=kx, где x – независимая переменная, k – не равное нулю число.

- Назовите формулы, которыми задана  функция прямой пропорциональности:

  1. y=4x
  2. y=
  3. y = 7x+2
  4. y=0,5x
  5. y=2x+3
  6. y=4x+5
  7. y=3,5x
  • Все учащиеся поднимают сигнальные карточки:

Красная – “да”
Синяя – “нет”

3. Новая тема

Ребята, скажите сколько здесь формул, которыми задана функция прямой пропорциональности? Верно, 4. Посмотрите внимательно на те формулы, которые у нас остались? Скажите они похожи между собой? Чем? Верно,

давайте посмотрим на слайд. В первом столбце у нас функции прямой пропорциональности, а во втором нет.

Назовите формулу которой задается функция прямой пропорциональности? А как вы думаете какой формулой можно задать функции представленные во втором столбце?

Хорошо, попробуйте дать определение нашей новой функции.

Линейной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида у = кх +в, где х – независимая переменная, к и в – числа.

Ребята, откройте учебник на странице …..и проверим себя., Хорошо теперь откроем тетради и запишем число и тему урока: «Линейная функция и ее график». Запишем формулу, которой задается линейная функция y=kx+b

 5. 1.Работа по теме урока(учебник)

Выполним с вами номер 316 из учебника.  Прочитаем задание.

 Сигнальные карточки. ДА — синяя

                                         НЕТ - красная

А теперь посмотрите на слайд, на нем под буквой ж) записана еще одна формула, задана с ее помощью линейная функция? Да.

 у = 98х (к = 98, в = 0, т.к. у = 98х + 0)

Замечание: прямая пропорциональность является частным случаем линейной функции (у = кх + в, где в = 0).

Гимнастика для глаз.

Быстро-быстро поморгайте глазками, а теперь зажмуртись и посчитайте до 5. А теперь откроем глазки и посмотрим вверх, вниз, вправо и влево. А теперь наоборот. Закроем глазки и мысленно нарисуем 8 от пола до потолка . Хорошо. Отдохнули глазки. Давайте продолжим работу.

Хорошо, а теперь давайте вспомним, что является графиком прямой пропорциональности?

- Графиком является прямая, проходящая через начало координат.

5.2 Работа по теме(в парах)

Пришло время узнать, как выглядит график данной функции и почему она называется «линейной». Для этого найдем координаты некоторых точек и построим их в системе координат для функции под буквой а) из номера 316

у = 2х-3. Для того чтобы построить график,  нужно для каждого значения аргумента найти соответствующее ему значение функции,т.е. заполнить таблицу. Работать будем в парах. У вас на столе лежат маршрутные листы, вам нужно заполнить таблицу при заданных значениях х. Затем сверяемся.

х

-1

0

1

2

у

-5

-3

-1

1

 Хорошо, теперь давайте отметим эти точки в системе координат.

Мы видим, что точки выстраиваются в одну линию, проведя прямую через них, мы получим график данной функции. (Построения выполняются на доске учителем и детьми в тетради)

Что за фигура у нас получилась? Прямая. Значит для построения графика достаточно найти координаты двух точек.

Проведем сравнение графиков функций у = 2х, у = 2х+1,  Для этого построим их графики в одной системе координат.

Что вы заметили при построении?

Как вы думаете от чего зависит параллельность прямых? Чем похожи все 3 функции?

Задание 2. Поработайте в парах и задайте формулой функцию, график которой параллелен графикам построенных функций: y =2x-3, y=2x, y=2x+1.

6. Закрепление

Задание 3.

Выполните следующее задание в парах. Вам  дана система координат с несколькими графиками функций. Запишите  значения коэффициента в для каждой функции. Задание 3 в ваших маршрутных листах.

1

2

3

4

5

3

-2

-5

4

1

(Выполняют задание)

Сверим ваши результаты с правильными ответами (сверяют). Поднимите синие карточки те, у кого нет ни одной ошибки. Молодцы.

7) Постановка домашнего задания.

Учебник: пункт 16с. Читать, № 317, 328. Творческое задание

Выставление оценок.

8) Рефлексия и подведение итогов.

Молодцы. Спасибо за урок.

Приложение 1


Маршрутный лист

ФИ_______________________________________________________________

ФИ______________________________________________________________

Задание 1. Заполнить таблицу

а) y=2x-3

x

-1

0

1

2

y

б) y=2x

x

y

в)y=2x+1

x

y

Задание 2. Поработайте в парах и задайте формулой функцию, график которой параллелен графикам построенных функций: y =2x-3, y=2x, y=2x+1.

Задание 3.  Запишите  значения коэффициента в для каждой функции.

I

II

III

IV

V


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Линейная функция и ее график» алгебра 7 класс

Тема урока: «Линейная функция и ее график» алгебра 7 классУрок обобщающего повторения. Цели урока: обобщить и систематизировать изученный материал; упражнять учащихся в построении графиков  ...

Презентация к уроку "Линейная функция и её график"

Урок - игра "Звёздный час" по алгебре по теме "Линейная функция и её график". 7 класс. Обобщающий уок по теме. Можно провести в 8 классе как повторение....

Конспект урока "Линейная функция и её график"

урок закрепления и углубления знаний учащихся, конспект, элементы игры, сказка,......

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Линейная функция и ее график».

1.  ФИО (полностью)Шинкарюк Светлана Юрьевна2.  Место работыМБОУ « Ленинская  СОШ №2»   г. ЛенинскаВолгоградской области.3.  ДолжностьУчитель математики4.  Предметма...

Презентация урока "Линейная функция и ее график"

Данная презентация не требует предварительной подготовки учителя к уроку. Каждый слайд автномен, дает конкретное задание для учащихся и по щелчку идет проверка решения. Наглядно демонстрируется зависи...

Урок "Линейная функция и её график"

Вводится понятие линейной функции. График линейной функции – всегда прямая линия. Способ построения графика линейной функции. Технологическая карта урока. Раздаточный материал к уроку....

Конспект урока по алгебре в 7 классе. Тема урока: «Линейная функция и ее график»

Цель урока: осуществить повторение, обобщение и систематизацию материала темы, выявить уровень усвоения знаний и умений.Задачи:        1) образовательная: выработка ...